ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.11.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Акустические свойства звуков речи
2. Понятие артикуляции. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей.
4. Согласные и гласные звуки, их акустические и артикуляционные различия.
5. Классификация согласных звуков по месту образования.
6. Классификация согласных звуков по способу образования.
7. Классификация согласных по уровню шума и участию языка.
8. Классификация согласных звуков по твёрдости/мягкости.
9. Классификация гласных звуков.
10. Слог с акустической и артикуляционной точек зрения. Теории слога.
15. Фразовое, тактовое, логическое ударение.
17. Понятие чередования. Типы чередований.
18. Понятие фонемы. Функции фонем.
19. Позиции фонетические и фонологические.
27. Дифференциальные и интегральные признаки гласных фонем.
28. Дифференциальные и интегральные признаки согласных фонем.
29. Позиционные чередования гласных звуков
30. Позиционные чередования согласных звуков по долготе/краткости и с нулем звука
31. Позиционные чередования согласных звуков по глухости/звонкости и по твердости/мягкости
В самом ядре главную роль играет твердость/мягкость:
с синхронической точки зрения в это противопоставление втянуто наибольшее количество фонем: пар по твердости/мягкости – 15 + л л’, р р’, м м’, н н’, х х’. По глухости/звонкости лишь 24 фонемы.
с диахронической точки зрения оппозиции по твердости/мягкости усиливаются, увеличиваются, а пары по глухости/звонкости – разрушаются. В XVIII в. существовала пара х гамма.
твердость/мягкость согласных оказывает более сильное влияние на соседние гласные.
26. Согласные звуки и согласные фонемы, противопоставленные по глухости/звонкости и по твердости/мягкости. Непарные фонемы по этим признакам.
Противопоставления по гл/зв и тв/м являются специфическими для СРЯ. Многие фонемы имеют пары по этим признакам, образуя четверки фонем:
п п' б б'
в в' ф ф'
з з' с с'
д д' т т'
г г' к к'
Именно эти признаки образуют ядро фонологической системы и определяют все ее особенности.
В самом ядре главную роль играет противопоставление по тв/м, так как:
· с синхронической точки зрения в это противопоставление втянуто наибольшее количество фонем (15 пар), по гл/зв — 12 пар.
· с диахронической точки зрения оппозиция по тв/м усиливается, увеличивается, из становится исторически больше (в 20 веке сформировалась четверка г г' к к' и пара х х'), пары по гл/зв уменьшаются (в 18 веке была пара г ɣ)
· противопоставление по тв/м оказывает сильное влияние на соседние гласные
27. Дифференциальные и интегральные признаки гласных фонем.
· Фонетически гласные звуки характеризуются тремя признаками: ряд, подъем, огубленность.
· Фонологические из них только огубленность и подъем.
Ряд — интегральный признак (тут — тюль)
· фонема /а/ - один ДП (нижний подъем)
· фонема /о/ - два ДП (средний подъем, огубленность)
· фонема /э/ - средний подъем, неогубленность
· фонема /у/ - верхний подъем, огубленность
· фонема /и/ - верхний подъем, неогубленность
28. Дифференциальные и интегральные признаки согласных фонем.
· Фонетически согласные звуки характеризуются пятью признаками: м/о, с/о, шумный/сонорный, гл/зв, тв/м
· Фонологически значимы:
· твердость/мягкость (угол/уголь)
· глухость/звонкость (дом/том)
· место образования (пень/тень сок/шок)
· способ образования (день/лень)
Сонорность/шумность — интегральный признак. Противопоставление по м/о и с/о является универсальным для всех языков, по гл/зв и тв/м — специфическим для СРЯ.
29. Позиционные чередования гласных звуков
· Ударные:
· неприкрытый — [о]сень
· после твердого — д[о]м
· после мягкого — м[Ὀ]д
· Безударные:
· неприкрытый — [aə]сенний
· 1 ПС — д[aə]ма
· все остальные — д[ə]мовой
· после мягкого — м[иə]довый
30. Позиционные чередования согласных звуков по долготе/краткости и с нулем звука
Есть в словах с удвоенным согласным в корне (иностранных).
Благоприятны для долготы следующие позиции:
· после ударного гласного (программа, ванна, тонна)
· в начале слова (ссора, ввод)
Краткие произносятся в следующих позициях:
· перед следующим согласным (программка, группка)
· на конце слова (программ, групп)
Чередования с нулем звука:
· Т чередуется с Ø в позициях:
· между С и Н (честно)
· между С и Ц (истца)
· Д чередуется с Ø в позициях:
· между З и Н (уездный)
· между Р и Ц (сердце)
· Л чередуется с Ø в позиции перед НЦ (солнце)
31. Позиционные чередования согласных звуков по глухости/звонкости и по твердости/мягкости
Факторы, влияющие на появление в одном месте одной морфемы то глухого, то звонкого:
1) качество следующего звука (комбинаторные):
1) перед паузой (#)
2) перед гласным
3) перед сонорным
4) перед звонким шумным (кроме в в')
5) перед глухим шумным
6) перед в+гласный
7) перед в+сонорный
8) перед в+звонкий шумный
9) перед в+глухой шумный
2) позиция в слове (конститутивные):
1) на конце слова
2) в середине слова на месте глухой фонемы
3) в середине слова на месте звонкой фонемы
По твердости/мягкости:
Когда твердый согласный попадает в позицию перед мягким согласным, он испытывает его влияние. На письме такая мягкость не обозначена.
