ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

53 Функции, виды и формы контроля и самоконтроля

Контроль- проверка качества усвоения уч мат-ла, установление обратной связи м/у преподавателем и учащимися.

f-ции. Для учащихся: обеспечивает качество усвоения знаний, дает возможность понять и вовремя исправить ошибки, формирует способность к самоконтролю. Для перподавателя: дает информацию о ходе и кач-ве усвоения мат-ла, типичных ошибках и интересе учащихся, позволяет видеть и своевременно корректировать свои промахи.

Виды и формы:

  1. Промежуточный: а) оперативный (за 5 мин до окончания лекции в письменном виде, 2-3 ? по прочитанному материалу); б) блиц-контроль (за 5 мин до окончания занятия студентам предлагают записать слова из темы, кот они запомнили); в) задание с письменным отчетом (составить таблицу, решить задачу); г) устный. Это все групповые формы контроля.

  2. Итоговый

Зачет: 1. индивидуальная вопрос- ответная форма (по билетам и вопросам полный ответ или опрос-интервью). 2. Мозговой штурм группа делиться на подгруппы по 3-5 чел, дают карточки из 5- 7 ? проблемного характера, можно использовать лекции, учебники, монографии

Экзамен. 1. Собеседование по вопросам билета. 2. письменный. 3. Тестирование

Контрольные, курсовые, дипломные

Условия эффективности контроля: 1объективность(наличие единого критерия) 2 незыблемость выносимых оценок 3 гласность

Осн принципы: проф направленность, надежность, валидность, системность, систематичность

Дидактические тесты - возникли на основе псих. тестирования и программированного обучения, это набор стандартизированных заданий по определённому материалу, в результате чего определяется степень усвоения:

- тесты на умение производить стандартные мыслительные действия на основе знаний;

- умение дать самостоятельную критическую оценку на основе знаний;

- умение решать новые проблемные ситуации.

Виды: 1) контроль промежуточных результатов усвоения, не имеет каких-либо формальных ограничений. Формы (групповой контроль):

1) оперативный контроль (на лекции),

2) блицконтроль,

3) контрольное задание с письменным отчетом.

2) итоговый контроль.– проверка конечного результата – сюда относятся семестровые или курсовые зачеты и экзамены.

Виды зачета: 1) традиционные вид - индивидуальная вопрос-ответная форма; - по билетам или вопросам,

- опрос-интервью

2) мозговой штурм – групповая форма

3) игра – групповая форма.

Виды экзамена:

1) традиционный – собеседование по билетам

2) письменный экзамен,

3) тестирование – тест учебных достижений.

Условия эффективности контроля:

1. Объективность.

2. Незыблемость выносимых оценок.

3. Гласность.

Основные принципы контроля:

1. Профессиональная направленность.

2. Надежность.

3. Валидность.

4. Системность.

5. Систематичность.

Тестовый контроль. Тест – стандартизированное задание, по рез.решения или ответов которого выносится суждение о степени усвоения материала и обучаемому присуждается индивидуальный балл. (тесты успешности: открытые и закрытые и тесты учебных достижений).

54 Самостоятельная работа. Цели, особенности организации

Содержание перерабатывается в соответствии с индивидуальным стилем мышления, требует обучения, должна начинаться уже на лекции

Цель: научить самостоятельно учиться; самостоятельно добывать знания из разных литературных источников; форми-ровать навыки и умения; повысить ответственность за свою профессиональ¬ную подготовку; формировать профессиональное мышление; развивать са¬мостоятельность в планировании, организации и выполнении своей профес¬сиональной деятельности

I. Самостоятельная работа на лекции

1. Работа с опорным конспектом, использование логических схем, тезисы, графические схемы. Важно научить выполнять опорный конспект, провести анализ 2-3 работ.

2. Работа на лекции предполагает соотношение полученной научной информации с реальной жизнью. Приучает самостоятельно думать

3. Фрагмент лекции. Студенты должны найти позиции других ученых, новые исследования. Важно соблюдать очередность.

4. Вопросы, заданные преподавателем в конце лекции. Ответы студентов с опорой на конспект.

5. При чтении проблемной лекции преподавателем. Варианты:

А) самостоятельно решить проблему:

Б) выделить существенные признаки данного явления

II. Самостоятельная внеаудиторная работа

1. Специальные задания, задания на дом (составить схему, таблицу).

2. Изучение отдельных тем или вопросов по выданному плану.

3. Мини-исследование проверка, осмысление методов или теоретических положений:

4. Описание эксперимента (практические задания).

