ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.11.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Акустические свойства звуков речи

2. Понятие артикуляции. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей.

3. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы. Членение звукового потока на фразы, речевые такты, фонетические слова, слоги, звуки.

4. Согласные и гласные звуки, их акустические и артикуляционные различия.

5. Классификация согласных звуков по месту образования.

6. Классификация согласных звуков по способу образования.

7. Классификация согласных по уровню шума и участию языка.

8. Классификация согласных звуков по твёрдости/мягкости.

9. Классификация гласных звуков.

10. Слог с акустической и артикуляционной точек зрения. Теории слога.

15. Фразовое, тактовое, логическое ударение.

16. Русская интонация.

17. Понятие чередования. Типы чередований.

18. Понятие фонемы. Функции фонем.

19. Позиции фонетические и фонологические.

Билет № 25. Согласные звуки и фонемы, противопоставленные по признаку твердости/мягкости. Непарные фонемы

26. Согласные звуки и согласные фонемы, противопоставленные по глухости/звонкости и по твердости/мягкости. Непарные фонемы по этим признакам.

27. Дифференциальные и интегральные признаки гласных фонем.

28. Дифференциальные и интегральные признаки согласных фонем.

29. Позиционные чередования гласных звуков

30. Позиционные чередования согласных звуков по долготе/краткости и с нулем звука

31. Позиционные чередования согласных звуков по глухости/звонкости и по твердости/мягкости

34. Иван Александрович Бодуэн-де-Куртенэ основатель фонологии. Фонологическая школа, возникновение на базе учения о фонеме.

1. Акустические свойства звуков речи

Акустика речи складывается из учения о видах колебательных движений и тембре, а также о высоте, интенсивности и продолжительности звука.

В зависимости от характера колебательных движений звуки делятся на тоны и шумы. Тон возникает в результате ритмических колебаний звучащего тела, например голосовых связок. Шум возникает в результате непериодических колебаний звучащего тела, например губ. Из шума и голоса состоят гласные, только из одних шумов — глухие согласные.

Звуки речи отличаются друг от друга высотой, силой и длительностью. Высота звука определяется числом колебаний, т. е. числом отрезков звукового потока. Для характеристики звуков речи важна относительная высота.

Сила звука определяется. длиной волны, что зависит от напора воздушной струи и от величины поверхности звучащего тела. С точки зрения восприятия слуховым аппаратом сила звука называется громкостью, которая определяется не только напряжением волны, но и высотой: звуки одинаковой силы, но различной высоты воспринимаются как звуки различной громкости. Сила звука имеет большое значение для ясности в передаче и восприятии речи, при определении типа ударения.

Соотношение основного тонов создает качественную характеристику звука — его тембр. Тембр отличает один звук от другого, а также звуки одного лица от произношения других лиц, звуки скрипки и органа, крик животного и вой ветра. Гласный звук, таким образом, состоит из голоса и призвуков, образуемых в надгортанных полостях, где происходит усиление частот, создается спектр звука, его формантная структура.

2. Понятие артикуляции. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей.

Артикуляционный аспект – анатомо-физиологическая база артикуляции. a) строение речевого аппарата b) способ образования звуков Артикуляция – сложное явление, включающее 3 фазы: • приступ (начало артикуляции, подготовка органов речи к ней) • выдержка (произношение звука) • отступ (возвращение в исходное положение или подготовка к следующей артикуляции. В потоке же речи конец артикуляции одного звука будет накладываться на начало следующего. Приспособление гласных к согласным – аккомодация. Речевой аппарат — это совокупность органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя несколько звеньев: — дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы.  — органы речи пассивные — это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань; — органы речи активные — это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки — это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора; — головной мозг, который координирует работу органов речи и подчиняет технику произнесения творческой воле говорящего.



3. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы. Членение звукового потока на фразы, речевые такты, фонетические слова, слоги, звуки.

Наша речь -представляет собой поток звуков, звуковая цепь. Эта цепь членится на отрезки, отдельные единицы, выделяемые различными фонетическими средствами. В русском языке такими единицами являются фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог и звук.

.Фраза-отрезок речи, объединенные особой интонации и фразовым ударением и заключенный между двумя достаточно длительными паузами.(выделяется двумя палочками)

Отсюда, фраза может члениться на речевые такты( или фонетическая синтагма)-все тоже самое,что и у фразы, только паузы между тактами не обязательны и они короче межфразовых пауз.

Сегментные единицы-фонетическое слово делится на слоги, а слоги на звуки. Звук, слово, фонетическое слово, речевой такт, фраза-это разные отрезки речевого потока.

Фонетическое слово-отрезок звуковой цепи, объединённый одним словесным ударением .Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам.

4. Согласные и гласные звуки, их акустические и артикуляционные различия.

Признаки, отличающие гласные звуки о согласных

1. Основное различие гласных и согласных состоит в их роли в слогообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога

2. Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования.

3. При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при образовании большинства согласных (за исключением сонорных) соотношение оказывается противоположным: шум доминирует над голосом.

Наличие двух типов звуков речи (гласных и согласных), различающихся по артикуляции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно от классификации согласных.

