ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.11.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Акустические свойства звуков речи

2. Понятие артикуляции. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей.

3. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы. Членение звукового потока на фразы, речевые такты, фонетические слова, слоги, звуки.

4. Согласные и гласные звуки, их акустические и артикуляционные различия.

5. Классификация согласных звуков по месту образования.

6. Классификация согласных звуков по способу образования.

7. Классификация согласных по уровню шума и участию языка.

8. Классификация согласных звуков по твёрдости/мягкости.

9. Классификация гласных звуков.

10. Слог с акустической и артикуляционной точек зрения. Теории слога.

15. Фразовое, тактовое, логическое ударение.

16. Русская интонация.

17. Понятие чередования. Типы чередований.

18. Понятие фонемы. Функции фонем.

19. Позиции фонетические и фонологические.

Билет № 25. Согласные звуки и фонемы, противопоставленные по признаку твердости/мягкости. Непарные фонемы

26. Согласные звуки и согласные фонемы, противопоставленные по глухости/звонкости и по твердости/мягкости. Непарные фонемы по этим признакам.

27. Дифференциальные и интегральные признаки гласных фонем.

28. Дифференциальные и интегральные признаки согласных фонем.

29. Позиционные чередования гласных звуков

30. Позиционные чередования согласных звуков по долготе/краткости и с нулем звука

31. Позиционные чередования согласных звуков по глухости/звонкости и по твердости/мягкости

34. Иван Александрович Бодуэн-де-Куртенэ основатель фонологии. Фонологическая школа, возникновение на базе учения о фонеме.

15. Фразовое, тактовое, логическое ударение.

Тактовое ударение – более сильное ударение одного слова из всего речевого строя.

Фразовое ударение – более сильное ударение одного из тактов фразы.

Обычно бывает на последнем слове речевого такта, а фразовое ударение выделяет последний такт.

Пример: Лизавета Ива[”]новна | сидела в своей ко[”]мнате, | ещё в бальном своём наря[”]де, | погруженная в глубокие размышле[”’]ния.

Тактовое ударение – [”]

Фразовое ударение – [”’]

Здесь тактовое и фразовое ударения не связаны со смыслом. Слово, выделяемое тактовым или фразовым ударением, не является более важным в смысловом отношении. Функция тактового и фразового ударения заключается в фонетическом объединении нескольких слов в речевой такт и нескольких тактов в фразу.

Тактовое ударение может перемещаться и на другие слова такта. Это связанно с актуальным членением предложения, когда тактовое ударение выделяет рему, т.е обычно то новое, что сообщается в предложении.

Пример: грачи улетели – новым может быть сообщение о том, что улетели именно грачи.ю и тогда тактовое ударение будет выделять это слово.

Логическое ударение – выделение в речевом такте более сильным ударением какого-либо слова для подчеркивания его особого значения. Оно сильнее тактового и может падать на любое слово речевого такта. Логическое ударение связано с явным или подразумеваемым противопоставлением: Я[’] пойду в кино, а не ты. Я пойду[’] в кино (хотя я очень занят). Я пойду в кино[’] (а не в другое место).

16. Русская интонация.

В широком смысле интонация – это изменение голоса по высоте, по громкости, по темпу, по тембру (доп. Окраска голоса, которая определяется метафорически типа мрачный голос, веселый, нежный и т.д.)

Все компоненты взаимосвязаны, существуют в единстве, но все равно изучаются по отдельности. Интонация в узком смысле - изменение голоса по высоте, т.е. мелодия речи.

В каждом языке существуют общие и объективные закономерности в методическом оформлении речи, что делает интонацию наиболее характерным признаком того или иного языка.

Для русского языка закономерность были описаны в середине 20 веке. Елена Андреевна Брызгунова смогла свести все мелодичное многообразие русской речи. Она обратила внимание что начало любой фразу произносится на среднем тоне (индивидуален для каждого человека), затем на каком-либо слоге происходит перелом тона вверх или вниз, оставшаяся часть фразы произносится выше или ниже среднего тона.


Структура:

Центр – слог, на котором происходит перелом тона.

