ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
№ 22 Структура личности в ортодоксальном психоанализе. Основоположником психоанализа является З Фрейд (1856-1939), он создал модель личности на основе длительных наблюдений за психически больными людьми. Предметом его изучения было бессознательное. Человек живет в мире бессознательного и именно бессознательное руководит нашей жизнью. Фрейд выступал против отождествления личности только с ее сознанием. В рамках этой теории личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов с одной стороны, и защитных механизмов с другой, а структура личности представляет собой индиидуально различное соотношение отдельных свойств и отдельных защитных механизмов. Он пришел к выводу, что психическая жизнь человека имеет различные взаимосвязанные уровни. В структуре личности он выделил три сферы: бессознательную, предсознательную и сознательную. Структуры личности расположены, по Фрейду, в этих трех сферах. Структура личности предстает как динамическое соотношение сознательных и бессознательных компонентов психики, находящихся в порстоянном, активном взаимодествии друг с другом.Фрейд в структуре личности выделяет 3 основных компонента: ИД- (ОНО) – является ареной, где властвуют вытесненные в область бессознательного инстинкты. Эта структура - энергетическая база личности. В ней содержатся врожденные бессознательные инстинкты человека. Эти инстинкты постоянно стремятся к удовлетворению, разрядке и детерминируют всю деятельность человека. Находясь в состоянии антагонистического конфликта с сознанием, они обусловливают постоянный внутриличностный конфликт. С инстинктами связана особая энергия - либидо, которая и направляет жизнедеятельность человека. Вся бессознательная сфера личности, не доступная самосознанию, расположена в структуре ид (оно). Фрейд выделил 2 ведущих инстинкта: эрос- жизнь; тонатос-смерть. ЭГО-(Я) – вторая структура личности, расположена, по Фрейду, в сознании и предсознании. Эта структура также является врожденной. Эго с одной стороны следует бессознательным инстинктам, а с другой подчиняется нормативам и требовательниям реальности (отвечает за принятие решений и старается удовлетворить ИД в соответствии с соц. ролью и требованиями С- Эго). СУПЕР- ЭГО (Сверх–я)- это совокупность моральных устоев общества; оно исполняет роль «цензора» (система ценностей, норм, этики, стандартов поведения. Кот. чел преобрет в процессе жизни. С-Э включает совесть- наказание, идеал- одобрение. Между указанными тремя структурами личности не существует устойчивого равновесия. Инстинкты диктуют личности такие желания, которые недопустимы в человеческом обществе. На страже соблюдения человеческих норм стоит супер-эго - вместилище высших нравственных принципов. Таким образом, Эго находится в конфликте, ибо требования ид и супер-эго не совместимы. Это состояние постоянного внутреннего конфликта делает, человека потенциальным невротиком. Стремясь смягчить конфликт между ид и супер-эго, личность прибегает к различным механизмам психологической защиты: вытеснению, рационализации, проекции, сублимации и регрессии. Само вытеснение совершается неосознанно. При этом мотивы, переживания, чувства, которые переселяются в область бессознательного, продолжают действовать в виде символов, в виде деятельности, которая приемлема для цензора. При вытеснении (самой неэффективной форме психологической защиты) энергия либидо загоняется внутрь - не реализуется в деятельности, остается в человеке, вызывая напряженность его психического состояния. Подавленные желания постоянно дают о себе знать в виде оговорок, ошибок, описок и в виде символов, наполняющих сновидения человека ("Психопатология обыденной жизни", 1901; "Толкование сновидений", 1900). Эффективным видом психологической защиты Фрейд считал рационализацию - придание инстинктивным стремлениям добропорядочной видимости. Наиболее эффективный механизм психологической защиты - сублимация (возвышение) - направление сексуальных и агрессивных инстинктов в сферу культурной деятельности. (Произведения искусства, научные открытия и изобретения Фрейд считал результатом сублимации.) При этом происходит катарсис - очищение тела от темных инстинктов. Цель-сохранить целостность организма путем отсроченного удовлетворения. Детерминантами поведения и развития Фрейд считал бессознательные инстинкты и главное сексуальный и установил стадии психосексуального развития: оральная; анальная; фаллическая; генитальная.Фрейд использовал психоанализ как метод изучения Л. Изучение воспоминаний детства, анализ Сновидений.
