Файл: Психология семьи.docx

Добавлен: 16.02.2019

Просмотров: 3879

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исследования американских психологов показали, что несовершеннолетние преступники реже выходят из семей родителей-одиночек, а чаще из семей с двумя конфликтующими родителями. М. Раттер [16, с. 78] исследовал детей-правонарушителей и выяснил, что для родителей таких детей, особенно для отцов, характерно поведение, которое обычно называют аномальным или криминальным. Главное объяснение этого факта, вероятно, заключается в том, что в семьях, для которых характерно криминальное поведение родителей, отмечается резко повышенная частота ссор и разногласий, в результате неблагополучная супружеская жизнь родителей и конфликты между ними приводят к формированию нарушений у детей. В семьях с трудными детьми, согласно очень немногочисленным сведениям, общение является менее эффективным как потому, что оно связано с бесплодными спорами, так и потому, что оно не приводит к достижению цели – совместному согласованному решению. Родительские ссоры, драки или же враждебность и отчужденность создают атмосферу, в которой с большей вероятностью возникают нарушения у детей, особенно у мальчиков[16, c. 58].


  1. Профилактика разводов.


В области профилактики супружеских разводов важное место необходимо отводить разработке методов работы по решению искомых проблем, приводящих к разводу.

В ходе исследования, проведённого нами в 2009 году, были выявлены следующие причины: новое увлечение супруга (измена), разные взгляды на жизнь, пьянство/алкоголизм, различные характер и интересы; также были названы материальные и жилищные трудности, ослабление взаимного интереса, физическое насилие, неумение наладить быт и отсутствие детей. В качестве дополнительных факторов, повлиявших на принятие решения о разводе, были названы следующие: пьянство, отсутствие времени друг для друга, жилищные и материальные проблемы, недоверие, непонимание друг друга, конфликты и давление со стороны родителей супруга/супруги, частые ссоры и семейные скандалы.

Влияние на ослабление этих факторов можно оказать, уделив внимание таким вопросам, как:

1. Широкое информирование населения о возможных последствиях разводов для супругов и их семей;

2. Просвещение молодёжи в вопросах семейной жизни и выбора брачного партнёра;

3. Выявление и разрешение супружеских конфликтов на ранних стадиях;

4. Улучшение качества жизни населения, развитие творческой инициативы в области трудовой деятельности;

5. Ценностно-нравственная ориентация детей и молодёжи;

6. Формирование культуры общения;

7. Половое воспитание школьников.

В Кодексе «О браке и семье» Республики Беларусь в главе 1 статье 1 говориться о том, что одной из задач законодательства о браке и семье Республики Беларусь является укрепление семьи в Республике Беларусь как естественной и основной ячейки общества на принципах общечеловеческой морали, недопущение ослабления и разрушения семейных связей. [3]


Можно сказать о том, что задача укрепления института брака должна стать общей для всех социальных служб. Работа по различным указанным направлениям может вестись такими организациями, органами и учреждениями, как органы опеки и попечительства (местные исполнительные и распорядительные органы), отделы ЗАГЗ (службы правовой, медицинской и психологической консультации при ЗАГС), сельские Советы, территориальные центры социального обслуживания населения, социально-психологические и педагогические службы учреждений образования, социально-педагогические центры и др.

  1. Психологические характеристики типов неполных семей.


Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую - мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную - мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.

Осиротевшая неполная семья - образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека - это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способы сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи. [9]

Неполная разведенная семья - семья, в которой родители по какой-то причине не захотели или не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественны желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений между отцом и матерью.

Внебрачная семья (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу, каких либо обстоятельств женщина принимает решение: родить ребенка, не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила и др. причины.


  1. Психологические проблемы неполных семей. Пути их разрешения.

Неполная семья, как одна из разновидностей семей социального риска, имеет различные проблемы материального, психологического и медико-социального уровней. К основным проблемам неполных семей в условиях современной России можно отнести:


  • 1) малообеспеченность;

  • 2) повышенный уровень тревожности детей из неполных семей, слабое усвоение ими полоролевого (гендерного) поведения;

  • 3) недостаточное внимание к ребёнку (детям) со стороны многих матерей-одиночек из-за чрезмерной занятости;

  • 4) склонность значительной части детей из неполных семей к девиантному поведению, конфликтности;

  • 5) повышенные риски заболеваемости детей из неполных семей.

