ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
38. Проектирование и проведение лекций с проблемным изложением. Проблемная ситуация – это психическое состояние субъекта, возникающее тогда, когда есть противоречие между знанием и незнанием. Таким образом, проблемная ситуация имеет 2 стороны: 1)противоречие, 2)побуждение. В ходе разрешения проблемной ситуации она превращается в проблемную задачу. Содержание лекции, таким образом, должно быть представлено в виде системы учебных проблем, которые отражали и отражают реальные противоречия науки, практики и самой учебной дисциплины. Процесс обучения строится как диалогическое общение и взаимодействие. Может осуществляться на разных уровнях. 1-й уровень – проблемное изложение материала самим преподавателем. В этом случае лекция проводится в форме диалогической беседы с аудиторией. Недостатком является то, что деятельность слушателей ограничена 2-й уровень - преподаватель создает проблемные ситуации, а учащиеся вместе с ним включаются в их разрешение. Начинается с формулировки противоречия, побуждения студентов к ее разрешению, стимулирования переживания интеллектуального затруднения, а затем под руководством преподавателя организуется групповая дискуссия. Процесс строится как диалогическое общение, изложение материала идет в форме озвученного мышления. Этапы: выдвигается проблема, строится гипотеза, приводятся доказательства, формулируются выводы. Содержание проблемной лекции должно быть представлено не в виде текста, последовательно излагаемого преподавателем, а в виде системы учебных проблем, кот отражают реальные проблемы науки и практики. Те же части, что и в традиционной лекции:
Нужно реализовать условия:
Дидактические f-ции проблемной лекции
Методы проблемного обучения
Этапы проблемных лекций
Формулировать проблему может как преподаватель так и студенты, если они готовы Теория проблемного изложения: 2 вида
|
40. Виды лекций в контекстном обучении Контекстное обучение (Вербицкий) есть реализация динамической модели движения деятельности студентов: от собственно учебной деятельности (в форме лекции, семинаров и т. д.) через квазипрофессиональную (игровые формы) и учебно-профессиональную (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика и др.) к собственно профессиональной деятельности. См. вопр. № 33 Лекция – визуализация – строится на основе зрительного восприятия учебного материала и соответствующего совместного обсуждения. Лекция вдвоем – разновидность проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Участники: представители разных научных школ, теоретик и практик, сторонник и противник определ.подхода и т.д. Цель – включить слушателей в обсуждение. Лекция-пресс-конференция. Тема лекции объявляется заранее, слушатели готовят вопросы, преподаватель сортирует их и приступает к чтению лекции по структуре, заданной вопросами и сопровождается ответами на вопросы. Лекция с заранее запланированными ошибками. Цель – быстро и точно переработать инф-ю, побыть экспертами. Студенты извещаются заранее об ошибках в лекции. Их просят отмечать ошибки по ходу лекции либо в завершении. Ошибки могут быть: методического, содержательного и поведенческого характера. 41. Разработка и проведение научно- популярной лекции Популярная лекция – одна из форм просветительской деятельности психолога. Цели: 1) способствовать расширению и углублению психологических знаний населения и формированию интереса к ним, 2) способствовать личностному и профессиональному росту людей, гармонизации взаимоотношений между ними. Задача: сделать научную инф-ю доступной. Тематику подбирает сам лектор, руководствуясь характером аудитории, возрастом и половым составом, подготовленностью и культурным уровнем. Структура, методы подготовки и про¬ведения популярной лекции те же, что и у академической, и главными дидак¬тическими целями являются также сообщение новых знаний. (СМ. Вопр.№34) 1.Вводный. представиться, объявить тему и задачи, замотивировать группу на изучение темы (интересные исторические факты, связь жизни и теории) 2. Обучающая часть – подача материала 3. Закрепление: вопросы, связь с жизнью Степень научности не так высока как для специалистов, достаточно указать концепцию, в рамках которой будет излагаться материал и фамилию автора Доступность достигается понятной терминологией: кол-во спец терминов уменьшить до минимума, а те, без которых не обойтись или они на обыденном языке теряют свой смысл, необходимо разъяснять при первоначальном употреблении и повторять разъяснения при каждом следующем употреблении Объем ограничить в 30 -50 мин. Первостепенное значение имеет занимательность. Материал должен быть новым для слушателей, приближен к жизни, иметь личностный или профессиональный смысл. Тематика и содержание материала: новый для слушателей, приближен к жизни, имеет для слушателей личностный или профессиональный смысл. В отли¬чие от академической лекции, популярная лекция не преследует дидактиче¬скую цель повторения или закрепления изученного материала, а также кон¬троля и анализа полученных знаний слушателей. Методические рекомендации: Установить контакт с аудиторией и равноправные отношения («мы» вместо «я», не удивляться вопросам, не возмущаться незнанию) Включать в лекцию элементы беседы и рассказа Следить за аудиторией, если надо менять манеру чтения Соблюдать оптимальный темп Стараться быть естественным В конце порекомендовать 1-2 доступных источника для заинтересованных слушателей |