|
23. Представление о личности в индивидуальной психологии Адлера Адлер (1870-1937) - основатель индивидуальной психологии. Отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют человека обществу. Он подчеркивал, что основное в человеке – не его природные инстинкты, а общественное чувство, которое он называл «Чувством общности». Это чувство является врожденным, но оно должно быть социально развито. Подчеркивал роль общественных интересов. Он рассматривал человека как единое, целостное существо, элементы которого согласуются друг с другом. Согласно его представлениям, индивидуум — это неделимое целое мозга и тела, сознательного и бессознательного, единство в мышлении, чувствах, действиях, в каждом проявлении личности. Адлер назвал свою теорию «индивидуальной психологией», поскольку по-латыни «индивидуум» означает «неделимый».Кроме этого Адлер выступил против расчленения личности на три инстанции, о которых говорил Фрейд. По его мнению структура личности едина, а детерминантой в развитии личности является стремление человека к превосходству, однако это стремление не всегда может быть осуществлено. Структуру такой личности ученый определял как стиль жизни. Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности». Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).Только продвигаясь к личностно значимым жизненным целям, стремясь к совершенству, индивидуум выступает как органичная целостность и способен распоряжаться своей жизнью, проявлять творческую силу и свободу выбора. Вера в творческую природу и свободу человека, которая пронизывает теорию Адлера, позволяет многим психологам считать ученого предвестником современной гуманистической психологии. В то же время Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Вводит идею о творческом «Я» - субъективная и индивидуализированная система, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Более того, это «Я» само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить конкретному человеку создать его собственный, уникальный стиль жизни. Семь концепций 1. чувство неполноценности и компенсации, на его основе возникает сначала комплекс, а потом стремление к превосходству 2. Стремление к превосходству – источник мотивации, кот организует нашу жизнь и придает ей смысл 3. Стиль жизни – особенность черт, привычек и поведения в совокупности 4. Социальный интерес – показатель психического здоровья. Закладывается в семье и в большей степени зависит от матери 5. Творческое «Я» - формирует стиль жизни. Человек самоопределяется и делается свободным 6. Порядок рождения: Первенец – стратегия выживания в одиночку, если остается один, то эгоцентричен Средний – всегда догоняет взрослого. Стиль жизни – соперничество, часто преуспевает Последний – не и меет ничего своего. Часто чувство неполноценности, но высокая мотивация стать лучше 7. Фикционный финализм – человек живет определенными идеями и целями, кот часто нельзя ни опровергнуть, ни подтвердить. Примеры фикций – все хорошее будет в загробной жизни, мужчина всегда умнее женщины Четыре типа личности 1. управляющий – активен, антисоциален 2. берущий – паразиты, живут за счет других, ↓ социальный интерес, активный 3. избегающий - ↓ социальный интерес, ↓ активность 4. социально полезный - ↑ социальн интерес, ↑ активность |
№ 24 Гуманистическая теория личности Предмет изучения – личность как единое, уникальное, организованное целое, способное к самосовершенствованию. Личность – внутренний мир человеческого Я, как результат самоактуализации. Гуманистич.направление неоднородно: Мотивационное (Маслоу) Клиническое (Роджерс) В рамках гуманистического подхода личность – это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности – это индивидуальное соотношение «реального Я» и идеального «Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей и самоактуализации. Структура личности и есть иерархия потребностей. А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал "иерархию потребностей". Она состоит из следующих ступеней: Ступень 1 – физиологические потребности – это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите. Ступень 2 – потребность в надежности – стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости и т.п. Ступень 3 – социальные потребности. Удовлетворение этой потребности необъективно и трудноописуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно. Ступень 4 – потребность в уважении, осознании собственного достоинства – здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы. Ступень 5 – потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире. Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека: мотивы имеют иерархическую структуру; - чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности: тем дольше можно задержать их реализацию; - пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу; - с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших. Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими. Но если базовые первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). "неврозы существования", когда человек не понимает, зачем живет, и страдает от этого. Большое значение придавалось самоактуализации. Он выделил черты самоактуализации Л - бескорыстие, способность брать на себя ответственность,нонконформизм, и др.Детерминацией поведения и развития Л он считал изначально данную потребность в самоактуализации.Метод изучения идеографический- биографии известных людей(Эйнштейн, Сенека) Клиническое: Структура личности: Я-реальное и Я-идеальное (Я-концепция). При их совпадении наступает гармония (конгруэнтность), целостность личности. При низкой конгруэнтности возникает тревожность, депрессия. Я-концепция характеризуется: областью содержания, т.е. сферами: физическая, социальная, сексуальная, чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, профессиональные интересы, отдых, ценности и моральные черты структурой или типом связей между отдельными частями Я-концепции и характером отношений с окружающей средой; конгруэнтностью-неконгруэнтностью, защитой, напряженностью, уровнем самоуважения, реальностью. Детерминанты развития – сама личность, тенденция к самоактуализации. Методы: наблюдение в процессе психотерапии и клинического опыта.