5. Конспектирование первоисточников или составление тезисов.

6 Описание и оформление курсовых и дипломных работ.

7. В процессе подготовки к практическим занятиям.

3.Дистанционное обучение.

Студентам высылается программа курса, список литературы, вопросы к зачетам, экзаменам, методические рекомендации. Кратко изложим методику управления самостоятельной учебной деятельности студента:

  • Главное требование - самостоятельное изучение научной и учебной литературы с обязательным сопоставлением теоретических положений с реальными психологическими явлениями, наблюдаемыми \ себя и вокруг себя.

• Вся остальная учебная работа (написание курсовой или контрольной работы (реферата), подготовка к экзаменам и зачетам) должна осуществляться одновременно и параллельно с изучением рекомендованной литературы, и только ее успешное выполнение может гарантировать усвоение содержания изученного

• Самостоятельная учебная работа может быть успешной, если студенту будет интересно получать новые и полезные лично для себя знания.

55. Структура психологического анализа учебного занятия

Ψ анализ включает анализ присутствующих и самоанализ

Анализируем

  1. Самоорганизация преподавателя (творческое самочувствие, четкое представление о занятии, как осуществлялся вводный и мотивационный момент, ψ контакт с аудиторией)

  2. 2. Организация познавательной деят-ти обучаемых, методы, технологии, приемы, принципы и стратегии

  3. Организованность обучаемых (уровень умственного развития, отношение к изучению данной темы, обучаемость, личная включенность в работу)

  4. учет возрастных и индивидуальных особенностей контекста обучения по данной профессии

  5. Самоанализ: какие задачи и цели ставил, что получилось и почему, какие использовались способы и методы, оценить контакт с аудиторией, наличие обратной связи, удовлетворенность проведенным занятием

Анализ может быть текущий, предваряющий, ретроспективный

56. Требования по разработке учебных программ и тематических планов.

В наше время псих преподается в разн учебн заведениях. Поэтому возникает необходимость в составлении разных авторских программ.

При разработке важно учитывать:

  1. Определение названия курса, аудиторию, кол-во часов.

  2. 0предеяить предмет курса, цели и задачи.

  3. Пояснительная записка, в ней — цель, задачи, для кого, требования к знаниям на выходе, виды учеб занятий.

  4. Структура курса: "Примерный тематический план". В графах: Разделы, темы, кол-во лаб, практ, лекц, и самост часов. Учитывать повторение изученного, использовать межпредметные связи.

  5. Примерное содержание лекций

  6. Примерное содержание практических (цель, задачи, вопросы для обсуждения)

  7. Задания для самостоятельной работы и инструкция по их выполнению

  8. Отразить темы рефератов, докладов, контрольных работ

  9. ?? для экзамена, зачета, темы курсовых и дипломных работ

  10. Методические приемы для разработки каждой темы (дискуссии, проблемные ситуации, задачи, упраж, тренинга, наглядность, вопросы.

  11. Общий список литературы.

  12. Форма отчетности.

Если есть доп. занятия -темы факультативных занятий.

Многообразие различного рода школ, которые готовят психологов, не позволяет работать по единой учебной программе. Поэтому преподаватель психологии вынужден составлять такие программы самостоятельно в соответствии с особенностями школы, вуза, отделения, аудитории, количества отведенных часов.

Этапы составления учебной программы:

1) определение цели и необходимости курса, особенностей аудитории, возможности реализации,

2) разработка содержания курса, формулирование названия, определение продолжительности в учебных часах,

3) планирование разделов курса (тем), практикума

4) подбор литературы

В приложение можно включить:- список тем для самостоятельной работы, - вопросы для самоконтроля,

- задания для индивидуальных исследований, - полный список рекомендованной литературы

Оформление программы: - титульный лист, - пояснительная записка, - учебно-тематический план,

- содержание (1 раздел…, тема 1, тема 2) - список литературы- приложение

Подготовка к занятиям начинается с составления учебно-тематического плана. Весь учебный материал разбивается на порции соответственно отведенным часа и видам занятий (лекции и практические).

В процессе подготовки к занятиям преподаватель обязан:

- сформулировать темы, отводимые для самостоятельного изучения,

- дать план,

- указать соответствующую литературу,

- указать сроки выполнения и форму отчетности.

.

  1. Содержание и методика организации просветительской деятельности психолога с целью развития психологической компетентности учителей

Ψ просвещение – одна из важнейших f-ций психолога

Цели: 1. знакомство населения с основами психологии личности, общения, деятельности; 2.разъяснение результатов новых пси исследований; 3.формирование потребности в пси знаниях

Формы просвещения: научно- популярные лекции, беседы, семинары, выставки, встречи с психологами- профессионалами.

