ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.11.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Акустические свойства звуков речи
2. Понятие артикуляции. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей.
4. Согласные и гласные звуки, их акустические и артикуляционные различия.
5. Классификация согласных звуков по месту образования.
6. Классификация согласных звуков по способу образования.
7. Классификация согласных по уровню шума и участию языка.
8. Классификация согласных звуков по твёрдости/мягкости.
9. Классификация гласных звуков.
10. Слог с акустической и артикуляционной точек зрения. Теории слога.
15. Фразовое, тактовое, логическое ударение.
17. Понятие чередования. Типы чередований.
18. Понятие фонемы. Функции фонем.
19. Позиции фонетические и фонологические.
27. Дифференциальные и интегральные признаки гласных фонем.
28. Дифференциальные и интегральные признаки согласных фонем.
29. Позиционные чередования гласных звуков
30. Позиционные чередования согласных звуков по долготе/краткости и с нулем звука
31. Позиционные чередования согласных звуков по глухости/звонкости и по твердости/мягкости
[ж] – [ж’] дрожжи
Этот звук свойственен старой московской речи.
[ш] – [щ] – [ш’] счистить, счастье
9. Классификация гласных звуков.
Основанием классификации гласных служит ряд и подъем языка, а также работа губ. Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть по той части языка, которая поднята при произнесении данного звука. Различаются три ряда, а соответственно и три типа звуков речи, которые бывают передними, средними и задними.
Гласные переднего ряда - и э; среднего ряда - ы ; заднего ряда у о а.
Вертикально гласные различаются по подъему - то есть по степени приподнятости той или иной части языка при образовании данного гласного.
Подъем/ряд |
Передний |
Средний |
Задний |
Верхний |
и |
ы |
у |
Средний |
э |
|
о |
Нижний |
|
а |
|
По положению губ гласные делятся на губные, то есть при образовании которых принимают участие губы - о у (лабиализованные, огубленные) и неогубленные, то есть при образовании которых губы не принимают участия - а э и ы. Губные гласные обычно бывают заднего ряда.
Назализация.
В ряде языков существуют носовые гласные, например, во французском, польском языках. В старославянском также были представлены носовые гласные, которые в кириллице изображались специальными буквами: юс большой, или о носовое и юс малый, или э носовое. Артикулирование носовых гласных происходит при поднятой небной занавеске и опущенной спинке языка, так что воздушная струя одновременно и в равной степени попадает и в полость рта и носа.
10. Слог с акустической и артикуляционной точек зрения. Теории слога.
Понятие слога и правила деления слов на слоги до сих пор является спорным. Проблема слога в том, что в естественной речи границы слога неуловимы, они вообще не существуют. Слоги могут появляться в определенных условиях (если нужно что-то сказать отчетливо, при скандировании)
Слог – это потенциальная речевая единица.
Теории слога:
1 Экпираторная ( от латинского выдыхание)
Появилась в конце 19 века. Создатели – немецкие ученые
В центре внимания дыхание. Слог – это сочетание звуков произносимое одним толчком выдыхаемого воздуха.
Эта теория не позволяет:
а) определить количество слогов в слове. (сплав – п – смычный взрывной)
б) нельзя определить место слогораздела при стечении согласных внутри слога.
2 Сонорная теория
На материале русского языка ее разработал Рубен Иванович Аванесов, в 20 веке, которую изначально предложил датский лингвист Гесперсен. Подробно разработана Пановым.
В центре не физиологический процесс дыхания, а звучность звуков.
Звучность – это соотношение в звуке голоса (тона) и шума.
По этому соотношению выделяют 4 группы звуков:
1. Гласные (4)
2. Сонорные согласные (3)
3. Шумные звонкие согласные (2)
4. Шумные глухие согласные (1)
0 – пауза
Каждой группе присваивается индекс звучности.
Звуки разной звучности образующие слово образуют так называемую волну звучности (звуковую волну)
Сонорная теория позволяет:
1. Определить количество слогов в слове: сколько в слове вершин звучности, столько и слогов. Звуки, образующие вершину волны (слога), называются слоговыми.
Слоговыми звуками могут быть:
а) гласные
б) сонорные, но в определенных позициях:
- в начале слова перед шумным (ртуть)
- в конце слова после шумного (смысл)
В русском языке есть неслоговой гласный [и] неслоговой с индексом 3,5. Ослабленный [j] 3 (май)
2. Выработала правила слогораздела при стечении согласных внутри слова.
Используются два принципа (закона):
а) принцип восходящей звучности в пределах слога: от начала слова до его вершины (как правило гласного) звучность должна нарастать или останавливаться на одном уровне.
б) принцип открытого слога: если можно не нарушая принципа восходящий звучности оставить звук открытым, то такой слогораздел правильный.
Сонорная теория не конечна.
В соответствии с двумя принципами в сонорной теории выработаны следующие правила слогораздела при стечении согласных:
а) шумный + шумный ( ша/пка)
б) сонорный + сонорный (во/лна)
в) шумный + сонорный (сло/жный)
группы согласных уходят в следующий слог. Это значит, что неконечный первый слог будет открытый.
г) сонорный + шумный (кон/фуз)
д) и неслоговой + шумный (стой/ка)
Закрытыми слогами называют слоги, заканчивающиеся на неслоговой.
Открытыми называют слоги, заканчивающиеся на слоговой.
Билет № 11. Слоговые и неслоговые звуки. Типы слогов в русском языке.
Слог может состоять из одного или нескольких звуков. Один звук в слоге слоговой (или слогообразующий), остальные неслоговые (неслогообразующие).
Звуки, образующие вершину волны (слога) называются слоговыми.