|
. №25 Факторный подход к изучению Личности. Факторная стратегия изучения Л предложена американским ученым Оппортом и Кеттелом Олпорт – теоретически описывает структуру личности и выделяет в её структуре «черту». Общие – присущие многим людям в пределах одной культуры и индивидуальные диспозиции – отличают одного человека от другого. Его определение черты менялось: это предрасположенность человека вести себя сходным образом в определенной ситуации Кеттел стал описывать черты и создал свой 16 факторный опросник. Предмет исследования – черты личности зафиксированные в языке. Насчитывается более 1500 черт Л. Структура Л понимается как система черт. Черты обьединяются в группы-основные черты в факторы. Как и Олпорт считал, что личностные черты составляют ядро структуры личности, различает общие и уникальные черты. По Кеттелу, черты не имеют никакого реального нейрофизиологического статуса и могут быть обнаружены лишь при точном измерении наблюдаемого поведения. Согласно Кеттелу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики Поверхностная черта совокупность поведенческих характеристик. Исходные черты определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени. Эти объединенные величины или факторы, определяют то постоянство, которое наблюдается в поведении человека. Отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям: Интеллектуальный блок : факторы: В - общий уровень интеллекта; М - уровень развития воображения; Q 1 - восприимчивость к новому радикализму. Эмоционально-волевой блок : факторы: С - эмоциональная устойчивость; О - степень тревожности; Q 3 - наличие внутренних напряжений; Q 4 - уровень развития самоконтроля; G - степень социальной нормированности и организованности. Коммуникативный блок : факторы: А - открытость, замкнутость; Н - смелость; L - отношение к людям; Е - степень доминирования - подчиненности; Q 2 - зависимость от группы; N - динамичность.
Айзенк – 2 координаты – интроверсия -экстраверсия и нейротизм (или устойчивость) . В конце жизни добавляет психотизм. Иначе использует факторный анализ, чем Кеттел. По Айзенку, начинать надо с обоснованной гипотезы по некоей интересующей исследователя основной черте, затем точное измерить все, что для этой черты характерно. Кеттел наоборот: осн. составляющие элементы личности выявляются путем применения батареи тестов и последующей обработки данных. Т. о., у Айзенка упор на теорию. В отличие от Кеттела, Айзенк был также убежден, что для объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более трех суперчерт (которые он называет типами). Айзенк гораздо большее значение придает генетическим факторам в развитии индивидуума. В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. А каждая суперчерта построена из нескольких составных черт. (более поверхностные отражения, либо специфические качества типа. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций Методы изучения: опросники, наблюдение. 3.Формально-динамическое направление (отечественное). Теплов, Небылицын. Личность состоит из 2-х видов свойств: динамические (темперамент – скорость движения, энергетика) и содержательные (характер) Эти св-ва обусловлены как наследственностью, так и средой.
|
№26 Типологическое описание личности. Психологические типы по Юнгу. На протяжении веков существовала тенденция делить людей на типы по определяющим признакам и на этой основе прогнозировать поведение Со временем появилась научная типология типов темперамента по Айзенку, Русалову, Леонгарду, Личко, затем появились и типологии личности. К первым описанием типов Л относится конституциональная типология по Кречмера и Шелдона Атлетик.- развитие крепкого скелета, выраженной мускулатуры, пропорционального крепкого телосложения, широкого плечевого пояса. Пикник, - преимущественно внутренний зародышевый слой) – человек малого или среднего роста, с выраженной жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, с большим животом, круглой головой на короткой шее. Астеник,- человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом. Диплатик- человек с неправильным телосложением. Выделение типологического подхода пренадлежит американскому Оппорту он назвал этот метод номотетическим В отличии от идеографического-описание отдельной личностной уникальности, неповторимости этот метод описывает Л со стороны типичности общности с другими людьми одной культуры. Типология Шпрангера В 1922 выделил 6 типов Л: -Теоретический; - Экономический; -эстетический; - социальный; -политический; -религиозный; Типология Кейрси 4 типа По греческим мифологическим образам - Эпимитей ; - дионисий; - Прометей; - апполон В основу классификации личностных типов Юнг положил направленность человека на себя или на объект. Соответственно всех людей можно разделить на экстровертов и интровертов. Кроме этих типов Юнг горит и о существовании дополнительных типов, интуитивного, мыслительного, эмоционального. Причем тип личности определяется соотношением различных функций, большинство из которых врожденные. Поэтому типы личности по Юнгу – это врожденные типы, которые не связаны с условиями общественной жизни. В основе 4 хар-ки: экстраверсия-интроверсия, рациональность-иррациональность, логика-этика, сенсорика-интуиция. Комбинируя эти хар-ки определенным образом, Юнг выделил восемь типов личности: Мыслительный экстраверт и мыслительный интроверт; чувствующий экстраверт — чувствующий интроверт; ощущающий экстраверт — ощущающий интроверт; интуитивный экстраверт — интуитивный интроверт. Впоследствии юнговская классификация была расширена с восьми личностных типов до шестнадцати. Современные исследования психологии личности: Голубева, Братусь, Абдульханова-Славская изуч. соотношение особенностей личности с явлениями жизни (типология инициативы, отвественности, соц.мышления и др.) Современные психологи считают, что более близкий путь изучения личности не типизация, а изучение индивидуальности. Но типологический подход дает