42. Методика подготовки и проведения семинаров. Семинар (лат. «рассадник») - это активная групповая форма обучения. Используется для обсужде¬ния наиболее сложных тем учебной программы. Семинар – одна из активных форм уч процесса в ВУЗе. Цели:
Виды: Семинар – конференция, где студенты выступают с докладами, которые здесь и обсуждаются всеми участниками под руководством преподавателя. Семинар – дискуссия, проблемный семинар. Упор здесь делается на инициативе студентов в поиске материалов к семинару и активности их в ходе дискуссии. Вопрос-ответная форма используется для обобщения пройденного материала. Развернутая беседа на основе плана. Используется при освоении трудного материала. В ходе беседы предоставляется право студентам высказывать своем мнение, выступать с подготовленными сообщениями. Обсуждение кинофильмов, опытов, экспериментов, оформление текстового материала в таблицы, схемы,... Учебно-ролевые игры. Возможности студентов - снять психолог барьер (стеснительность, неловкость, неуверенность) - повысить активность - сформировать навыки дискуссии и публичного выступления Возможности преподавателя - детальнее у глубже донести учебный материал - лучше узнать студентов, их типичные ошибки и свои недочеты Подготовка преподавателя - просмотр литературы - формулировка темы - выбор формы проведения семинара - составление плана, в нем вопросы для обсуждения и и литературные источники - сформулировать критерии оценки - подготовить вопросы для контроля усвоения материала - для каждого вопроса плана подготовить резюме - после проведения семинара провести анализ его эффективности. Отличие от традиционной лекции: - происходит снятие психологического барьера у студентов, - студенты становятся более активными, - преподаватель имеет возможность детальнее и глубже донести учебный материал, - преподаватель получает возможность лучше узнать студентов. Эффективность проведения семинара зависит от уровня подготовки преподавателя, правильности выбора преподавателям вида семинара, мето¬дов, приемов и средств; от степени подготовки слушателей; от умения пре¬подавателем управлять ходом семинара и активности слушателя; от сбора материала по теме; от составления плана и методических указаний; от подго-товки раздаточного материала; от наглядности пособий.
|
43. Методика подготовки и проведения лабораторных и практических занятий. В отличие от семинара практические занятия предназначены для усвоения учебного материала и системы осн понятий Цели практических - помочь осмыслить изучаемый материал - формировать навыки и умения учебной деят-ти - помочь установить связь теории и практики и связь науки с будущей профессией - научить переносить знания в новые ситуации Для этого используются: - различные учебные задачи - уч задания на составление таблиц, схем, освоение инструкций, - опыты и демонстрации - изучаются диагностич методики и интерпретацию рез-тов диагностики Подготовка к практ занятию иная, чем к семинарскому - выделить трудные или недостаточно усвоенные аспекты уч мат-ла и для каждого подготовить 2-3 задачи или задания. Их нет и чаще приходится придумывать самому. Лабораторные необходимы в курсах общей и экспериментальной психологии Цель – обучение студентов исследовательскому подходу к изучению психологии, знакомство с основами экспериментальной психологии, навыки проведения опытов Виды: 1. проводимые в лабораторных условиях с использованием технической аппаратуры и спец оборудования (знакомство с лабораторным экспериментом); 2. проводимые в обычной аудитории( в осн диагностич тесты) До студентов довести правила:
В обычной аудитории отрабатываются навыки постановки диагноза, обработки и интерпретации индивидуальных и групповых результатов. Здесь же обучение проф навыкам (консультирования, делового взаимодействия, терапии: работа в парах, тезника «пустой стул», «групповой портрет» Демонстрации – показ преподавателем фрагментов экспериментов (эксперимент узнадзе с возникновением установки, иллюстрация иллюзий, театрализация, фрагменты учебного фильма) Опыт – выполнение определенного действия самими студентами (установление различий между ощущениями и восприятиями, на воображение, эффективность коллективного мышления, игры).