Информация и методы её представления

  1. доброжелательность

  2. соответствие содержания форм и методов уровню развития, возрастным и проф особенностям аудитории

  3. научность

  4. практическая необходимость и целесообразность представляемой информации

У учителей мало времени и они не любят психологию, поэтому для них курс лекций и лучше проблемного характера. Курс м. б. рассчитан на полгода, год, включать как теоретические так и практические занятия. Лучше разделять учителей начальной и средней школы.

Темы

- трудности подросткового возраста (с привлечением специалистов по сексологии, наркомании, служб социальной защиты)

- проблемы младшего школьного возраста

- повышение коммуникативной культуры учителя

А ещё тренинги, деловые игры, обхор новой психологической литературы, научно- практические конференции и семинары.

Одна из важнейших функций психолога – психологическое просвещение населения.

Цели психологического просвещения:

- дать знания о психологических законах развития и формирования личности ребенка и учете этих законов в процессе воспитания.

- популяризация, разъяснение результатов новых психологических исследований в области обучения и воспитания

- формирование потребности в психологических знаниях и намерения использовать их в своей жизни и деятельности.

Психологический лекторий весьма продуктивен для учительской аудитории. Также целесообразно проводить проблемные лектории, который будет включать и теоретические и практические блоки.

Примеры тем:

- трудности подросткового возраста (с привлечением соответствующих специалистов),

- проблемы младшего школьного возраста

- повышение коммуникативной культуры учителя.

В настоящее время популярны тренинги и ролевые игры.

Остаются действенными и обзоры новой психологической литературы и конференции и семинары.

При организации психологического лектория для учителей необходимо учитывать следующие особенности:

1.постановка проблемы производится в форме дискуссии;

2.необходимо сформировать позитивное отношение к себе и развитие

уверенности.

Одним из основных факторов здесь выступает личностный рост. Наиболее популярны такие лекции, как, например: «Трудность подро¬сткового возраста». Лекция должна содержать как теоретический, так и практический компонент. Теоретический - беседы, лекции, круглые столы. Практический -тренинги, просмотр кинофильмов, игровые формы (ролевое участие).

58. Просветительская деятельность для родителей.

Цель

- дать знания о пси законах развития и формирования личности ребенка

- научить понимать ребенка и ладить с ним

- побудить родителей быть внимательными к детям и заниматься ими

Формы работы: психологический лекторий, выставки, беседы.

Лекторий – сочетание лекций с практикой.

Теоретическая часть – цикл научно- популярных лекций в исполнении профессионала с выбором интересных и практически необходимых тем. В них – много живых примеров, не давать советы без теоретических обоснований, минимум терминологии, учитывать уровень развития, возраст и проф особенности аудитории. Полезно провести предварительный опрос родителей, учесть возраст детей. Это беседы за круглым столом.

Родительская аудитория представляет для психолога определенные трудности. Одна категория родителей часто не осознает необходимости психологических знаний. Они уверены, что все делают правильно. Другая категория оказывается беспомощной перед лицом трудностей: не понимают ребенка, не знают как воспитывать.

Практическая часть

- практикумы по обсуждению жизненных ситуаций, кот беспокоят родителей

- занятия по типу вопрос- ответ

- тренинги (популярны тренинги общения), научить родителей руководить самостоятельной работой детей, тренировать внимание, память, владение эмоциями.

- диагностические занятия – научить изучать своего ребенка, замечать в нем малейшие изменения (определение темперамента, ведущей перцептивной системы, эмоциональных состояний)

- индивидуальное консультирование

59. Просветительская деятельность со школьниками.

Включать элементы занимательности. Чаще внеаудиторные формы занятий.

  1. Лекции с занимательной тематикой (сновидения и их загадки, психология символов)

  2. Тематические вечера: загадки памяти, здравствуете девочки, здравствуйте мальчики (о психологии пола), вечера вопросов и ответов, вечера встреч (рассказ практикующего психолога о «+» и «-» профессии

  3. Факультативные и кружковые занятия (не дублировать нормативные психологические курсы, а что-то интересное). Для старшеклассников «Внушение, самовнушение и гипноз», «Личность и ум», для младших про ум животных, таинственные явления психики

  4. Небольшие экспериментальные исследования: демонстрационные эксперименты и диагностики в помощь школьному психологу (самооценка, межличностные отношения, познавательные процессы

  5. Психологическая газета чаще стенная. Рубрики должны быть многообразны, но краткие по содержанию

  6. Неделя психологии. Во всех группах и классах проводятся популярные лекции, беседы, демонстрации, конференции, встречи, вечера

  7. Подготовка тематических вечеров и КВН. Продумать начало вечера (выступление преподавателя), исторические факты (можно в виде инсценировок), конкурсы для зрителей

Психологические лектории, проводимые в школах, должны содержать темы, которые учитывали бы возрастные особенности группы школьников.