|
27. Современные модели темперамента. Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону его деятельности и поведения. По мнению Б.М. Теплова, темперамент характеризует динамику психических процессов, эмоциональную возбудимость и общую подвижность индивида. Темперамент – формально-динамическая составляющая поведения человека, которая проявляется в темпе психических реакций, общей активности взаимодействия с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результату. Свойства (Русалов): Выражает формально-динамический хар-р поведения (определяет динамику деят-ти, не связан с ее содержанием). Связан с биологическими подструктурами. Генетически обусловлен, первичен. Рано проявляется в дестве. Отногенетически стабилен Кросс-ситуативен (не зависит от вида деят-ти) Проявл-ся ярче в наиб.трудных условиях. История: Гиппократ (4 типа темперамента, гуморальная теория, акцинтировавшая связь темперамента с жидкими средами организма); Кречмер (конституционная модель – исходившая из представления о физической конституции человека (строении его тела) как главной биологической предпосылки его темперамента: атлетик, пиктик, астеник, дисплатик); Павлов (физиологическая модель: сочетание св-в НС – силы, подвижности и уравновешенности). Индивидуально-психологические особенности человека, закономерно связаны с условно-рефлекторной деятельностью, такими как склонность и точность образования условных рефлексов, а также характер их угасания. Определяя влияние нервной системы на динамические особенности поведения индивида, Павлов выделяет: 1) три основных свойства нервной системы: силу возбуждения и торможения, их уравновешенность, подвижность. 2) четыре типичных сочетания этих свойств: сильный-уравновешенный-подвижный (сангвиник); сильный-уравновешенный-инертный (флегматик); сильный-неуравновешенный (холерик); слабый (меланхолик).Юнг (однофакторная: экстраверт, интроверт), Айзенк (Двухфакторная: экстраверт-интроверт, стабильность-нейротизм), Терстоун (7 факторов), Д.Гилфорд (13 факторов) и др. Исследования Б.М.Теплова и В.Д.Небылицина показали, что структура основных свойств нервной системы значительно сложнее, а число комбинаций гораздо больше, чем выделенное Павловым. Указанные четыре типа темперамента следует рассматривать как придельно обобщенные. Они выделили и описали два дополнительных свойства нервной системы, определяющих тип темперамента: лабильность – скорость прекращения и возникновения нервных процессов; динамичность- легкость и быстрота образования положительных и тормозных условных рефлексов. В отеч.пс. используются модели Теплова (темперамент характеризует динамику психич.процессов, эмоц.возбудимость и общую подвижность индивида), Небылицина (системно-функциональная модель), Крупнова (структурно-системная модель). Ниаболее широко исп-ся структурно-динамическая модель В.М.Русалова: В основу положены 4 св-ва: эргичность-аэргичность (степень выносливости НС); пластичность-ригидность (гибкость, легкость-трудность приспособления); темп психич.реакций (быстрый-медленный); эмоциональность (высокая-низкая)каждое из св-в может по-разному проявляться в мире людей и в мире вещей. Сочетание дает 8 типов темперамента (холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник, смешанные: низкоэмоциональный, высокоэмоциональный, низкоактивный, высокоактивный) и 1 неопределенны тип. Создан Опросник формально-динамических свойств индивидуальности. В.М. Русаловым был разработан другой вариант опросника - "Опросник структуры темперамента". Он предназначен для диагностики предметно-деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента. Мерлин (Перьмь). психологическая теория Т-та. Т представляет собой отдельный уровень в общей системе интегральной индивидуальности, а все уровни: биохимический, соматический, нейродинамический, психодинамический (собственно темперамента), уровень свойств личности, уровень социальных ролей. В структуре Т- та выделил: Экстраверсия - зависимость от наличной объективной ситуации; Психодинамическая тревожность как предрасположенность к реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации; Импульсивность - скорость, с которой эмоция становится побудительной силой действия; Эмоциональная устойчивость как способность к контролю эмоций Активность – как человек воздействует на внешний мир, Сензитивность – наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для возникновения к/л психической реакции Реактивность – степень непроизвольности и интенсивности реакции на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы Пластичность – регидность – на сколько гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям. |