|
44. Игровые технологии в обучении психологов: цели, виды,особенности проектирования и организации Принято считать, что игра как форма профессионального обучения появилась в 80-х годах 20 века в США в школах бизнеса. Однако первая игра на тему « Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы» была разработана Ленинградской промышленной академией им. Кирова для тренировки студентов вузов и руководителей фабрично-заводского персонала. Эта игра проводилась в 1936 г. На ленинградской фабрике «красный ткач». Особое место занимает игра в концепции знаково-контекстного обучения, разработанной профессором А.А. Вербицким. Игровые формы обучения способствуют:- глубокому усвоению студентами профессиональных знаний через личностную причастность к профессии, приобретению навыков социального взаимодействия в ходе игровых действии. Любая игра, по мнению С.А. Шмакова, обладает следующими чертами: 1)игра – это свободно развивающаяся деятельность, предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата, 2)это активный творческий процесс, 3)игра – эмоциональная деятельность, 4)обязательным атрибутом игры является соперничество, состязательность, наличие прямых или косвенных правил. F – ции формирует целостное представление о профессии, компетентности и проф мотивации Осн цели: - проигрывание проф деят-ти и социальных отношений - имитация самостоятельных решений проф деят-ти - моделирование социального содержания будущей проф-сии - усвоение проф ЗУНов (знаний, умений, навыков) - компенсация разрыва между теорией и практикой. По видам деят-ти выделяют игру учебную и деловую. Учебная игра (ср-во усвоения научных знаний). Цель - активизировать познавательную деятельность студента, повысить его самостоятельность, превратить студента из потребителя информации в требователя, формировать необходимые личностные качества будущего специалиста. По сложности игровых форм обучения можно выделить три вида: 1)анализ конкретных профессиональных ситуаций - преподаватель предлагает студентам какую-то ситуацию, которая характеризует определенный аспект деятельности психолога. Цель – усвоение профессиональных знаний, что предполагает решение следующих задач: -иллюстрация профессиональной ситуации, -понимание ее сущности, - формирование навыка принятия решения. 2)Ролевая игра, когда личность находится в двух планах: реальном и условном (игровом). Цель – проигрывание профессиональных и социальных отношений, формирование умение принимать самостоятельные решения. Деловые игры, моделирование предметного и социального содержания будущей профессии. Форма знаково-контекстного обучения, в которой участники осущ. квазипрофессиональную деятельность, несущую в себе черты учения и труда. Основ¬ной элемент игры – люди, подготавливающие и принимающие решения. Цели деловой игры: 1)формирование целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике 2)формирование профессиональной компетентности специалиста-психолога, 3)развитие социальной компетентности, 4)формирование профессиональной мотивации. Классификация деловых игр: По времени проведения: без ограничения времени, с ограничением, проходящие в реальном времени, проходящие в сжатом времени. По оценке деятельности: присутствует, отсутствует. По конечному результату: жесткие ( с заранее определенным ответом), свободные, открытые (отсутствие известного структурированного результата) По конечной цели: обучающие, констатирующие, поисковые; по моделируемому объекту - общие управленческие и функциональные (имитация производственной, финансовой деятельности); по наличию взаимодействия - интерактивные и неинтерактивные; по конструктивным особенностям - простые и сложные; по однозначности выигрыша - жесткие и нежесткие; по наличию случайных событий - детерминированные и стохастичные. И др. |
45. Проектирование и проведение деловой игры Цели: формирование 1. целостного представления о проф деят- ти и её динамике, 2. проф компетентности,3. проф мотивации; 4. развитие социальной компетентности. 1 этап. Подготовка - определение темы, места и времени проведения игры, состава участников - цель и задачи игры (для чего) -написание сценария - подготовка методич материалов 2 этап. Реализация - знакомство с участниками группы - обсуждение правил - знакомство со сценарием, распределение ролей - инструктаж по выполнению роли - проигрывание сценария - подведение итогов и рефлексия. 46.Принцип наглядности и его реализация в обучении психологии Познавательная деятельность человека в своей основе всегда опирается на целостные психические образы: образы восприятий, представлений, воображения и мышления. Поэтому в обучении используются различные средства наглядности от реальных предметов до весьма абстрактных знаково-символических моделей. Психологический принцип наглядности, сформулированный еще А.