Предцентровая часть то, что до центра.

Постцентровая часть – после центра.

В ряде случаев предцентр. Или постцентр. Часть может отсутствовать.

ИК

Описание

Примеры

ИК-1

На ударную гласную резкое понижение голоса, который продолжает понижаться в постцентровой части

В повеств. Предл. Понижение – фразовое ударение

Она уе(1)хала.

ИК-2

В центре ровное или нисходящее движение тона постцентр. часть это уровень ниже среднего

Когда(2) она уехала?

Логич. Ударение повествоват, вопросительное.

Это опасно! Не ходи туда!

ИК-3

Для оформления не завершенности, не конечные такты

Она уехала?

Она уе(3)хала | вчера ве(1)чером//

ИК-4

Нисходящее движение тона, тон постцентровой части ниже среднего в неполных вопросительный предложениях особенно ярко

Ваше имя? Фамилия? Ваши документы?

ИК-5

Имеет 2 центра: на звуках первого центра восходящее движение тона, на звуках второго центра или на след. За ним слоге – нисходящее.

Какой у нее голос! Как она танцует!

Тон между центрами выше среднего тон постцентровой части ниже среднего.

ИК-6

На звуках центра восходящее движение тона, тон постцентровой части выше среднего.

Как она танцует!

Сколько воды набралось!

(выделенные буквы это те буквы, на которые падает ударение. Я просто не знаю как в ворде ставится ударение.)


17. Понятие чередования. Типы чередований.

Понятие чередования – смена звуков в одном и том же месте одной и той же морфемой при процессах формообразовании и словообразовании.

  • а) д[о]м – у д[о]ма: нет чередования.

д[о]м – д[а*]мА(а* - а склонная к шва)

д[о]м д[ъ]мовой – на д[ъ]м (энклитика) (ъ - шва)

[о//а*//ъ] о может чередоваться с а*, ъ.

б) белый [б’э]лый – [б’и(э)]леть (и(э) – и склонна к э)

[э//и(э)]

  • [зада*н] - [за*]дать - [зъ]давать

[а//а*//ъ]

[про]пуск – [пра*]пущен – [пръ]пускать

[о//а*//ъ]

  • Рыбак – рыб[а*]кА

Типы чередований:

  • Позиционные/непозиционные.

А) позиционные чередования вызываются определенной позицией. Могут быть как без исключения, так и с исключением. Чередования, которые совершаются без исключения - обязательные чередования и называются позиционно обусловленными.

Пример: чередование [о//а*//ъ] является обязательным

[о]|[а]* - дом - дома

о – под. Ударением. После твердого.

а – 1ПС, после твердого.

Если чередование совершается с исключениями, то оно называется – позиционно прикрепленным.

с той – с теми.

[с]|[с’]

с – после твердого [т]

с‘ – перед мягким [т’]

Б) Непозиционные чередования потеряли позиционную обусловленности. Являются проявлением отживших фонетических законов, действовавших в более ранней эпохе развития языка. Пример: Друг – друзья.

  • Фонетические/Морфологические

А) Фонетические чередования обусловлены фонетической позицией, т.е. звуковым окружением. Ф.ч не отражаются на письме, поэтому не замечаются говорящим.

[о//а*//ъ] - травы, трава, травяной.

[г//к] – бере[к]

Б) Чередования является морфологическим, если оно обусловлено или вызвано какой-либо грамматической позицией, т.е. морфемным окружением.

Пример: перед суффиксом, перед окончанием

Дру[к] – дру[ж]ный

[к]|[ж]

ж – перед суффиксом н прилагательного

бе[ж]ать – бе[г]у

[ж]|[г]

г – перед окончанием у

Морфологические чередования отражаются на письме. Эти чередования называются еще историческими(отражают фонетические чередования), традиционные(сохраняются в силу традиции)

Систему исторического чередования изучает особая научная дисциплина – морфология.

Учет обоих видов чередования позволяет выделить следующие чередования:


  • Фонетическое позиционное – на письме не отображается, обусловлено позиционно.