28. Понятие о характере, акцентуация, Соотношение характера и темперамента. Характер – совокупность индивидуальных устойчивых стереотипов поведения, штампов эмоц.р-ций, стиля мышления, сложившихся в процессе социализации и зафиксированная в привычках, манерах, системе взаимоотношений. Выделяют 2 подхода: динамический и клинический. Динамический (Выготский, Леонтьев, Узнадзе) Характер – форма выражения смыслового опыта (обобщенные установки личности). В установках выражаются ведущие отношения личности к себе, другим, к деят-ти, к предметам. Они сохраняются во времени и позволяют предвидеть поведение личности. Характер формируется в процессе развития личности, ее общественных отношений. Черты характера формируются на трех уровнях: физиологическом (на основе темперамента), социальном (под влиянием социума) и на уровне сознания (сам формирует характер). Сензетивный период становления характера 2-3 года до 9 лет. Черты характера формируются постепенно. В раннем дестве складываются такие черты х-ра, как доброта, общительность, отзывчивость и противоположные им, и определяются тем как мать общается с ребенком. Позднее формируются черты связанные с трудом (трудолюбие, аккуратность, ответственность и др.). В подростковом возразсте активно развиваются волевые черты х-ра. К окончанию школы характер окончательно складывается.Основную роль в формировании характера играюет воспитание (целенаправленное или стихийное). Структура хар-ра включает 4 блока черт: 1Черты выражающие отн.к другим людям (общительн., заботлив.и др.) 2.Выражающие отн.к себе (эгоизм, самолюбие и др.) 3.Выражающие отн.к деят-ти (трудолюбие, лень и др.) 4.Выражающие отн.к вещам (жадность, бережливость и др.) Методы: наблюдение и мет.самоанализа, мет. Крупнова. Клинический (Леонгард, Личко, Ганушкин) Основан на представлении о разной выраженности черт хар-ра и ее влиянии на поведение личности. Яркая выраженность группы черт, не приводящих еще к соц.дезадаптации названа акцентуацией хар-ра. Типология Леонгарда. Основанием классификации является стиль общения. Выделено 12 типов: гипертимный (высокая контактность и повышенное настроение), дистимный (пониженная контактность и пониженное настроение), циклоидныйчастая смена настроения и меры общения), возбудимый (низкая контактность, замедленность вербальных и невербальных реакций, застревающий (умеренная общительность, занудливость), педантичный (скорее пассивен чем активен в общении, чрезмерная любовь к порядку), тревожный (низкая контактность, робость, минорное настроение), эмотивный (узкий круг общения где хорошо контактируют), демонстративный (легкость в контактах, склонность к демонстрации и лидерству), экзальтированный (высокая контактность, словоохотливость), экстравертированный (высокая контактность обращенность во вне), интровертированный (низкая контактность обращенность во внутрь). + См. вопр. 56, 59. Две модели – Личко (подростки) и Леонгард. Личко – акцентуация с возрастом модет пройти. Леонгард – всю жизнь определенный % населения обладает акцентуациями Соотношения характера и и темперамента:
|
№ 29 Самосознание личности Я-концепция самооценка и уровень притязаний. Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; способность отличать себя от своей собственной деятельности. Это позднее образование личности, требует накопления опыта, тесно связано с целями жизни и дея-ти и ценностными ориентациями. Первые исследования самосознания появились в рамках интроспективной психологии в 19 в. Результат разв-я самосознания – сформированная Я-концепция (Р.Бернс «Я-концепция и воспитание»). Я-концепция - система представлений индивида о себе самом, сопряженная с их оценкой. Включает (составляющие): 1.Когнитивная – знания и представления о себе: физич.св-вах, способностях, кач-вах и др. (Я-образ). Включает: Я-ресльное, Я-идеальное, Я-зеркальное (каким видят другие) (У Хорни Я-фантастическое). 2.Оценочная – отношение к себе в целом и к своим отдельным качествам. Проявл-ся в форме эмоц.р-ции или оценочного суждения. Выражается в самооценке. М.быть адекватной (совпадающей с реальность) или неадекватной (занижен.или завышен.), устойчивой или неустойчивой. Желаемая самооценка (К.Левин) наз-ся уровнем притязаний (проявл.в трудности целей, задач которые человек себе выбирает и повышается при успехе деятельности). Для полноценного самоувствия человеку необходимо самоуважение.Самоуважение нах-ся в прямой зависимости от успеха и в обратной от уровня притязаний (У.Джеймс):С=Успех/Ур.Пр. при отсутствии успеха человек вынужден снижать уровень притязанийю 3.Поведенческая – саморегулирование поведения личности.Адекватнае когнитивная и оценочная составляющие формируют и адекватное поведение. Саморегуляция поведения имеет две формы: управление конкретным поведением и планирование, которое является основой самовоспитания. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Функции Я-концепции: Определяет интерпретацию событий Определяет ожидания чел.по отн.к другим людям Определяет поведение чел. Поддерживает внутреннюю согласованность представлений о себе. Формируется на 2 уровнях: 1.Я-другие 2.Я-Я. Стадии разв-я самосознания (Мерлин): 1-2 г. – осозн.своей тожественности, формиров.физического Я 2-3г. – отделение себя от других ч/з речь и общение со взрослым 6-7 л. – осозн.своих психич.качеств (хороший, плохой) 7-11 л. – осозн.социально-нравственных качеств Подр.возр. – осозн.себя глазами дугих. Методы: Экспериментальные: исслед.Куперсмита (городские мальчики 10-12 лет и их матери: самооценка зависит от взаимоотн.в семье) Диагностические: Мет.Будасси, Дембо-Рубинштейн, Q-сортировки, Тест Роршаха, ТАТ и др. Саморегулиорвание выражается в сознательной работе над собой , кторая ведет к самопреобразованию. Проблема самосознания успешно изучалась как в отечественной ? ( Чеснокова, Столин, Конн, шибутани, Бернс, Хорни, Роджерс) но единого представления в этой области нет.