Н. Леонтьевым, гласит: предмет нагляден, если совпадают две деятельности: деятельность учащихся с наглядным материалом и деятельность, которая составляет суть процесса обучения. Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение (развивает умение концентрироваться на главном), иллюстрацию (важна при объяснении нового материала) и демонстрацию (внимание студентов направлено на существенные характеристики изучаемого явления), а так же опыты. Можно выделить 3 осн. вида наглядности: предметную, изобразительную и словесную. Предметная наглядность — это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов. В преподавании психологии этот вид наглядности применяется, когда используются макеты приборов, головного мозга, когда проводятся демонстрационные эксперименты и психологические опыты. Демонстрация порогов ощущений, зрительных иллюзий, идеомоторных актов, явления установки, колебаний внимания. Изобразительная наглядность — это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов, а также теоретических знаний о них. Существует три вида изобразительной наглядности: художественная, символическая и текстовая. Словесная наглядность — это описание образов в речевой форме. Используется она в тех случаях, когда применение предметной или изобразительной наглядности по тем или иным причинам невозможно. В таких случаях преподаватель наглядно описывает ситуацию психологического эксперимента, приводит примеры из художественных произведений, характеризующие определенные психологические явления и феномены. Требования к наглядности: Соответствие эстетическим и гигиеническим нормам; согласованность с содержанием материала; постепенность введения, хорошая видимость; четкое выделение главного, существенного; детальное продумывание пояснений в ходе демонстраций. Демонстрация – показ преподавателем фрагментов экспериментов, иллюстрации психологических закономерностей, связей между явлениями: н-р, эксперимент Узнадзе с возникновением установки, - иллюстрация иллюзий, - просмотр фрагментов учебного фильма, - театрализация. Опыт – предполагает выполнение определенного действия самим студентами с целью убедиться в достоверности действия. Н-р, - опыт на установление различий между ощущениями и восприятием, - опыт на воображение, - опыт, иллюстрирующий эффективность коллективного мышления, - опыт Аристотеля. Виды наглядных средств по способам отображения объекта (Гамезо, Салмина): Натуральные средства в преподавании психологии не употребляются в силу абстрактности предмета психологической науки Изобразительные: Фотографии (портреты) видных психологов могут демонстрироваться с краткой исторической справкой, также фот-ки целесообразно использовать при изучении эмоций. Репродукции картин художников можно использовать в различных темах курсов общей, возрастной, социальной и педагогической психологии для демонстрации отдельных свойств личности, проявления темперамента, эмоций, изучения воображения и т.п. Плакаты предназначены непосредственно для демонстрации учебного материала в аудитории, если он является опорой для объяснения преподавателя. Знаково-символические: отдельные символы, знаки, графики, схемы, таблицы, знаковые модели. См.вопр.№ 42 |
||
47. Дидактические функции знаково- символических средств наглядности. Знаковая модель по в. Штофу – это материальная или мысленно представляемая система, которая отражая объект, способна замещать его так, что её изучение дает новую информацию об этом объекте. Напр: топографическая модель Фрейда (эго, ид и суперэго на разметке уровней сознательного, предсознания и бессознательного, модель Берна (родитель, взрослый, ребенок). По Выготскому мы владеем своим поведением через знак Таблицы. Чаще создают при необходимости обобщить большой по объему мат-ал, выделить существенное и закрепить для последующего воспроизведения. Таблицы могут использоваться в готовом виде (из учебника), составляться преподавателем для подачи материала, в виде задания для студентов. Нужны в поисковой и исследовательской работе для описания рез-тов. Схемы. Информация представлена в обобщенной, компактной, легко обозримой форме, где отражены все связи и отношения м/у элементами. Удобны для изучения различных классификаций. Графики. Представление процесса, механизма, явления в системе координат, дает новые знания и возможность предвидеть изменения (график забывания Эбингауза, график зависимости деятельности субъекта от силы его эмоций) Все графики, схемы, таблицы требуют словесного комментария, навыка чтения и построения. Рисунки. Для иллюстрации материала, свои или из учебника. Бывают статичными (рисунки законов гештальта) и динамичными ( в ходе объяснения можно добавлять элементы или удалять мешающие)