Слоговыми звуками могут быть:
гласные;
сонорные (НО только в определенных позициях):
ртуть – [р т у т’]-[3 1 4 1]
Позиции, в которых сонорные выступают как слогоносители:
в начале слова перед шумным;
конец слова после шумного;
смысл – [с м ы с л]-[1 3 4 1 3]
В русском языке есть 1 неслоговой гласный – и (3,5)
и-неслоговый – ослабленный [ј] (3)
май – [м а и-неслоговой]
Типы слогов:
прикрытый слог - начинающийся с согласного
неприкрытый слог – начинающийся с гласного
кон-верт – первый слог прикрытый
и-зба – первый слог неприкрытый
2) закрытый слог – оканчивающийся на согласный (закрытым считается слог, заканчивающийся на неслоговой)
открытый слог – оканчивающийся на гласный (открытым считается слог, заканчивающийся на слоговой)
кон-верт – оба слога закрытые
и-зба – оба слога открытые
Например, физкультура – фи-скул’-ту-ра
фи – прикрытый/открытый
скул’- прикрытый/закрытый
ту – прикрытый/открытый
ра- прикрытый/открытый
Билет № 12. Фонетическая природа русского словесного ударения.
В русском языке ударение комбинированное, а именно – качественно-количественное:
1) ударный гласный всегда длительнее безударного;
Удлинение ударного гласного происходит засчет безударных слогов, поэтому безударные гласные произносятся с меньшей длительностью, что приводит к их редукции (количественная и качественная).
2) ударные гласные отличаются тембром, под которым в акцентологии понимается степень тщательности произношения. Ударный слог произносится с большей тщательностью и энергичностью, благодаря чему гласные в ударном слоге произносятся более ясно и четко. Эта особая ясность и четкость ударных гласных позволяет узнавать ударные гласные даже в односложных словах:
«Весь день шел дождь».
3) ударные гласные громче, сильнее, но не всегда. Ударный гласный громче в том случае, если он по подъему шире безударного:
ТравА – громче, сильнее ударный гласный
ТравУ – громче, сильнее безударный гласный
а шире, чем у
Вывод: таким образом, ударные гласные отличаются длительностью и качеством. Безударные гласные тоже не равнозначны по длительности, качеству, громкости. Эти характеристики гласного зависят от положения по отношению к ударению.
1-ый предударный слог имеет наибольшую силу и длительность.
2-ой предударный слог – длительность короче.
1-ый заударный слог – самый слабый и нечеткий.
2-ой заударный слог может превосходить его по длительности.
3-ий заударный слог окажется сильнее 2-го заударного.
Это соотношение безударных гласных отражает формула А.А. Потебни –
1 1 2 (1-ый предударный) 3 ( ударный) 1 1.
3 – громкость и сила ударного слога
2- 1-го преударного слога и в любом неприкрытом (апельсин – 2)
1 1 2 3 1 1
2 2 4 1
Такая ритмика слова – ярчайшая особенность русского языка.
Во многих других распространена такая ритмика – последовательное чередование более сильных и более слабых – традиционная ритмика.
1 2 1 3 1 2 1
В русском языке выделяется просодическое ядро: ударный слог и 1-ый предударный слог, который противопоставляется другим безударным слогам.
Билет №13. Место ударения в слове. Смыслоразличительная функция ударения.
В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему – приставку, корень, суффикс и окончание. Такое ударения называется разноместным или свободным.
Ударение может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, по месту ударения могут различаться:
разные слова во всех их формах: зАмок, зАмка, зАмку и т.д.
некоторые формы разных слов: нОшу и ношУ, пИща (сущ.) и пищА (дееприч.)
разные формы одного слова: вОлос и волОс, нОги и ногИ.
Местом ударения могут различаться варианты слов:
общеупотребительный и профессиональный; так, общеупотребительно место ударения в словах добЫча, Искра, кОмпас, шассИ, но шахтеры говорят дОбыча, электрики – искрА, моряки – компАс, летчики – шАсси.
литературный и диалектный: вьЮга и вьюгА, крапИва и крапивА.
литературный и просторечный: квартАл и квАртал.
нейтральный и разговорный: приговОр и прИговор, звонИшь и звОнишь.
литературный и народнопоэтический: девИца и дЕвица, чЕстный и честнОй.
современный и устарелый: мУзыка и Гремит музЫка боевая (А.Пушкин).
существуют и дублеты, когда разница в месте ударения незначима: бАржа и баржА, зАлитый и залИтый, крУжится и кружИтся.
Билет № 14. Клитики и их типы. Слабое ударение.
Ед. ч. – клитика.
Словесное ударение может вообще отсутствовать. Безударные слова называются клитиками. Они примыкают к ударным словам, образуя с ними одно фонетическое слово:
Светит да не греет.
а) односложная частица
б) односложный союз
в) односложные предлоги
г) знаменательная часть речи (зА голову, зА полночь)
Классификация клитик:
в позиции по отношению к ударному слову:
-если примыкает спереди, то проклитики;
если примыкает сзади, то энклитики;
на столе – проклитика
смог бы – энклитика
а) абсолютные клитики сливаются в одно фонетическое слово, где все звуки произносятся как бы в одном лексическом слове в соответствии с ритмической структурой русского слова:
На столе
б) относительные характеризуются звуковыми особенностями, например, отсутствием редукции гласного.
союз: но (мороз, но солнце), то …, то …, что.
сверх, вш, вдоль.
Слабое ударение ( ` ) бывает:
у двусложных и трехсложных предлогов и союзов
вокруг (`) стола = у стола
через (`) улицу
потому (`) что
простые числительные в сочетании с существительными:
два (`) часа
местоимения:
откуда вы (`) приехали?
глагольные вставки «быть», «стать»:
было (`) холодно.