ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.11.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
Стратегия развития
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ГУМАНИТАРНОГО
УНИВЕРСИТЕТА имени М.А. ШОЛОХОВА
(на период до 2025 г.)
Содержание
нормативных актов и официальных документов
4. Стратегические цели развития МГГУ им. М.А. Шолохова 5. Анализ стратегической позиции МГГУ им. М.А.Шолохова 6. Основные направления достижения стратегических целей 7. Показатели достижения стратегических целей 8. Механизм реализации Стратегии развития МГГУ им. М.А. Шолохова 9. Заключительные и переходные положения Стратегии развития МГГУ им. М.А. Шолохова 10. Приложение 1. 11. Приложения к Стратегии развития МГГУ им. М.А. Шолохова: - Анализ позиции МГГУ им. М.А. Шолохова в сфере государственной молодежной политики и организации работы с молодежью - Показатели достижения стратегических целей МГГУ им. М.А.Шолохова на период до 2025 г. - Перечень стратегических проектов МГГУ им. М.А. Шолохова на период до 2015 г. - Бюджет развития МГГУ им. М.А. Шолохова (2010-2014 гг.) - Планируемые направления подготовки в МГГУ им. М.А. Шолохова с 2011 г. - Планируемые специальности научных работников в МГГУ им. М.А. Шолохова с 2011 г.
|
|
Анализ основных тенденций развития мировой и отечественной систем высшего и послевузовского профессионального образования
Современный мир – это мир реализованных через технологии и экономические отношения талантов и способностей людей. В этой связи в современном мире наука, искусство и образование становятся ключевыми факторами национальной конкурентоспособности.
Развитие системы образования на современном этапе развития России определяется стратегическими целями и задачами поддержки темпов и качества роста российской экономики, обеспечения регионального лидерства и сокращения отставания от развитых стран, дальнейшего развития институтов гражданского общества.
Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова в полной мере разделяет стратегические цели и задачи развития нашей страны, определенные в официальных документах, и стремится к их реализации через реализацию собственной Стратегии долгосрочного развития (на период до 2025 г.)
Основные тенденции развития мировой системы высшего и послевузовского профессионального образования
Стратегия МГГУ им. М.А.Шолохова основана на признании следующих фундаментальных тенденций и вызовов в современном развитии мировой системы образования.
1. Интернационализация образования, возникновение региональных образовательных пространств и мирового образовательного пространства.
Интернационализация является ключевым фактором трансформации образования в развитых странах в последние десятилетия. Данное направление развития включает индивидуальную мобильность - мобильность студентов или профессорско-преподавательского состава в образовательных целях; мобильность образовательных программ и институциональную мобильность; формирование новых международных стандартов образовательных программ; интеграцию в учебные программы международного измерения и образовательных стандартов; институциональное партнерство: создание стратегических образовательных альянсов.
По данным ЮНЕСКО, в 1995 году в различных странах обучалось 1,5 млн. чел., а в 2000 году - примерно 2 млн. иностранных студентов. Ожидается, что в 2010 году их будет 2,8 млн., а к 2025 году - 4,9 млн., в том числе 2,9 млн. из стран Азии. Более 60% иностранных студентов получают знания в университетах США, Великобритании, Канады, Германии, Франции, причем половина из них - в США.
В качестве яркого проявления интернационализации можно отметить Болонский процесс, основной целью которого является гармонизация систем высшего образования в мире. В 1999 г. в г. Болонья совместное заявление «Зона европейского высшего образования» подписали министры образования 29 стран, на сегодняшний день в Болонском процессе участвуют 45 стран.
Ключевой вызов этой тенденции для России и ее университетов заключается в постоянно усиливающейся конкуренции на рынке образовательных услуг со стороны иностранных университетов и в целом зарубежных образовательных систем. Интернационализация включает российские университеты в гонку за лучших студентов и лучших преподавателей. К сожалению, в настоящее время российская образовательная система проигрывает это состязание. Россия контролирует не более 1% рынка международного высшего профессионального образования, получая около 150-200 млн. долл. ежегодно (для сравнения: США контролируют около 30% рынка международных образовательных услуг, получая только в виде платы за образование около 12 млрд. долларов ежегодно). Угроза недостаточной конкурентоспособности российской системы высшего образования проявляется также в низком рейтинге российских университетов в мировых системах оценивания (так, в Шанхайский рейтинг 500 лучших вузов мира входят только 2 российских вуза МГУ и СПбГУ, в рейтинг TimesQS в 500 – только 5 вузов).
Другой угрозой, связанной с интернационализацией, является тенденция к «вымыванию» национального содержания образования.
Одновременно интернационализация создает новые возможности для российской системы образования и отдельных российских университетов. Это возможность экспансии российского образования, возможность включиться в борьбу за мировой глобальный рынок образовательных услуг. По самым скромным подсчетам, в ближайшие 5 лет Россия может увеличить свою долю на рынке мировых образовательных услуг минимум в 2 раза.
Ключевая цель, которая вытекает из признания данной тенденции для России, заключается в модернизации системы образования, вхождении России в мировое образовательное сообщество в качестве одного из лидеров. Для МГГУ им. М.А.Шолохова это означает необходимость поиска собственной ниши в российской и мировой образовательной системе и ориентации на лучшие мировые стандарты качества образования для обеспечения конкурентоспособности вуза.