Малообеспеченность неполных семей во многом обусловлена наличием в них лишь одного трудового дохода. Ситуация с материальным обеспечением такой семьи ещё более усложняется, когда трудового дохода нет и семья вынуждена жить на пособие по безработице, пособие на детей. Размер их незначителен.

Даже если в семье есть один трудовой доход, то он обычно мал из-за того, что заработок женщины в большинстве случаев ниже, чем у мужчины. Ведь исторически сложилось так, что именно мужчина - добытчик и кормилец семьи.

Из-за материального неблагополучия многие неполные семьи вынуждены экономить абсолютно на всем. Ситуацию усугубляют и затруднения, связанные с получением значительной частью российских женщин алиментов. В современной России более половины родителей, не проживающих с детьми, периодически уклоняются от уплаты алиментов, а каждый третий - не платит их вообще.1 По другим данным, лишь 12% разведенных женщин регулярно получают алименты на несовершеннолетних детей.[14] [15]

Однако нельзя абсолютизировать бедственные положения неполных семей. Некоторые одинокие женщины, имеющие хорошо оплачиваемую работу, вскоре после рождения ребенка продолжают свою профессиональную деятельность. Их приличное материальное положение вполне позволяет при необходимости нанять няню для ребёнка, а также оплатить посещение им различных творческих и спортивных секций.

Серьёзной проблемой многих неполных семей является повышенный уровень тревожности детей, слабое усвоение ими полоролевого (гендерного) поведения. В основе такого состояния может лежать, во-первых, обида детей на родителей, которые не смогли сохранить семью, во-вторых, обида на самих себя. Особенно сильно переживают развод дети 5-7 лет, у которых в этот период происходит идентификация с родителями по полу. В этом и более старшем возрасте они зачастую переживают чувство вины за распад семьи, полагая, что якобы из- за них, по причине их «плохого поведения» из дома ушёл отец. Как справедливо отмечает социолог А.И. Кравченко, ощущение ребёнка, что «я плохой», может привести к депрессии или, наоборот, вызвать агрессию, оставить ощущение собственной неполноценности на всю жизнь.[16]

Профессором П.Я. Циткилова и студенткой Д.В. Чудиковой в г. Новочеркасске и Семикаракорском районе Ростовской области в декабре 2010- январе 2011 гг. был проведено социологическое исследование. Было опрошено 63 ребёнка из неполных семей - 30 мальчиков и 33 девочки в возрасте от 12 до 16 лет. По результатам исследования 14% респондентов считало, что отец ушёл из семьи из-за их плохого поведения. Среди мальчиков такой процент был ещё выше (16,5%), а среди девочек - 11,5%. Хотя этот мотив для большинства опрошенных детей не был основным, но для немалого их числа оказался определяющим.


Отсутствие отцовского воспитания нередко приводит к гипертрофии у мальчиков некоторых мужских черт (резкости, стремлению во всём доминировать и др.). Такая гипертрофия может приобретать протестный характер, проявляясь в грубости, непослушании, драчливости. Однако случается и так, что мальчики из неполных семей оказываются под чрезмерной опекой матерей, бабушек, пытающихся заменить отца. В результате у таких детей иногда появляется неуверенность в себе, пассивность, чрезмерная замкнутость.

О том, что в условиях неполной семьи, в которой детей воспитывает мать, психологический дискомфорт испытывают преимущественно мальчики, свидетельствуют социологические опросы. В ходе уже названного исследования, проведенного П.Я. Циткиловым и Д.В. Чудиковой, детям 12-16 лет был задан вопрос: «Чувствуешь ли ты себя ущемлённым по сравнению со сверстниками, живущими в полных семьях?» На этот вопрос 43,5% опрошенных ответили «нет». Так сказали 52% девочек, но лишь 35,1% мальчиков. Характерны были ответы и на вопрос о том, считаешь ли ты, что нормально можно жить без отца? Из общего числа опрошенных 61% респондентов сказали «нет». Из опрошенных девочек так отметило - 48,2%, а из числа мальчиков - 73,7%.

Выше отмеченную гендерную специфику восприятия себя детьми из неполных семей подтверждают и ответы на вопрос о том, желал бы ты возвращения отца в семью. Из общего числа опрошенных детей (мальчиков и девочек) сказали «да» и были бы рады этому 42,5%, отнеслись к этому нейтрально 43% респондентов, а 14,5% опрошенных даже посчитали, что им этого не хотелось бы. Так вот из 42,5% респондентов, которые были бы очень рады возвращению отца в семью, 31,5% составляли девочки и 53,4% - мальчики.