Смена твердого согласного на мягкий в одном и том же месте одной и той же морфемы происходит под влиянием следующего мягкого согласного (буто[н] — буто[н'ч']ик). Такая приобретенная мягкость звука называется ассимилятивной.
Смягчаются: с з т д н перед следующими мягкими зубными и передненебными с' з' т' д' н' ч' ш' (ба[н]т — ба[н'т']ик). Есть исключения — чередования разрушаются на межморфемном стыке (приставка+корень) и в начале слова.
№ 32. Позиционные чередования согласных по месту и способу образования.
vЧередование согласных по месту образования.
1. Зубные [с] [з] перед передненебными-Ш,Ж,Ч,Щ чередуются или меняются с передненебными.
Сыграть-сшить(ш),висеть-повисший(ш), час-ча(ЖЖ)изни,
Зубная аффриката Ц в позиции перед небным Ш-чередуется со звуком Ч
Ницше=ничше
vЧередование по способу образования
Смычные взрывные согласные (Т и Д) чередуются с аффрикатами в позиции перед С.
оТыскать-оЦсадить
оТоли-оЦсаши
детский-деЦкий
Смычные взрывные чередуются с имплозивными перед такими же согласными по способу образования.
оТколоть-оТТоргать
№33. Понятие нейтрализации фонем. Архифонема. Гиперфонема.
Фонема- те звуки языка, которые хорошо осознаются носителями языка т.к. они встречаются в сильных позициях, используются для различения слов(смысловых, значащих единиц)
-звук-различитель
Наряду с сильной позицией выделяют слабую– это позиция, неблагоприятная для выполнения фонемой дифференцирующих функций: для гласной – это безударная (для большинства языков), а для согласных в основном – в конце слова, а также перед глухими и звонкими согласными. В этих позициях происходит снятие различий между фонемами, что называется нейтрализацией фонем, например: Сама купила сома.
Гиперфонема –это единица фонологии, встречающаяся только в слабой позиции и неприводимой к сильной.
Архифонема - это совокупность общих признаков нейтрализующихся фонем.
Например, архифонема /к/г/ объединяет в себе общие признаки нейтрализующихся фонем /к/ и /г/ без разделяющей их звонкости.
Если архифонема - это единица с неполным комплектом признаков, то гиперфонсма - это двойной или даже тройной набор признаков. В своей классической работе «Основы фонологии»Н.С.Трубецкой также дал классификацию фонологических оппозиций, т.е. противопоставлений фонем с целью выявления сходств и различий.
34. Иван Александрович Бодуэн-де-Куртенэ основатель фонологии. Фонологическая школа, возникновение на базе учения о фонеме.
Основоположник фонологии является Иван Александрович Бодуэн-де-Куртенэ (1845-1929)
Он ввел понятие фонемы,противопоставив ее со звуком.
Два взгляда на фонему:
1.Фонема- подвижный элемент морфемы.Если звук чисто физическое явление, то фонема- языковая.
Звуки становятся языковыми ценностями и могут рассматриваться лингвистически только тогда, когда входят в состав морфемы.
2.Отход от морфемного критерия-переход на психологический уровень.Это устойчивое представление о звуке без связи с морфемой.
Фонема- постоянно- существующее в нашем сознании(мозгу) представление о звуке, сложившаяся из различных видоизменений одного и того же звука.
Фонема- психологический эквивалент звука.
На основе его идее возникло несколько фонологических школ.
Морфемный критерий стала развивать Московская фонологическая школа(МФШ)
Психологическое направление стала развивать Ленинградская школа во главе с Львом Владимировичем Щербой.
ФОНЕМА– ЭТО ЯЗЫКОВАЯ ЕДИНИЦА, ПРЕДСТАВЛЯЮЩАЯ СОБОЙ СОВОКУПНОСТЬ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ЗВУКОВ (В СОСТАВЕ ФОНЕМ МОГУТ ОКАЗАТЬСЯ ЗВУКИ, КОТОРЫЕ НЕ ПОХОЖИ НА ДОМИНАНТЫ) И ВЫПОЛНЯЮЩАЯ СИНГИФИКАТИВНУЮ (РАЗЛИЧИТЕЛЬНУЮ) ФУНКЦИЮ.