ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.11.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Акустические свойства звуков речи

2. Понятие артикуляции. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей.

3. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы. Членение звукового потока на фразы, речевые такты, фонетические слова, слоги, звуки.

4. Согласные и гласные звуки, их акустические и артикуляционные различия.

5. Классификация согласных звуков по месту образования.

6. Классификация согласных звуков по способу образования.

7. Классификация согласных по уровню шума и участию языка.

8. Классификация согласных звуков по твёрдости/мягкости.

9. Классификация гласных звуков.

10. Слог с акустической и артикуляционной точек зрения. Теории слога.

15. Фразовое, тактовое, логическое ударение.

16. Русская интонация.

17. Понятие чередования. Типы чередований.

18. Понятие фонемы. Функции фонем.

19. Позиции фонетические и фонологические.

Билет № 25. Согласные звуки и фонемы, противопоставленные по признаку твердости/мягкости. Непарные фонемы

26. Согласные звуки и согласные фонемы, противопоставленные по глухости/звонкости и по твердости/мягкости. Непарные фонемы по этим признакам.

27. Дифференциальные и интегральные признаки гласных фонем.

28. Дифференциальные и интегральные признаки согласных фонем.

29. Позиционные чередования гласных звуков

30. Позиционные чередования согласных звуков по долготе/краткости и с нулем звука

31. Позиционные чередования согласных звуков по глухости/звонкости и по твердости/мягкости

34. Иван Александрович Бодуэн-де-Куртенэ основатель фонологии. Фонологическая школа, возникновение на базе учения о фонеме.

В самом ядре главную роль играет твердость/мягкость:

  • с синхронической точки зрения в это противопоставление втянуто наибольшее количество фонем: пар по твердости/мягкости – 15 + л л’, р р’, м м’, н н’, х х’. По глухости/звонкости лишь 24 фонемы.

  • с диахронической точки зрения оппозиции по твердости/мягкости усиливаются, увеличиваются, а пары по глухости/звонкости – разрушаются. В XVIII в. существовала пара х гамма.

  • твердость/мягкость согласных оказывает более сильное влияние на соседние гласные.

26. Согласные звуки и согласные фонемы, противопоставленные по глухости/звонкости и по твердости/мягкости. Непарные фонемы по этим признакам.

Противопоставления по гл/зв и тв/м являются специфическими для СРЯ. Многие фонемы имеют пары по этим признакам, образуя четверки фонем:

п п' б б'

в в' ф ф'

з з' с с'

д д' т т'

г г' к к'

Именно эти признаки образуют ядро фонологической системы и определяют все ее особенности.

В самом ядре главную роль играет противопоставление по тв/м, так как:

· с синхронической точки зрения в это противопоставление втянуто наибольшее количество фонем (15 пар), по гл/зв — 12 пар.

· с диахронической точки зрения оппозиция по тв/м усиливается, увеличивается, из становится исторически больше (в 20 веке сформировалась четверка г г' к к' и пара х х'), пары по гл/зв уменьшаются (в 18 веке была пара г ɣ)

· противопоставление по тв/м оказывает сильное влияние на соседние гласные


27. Дифференциальные и интегральные признаки гласных фонем.

· Фонетически гласные звуки характеризуются тремя признаками: ряд, подъем, огубленность.

· Фонологические из них только огубленность и подъем.

Ряд — интегральный признак (тут — тюль)

· фонема /а/ - один ДП (нижний подъем)

· фонема /о/ - два ДП (средний подъем, огубленность)

· фонема /э/ - средний подъем, неогубленность

· фонема /у/ - верхний подъем, огубленность

· фонема /и/ - верхний подъем, неогубленность

28. Дифференциальные и интегральные признаки согласных фонем.

· Фонетически согласные звуки характеризуются пятью признаками: м/о, с/о, шумный/сонорный, гл/зв, тв/м

· Фонологически значимы:

· твердость/мягкость (угол/уголь)

· глухость/звонкость (дом/том)

· место образования (пень/тень сок/шок)

· способ образования (день/лень)

Сонорность/шумность — интегральный признак. Противопоставление по м/о и с/о является универсальным для всех языков, по гл/зв и тв/м — специфическим для СРЯ.

29. Позиционные чередования гласных звуков

· Ударные:

· неприкрытый — [о]сень

· после твердого — д[о]м

· после мягкого — м[Ὀ]д

· Безударные:

· неприкрытый — [aə]сенний

· 1 ПС — д[aə]ма

· все остальные — д[ə]мовой

· после мягкого — м[иə]довый

30. Позиционные чередования согласных звуков по долготе/краткости и с нулем звука

Есть в словах с удвоенным согласным в корне (иностранных).

