ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.11.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
§ 50. Если он отдаст в погашение долга ужевозделанное [хлебное] поле или возделанное кунжутное поле,тонаходящийся на поле хлеб или кунжут должен взять только хозяин поля и должен вернуть тамкару сереброипроцентына него.
§ 51. Если у него нет серебра, чтобы вернуть долг, то он может отдать тамкару [хлеб или] кунжут в цену серебра, а также процентынанего, которое он взял у тамкара, согласно царским установлениям.
§ 52. Если земледелец не вырастит на поле хлеба или кунжута, то это не должно менять его договора25.
§ 53. Если человек поленится укрепить плотину своего поля и, вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, доложен возместить хлеб, который он погубил.
§ 54. Если он не может возместить хлеб, то должно отдать его и его движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить между собой люди возделанной земли общины, хлеб которых унесла вода.
§ 55. Если человек, открыв свой арык для орошения, по небрежности допустит, что водой будет затоплено поле его соседей, тоон должен отмерить хлеб, как у его соседей.
§ 56. Если человек выпустит воду и водой будет затоплено подготовленное для посева (?) поле его соседа, то он должен отмерить ему 10 курру хлеба за 1 бур.
§ 57. Если пастух не договорился с хозяином поля о корме мелкого скота травой и без ведома хозяина поля скормит поле мелкому скоту, то хозяин поля сожнет свое поле; пастух, без ведома хозяина поля, скормивший поле мелкому скоту, должен, сверх того26, отдать хозяину поля по 20 курру хлеба за 1 бур.
§ 58. Если после того, как мелкий скот поднимется с лугов (?) и все стада (?) будут задержаны в городских воротах, пастух пустит мелкий скот на поле и скормит поле мелкому скоту, то пастух должен сторожить поле, которое он скормил скоту, и во время жатвы отмерить хозяину поля по 60 курру хлеба за 1 бур27.
§ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.
§ 60. Если человек даст садоводу поле для [на]саждения сада, а садовод насадит сад и будет растить сад в течение четырех лет, то на пятый год хозяин сада и садовод делят между собой поровну; хозяин сада должен выбрать и взять свою долю первым.
§ 61. Если садовод не окончит насаждение сада на поле и оставит часть невозделанною, то невозделанная часть, должна войти в его долю.
§ 62. Если он не превратит поле, которое ему дано, в сад, то, если это обработанная земля, садовод должен отмерить хозяину поля арендную плату за годы, в которые она находилась в запустении, как у соседей, а также выполнить работу на поле и возвратить его хозяину поля.
§ 63. Если это целина, то он должен выполнить работу на поле и вернуть хозяину поля, а также отмерить за один год по 10 курру хлеба за 1 бур.
§ 64. Если человек даст сад садоводу для оплодотворения пальм, то садовод, пока он держит сад, должен отдать две трети из садового дохода хозяину сада, треть должен брать себе.
§ 65. Если садовод не будет оплодотворять сад и уменьшит доход, то садовод [должен отдать] арендную плату за сад, как у соседей.
§ 66. Если человек возьмет в долг серебро у тамкара и его тамкар будет настаивать на уплате долга (?), а ему нечем будет отдать, и он отдаст тамкару свой сад после оплодотворения и скажет: «Все финики, выросшие в саду, забери за твое серебро», то этот тамкар не может соглашаться на это. Выросшие в саду финики должен взять только хозяин сада и удовлетворить тамкара серебром и процентами на него согласно своему документу, а остальные финики, выросшие в саду, должен вз[ять] хозяин сада.
§ 71. Если человек отдаст хлеб, серебро или другое движимое имущество в уплату за связанный с повинностью дом, принадлежащий к дому его соседа, который он покупает, то он теряет все, что он отдал, дом должен вернуться его [хозяину]28. Если этот дом не связан с повинностью,то он может купить; за этот дом он может да[ть] хлеб, серебро или другое движимое имущество.