48. Место и роль технических средств обучения. Техн средства обучения – предметы, созданные человеком и опосредующие его деят-ть. По дидактическим f-циям делят на информационные ( для доступного введения учебной информации, обеспечивают связь вербального и образного мышления и когда реальная демонстрация невозможна) и контролирующие (обучающие машины для программированного обучения) Информационные: видеоаппаратура для демонстрации учебных фильмов, процессов консультирования, научных экспериментов лабораторного типа, проявлений псих явлений (типов темпераментов, эмоций, акцентуаций). Аудиоаппаратура для демонстрации слуховых ощущений и восприятия, порогов слуховой чувствительности, анализ темпа, интонации и тембра речи Проекционная аппаратура для проецирования на экран различных печатных мат-лов. Эпипроекторы (требуют обязательного затемнения) и кодоскопы для демонстрации и перерисовки схем, графиков, таблиц (рисуют на прозрачной пленке) Оптимальная демонстрация 20 -25 мин в час вместе с пояснениями. Перед экспозицией должна быть указана цель и определена деят-ть студента.
|
49. Пси тренинг, осн. цели и виды. Традиционно психологический тренинг применяют для развития навыков самопознания, самопонимания, рефлексии, изменения отношения к себе, другим, выработке навыков саморегуляции, развития эмоциональной гибкости, для улучшения социальной адаптации участников, углубления опыта психологической интерпретации поведения других людей. Тренинговые группы все специально созданные малые группы, участники которых (психически здоровые люди) при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания Временем возникновения психологического тренинга принято считать только 50-е годы, когда М. Форверг разработал новый метод, основой которого были ролевые игры с элементами драматизации и который был назван социально-психологическим тренингом – СПТ. На основании большой экспериментально-исследовательской работы Форверг сделал вывод об эффективном влиянии СПТ на повышение интерперсональной компетентности за счет интериоризации измененных установок личности и их переноса на профессиональную деятельность. Направлен на оказание психол помощи, В тренинге уделяется внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира, отдельным психологическим структурам, сколько развитию личности в целом и имеется ориентация на норму, Тесно связан с развивающим обучением, хотя когнитивный компонент может отсутствовать. Ю. Н. Емельянов (специалистов по тренингам в нашей стране) тренинг обозначает не методы обучения, а методы развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, а так же метод развития психических структур и личности в целом. Осн. черты тренинга:
В рамках этих черт существует огромное количество модификаций конкретных форм тренингов, сильно разнящихся между собой по целому ряду признаков. Особенно большой разброс имеется во времени работы групп: от двух дней до пяти и более лет с еженедельными встречами (например, в групп-анализе). Важной общей чертой тренингов является их стадийность, обусловленная социально-психологическими закономерностями развития малой группы. Как правило, в процессе любого тренинга можно выделить три основные стадии: начальную, рабочую и конечную. Иногда эти стадии характеризуют как этапы "оттаивания", "изменения", "замораживания Виды По форме проведения: Индивидуальный и Групповой По составу участников: Реальные группы, Квазиреальные группы, Группы незнакомых людей По композиции: Однородные группы (по возрасту, полу, культуральным особенностям, профессии, региональ¬ным особенностям, индивидуально-психологическим характеристикам, мотивации), Неоднородные группы По уровню изменений: Субъектный (изменения происходят преимущественно на уровне умений и навыков) Личностный (изменения происходят преимуще¬ственно на уровне личностных свойств) По организации :Фрагментарный и Программированный По целям и задачам (1): Коммуникативный, Интеллектуальный, Регулятивный, Тренинг специальных умений. |
|