Например, для младших школьников интересными будут темы про та¬инственные явления психики, про гипноз, про психологию животных. Для подростков интересны проблемы межличностных отношений, проблемы общения. Юношей и девушек могут заинтересовать темы про формирование воли, характера, про психологические эксперименты (например, предраспо¬ложенность к выбору профессии). В этой связи для старших школьников можно организовать проведение психодиагностики (под руководством преподавателя, с тщательным подбором методик, специальной литературой и предварительной тренировкой (подготовкой).

Кроме лекционной формы, школьникам интересна и работа над психо¬логической газетой (в форме занимательного психологического факультати¬ва), где идет работа над рубриками (они должны быть многообразными и краткими, содержать теоретические и практические аспекты).

Лекционная форма работы будет наиболее эффективной, если ее про¬водить в рамках «Недели психологии в школе». За эту неделю помимо лек¬ций, можно провести КВН в форме конкурсов (как закрепление новых све¬дений), в форме внеурочной подготовки - сбор и систематизация биографи¬ческих данных, интересных материалов, составление различных заданий, викторин, театрализованных сцен, анекдотов, исторических ссылок.

60. Формирование учебной и профессиональной мотивации студентов в ВУЗе

Блоки работы: с мотивациями, с целями, с эмоциями, с учебно- познавательной деятельностью

Виды воздействий:

Для мотивации – актуализация, рефлексия, коррекция. Упражнения на сотрудничество, использование ситуации для укрепления и осознания мотива. Укрепление адекватной самооценки

Цели – их осознание и устойчивость

Формирование познавательного интереса – от ближайшего (приспособление) к коренному (ориентация на будущее)

Условия: управляемость познания и отсутствие эмоциональной напряженности.


  1. Подходы к пониманию предмета психологии

Понимание предмета психоогии происходило в 4 этапа.

1 этап. Античный 5 в.до н.э. представители направления – древнегреческие философы. Предметом изучения была душа.

1. Идеалистическое (Платон, Аристотель) Платон считал душу не материальной не зримой, нетленной. Платон написал «Трактат о душе», душу разделил на три части (в голову поместил - разум, грудь-мужество, брюшная полость – вожделение, разум у жрецов, мужество у воинов, вожделение у простого люда). Аристотель ученик Платона, считал ,что душа находится в сердце. Алкмеон (древ.греч. врач.) – душа находится в мозгу, так как Платон был более популярен эту идею забли.

2. Материалистическое (Гераклит, Демокрит) – душа – это частица природы, атом огня, то есть материальной. Демокрит считал, что душа после смерти умирает.

Далее в результате борьбы этих двух направлений идеализм стал основой религии и господствовал вплоть до 18в, а материализм был запрещен. Душой занималась религия. В этот период душа стала рассматриваться как нечто независимое от тела, как особая сущность. Двойственность души – дуализм в наиболее развитой форме был представлен в учении Рене Декарта.

2 этап. 17 в. до н.э.. Ознаменоваля бурным развитием естественных наук и предметом психологии столо сознание.

Сознание - способность думать, чувствовать, желать, воображать, т.е.внутренний опыт человека. Основоположник – (англ.уч) Джон Локк. Методом изучения сознания стала интроспекции. Интроспекция (от лат. Intro–внутрь specto-смотреть – смотрю внутрь), то есть самонаблюдение, самоосмысление, заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких либо инструментов или эталонов (понимание как я его делаю) – это рефлексия (отражение внутренней деятельности), а научное направление стало называться интроспективной психологией. Д.Локк считал, что в рамках самонаблюдения, человек приобретает внутренний опыт.

В рамках интроспективной Ψ в 1879г в Лейпциге Вильгельмом Вундтом была создана 1-я экспериментальная психологическая лаборатория. В лаборатории проводят исследования органов чувств, памяти, мышления. Это событие ознаменовало появление экспериментального метода в Ψ, а 1879г. стал годом рождения научной Ψ. В 1885 году была открыта лаборатория в Казанском университете.