Благоприятны для долготы следующие позиции:

· после ударного гласного (программа, ванна, тонна)

· в начале слова (ссора, ввод)

Краткие произносятся в следующих позициях:

· перед следующим согласным (программка, группка)

· на конце слова (программ, групп)

Чередования с нулем звука:

· Т чередуется с Ø в позициях:

· между С и Н (честно)

· между С и Ц (истца)

· Д чередуется с Ø в позициях:

· между З и Н (уездный)

· между Р и Ц (сердце)

· Л чередуется с Ø в позиции перед НЦ (солнце)

31. Позиционные чередования согласных звуков по глухости/звонкости и по твердости/мягкости


Факторы, влияющие на появление в одном месте одной морфемы то глухого, то звонкого:

1) качество следующего звука (комбинаторные):

1) перед паузой (#)

2) перед гласным

3) перед сонорным

4) перед звонким шумным (кроме в в')

5) перед глухим шумным

6) перед в+гласный

7) перед в+сонорный

8) перед в+звонкий шумный

9) перед в+глухой шумный

2) позиция в слове (конститутивные):

1) на конце слова

2) в середине слова на месте глухой фонемы

3) в середине слова на месте звонкой фонемы

По твердости/мягкости:

Когда твердый согласный попадает в позицию перед мягким согласным, он испытывает его влияние. На письме такая мягкость не обозначена.

Смена твердого согласного на мягкий в одном и том же месте одной и той же морфемы происходит под влиянием следующего мягкого согласного (буто[н] — буто[н'ч']ик). Такая приобретенная мягкость звука называется ассимилятивной.

Смягчаются: с з т д н перед следующими мягкими зубными и передненебными с' з' т' д' н' ч' ш' (ба[н]т — ба[н'т']ик). Есть исключения — чередования разрушаются на межморфемном стыке (приставка+корень) и в начале слова.

32. Позиционные чередования согласных по месту и способу образования.

vЧередование согласных по месту образования.

1. Зубные [с] [з] перед передненебными-Ш,Ж,Ч,Щ чередуются или меняются с передненебными.

Сыграть-сшить(ш),висеть-повисший(ш), час-ча(ЖЖ)изни,

Зубная аффриката Ц в позиции перед небным Ш-чередуется со звуком Ч

Ницше=ничше

vЧередование по способу образования

Смычные взрывные согласные (Т и Д) чередуются с аффрикатами в позиции перед С.

оТыскать-оЦсадить

оТоли-оЦсаши

детский-деЦкий

Смычные взрывные чередуются с имплозивными перед такими же согласными по способу образования.

оТколоть-оТТоргать

33. Понятие нейтрализации фонем. Архифонема. Гиперфонема.

Фонема- те звуки языка, которые хорошо осознаются носителями языка т.к. они встречаются в сильных позициях, используются для различения слов(смысловых, значащих единиц)

-звук-различитель

Наряду с сильной позицией выделяют слабую– это позиция, неблагоприятная для выполнения фонемой дифференцирующих функций: для гласной – это безударная (для большинства языков), а для согласных в основном – в конце слова, а также перед глухими и звонкими согласными. В этих позициях происходит снятие различий между фонемами, что называется нейтрализацией фонем, например: Сама купила сома.


Гиперфонема –это единица фонологии, встречающаяся только в слабой позиции и неприводимой к сильной.

Архифонема - это совокупность общих признаков нейтрализующихся фонем.

Например, архифонема /к/г/ объединяет в себе общие признаки нейтрализующихся фонем /к/ и /г/ без разделяющей их звонкости.

Если архифонема - это единица с неполным комплектом признаков, то гиперфонсма - это двойной или даже тройной набор признаков. В своей классической работе «Основы фонологии»Н.С.Трубецкой также дал классификацию фонологических оппозиций, т.е. противопоставлений фонем с целью выявления сходств и различий.


34. Иван Александрович Бодуэн-де-Куртенэ основатель фонологии. Фонологическая школа, возникновение на базе учения о фонеме.

Основоположник фонологии является Иван Александрович Бодуэн-де-Куртенэ (1845-1929)

Он ввел понятие фонемы,противопоставив ее со звуком.

Два взгляда на фонему:

1.Фонема- подвижный элемент морфемы.Если звук чисто физическое явление, то фонема- языковая.

Звуки становятся языковыми ценностями и могут рассматриваться лингвистически только тогда, когда входят в состав морфемы.

2.Отход от морфемного критерия-переход на психологический уровень.Это устойчивое представление о звуке без связи с морфемой.

Фонема- постоянно- существующее в нашем сознании(мозгу) представление о звуке, сложившаяся из различных видоизменений одного и того же звука.

Фонема- психологический эквивалент звука.

На основе его идее возникло несколько фонологических школ.

Морфемный критерий стала развивать Московская фонологическая школа(МФШ)

Психологическое направление стала развивать Ленинградская школа во главе с Львом Владимировичем Щербой.

ФОНЕМА– ЭТО ЯЗЫКОВАЯ ЕДИНИЦА, ПРЕДСТАВЛЯЮЩАЯ СОБОЙ СОВОКУПНОСТЬ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ЗВУКОВ (В СОСТАВЕ ФОНЕМ МОГУТ ОКАЗАТЬСЯ ЗВУКИ, КОТОРЫЕ НЕ ПОХОЖИ НА ДОМИНАНТЫ) И ВЫПОЛНЯЮЩАЯ СИНГИФИКАТИВНУЮ (РАЗЛИЧИТЕЛЬНУЮ) ФУНКЦИЮ.