5. Классификация согласных звуков по месту образования.

(где?)

МОС- это то место ротовой полости,в котором образуется преграда. Преграду образуют 2 органа ручи: пассивный (зубы,неба,верхняя губа); активный(язык,нижняя губа).

По МО согласные делятся на 7 групп:

1)губно-губные согласные(нижняя губа - активный орган - образует преграду с верхней - пассивным органом) (б,м,п+мягкие пары)

2)губно-зубные (нижняя губа-активный орган- образует преграду с верхними зубами- пассивный орган) (в,ф+мягкие пары)


3)переднеязычные-зубные (самая многочисленная группа, особенность русского языка) (с,з,л,т,д,ц,н + мягкие пары)

4)переднеязычные-передненебные (ш,ж,р,ч + мягкие пары)

5)среднеязычные-средненебные ( j + мягкая пара)

6)заднеязычные-задненебные (кавказские языки,где много оттенков разных букв) (г,к,х)

7)заднеязычные-средненебные ( мягкие пары согласных г,к,х)

6. Классификация согласных звуков по способу образования.

Препятствие может быть трех видов:

1)В виде неполного смыка (щелевые)

2)В виде полного смыка (смычные)

3) В виде чередования смыка и размыкания органов речи (дрожащие)

Классификация щелевых согласных:

А) По месту положения щели различают: срединные и боковые. При произношении срединных согласных края языка прижаты к зубам, а по середине языка образуется щель (желобок) (с,ж,з,в,ф,х и их мягкие пары). При произношении боковых согласных кончик языка упирается в зубы, края яз опущены (л и мягкая пара)

По форме щели: круглощелевые(с,з) и плоскощелевые (остальные)

По кол-ву щелевых преград: двуфокусные (ж,ш) и однофокусные

Смычные - момент полного прекращения протекания воздушной струи через ротовую полость, делятся на взрывные, аффрикаты, имплозивные, носовые, дрожащие.

При образовании взрывных - сначала происходит полная задержка воздушной струи и повышение в результате этого внутриротового давления, а потом резкое размыкании е органов речи и прорыв воздушной струи в проход с характерным шумом.

Аффрикат -как и у взрывных, начинается полной смычки органов речи..Но на последней фразе сомкнутые органы не резко размыкаются, а только приоткрываются ,образуя щель для выхода воздуха.

Имплозивные - содержат только фазу смычки. Имплозивные выступают на месте взрывных перед взрывными и аффрикатами того же места образования и аффрикат перед такими же аффрикатами.

Носовые-полное замыкание ротовой полости и одновременным опусканием небной знавески(мягкого неба, оканчивающегося язычком),воздух свободно протекает через носовую плоскость.

Дрожащие - образуются путем вибрации, дрожание кончика языка и смыкания и размыкания его с альвеолами.


7. Классификация согласных по уровню шума и участию языка.

Согласные делятся на сонорные и шумные. Интенсивность шума у сонорных согласных значительно ниже, чем у шумных. Объясняется это различиями в напряженности органов речи и в силе воздушной струи при произнесении сонорных и шумных согласных.

Сонорные образуются при меньшем, чем у шумных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возникает преграда воздушной струе.

Сила воздушной струи, выходящая из ротовой или носовой полости во время речи, при произнесении сонорных согласных гораздо слабее, чем при произнесении шумных.

Классификация согласных по уровню шума и участию языка.

При образовании мягких согласных язык концентрируется в передней части ротовой полости, а при образовании твердых - в задней. Пример: рад-ряд

Это основное движение по горизонтали сопровождается приподнятием различных участков языка. При образовании мягких согласных наблюдается палатализация - приподнятие по направлению к твердому небу передней части языка.

При образовании твердых согласных наблюдается веляризация - приподнятие по направлению к мягкому небу задней части языка.

8. Классификация согласных звуков по твёрдости/мягкости.

1. Артикуляционные отличия твердости/мягкости.

Мягкость – это акустический результат приподнятия средней части языка к твердому небу.

По латыни небо – палатум, поэтому процесс приподнятия языка к небу называют палатализацией, а согласные, получающие добавочную артикуляцию – палатализованными ([б’] [п’] [м’] [л’] [в’] [ф’] [т’] [д’] [с’] [з’] [с’] [щ’] [р’] [к’] [г’] [х’] ч)

За исключением согласного j, для которого приподнятие языка является не добавочной, а основной артикуляцией. Согласный j является палатальным.

Приподнятие средней части языка – это примерно тоже положение, что и при произношении гласного и.

Первые попытки смягчения согласных были перед буквой и.

Твердость – это отсутствие подъема средней части языка.

У русских твердых согласных наблюдается приподнятие задней части языка. Такая артикуляция называется валяризацией, а согласные – валяризованные.

2. Пары.

Всегда твердые [ц] [ш] [ж]

Всегда мягкие [ш’](т.е. щ) [ч’] [j]

На самом деле в речи все согласные имеют пары, кроме j.

[ц] – [ц’] пяться

[ч’] – [ч] лучше

Твердый ч возможен только в позиции перед согласным ш.

У звука [ж] есть мягкая пара. Особенность – он не только мягкий, но и долгий.