Начавшаяся критика интроспекции (невозможность выполнять одновременно действие и его анализировать; игнорирование бессознательного – первый критик З.Фрейд), в процессе интроспекции идет раздвоение сознания, истина открыта только исследователю, подготовили переход к следующему этапу.

3 этап. Бихевиоризм.19в.

В связи с успехами в медицине, экспериментами над животными и др. предметом психологии становится поведение (амер.уч.) Джон Уотсон (1878-1958) и др. Поведение объяснялось характером стимула, который вызывает реакцию (поведение): (стимул-реакция). В это время появляется ряд попыток объяснить поведение не стимулами, другими факторами. Так появляются основные психологические концепции:

гештальтпсихология Вольфган-Келер (1887-1967), Макс Вертгеймер (1880-1943) (предмет изучения – особенности восприятия). Суть – поведение зависит от восприятия ситуации, как целостной структуры (гештальта). В целом ситуация- одно, кусочек ситуации –другое. Они считали, что восприятие имеет генетические особенности (цыплята склевывают круглые зерна).

психоанализ и неофрейдизм – Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875-1961), Альфред Адлер (1870-1937) - предмет изучения бессознательное, от инстинктов которые в нас имеются. Наша психика намного больше, чем сознание и предсознательное то же можно изучать. 3 сферы – сознание, предсознание, бессознательное. 3 формы изучения бессознательного – сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы.

- когнитивная психология –Ульрих Найсер, Джером Сеймон Брунер (предмет изучения познавательные процессы). Когнитивная – когниции (знание). Предметом психологии является знание. Знание получают от окружающего общества. Поведение – знание схем поведения. В практике существует когнитивное консультирование и психотерапия и здесь главное - правильные мысли. Они выделяют неправильные мысли и учат правильным.

- генетическая психология –Жан Пиаже(1896-1980) (предмет – развитие мышление). Человек рождается с возможностью мыслить. В процессе развития развивается мышление.

Основы отечественной научной психологии тоже закладываются в конце 19 начало 20 вв. Происходит становление рефлексологии Влад.Мих.Бехтерев (1857-1927), Бор.Ген.Ананьев (1829-1905).

  1. 4 этап 20 вв. знаменуется появлением в отечественной психологии диалектико-материалистичекой

концепции, которая базировалась на философской теории отражения (предмет изучения психика ) Пав.Пет.Блонский (1884-1941), Кон.Ник.Корнилов (1879-1957).

Одним из наиболее важных направлений, сформировавшимся в 20-30 гг. стала культурно-историческая теория Л.С. Выготского (1896-1934), затем – психологическая теория деятельности Алек.Ник.Леонтьев (1903-1979), предмет –психическая деятельность.

- Гуманистическая Ψ (на западе – Роджерс (Я-концепция), Маслоу (система потребностей)) предмет – особенности личности. Поведение объясняется особенностями личности, ее потребностью и главная потребность –самоактуализация. Самоактуализация – это потребность в реализации всех своих способностей.

В настоящее время происходит стирание границ между направлениями, психологи используют понятия и методы того или иного направления в зависимости от особенности решаемых проблем, единого понятия предмета психологии не существует.

Психология – это наука, изучающая факты, закономерности, механизмы психики.

Предметом психологии в отечественной психологии является психика , психическая деятельность.

  1. психика – это свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

  2. Живая материя, получая информацию об окружающем мире, способна создавать его психический образ (субъективный и нематериальный), который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

  3. Получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой регуляции внутренней среды организма и формирования поведения. Эта информация дает возможность живым организмам относительно длительно существовать в постоянно изменяющейся среде обитания.

Функции психики:

  1. отражение окружающего мира;

  2. обеспечение целостности организма;

  3. регуляция поведения.

2.Современная Ψ ее задачи и место среди др. наук

.

Психология – научное знание о закономерностях развития и функционирования психики как формы жизнедеятельности человека и животных.

Современная отечественная психология опирается на выработанные в процессе ее становления и развития принципы:

Детерминизма – психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий.

Единство сознания и деятельности – Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве.

Сознание образует внутренний план деятельности человека.

Развития – психика может быть правильно понята, если она рассматривается в неприрывном развитии, как процесс и результат деятельности.

В настоящее время психология – сложная, разветвленная система наук. Каждая входящая в эту систему отрасль науки представляет собой относительно самостоятельное развивающееся направление., имеющее свой пред и использующее методы. Основной базисной отраслью психологии является общая психология.