49. продолжение: Мини-лекция (презентация теоретического материала). Как введение в курс; Предоставление дополнительного материала. Демонстрация. Иногда лучший способ достичь цели – просто показать, как это делается. Общая дискуссия. (20-30 мин).точно формулируется предмет дискуссии.Задаются вопросы, отслеживается динамика группы, высказываются мнения, сомнения, конфликтующие позиции. Дискуссия в мини-группах. Эти группы состоят из 4-6 человек, обеспечивают активность участников и необходимое разнообразие ролей для выполнения заданий и обмена опытом, решения проблем. По размеру они соответствуют эффективным командам. Удобны для выполнения творческих заданий. Работа в парах и Базз-группы. Совсем маленькие группы: 2-3 человека. Обеспечивают участие каждого, внимательное рассмотрение деталей каждым и полную вовлеченность в процесс. Очень важны для обмена опытом, для разминки в начале тренинга, для отработки навыков. Ситуационные задачи. В письменной форме предлагается специфическая проблема, предлагается найти лучшее решение или проанализировать сильные и слабые стороны нескольких решений. Ролевая игра. Дает опыт, позволяет его проанализировать. Деловая игра. То же опыт, но профессиональные задачи Вопросники. Тесты не получится». Упражнения открытия (знакомство, ледоколы): Небольшие обсуждения, игры, не всегда требующие выводов и обратной связи применяемые для создания атмосферы обучения, первого этапа формирования группы, узнавания друг друга, желания участвовать, что-то делать вместе и т.д. Энерджайзеры или разминки. Короткие активные игры, не требующие обратной связи. Их используют, когда нужно взбодрить, встряхнуть аудиторию или разрядить аудиторию. Упражнения закрытия. Участники должны почувствовать, что процесс завершен. Во время этих упражнений участники говорят друг другу приятные слова, пожелания, составляют план действий. |
Тренинг это форма конт-го обучения, к-ая отличается тем, что его участники учатся непоср-но на своем опыте. Это концетр-ая среда пристального внимания к себе и другим. Задачей спец-та, ведущего тренинг - создание с помощью разл-ых упр-ий условия для развития личности и формир-ия определ-ых навыков. Задачи должны быть адекватными, узкозконапр, достижимыми, реалистичными, изменимыми. В программе псих. тренинг надо отразить: 1. для кого рассчитана программа, на какое время 2. актуальность темы тренинга; 3. цель тренинга; 4. задачи, логические этапы; 5. тренинговые процедуры 6. подробное опис-ие каждого дня тренинга: - цель дня - описание каждой процедуры, упр. по схеме: а) название упраж б) цели упраж. в) место упрж в тренинге, её связь с предыд. и посл. упр. в трен. г) время выполнения д) краткое опис. упр-ия е) вопросы для рефлексивного анализа, процесса и рез-ов упр-ия. Структура. Вводная часть: организационные объявления, знакомство, договор). Основная часть (разогрев, основные упр, перерыв, повторение и закрепление). Обсуждение. Ритуалы приветствия-прощания – это психологическая «рамка» занятия, граница, отделяющая его от предыдущего и последующего «кусочков» жизни участников. Кроме того, ритуалы – это способ создания и поддержания общности участников, их «МЫ чувства». Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Упражнения и процедуры, направленные на освоение основного содержания – это ролевые игры, психотехнические упражнения, дискуссии, сопровождающиеся краткими монологами ведущего, рефлексивными «паузами», подведением итогов, фиксацией этих итогов. При проведении тренинговых процедур с группой ведущий должен понимать на каком этапе логики тренингового дня он находится и для чего предполагает то или иное упраж-ие. Типовые фазы трен. работы: 1. Проблематизация – форма активного введения в тренинг. Участник убеждается в недостаточной сформул-ти желательного для него умения 2. Дидактика. Тренер в доступной форме задаёт профес-ую норму, приняв и освоив кот-ую участник приобретает желаемое умение 3. Процедуры (упр-ия). Спец-но организованные попытки практич-ой реализации заданного в дидактике нормативного содержания 4. Анализ (форма выхода из тренинга). Участники вместе с тренером рассматривают успешность тренинга в целом для каждого участника. Логика построения группового процесса. Выведение из внутреннего плана во внешний неконструктивных элементов и моделей поведения. демонстрация заученных навыков (бихевиоризм), осознание бессознательных мотивов и барьеров(психоанализ), осознание своей неаутентичности (гуманистич.пс.). На этом этапе участникам предлагается решать поставленные задачи так, как они могут делать это без постороннего вмешательства и специального обучения. Эта стадия носит диагностический характер. Построение модели идеального поведения во внешнем плане. Применяя стратегии поиска аналогов, комбинирования, реконструирования и др., ведущий и участники находят оптимальные модели поведения в каждой конкретной ситуации. Модификация поведения участников группы в сторону максимального приближения к эталону и закрепление его во внутреннем плане. дифференциация подкрепления (бихевиор.), "освобождение" от давления неэффективных сценариев или иных конструктов бессознательного (психоанализ), обсуждение и закрепление основных принципов самоактуализированного поведения (гуманистич.