Важным является то, что мальчики из неполных семей ощущают, по сравнению с девочками, повышенную потребность не просто во взрослом мужчине - наставнике, защитнике, а именно в родном отце. Девочки же, напротив, скорее, чем мальчики готовы принять «нового отца». На вопрос анкеты: «Примешь ли ты «нового» отца, если мать вновь выйдет замуж?» 27,2% мальчиков и лишь 17,7% девочек сказали однозначно «нет», 34% мальчиков и только 22,7% девочек сказали, что, скорее всего «нет». Но при этом 40,8% девочек и только 22,3% мальчиков отметили, что, скорее всего «да», готовы принять «нового» отца. И примерно одинаковое количество процентов (16,5% мальчиков и 18,8% девочек) их числа опрошенных детей сказали однозначно «да» «новому» отцу.

Следствием повышенного уровня тревожности значительной части детей из неполных семей, их слабого усвоения особенностей гендерного семейного поведения являются сложности в учебе и агрессивная реакция в ряде ситуаций повседневной жизни. Проводимые в конце XX - начале XXI в. диагностические срезы и замеры, показывали более низкий уровень успеваемости у детей из неполных семей. По результатам одного из таких исследований, до 60% отстающих в школе учеников воспитывались без отцов.1


Внутренняя неуверенность, обида на родителей и себя, злость на окружающих приводят иногда к усилению агрессивности у детей из неполных семей. Российский психолог В.Н. Дружинин писал, что дети из разведённых семей склонны к ссорам, нередко «витают в облаках» и плохо учатся. По мнению этого учёного, недоверие и страх по отношению к окружающим такие дети испытывают поскольку у них нет психологической поддержки со стороны отца. «Склонность этих детей к дракам, - продолжал психолог, - рассматривается обычно как компенсация чувства неполноценности, а недисциплинированность - как следствие потери авторитета, поскольку из семьи чаще всего уходит отец, а ребёнок остаётся с матерью».[17] [18]

Преимущественно из-за проблем психологического характера, отсутствия необходимого полноценного гендерного восприятия социальных ролей, ребёнок из неполной семьи в будущем, в своей собственной семье далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное ролевое поведение. Это усиливает риск распада и его семьи. Не случайно в народе иногда говорят, что разводы могут «передаваться по наследству». Как справедливо писала профессор Н.М. Римашевская: «Распад супружеской пары родителей является фактором, повышающим вероятность распада супружеской пары их детей».1

Отмеченную особенность признают многие матери-одиночки. Показательна в этом отношении одна из анкет - интервью социологического исследования, проведенного Ларисой Луняковой в 1999— 2000 гг. в Москве и Рыбинске Ярославской области. В данной анкете женщина в разводе из г. Рыбинска, воспитывавшая тогда дочь девяти лет, откровенно высказала свою позицию. Она отмечала: «Мама как бы внушала мне, что ничего хорошего ждать от них (мужчин - авт.) нельзя. Все они предатели, подлецы, изменники. Она формировала во мне антисемейные чувства. Она говорила только об учебе и о том, что никто мне не поможет, кроме себя самой. Моя девочка, по-видимому, повторит мою судьбу. Почему? Я это чувствую, будто судьба ведёт меня за плечи».[19] [20]

Следующей проблемой неполных семей является недостаточное внимание к своим детям со стороны матерей-одиночек из-за чрезмерной их занятости. В таких семьях женщины нередко стремятся не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из полных и благополучных семей. Мать берёт на себя повышенную трудовую нагрузку и оказывается не в состоянии уделять им достаточно времени и необходимого внимания. В результате она не всегда своевременно осознает, что её ребёнок нуждается в психологической поддержке, сочувствии.

Недостаток внимания матерей из многих неполных российских семей к своим детям подтверждают социологические опросы. Так, в 2008-2009 гг. исследовательской группой в составе П.Я. Циткилова и А.Д. Дмитриенко был проведен опрос матерей из неполных и полных семей г. Ростова-на-Дону, Новочеркасска и станицы Багаевской Ростовской области. Было опрошено 80 семей, из которых 40 - неполные, а вторая половина - полные. Из общего числа респондентов 48% - городские жители и 52% - сельские. На вопрос: «Имеете ли Вы возможность уделять своим детям время каждый день?», 54% из полных семей и только 33% из неполных семей ответили «да».