Ψ имеетсложную структуру все ее отрасли можно разделить по 3 принципам

1. По принципу деятельности ( психология труда, юредическая, военная, инженерная, педагогическая, медицинская Ψ, спортивная, исскуства, науки, клиническая)

2)по принципу взаимодействия личности и общества (Ψ личности, социальная Ψ,политическая, экологическая , экономическая, управления тд)пр. психология личности связана с философией историей и т. д.

3) По принципу развития- возростная, сравнительная, зоопсихология, патопсихология, психогенетика,

• научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

• научиться управлять ими;

•использовать полученные знания с целью повыше­ния эффективности тех отраслей практики, на пере­сечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

• быть теоретической основой практики психологичес­кой службы.

Место психологии в системе наук  промежуточное положение между философскими на­уками, с одной, стороны, естественными — с другой, со­циальными — с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах.

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как Про­дукт всех других наук, но и как возможный Источник объяс­нения их формирования и развития.

Научную психологию условно можно также разделить на фундаментальную, прикладную, практическую.

Фундаментальную Ψ интересуют основополагающие проблемы психики, теоретические аспекты этих проблем и их эмпирическая проверка (общ. Ψ, социальная, психофизиология, Ψ развития)

Прикладная – также стремится к получению новых знаний, но приоритет отдает изучению псих. Явленийв естественной обстановке и использованию полученных в фундам. науке знаний в конкретных ситуациях и условиях (эргономика, Ψ менеджмента, организационная Ψ, юридическая Ψ.

Практическая – решает на научной основе конкретные задачи, возникающие в реальной жизни и деятельности людей и коллективове. Это особый вид деятельности психолога, который предполагает получение психологической информации о конкретном человеке или группе людей, анализ этой информации на основе знаний, полученных в фундаментальной или прикладной Ψ, разработку и реализацию воздействия на них с целью изменения или измерения их поведения.

Направление практической Ψ связано с решаемыми задачами: достижение общей непсихологической цели( психолог на предприятии, достижении Ψ задач – Ψ консультирование, Ψ диагностика, Ψ коррекция.

№3 Классификация методов псих исследования

Метод – это способ или путь научного познания. классиф-я Ананьева (1907 – 1972) он разбивает все методы на 4 блока:

1 блок-Методы эмпирические (метод сбора данных)

  • Основные Наблюдение, эксперимент (лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий)

  • Вспомогательные

Беседа ( прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения), нкетирование(получение первичной информации с использов. анкет),тестирование(стандартизованное псих.испытание, в результате кот. Делается попытка оценить тот или иной псих процесс или личность в целом), изучение продуктов деятельности (изобретений, книг, писем, по ним можно судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию) биографические (способы исследования на основе биографий, жизненного пути, свидетельства очевидцев, интервью, опросников), моделирование (метод иссл. Ψ закономерностей) , близнецовый (основанный на сравнении Ψ и поведения двух типов близнецов: монозиготных (одинаковый генотип) и дизиготных (разный)), социометрические –метод исследования межличностных отношений.

Наблюдение- Требования: 1. Разработана программа, что и в каких формах наблюдаем. 2. Ведение протокола и фиксация на аппаратуре. 3. объективная интерпретация. 4. систематическое (т. е. не одноразовое)

Виды: включенное-стороннее; скрытое-открытое; однократное-лонгитюдное; сплошное- выборочное; свободное- стандартезированное.

Достоинства богатство сведений естественность , можно использовать технические средства Недостаток субьективно, занимает много t, неповторимо,

Эксперимент– активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.

Тестирование- проба, испытание. Метод тестов –установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по рез. кот. определяются наличие и уровень развития опред. психических качеств человека. Тесты м. б. прогностическими и диагностирующими. (способностей, достижений, личностныеMMPI, кеттел)

Анкетирование- анкета должна составляться определенным способом:

Четкие вопросы однозначные, адекватны задаче

2 блок Организационные методы :

1. Сравнительный изучение одной функции у разных групп (срезов)

2. Лонгитюдный – длительное научное исследование процессов формирования, развития и изменения поведений или явлений.3. Комплексный исследование разными способами и средствами разных наук.

3 блок Методы обработки данных

1. Количественный (статистические)-когда подсчитываются разные коэфициэнты

2. Качественный- диффир по группам, выделяют уровни и типы.

5 блок Методы интерпритации данных

Генетический – анализ результатов в плане развития, выделение стадий и фаз.Структурный – установление структуры связи м/у характеристиками (факторный анализ. корреляционный анализ).