пс.). 50. Основные технологии и методы проведения: 51. Группы-5-15 чел,так можно удел внимание каждому. Технологии: 1.Сбор и анализ предварит инфы - цели, задачи, время, место; 2.Подготовка - опред последоват. задач, опред медота трен, расписание, материалы, оборудование ; 3.Провед трен - адаптация программы; 4.Оц. эффективности – обратная связь; 5.Послетрен. поддержка (инд. и групп консульт: ситуационный анализ, определение проблем, разбор случаев, моделирование и др.); 6.Заключение (отчет, предл. по дальн. сотр-ву). Проведение учебного занятия методом группового тренинга Подготовка включает в себя: а) работу над планом-сценарием тренинга; б) работу со студентами по их настрою на активное участие в решении проблемы, выносимой на тренинг; в) самоподготовку преподавателя г) распределение ролей между участниками
|
51. Осн технологии и методы проведения тренингов Групповая дискуссия в психологическом тренинге это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников). Виды дискуссий по уровню организации: структурированная (тема строго задана), неструктурированная По содержанию - тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы проблемы; - биографические, ориентированные на прошлый опыт; - интеракционные, материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы. Игровые методы, которые включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры. методы, направленные на развитие социальной перцепции. Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу В ходе тренинговых занятий с помощью специально разработанных упражнении участники получают вербальную и невербальную информацию о том как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие. Несколько особняком стоят методы телесно-ориентированной психотерапии, основателем которой является В. Райх (W. Reich, 1960). Здесь выделяют три основные подгруппы приемов: работа над структурой тела (техника Александера, метод Фельденкрайза), чувственное осознание и нервно-мышечная релаксация восточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо). Медитативные техники, Чаще всего используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции. Но на первых этапах обучения медитативные техники необходимы все же в форме гетеросуггестии. |
52. Подготовка психолога к выполнению f-ций ведущего пси тренингов. развивающий и оздоравливающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между членами группы и ведущим. можно выделить следующие личностные черты, желательные для руководителя тренинговой группы: гибкость, терпимость, уравновешенность, уверенность в себе, богатое воображение и интуиция, высокий уровень интеллекта, желание и способность помочь клиенту
Подготовка (Вачков) 1.Посещение занятий тренинга общения, цель которого – первичное знакомство с тренинговыми методами и сплочение группы. Одновременно решается задача самопознания, происходит изучение различных аспектов собственного поведения и собственной личности. 2.Подготовку по ряду базовых теоретических курсов (в число которых обязательно включаются социальная психология и основы психотерапии), 3.Специальный учебный курс, описывающий психологические закономерности, условия и методы проведения групповых тренингов. С демонстрацией эффективных психотехник и отработка их на практикумах, просмотр и анализ видеозаписей тренингов ведущих специалистов,. 4.Участие в качестве клиентов в психологических тренингах различной направленности и различных теоретических школ с целью изучения методик и техник, применяемых специалистами. 5.Продолжение клиентская практика в группах выбранного направления с параллельным углубленным изучением теоретических вопросов работы в рамках данной тренинговой школы. 6.На этом этапе начинается работа студента в качестве ведущего группы. Руководство первыми группами должно осуществляться с использованием супервизорства; при этом следует соблюдать следующую последовательность форм работы под наблюдением супервизора: сначала ведение группы с котренером-супервизором, затем самостоятельная работа при пассивном супервизоре. По завершении каждого тренингового занятия должно происходить подробное обсуждение способов решения тренером возникавших групповых задач, тактики его поведения, умений действовать в уникальных ситуациях групповой работы. |