2. Переход к массовому высшему образованию и развитие системы образовательных услуг.
В настоящее время в промышленно развитых странах высшее образование стало таким же массовым явлением, как начальное или среднее образование. Почти 60% населения, относящегося к возрастной группе от 18 до 23 лет, учится в высших учебных заведениях различных типов, причем с 1980 года в мире этот показатель вырос более чем в 1,5 раза, а в Японии достиг практически 100%. Число обучающихся по программам высшего профессионального образования за последние 10 лет во всём мире выросло на 47 %. В России по официальным данным Федеральной службы государственной статистики1 численность студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, за последние 8 лет выросла в 1,6 раза (в 2000 г. - 4742 тыс. чел., в 2007 – 7461 тыс. чел.); численность лиц, получающих высшее профессиональное образование на 10 000 чел. населения, за тот же период увеличилась в 1,5 раза (2000 г. – 292 чел., 2007 – 437 чел.).
Серьёзные изменения произошли в структуре системы высшего образования. Наряду с университетами, традиционно составляющими основу высшего образования, в последние два десятилетия возникло множество новых, во многом альтернативных учебных заведений (технологические университеты, политехнические институты высшего образования, открытые университеты и др.). Многие из них открыты для всех, имеющих любой тип диплома о законченном среднем образовании, а некоторые - даже для тех, кто имеет лишь базовое образование.
Переход к массовому высшему образованию породил индустрию образовательных услуг, у которой несколько основных заказчиков: государство, население и работодатели.
Данная тенденция приводит к тому, что на фоне увеличения количества образовательных учреждений относительный объем ресурсов, выделяемых государством и обществом на развитие образования, остается стабильным, и, как следствие, происходит уменьшение доли бюджетного финансирования в расчете на одного студента и расходов на науку в расчете на одного преподавателя вуза. Это, в свою очередь, влечет за собой снижение себестоимости оказываемых образовательных услуг за счет снижения их качества.
В то же время тенденция к приобретению высшим образованием массового характера создает для университетов много новых возможностей, связанных с развитием послевузовского и дополнительного образования, второго высшего образования. Однако для реализации этой возможности необходимо сохранение вузами статуса центров накопления уникальных компетенций (прежде всего, за счет развития на их базе фундаментальных и прикладных научных исследований, совершенствования методов образования), а также развитие способности откликаться на все более дифференцированные потребности и требования к качеству образовательных программ. Кроме того, данная тенденция означает, что вузы должны научиться работать не только с наиболее способными, но практически со всеми категориями студентов и слушателей. Это требует дальнейшего развития методики образования в высшей школе, появления новых интенсивных образовательных технологий.
3. Приобретение образованием признаков отрасли национальной экономики, генерирующей внутренний валовой продукт страны, производительную силу.
По расчетам Всемирного банка, более 75% национального богатства стран Северной Америки и Западной Европы составляет человеческий капитал, то есть образованное население, умеющее использовать знания, чтобы наиболее эффективно решать возникающие проблемы. По этой причине правительства многих стран вкладывают громадные средства в развитие национальных систем образования, рассматривая их как инвестиции в будущее нации.
Стратегия поддержки миграции квалифицированных сотрудников, направленная на привлечение избранных иностранных специалистов и талантливых студентов к работе в принимающей стране, становится одним из средств обеспечения экономического развития и повышения конкурентоспособности страны в экономике знаний. Данная тенденция формирует еще один вызов к российской системе образования и входящим в нее вузам. В России образование в целом и высшее образование в частности продолжают рассматриваться как часть социальной сферы. У российских университетов не сформированы достаточные компетенции в качестве участников инновационной рыночной экономики, что ярко проявляется в разрыве между требованиями национальной экономики в компетентных специалистах и способностью российской образовательной системы осуществлять их подготовку на уровне требований современной экономики и технологий.
В то же время эта тенденция создает для университетов возможности наиболее гибко и динамично приспосабливать свои образовательные программы к требованиям современной экономики, осуществлять опережающее развитие номенклатуры программ и качества образования, возможности получить новые источники доходов от своей деятельности. Современному университету, чтобы быть успешным, нужно научиться думать с позиции выпускника и работодателя завтрашнего дня, развивать систему опережающего маркетинга.
4. Развитие системы непрерывного образования, образования «через всю жизнь».
Современной тенденцией развития государства и общества является постоянная потребность специалистов в непрерывном совершенствовании своих профессиональных компетенций, повышении профессиональной квалификации и переподготовке, росте их профессиональной мобильности. В этой связи перед вузами открываются возможности по диверсификации структуры и содержания программ профессионального образования, по развитию многоканальности финансирования образования.
Ключевая задача в этой связи – развитие на базе вуза систем дополнительного профессионального образования, создание смешанных и корпоративных образовательных программ.
5. Развитие в системе образования новейших информационных технологий, их системная интеграция с образовательным процессом, управлением образовательными учреждениями.
Изменение структуры и расширение функций высшего образования ведёт к развитию нетрадиционных форм и методов обучения. Все популярнее становится обучение с применением средств массовой коммуникации, компьютерных сетей и др. Во всем мире увеличивается число специализированных учебных заведений, применяющих эти технологии обучения. Создана Европейская ассоциация университетов, осуществляющих дистанционное обучение. Новые формы обучения открывают широкий доступ к высшему образованию, допуская индивидуализацию содержания, методов, форм, темпов обучения