Валидность теста – (подтверждать, объявлять действительным) – мера соответствия результатов исследования цели тестирования, объективным внешним критериям. Мерой валидности выступает коэффициент корреляции результатов по тесту с результатами по другим валидным тестам или по профессиональному критерию.

Надежность – поятояноство, устойчивость результатов, получаемых с его помощью. Надежность указывает на устойчивость теста к искажающему воздействию случайных шумовых факторов, его точность. Проверяется надежность повторным тестированием.

Статистика – отрасль математика, теоритической и прикладной, которая занимается сбоом, классификацией и анализом данных.

Корреляционный анализ – стат. Метод оценки меры, формы и характера связи исследуемых свойств или признаков. Корреляция мера связи явлений действительности или фактов эксперимента их взаимосвязь.



        1. 4. Психологическая теория деятельности. Изучение деятельности как объект Ψ исследования. Начатое Выготским, Рубинштейном, продолженное Леонтьевым, Лурией и др.Леонтьев изложил свое понимание деятельности в работе «Деятельность. Сознание. Личность» в 1977 г. он рассматривал деятельность в 2-х функциях: 1) предмет исследования; 2) как объяснительный принцип.

  1. 1) Предмет исследования. Деятельность – это внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая сознательной целью.

  2. Деятельность имеет структуру:

  3. 1 часть структуры предметное содержание:

  4. Потребность – нужда, состояние напряженности, которая побуждает к поисковой деятельности, в процессе которой находится (фиксируется) предмет потребности.

  • Мотивы – побудительная деятельность. С появлением мотива резко меняется все поведение, оно становится направленным.

  • Цель – то, на что направлена деятельность. Цель всегда осознается личностью до начала самой деятельности.

  • Условия – внешние (материальные, предметные) и внутренние (условия развития познавательных процессов), от которых зависят результат и качество деятельности.

2 часть структуры Инструментальная (она включает действия и операции):

  • Действия (пишем, слушаем, думаем) – это относительно завершенные элементы деятельности, направленные на достижение определенной, промежуточной. Сознательной цели. Действие имеет осознанную цель. Учебные действия, осознаются элементы учебной деятельности. Действия могут быть внешними (двигательные, внешняя речь) или внутренними (мнемические, умственные, сенсорные, перцептивные). Внешние и внутренние действия взаимосвязаны и могут переходить друг в друга. Переход внешнего во внутренний называется интериоризацией. Переход внутреннего во внешнее – экстериоризация.

  • Операции – это способы выполнения действий. Цели операции не осознаются. Операции тоже могут быть внутренними (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация) и внешними (взять, переместить, опустить).

Существует огромное количество видов деятельности, но к основным относят:

  • Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

  • Учение – процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом.

  • Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.

  • Досуг

Отличаются по своей структуре, по мотивам, целям, действиям.

Объяснительный принцип. Леонтьев считает, что любую психику можно рассматривать как Ψ деятельность, в соответствии с ее структурой. Память как деятельность, т.е. своя структура (мотивы, цели, условия, действия). Как универсальный принцип деятельность вызывает сомнения у многих ученых. Тем не менее теория деятельности послужила основанием для многих научных открытий и практики (учебная, профессиональная деятельность, спорт)

Осн. положения и принципы теор. Д-ти :

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе, д. б. выведено в Д-ть субъекта – принцип размыкания круга сознания.

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания. Сознание д. б не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной f – принцип единства сознания и поведения.

3. Д – активный, целенаправленный процесс.

4. Действия человека предметны. Они реализуют социальные (производственные) цели – принцип предметности чел. Д-ти, и её сознательной обусловленности.

1.Экспериментальные - изучаются конкретные виды деятельности. Ψ теория деятельности (Леонтьев), учебная деятельность (Давыдов, Занков), трудовая (Климов), игровая (Эльконин), диагностическая (Ануфриев).

2.Диагностические:

  • Методики изучения мотивации

  • Наблюдение

  • Беседа

Анкетирование, Экспертный метод.

№5. Культурно-историческая концепция Выготского.

Долгое время в психологии существоало два направления, объясняющие происхождение и сущность психики человека: идеалестическое (религиозное) и биологическое (Павлов преписывал человеку животное происхождение, и считал , что психика человека не отличается от психики животных).

Этой проблеме посвящено исследование Выготского, он доказал, что психика человека в корне отличается от психики животных. Эту мысль он развил в своей «Культурно-историческая концепция».

В основе его теории лежат 3 концепции:

  1. Человек – природа. Благодаря общественному труду и изготовлению орудий человек научился изменять среду, не изменяя своей физической организации.