§ 78. [Если...] живущий в доме человек отда[ст] хозяину [дома] полностью [его] годовую наемную плату, [но] |хозяин дома прикаж[ет] жи[льцу] вый[ти] до истечения [его] срока, то хозяин дома ра[ди того], что он заставил жильца [выйти] из своего дома до истечения [его] срока, [теряет] серебро, которое да[л ему] жилец.
§ 89. Если там[кар отда]ст [хлеб] или серебро в долг под проценты, то на 1 курру [он может взять 100 ка (?) зерна как процент] – если он отдал в долг под проценты серебро, то на 1 сикль серебра он может взять 1/6 сикля и 6 ше как процент29.
§ 90. Если человек, который взял долг под проценты, не имеет серебра для возвращения долга, а имеет только хлеб, то, согласно царским установлениям, тамкар должен взять в качестве своего процента из расчета 100 ка на курру только хлебом
§ 91. Если тамкар от[кажется (?) и] превысит процент в 100 ка зерна на 1 курру или серебром 1/6 сикля и 6 ше на 1 сикль и возьмет его30, то он теряет, что дал.
§ 94. Если тамкар даст хлеб или серебро в долг под процентыкогда будет давать в долг, выдаст [серебро] меньшим [вес]ом или хлеб меньшей меркой, или когда получает, примет серебро [болышим вес]ом [или] хлеб [большей меркой],тоэтот тамкар теряет, что дал.
§ 95. Если тамкар дает хлеб или серебро [в долг под проценты], в то время как контролер (?) не [присутствует31(?)],то он теряет, что дал.
§ 96. Если человек возьмет у тамкара хлеб или серебро, а не имеет хлеба или серебра для возвращения долга, но имеет толькодругое движимоеимущество,тоон может отдать тамкару перед свидетелями, что (?) принесет, – все, что бы ни было в его руках, – и тамкар не должен отказываться, а должен принять.
§ 99. Если человек даст человеку серебро в порядке товарищества, то прибыль или убыток, который будет, они должны перед богами разделить поровну.
§ 100. Если тамкар даст шамаллуму32серебра для продажи и покупки и пошлет его в путешествие, а шамаллум в путешествии [...и] будет умножать доверенное ему серебро,то [если там], куда отправится, шамаллум наживет [прибыль], то он должен подсчитать проценты на все серебро, сколько взял, и затем должен сосчитать свои дни и удовлетворить тамкара33.
§ 101. Если он не наживет прибыли там, куда направится, то шамаллум должен отдать тамкару взятое серебро вдвойне.
§ 102. Если тамкар ссудит шамаллума серебром беспроцентно, а тот потерпит убыток там, куда отправится, то он должен вернуть тамкару основную сумму.
§ 103. Если на пути неприятель отнимет у него все, что он вез, то шамаллум должен поклясться богом и быть свободным от ответственности.
§ 104. Если тамкар даст шамаллуму хлеб, шерсть, масло или любое другое имущество для продажи, то шамаллум должен подсчитать серебро и вернуть тамкару. Шамаллум должен получить документ с печатью о серебре, которое он отдаст тамкару.
§ 105. Если шамаллум будет небрежен и не возьмет документа с печатью о серебре, которое он отдал тамкару, то серебро, на которое не дано документа с печатью, не причисляется к счету.
§ 106. Если шамаллум возьмет у тамкара серебро и отопрется перед своим тамкаром, то этот тамкар должен изобличить шамаллума перед богом и свидетелями в получении серебра и шамаллум должен отдать тамкару серебро, которое он взял, в тройном размере.
§ 107. Если тамкар поручит что-либо шамаллуму и шамаллум вернет своему тамкару все, что дал ему тамкар, а тамкар отопрется перед ним в получении чего-либо, что дал ему шамаллум, то этот шамаллум должен изобличить тамкара перед богом и свидетелями, и тамкар, за то, что он отпирался перед своим шамаллумом, должен отдать шамаллуму все полученное им в 6-кратном размере.
§ 108. Если корчемница не принимает хлеб в уплату за сикеру34, принимает серебро послишком большой гире, и тарифное количество сикеры уменьшает по отношению к тарифному количеству хлеба35,то эту корчемницу должно изобличить и бр[оси]ть ее в воду.