Пример: столб - столбы

  • Морфологически позиционное – без исключения, отображается на письме, определяется грамматической позицией.

Пример: рука - ручка

  • Морфологически непозиционное

Пример: друг - друзья

18. Понятие фонемы. Функции фонем.

Фонема – те звуки языка, которые хорошо осознаются говорящими, т.к. они встречаются в сильных позициях и могут различать морфемы и слова. Используются для значимых единиц.

Фонема – звуки-различители.

Дом – дам /о/ /а/

Дом – том /д/ /т/

Фонемами не являются: безударные гласные, некоторые вариацииупередненного ударного гласного [дом], [м’a ч’], имплозивные (на письме нет особой буквы для этого), глухие пары сонорные, огубленные, звонкие аффрикаты (эти звуки не осознаются говорящими, т.к. не встречаются в сильных позициях и не используются для различения слов).

Два взгляда на фонему:

  • «фонема подвижный элемент морфемы, если звуки это физическое явление, фонема единица языковая», «звуки становятся языковыми ценностями и могут рассматриваться лингвистически только тогда, когда входят в состав морфемы».

  • Отход от морфемного критерия переход на психологический уровень. Фонема – устойчивое представление о звуке без связи с морфемой. «фонема – это постоянно существующие в нашем сознании (мозгу) представление о звуке, сложившееся из различных видоизменений одного и того же звука». «фонема – психологический элемент звука»


19. Позиции фонетические и фонологические.

Понятие позиции в МФШ — это важнейшее понятие в МФШ, так как позиция определяет позиционные чередования, и состав фонем определяется по сильной позиции.

Позиции могут быть фонетическими и фонологическими:

· фонетические — это фонетическое окружение, вызвавшее мену звука в каком-либо месте морфемы

· фонологические — такие позиции, в которых реализация фонем обусловлена положением по отношению к другим фонемам и является результатом действия фонологического правила или закона

БИЛЕТ № 20: СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ ФОНЕМ

Сильные позиции для гласных фонем:

1) под ударением

Сильные позиции для согласных фонем:

1) по глухости/звонкости: а) перед гласным (том/дом); б) перед сонорным (слой/злой); в) перед «в + сонорный или гласный».

2) по твердости/мягкости: а) перед гласным; б) на конце слова (угол/уголь)

Остальное – слабые позиции.

БИЛЕТ № 21: СОСТАВ ГЛАСНЫХ ФОНЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА

Всего гласных фонем русского языка - 5:

/о, а, у, и, э/,

причем о и э находятся в довольно неустойчивом положении (т.к. средний ряд)

Остальное – звуки языка.

22. Система (состав) согласных фонем русского языка. (с лекции)

Состав – сколько и как посчитать.

В СРЯ 37 согласных фонем: (только 37 согласных встречаются перед гласными)

Консонантные – согласные:

Губные (п п’, б б б’, м м’, в в’, ф ф’) примеры: пой бой

Зубные (с с’, з з’, л л’, н н’, т т’, д д’, ц, ж, ш, ш’, ж’, р р ’, ч, j ) примеры: синий – зимний, йод – кот, том - дом

Заднеязычные (к к’, г г’, х х’) пример: кит – гид

23. Система согласных фонем. ( с консультации)

Система – связь между фонемами (как они связаны между собой)

Есть периферийные фонемы, есть, которые составляют ядро. Некоторые фонемы образуют четверку, таких четвёрок пять и они образуют ядро. (по тв/мягк, сонорные, по глух/звонк) А три одиночные фонемы (ц, ч, j) – периферия.

В четвёрках может происходить нейтрализация фонем (неразличение фонем в слабых позициях) Н-р: Д может потерять звонкость перед глухим и на конце слова.

24. Система гласных фонем. ( с консультации)

Как они связаны между собой.

5 гласных фонем по Московской школе.

Эти фонемы совпадая, нейтрализуются.

Н-р: странА – стрАны, молокО – молОчный

Билет № 25. Согласные звуки и фонемы, противопоставленные по признаку твердости/мягкости. Непарные фонемы