  2. Человек и его психика. Человек научился владеть своей психикой при помощи особых человеческих орудий и знаков (язык-главный знак, средство запоминания, система письма, исчисление, произведения искусства, одежда).

  3. сначала человек с помощью психол. Орудий (знаков, язык и др.) действовал на др. людей и лишь потом – на самого себя.

Эти системы выражены в истории человечества, поэтому концепция историческая.

Выготский выделял в психики человека 2 уровня:

1-натуральные Ψ-е функции, кот. не отличаются у человека и животных, т.е. непроизвольные память, внимание, представления (сенсорные и др),

2- ВПФ культурные – произвольные функции, мышление, воображение. Эти функции у человека качественно иные чем у животных., они обладают свойствами: произвольности, опосредованности (знаками), осознанности, взаимозаменяемости. Человек может пользоваться как функциями высшего уровня так и второго.

Основные свойства ВПФ:

  1. Социальны по существу (вне социума не возникают).

  2. Опосредованны по характеру (используют знаки).

  3. Произвольны по формированию (усилия есть больший результат и наоборот).

  4. Системны по строению (доказал Лурия на основе строения мозговых структур).

  1. Генетическая – ВПФ не передаются по наследству, а усваиваются в общении и деятельности с людьми в определенной культуре.

Выготский сформулировал закон ВПФ « Всякая функция в культурном развитии человека появляется на сцену дважды: Сперва как интерпсихическая, тоесть приобретенная в общении и деятельности с людьми, потом как интрапсихическая, то есть своя. Таким образом, ВПФ усваиваются, а не получаются генным путем.

Высшие психические функции – преобразованные под влияние жизни в обществе, обучения и воспитания психические процессы человека.

история, откуда берутся средства, знаки

Труд создал человека, а общение в процессе труда породило речь. Приказы сначала были обращены к другому, а потом на самого себя. Переход из внешне- командного во внутренне- организующее, из интерпсихического в интрапсихическое, интериоризация – вращение внешнего во внутреннее – фундаментальное положение.

Онтогенез стадии развития: а) взрослый действует словом на ребенка, побуждая сделать что-то; б) ребенок перенимает способ обращения и воздействует на взрослого; в) воздействие на самого себя.

В. рассматривает эгоцентрическую речь как промежуточную м/у речью к другому и к себе. → речь – средство саморегуляции.

Ставил эксперимент на развитие произвольного внимания у детей. Жест взрослого становился правилом для ребенка и превращался во внутреннее правило.

Все высшие f-ции произвольны, опосредованы и социальны.

Всякая ψ f появляется на сцене дважды, сперва как деят-сть коллективная, социальная (интер), затем как деят-ть индивидуальная (интра)

6. Ощущения. Осн f и виды.

Ощущения. –пси процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений при воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы (свет, цвет, звуки , запахи и некоторые вкусов элементы).

Функции:

  • Сигнальная- оповещают ЦНС о том, что вредно, а что полезно для организма сильные звуки горько, больно. Уведомление о жизненно важных объектах

  • Отражательная или образная – построение субъективного образа.

  • Регулятивную ф-ию, т.к на основе сигналов, ч-к и жив-е регулируют свое поведение. Отсутствие сигналов вызывает тревогу слепота в детстве резко задерживает психическое развитие

Виды О. разнообразны.

  1. По модальности: Зрительные, Слуховые, Кожные, Обонятельные, Вкусовые

  2. По характеру отражении и месту расположения рецепторов:

  • Экстероцептивные-ощущен отраж св-ва внешнего мира

- дистантные (зрен, слух, обоняние)

-контактные( осязание, вкус)

  • Интероцептивные- отражающие образы внутреннего мира и особенности обменных процессов,голод, жажда , удушье, удовольствие

  • Проприоцептивные- О двигательног аппарата, равновесия

Классификация по Шеринктону

Выделяют отдельно:

  • Интермодальные О- т.е. промежуточные между модальностями.

- вибрация(слух, осязание) ритм (кожная, моторная, слуховая чув-ть)

О. разных модальностей могут взаимодействовать.

  1. Сенсебилизация- Повыш чув-ти за счет взаимодействия анализаторов.

Пр.слабый звук повышает цветовую чувствительность

-слабый свет повышает слух

-слабая боль повышает зрение.слух. обоняние

2. Сенестезия – под влиянием раздражение одного анализатора О, свойственное другому. вместе со звуками человек может видеть цвет – цветозвуковая свойственно чувствительным людям