ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.11.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
Новые информационные технологии активно внедряются в системы управления университетами, способствуют обеспечению качественного менеджмента и в целом открывают перед университетами новые возможности. Угроза, которая возникает перед российскими университетами в этой связи, - отставание от уровня информатизации общества, ведущее к подготовке неконкурентоспособных специалистов.
Задача – развитие информационных технологий в деятельности вузов, применение дистанционных образовательных технологий в целях индивидуализации образования.
6. Эволюция перехода от образовательного к научно-исследовательскому и далее - к инновационному (предпринимательскому) типу университета.
В настоящее время все большее количество вузов позиционируется как инновационные, предпринимательские университеты, ориентированные на разработку и внедрение технологий, развитие прикладной науки и консалтинговых услуг, участие в технологическом развитии сфер жизнедеятельности государства и общества. Вузы как чисто образовательные учреждения оказываются неконкурентоспособными в элитных сегментах мировой образовательный системы и вытесняются в область дешевого низкокачественного образования.
Признание этой тенденции ставит любой российский университет перед дилеммой: либо осуществлять на своей базе научные исследования мирового уровня, создавать и коммерциализировать новые технологии, либо быть вытесненным на обочину российской и мировой системы образования.
7. Функционирование образования в качестве инструмента геополитики.
В последние десятилетия все более отчетливо проявляется геополитическая роль национальных образовательных систем. Социально-политическая и культурная привлекательность страны, сфера распространения национального языка во все большей мере оказываются важным фактором мирового влияния страны. В этой связи экспансия российской системы образования становится не только фактором экономической, но и геополитической конкурентоспособности страны. Использование образования в качестве инструмента внешней политики создает угрозу для российской национальной системы образования и в то же время новые возможности для нее, поскольку усиливается заинтересованность российского государства в поддержке тех университетов, которые оказываются способными эффективно расширять сферу российского культурного и политического влияния в мире. Важными задачами для университетов в этой связи становится разработка и реализация программ, направленных на распространение русского языка и русской культуры за рубежом, привлечение иностранных студентов и слушателей, развитие международных связей, открытие своих филиалов за рубежом.
8. Развитие корпоративного образовательного сектора.
Одной из важных тенденций последних десятилетий в сфере профессионального образования является рост сектора корпоративного образования. По результатам статистических исследований, с начала 1980-х годов количество корпоративных университетов удваивается каждые 5 лет. В 1988 г. в мире их было около 400, в 1998 – 1600, в 2003 – свыше 3000. В ближайшие десятилетия количество корпоративных университетов в мире превысит количество классических университетов. Корпоративные университеты выступают конкурентами классических университетов, прежде всего, в сфере послевузовского и дополнительного образования. Традиционные университеты с трудом могут осуществить подготовку специалистов для нужд конкретной компании в той же мере, как это делают корпоративные университеты. В то же время, развитие корпоративного образовательного сектора создает для традиционных вузов новые возможности по интеграции образовательных программ и технологий корпоративного образования в программы основного высшего профессионального образования. В этой связи перспективным направлением выгладит создание совместных образовательных программ традиционных и корпоративных университетов.
МГГУ им. М.А.Шолохова как ответственный участник российской и мировой образовательной систем принимает вызовы и угрозы, вытекающие из описанных выше тенденций, и намерен в полной мере использовать новые возможности для обеспечения собственной конкурентоспособности и содействия конкурентоспособности российской системы высшего образования в современном мире.
Основные тенденции развития российской системы высшего и послевузовского профессионального образования
Стратегия МГГУ им. М.А.Шолохова создана с учетом стратегических целей и задач развития российской системы образования.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определена стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям каждого гражданина и общества в целом.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.
Первая задача - обеспечение инновационного характера базового образования:
обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития (формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов);
внедрение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;
увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах;
развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата;
обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;
увеличение оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.
Вторая задача - модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития:
создание системы образовательных услуг, обеспечивающих полноценное развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;
развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты.
Третья задача - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров:
создание системы внешней независимой сертификации профессиональных компетенций;
создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования;
формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.
Четвертая задача - формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания:
прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации;
условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения;
прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;
механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.
Складывающаяся ситуация предъявляет новые требования к деятельности вузов. В этих условиях дальнейшая деятельность любого университета, и, прежде всего государственного, должна быть направлена на создание новых преимуществ путем завоевания выгодных рыночных позиций, развития внутренних возможностей, результативной инновационной деятельности.
Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова как ответственный участник в отечественной системы образования стремится реализовать цели государственной стратегии в области образования, а также ориентируется на повышение своего статуса в мировом образовательном пространстве. В связи с этим актуализируется значимость настоящей Стратегии, которая будет определять приоритетные направления развития университета в 2010-2015 и на период до 2025 г.
Основные тенденции развития мировой системы высшего и послевузовского образования в той или иной степени характерны для России. Особенность российской ситуации придают специфические для России демографические тренды. Так по сравнению с 1990 г. общая численность населения РФ уменьшилась к 2009 г. на 5,8 млн. чел. (в 1990 г. – 147,7 млн. чел., в 2009 г. – 141,8 млн. чел.). Сокращается число выпускников средней школы: 2007 г. – 1,102 млн., 2008 г. – 0,981 млн., 2009 г. – 0,930 млн., 2010 г. – 0,808 млн. (73,3% к уровню 2007 г.).
Анализ демографических трендов показывает, что на период до 2020 г. российскую систему высшего образования ожидает устойчивое сокращение спроса и последующая стагнация. В этой ситуации неизбежным является обострение конкуренции между вузами за абитуриентов. Для МГГУ им. М.А.Шолохова целесообразным ответом на новую ситуацию на рынке услуг высшего профессионального образования является освоение новых ниш (в частности, ниши дополнительного профессионального образования), развитие научной и инновационной деятельности, формирование уникального предложения образовательных услуг высшего профессионального образования, обретение статуса ведущего вуза в одном из направлений образования и исследований.