§ 109. Если в доме корчемницы сговариваются преступники и она не схватит36этих преступников и не приведет ко дворцу,то эту корчемницу должно убить.
§ 110. Если надитум или энтум37не живущая в обители, откроет корчму или войдет в корчму дляпитья сикеры, то эту свободную женщину должно сжечь.
§ 111. Если корчемница отпустит в долг 60 ка своего (?) пива (?), тово время жатвы она должна получить 50 ка хлеба.
§ 112. Если человек находится в путешествии и отдаст другому человеку серебро, золото, драгоценные камни или другое имеющееся у него движимое имущество и пошлет его для доставки посылки, но этот человек не отдаст того, с чем был послан туда, куда был послан, а заберет, то хозяин посылки должен изобличить его в том, что он не отдал того, что было послано, и этот человек должен отдать хозяину посылки все, что он дал ему, в 5-кратном размере.
§ 113. Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и без ведома хозяина хлеба возьмет хлеб из житницы или с гумна, то этого человека должно изобличить во взятии им хлеба из житницы или с гумна без ведома хозяина хлеба, и он должен вернуть весь взятый им хлеб, а также теряет все, данное им в долг.
§ 114. Если человек не имеет за человеком долга хлебом или серебром, а будет держать его заложника, то за каждого заложника он обязан отвесить 1/3 мины серебра.
§ 115. Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и будет держать его заложника, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей судьбе38,то это не основание для претензии.
§ 116. Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или от дурного обращения, то хозяин заложника39должен изобличить своего тамкара; есливзятый в залог – сын человека, то должен убить его сына40если он41– раб человека, он42должен отвесить 1/3 мины серебра, а также теряет все, данное имв долг.
§ 117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца 3 года; на четвертый год должно отпустить их на свободу.
§ 118. Если он отдаст в долговую кабалу раба или рабыню, то тамкар может передать его или ее дальше, может отдать его или ее за серебро; он или она не может быть требуем (или требуема) назад судебным порядком.
§ 119. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро свою рабыню, родившую ему детей, то хозяин рабыни может отвесить серебро, какое отвесил ему тамкар, и выкупить свою рабыню.
§ 120. Если человек ссыпет свой хлеб на хранение в доме человека и в хлебной кладовой возникнет недостача, или хозяин дома, открыв житницу, возьмет хлеб, или совершенно отопрется, что хлеб ссыпан в его доме, то хозяин хлеба должен клятвенно указать перед богом свой хлеб, и хозяин дома должен отдать хозяину хлеба взятый им хлеб вдвойне.
§ 121. Если человек ссыпет свой хлеб в доме человека, то он должен отдать в год за каждый курру хлеба 5 ка наемной платы за житницу.
§ 122. Если человек отдает человеку на хранение серебро, золото или что бы то ни было43,то он должен предъявить свидетелям все, сколько он отдает, заключить договор и может отдавать на хранение.
§ 123. Если он отдаст на хранение без свидетелей и договора, и там, куда он отдал, станут отпираться перед ним, то это не основание для претензии.
§ 124. Если человек отдаст человеку на хранение серебро, золото или что бы то ни было перед свидетелями, и тот отопрется перед ним, то этого человека должно изобличить и он должен вернуть все, от чего отпирался, вдвойне.
§ 125. Если человек отдаст что-нибудь свое на хранение и там, куда он отдаст, либо вследствие пролома, либо вследствие взлома (?) пропадет что-нибудь из принадлежащего ему вместе с чем-либо принадлежащим хозяину дома, то хозяин дома, который был небрежен и дал пропасть чему-либо отданному ему на хранение, должен восполнить и возместить хозяину имущества отданное ему на хранение. Хозяин дома может разыскивать все пропавшее у него и получить со своего вора.
§ 126. Если [че]ловек, у которого ничего не проп[ало], скажет: «[У меня] пропало нечто» – и опорочит (?) своих соседей, то его соседи должны клятвенно уличить его перед богом в том, что у него ничего не пропадало, и он должен отдать своим соседям вдвойне то, на что он претендовал.