|
||||||||||||||||
№ 30 Способности , задатки структура и уровни развития. Способный- означает годный к чему либо к какой-либо деятельности. Способн- индивидуально психологическая особенность человека, которая обеспечивает успешность обладания деятельностью и ее выполнение(по Теплову) Способности связаны сзадатками. Задатки- врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, 1 и2 сигнальной систем и анализаторов. Задатки многозначны, т к они могут реализоваться в разных типах особенностей (хороший слух может развиавться в музыкальной деятельности или в акустической деятельности. Задатки лишь предпосылки способностей, они не гарантируют развитие способностей. Их развитие зависит от индивидуального развития. Способности прижизненное образование-развив под влиян соц факторов, разнообразных видов деятельности, мативации, уровня трудностей. Структура способностей : - Общие-определяют успех в любой деятельности( интеллектуальные, речевые, ручные, рефлексивные и тд. Они подразделяются на элементарные (ощущать, воспринимать, говорить и т д) и сложные( к труду к учебе к общению). - Специальные- определяют успех в отдельной деятельности( музыкальные, спортивные и тд) Сложные- конструктивные, художественные. Общие и специальные способности взаимосвязаны. Специальные не могут достигать успеха без определенного уровня общих. По уровню развития Творческие- способность создавать новое в деятельности Репродуктивные- способность осваивать деятельность по образцу. Талант – высокий уровень способностей прежде всего специальных, кот позволяет достигать высоких результатов., но в уже известных направлениях, технологиях. Гений- Высшая ступень развития творческих способностей позволяющая создавать новые оригинальные пути.
|
1. Предмет, цели и задачи методики преп пси (МПП) Предмет МПП – методы, формы и средства обучения ψ их специфика и особенности. Метод (греч) – путь, способность познавательной и практической деятельности Метод обучения – система последовательных взаимосвязанных действий преподавателя и учащихся, обеспечивающая усвоение содержания образования. Характеризуется 3 признаками: 1 цели обучении, 2 способы усвоения содержания обучения, 3характером взаимодействия преподавателя и учащихся. Эффективность метода зависит от специфики учебного предмета и методов самой науки. В отличие от методов науки методы обучения отражают ещё и логику усвоения их учащимися. Классификация Ю. К. Бабанского. 3 вида
- словесные (лекции, объяснения, рассказы, беседы) - наглядные (опыты, демонстрации, иллюстрации) - практические (упражнения, решение задач) 2. стимулирования и мотивации учения -познавательные игры -учебные дискуссии Создание различных учебных ситуаций (эмоционально-нравственного переживания, новизны, занимательности)
В настоящее время дополнены методами психологии 1. традиционные Основывается на преобладании репродуктивной деят-сти, на достижении сформулированных эталонов усвоения. Включенность преподавателя и учащихся личносто нейтральна 2 нетрадиционные Программированного, проблемного и интерактивного обучения, учебных дискуссий, игровой и задачный. Акцент на развитии потенциалов обучения, поисковой дет-ти. Педагог – партнер по исследованию, личная включенность всех участников. Цель МПП: повышение качества преподавания ψ в различных сферах деят-сти психолога Задачи Дать знания о специфике преподавания ψ Сформулировать навыки и умения управления пед процессом Способствовать развитию пед способностей Развивать потребность в просвещенческой деят-ти Помочь в овладении приемами проф самообразования и самовоспитания Способствовать познанию и развитию личности в контексте выбранной профессии |
32. подготовка преподавателя к выполнению проф функций Начинается с составления учебно- тематического плана в расчете на дневное отделение. По нему корректируется вечернего и заочногоВесь материал разбивается на порции соответственно отведенным часам (лекции, практические). Продумываются задания для самостоятелной работы, заранее предъявляются требования, сроки отчетности, даты консультаций Далее разработка конкретных тем: Ознакомиться с её изложением в 2-3 учебниках и др. источниках Составить подробный план темы. Определить какие ?? на лекциях, на семинарах, самостоятельно Обязательно: сформулировать темы для самостоятельного изучения, дать план (чтобы ничего не упустили), указать литературу, сроки выполнения и форму отчетности Подготовка содержания очередной темы: Просмотреть научную и популярную литературу, рез-ты зафиксировать на спец карточках. Там выходные данные (автор, название, год издания. Просмотреть аннотацию, оглавлении, быстро книгу. Все интересное зафиксировать на карточке. Сделать выписки: формулировки теоретических положений, примеры, имена ученых, их высказывания, содержание экспериментов Найти происхождение каждого термина. Продумать наглядный материал. Помимо накопления своего архива ходить в библиотеку.
|
33. Личность преподавателя ψ и его проф компетенстность Преподаватель должен в определенной степени обладать следующими знаниями, умениями и способностями: • Быть разносторонне образованным, эрудированным в различных областях психологических знаний, а также в других науках. • Хорошо знать преподаваемый предмет. • Уметь самостоятельно подбирать учебный материал. • Определять оптимальные средства и эффективные методы обучения. • Уметь доступным образом объяснять учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение студентами. • Уметь создать мотивацию студентов для усвоения учебного материала. • Обладать требовательностью к знаниям и умениям студентов. • Обладать коммуникативными и организаторскими способностями и педагогическим тактом. • Владеть логикой и иметь хороший словарный запас. • Владеть выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями. • Обладать наблюдательностью и умением понять студента. • Быть способным к рефлексии собственной преподавательской деятельности. • Потребность в профессиональном самосовершенствовании (самообразование, участие в конференциях, симпозиумах, выступления на методологических семинарах, курсах повышения квалификации, публикация статей о методике преподавания в вузе и др.) Перечисленные свойства личности приобретаются систематической работой педагога над собой. Профессиональная компетентность - базовая качественная характеристика преподавателя вуза. Ее показателями выступают: • четкое видение ориентиров обучения • проявление образца профессионализма в своем деле • мотивировка и организация эффективной деятельности студентов • знание и применение новых вузовских технологий обучения, • ориентация на связь теории и практики • обеспечение обратной связи в обучении через различные виды контроля и самоконтроля. Признаки профессиональной компетентности проявляются в исследовательской направленности учебной деятельности преподавателя. Функции преподавателя ВУЗа:Информативно-гносеологическая - овладение знаниями и изучение и осознание преподавателем своих индивидуально-психологических особенностей, уровня профессионализма, умений и навыков в конкретной деятельности; Оценочно-прогностическая включает в себя практический анализ преподавателем собственного стиля деятельности, использование новых приемов и способов деятельности. профессионально-гуманистическая функция должна утверждать ценность студента как личности Организационно-коммуникативная - реализует действия преподавателя, связанные с взаимодействием со студентами и коллегами. Образовательно-технологическая - заключается в сознательном овладении будущим специалистом системой знаний, умений и навыков в интересах личности и общества. F -ции преподавателя – обучающая, развивающая, воспитывающая. П-ль играет роль фасилитатора (проявляет актуальные моменты материала), психолога (оценивает и организует ситуацию взаимодействия), информатора. f-ции –гностическая (совершенствование и познание); конструктивно- проектировочная (преобразование научного материала в доступный) коммуникативная (взаимодействие) организаторская – структурирует и направляет учебный процесс Условия реализации преподавателя как личности в учебном процессе: Приверженность гумманистич ценностям; Иметь адекватную устойчивую самооценку; Интегральный локус контроля без акцента на внешнем и внутреннем; устойчивая система интересов научных, профессиональных, личностных и их сбалансированность, чтобы были наука, методика, практика и содержание. Важны наличие способностей = f-циям 1.Гностические – постоянно учиться, 2 конструктивно – роектировочные, 3 ориентировочные, 4 организаторские, 5 коммуникативные, 6 перцептивные. |
34 Понятие о традиционном (Тр) и инновационном (Ин)обучении в подготовки психологов. Единица управления Тр – взаимосвязь двух автономных деятельностей: учитель учит, ученик познает как объект управления. Ин –целостная учебно- воспитательная ситуация, поддерживается ↑ уровень мотивации и активности учеников, они субъекты учения, сотрудничают с учителем. Цели. Тр – усвоение предметно дисциплинарных знаний Ин – развитие личности и многообразных форм мышления Ролевые позиции и стиль руководства Тр – преобладает информационно- контролирующая f-ция с авторитарно- директивным стилем Ин – личностно- ориентировання позиция, f-ции организационная и стимулирующая, стиль демократический, поддерживается инициатива Мотивационно-смысловые установки Тр – индивидуальная подотчетность,напререкаемость требований Ин – индивидуальная помощь участие обучаемых в постановке целей, решении задач, принятии решений Характер организации учебно- позноват деят-ти Тр – цели задаются извне, преобладают репродуктивные задания Ин – на первом плане творческие продуктивные задачи, сначала формируются смыслы и цели, а потом тренируются способы достижения. Задания расширяют зону перспективного рзавития Формы взаимодействия и отношений Тр- подражание, имитация, следование образцам. Неизбежно усиление враждебности и отчужденности м/у педагогом и обучаемыми. Преобладает соперничество Ин- совместная разработка целей и задач, освоение различных позиций и ролей личности (соучастника, партнера, руководителя, помощника) Преобладает сотрудничество Контроль Тр- преобладает внешний, пооперационный в рамках жестко заданных правил Ин – преобладает взаимо- и самоконтроль, формируется внутренний контроль Мотивационно- смысловые позиции обучаемых Тр – отчуждение от учебных ценностей и задач, сужение познавательных мотивов, обособление жизненно- значимых смыслов от учебно- познавательных Ин – усиление смыслов учения за счет сотруюничества и сотворчества, появление мотивов творческой деят- ти.
|
35 Основные типы методов обучения ψ Традиционные методы Классификация Ю. К. Бабанского. 3 вида
- словесные (лекции, объяснения, рассказы, беседы) - наглядные (опыты, демонстрации, иллюстрации) - практические (упражнения, решение задач) 2. стимулирования и мотивации учения -познавательные игры -учебные дискуссии Создание различных учебных ситуаций (эмоционально-нравственного переживания, новизны, занимательности)
Нетрадиционные методы Программированного, проблемного и интерактивного обучения, учебных дискуссий, игровой и задачный, теории знаково- контекстного обучения.
|
36. Теория и пед технологии контекстного обучения Контекст – система внутренних и внешних условий поведения и деятельности, кот влияет на восприятие, понимание и преобразование субъектом конкретной ситуации Внутренние – индивидуально- психол особенности, внешние – предметные, социокультурные и пространственно-временное хар-ки ситуации. Делается упор на содержание будущей профессии А. А. Вербитский 7 принципов контекстного обучения - личное включение студентов в учебную деят-ть - моделирование проф деят-ти -проблемность в содержании и процессе уч деят-ти -адекватность форм обучения целям проф подготовки -ведцщая роль совместной деят-ти -единства обучения и воспитания проф-ла. 3 базовые формы деят-ти: учебная академического типа, но в контексте будущей проф, квазипрофессиональная (деловая игра, имитацион тренинг), учебно- профессиональная (производственная практика, курсовые, дипломы) 3 модели обучения -семиотическая (лекции и уч задачи) - имитационная (деловая игра, модели проф ситуаций) - социальная (содержит проблемные ситуации) Лекции в контекстном обучении Визуализация – просмотр картин, схем, кинофильмов и их совместное обсуждение, Вдвоем – разновидность проблемного изложения в диалоге 2 преподавателей( разные научные школы, теоретик и практик, сторонник и противник) Пресс-конференция. Учитывает запросы студентов. Тема объявляется заранее, вопросы в письменном виде за несколько мин до начала изложения. Преподаватель их сортирует, потом начинается лекция. В начале темы проводят с целью выявить круг интересов группы, в середине, чтобы систематизировать знания, в конце для определения перспективы развития Технологии контекстн обучения: лекции и семинары, игры и спец курсы, практика, курсовые и дипломные
|
37 Проектирование и организация традиционной лекции Лекция появилась в средние века, когда книги были редкостью. Занимает ведущее место в учебном процессе старших классов, колледжей, институтов. Считается самой трудной формой преподавания Функции лекции: Информационная -сообщение научных, практических знаний. Стимулирующая - побуждение интереса развиваться в этом направлении Воспитательная - авторитарный момент. Познавательно-развивающая . Виды лекций: 1.Повествовательно-описательная - сплошное чтение без разъяснения материала. 2.Объяснительная - по ходу лекции выделяются основные теоретические положения, понятия иллюстрируются примерами из жизни, теоретическими экспериментами, материал разъясняется с помощью вопросов и заданий. 3. Проблемная - включает в познавательный процесс слушателя, чтобы он сам пришел к выводу. Эффективность лекции зависит от: 1.Содержания.
Содержание обеспечивает интерес и полноценное восприятие материала. Содержание предполагает: - научность (опора на современное состояние научных знаний); - доступность (зависит от уровня знаний аудитории, владения понятийным аппаратом и обоснованности выводов). - занимательность обеспечивает интерес (подбор примеров, иллюстраций, новых фактов). В процессе подготовки лекции для различных категорий учащихся важно учитывать возрастные особенности аудитории и уровень знаний от этого зависит содержание лекции, форма ее проведения, средства и методы используемые в процессе чтения лекции, а так же количество часов. Этапы Подготовительный: отбор содержания с ориентацией на уровень возможности студентов, подготовка конспекта со структурированием, продумать развивающие ??, наглядный материал, техн оснащение и орг моменты – где, когда, сколько Требования: научность, доступность, занимательность Чтение лекции – 3 осн этапа 1.Вводный (5-7 мин). представиться, объявить тему, цели и задачи, дать план, замотивировать группу на изучение темы (интересные исторические факты, связь жизни и теории), связь с пройденным и последующим мат-лом. Темп речи выше, чем в осн части 2. Обучающая часть – подача материала. Определить узловые вопросы, дать определения и осн теор положения с обоснованиями и доказательствами
Чтобы избежать пассивности слушателей можно - обращаться с вопросами, уточняющими понимание осн идей и фактов темы - организовывать мини столкновения различных точек зрения по выдвинутым преподавателем положениям -ставить вопросы и задачи с множеством решений 3. Закрепление: вопросы, задание на дом, обрисовать возможности данной темы в других направлениях. Подвести итог, методические указания к самостоятельной работе
|