Добавлен: 16.02.2019
Просмотров: 3889
Скачиваний: 13
Средний ребенок – второй из трех или один из средних в большой многодетной семье – трудно поддается описанию. Он одновременно является и старшим и младшим. Адлер полагал, что второму ребенку (среднему) задает темп его старший сиблинг. Темп развития среднего оказывается часто более высоким, чем у первенца (может начать раньше разговаривать, ходить). В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым, так как его стиль жизни – стремление доказать, что он лучше старшего брата или старшей сестры.
Одно из исследований, проведенное на многодетных семьях, показало, что старший и младший всегда являются любимцами семьи. Поэтому среднему ребенку в семье приходится во многом сложнее других, так как он вынужден соревноваться как со старшим – более умелым, сильным, так и с младшим – более беспомощным и зависимым. Ричардсон отмечает, что средний ребенок в своем поведении может колебаться между попытками походить на старшего и попытками снова вернуться к роли опекаемого младенца, в результате он не имеет твердых ориентиров для выделения своей индивидуальности. Средние дети в зрелом возрасте, в соответствии с этими взглядами, менее способны проявлять инициативу и мыслить независимо (из них часто получаются «бунтари» против любых авторитетов). В отличие от Адлера, Ричардсон считает, что у средних детей самая низкая мотивация к достижениям среди детей с разным порядком рождения, особенно к учебе.
Второй ребенок стремится опередить первенца, но это у него редко получается, и вследствие своего неопределенного положения в родительской семье, он приобретает несколько скептическое представление о своих возможностях, вследствие этого мотивация к учебе может снижаться. Ричардсон отмечает, что в своих попытках почувствовать собственную значимость такие дети пытаются соревноваться с остальными деструктивными способами: они могут стать разрушителями, саморазрушителями (пить и есть слишком много) или формировать надоедливые, привлекающие внимание привычки. Средние дети лишены авторитета старших и спонтанности младших, однако «срединное» положение в семье приносит и свои плоды: они часто научаются хорошо вести дела с разными людьми, дружелюбны со всеми, способны вести переговоры. Обычно у них есть способности к дипломатической деятельности, работе секретаря и любой деятельности в сфере обслуживания (парикмахера, официанта и т. д.), где очень важно умение ладить с разнообразными людьми.
Младший ребенок, так же как и единственный, не был травмирован появлением следующего (еще одного ребенка). Особенности младшего ребенка заключаются в том, что для всей семьи он – малыш, и некоторые даже в зрелом возрасте продолжают казаться маленькими. Без всякого сомнения, по отношению к младшим детям предъявляется меньше требований, особенно если есть сиблинг того же пола. Ему прощается гораздо больше, чем старшему, который в сходном возрасте обычно считается уже «большим».
Существуют, однако, противоречивые взгляды на результаты воспитания младших детей. Одно из воззрений, идущее от Адлера, состоит в том, что у самых младших вырабатывается сильная мотивация превзойти старших сиблингов. В результате младший ребенок может стать самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, честолюбивым студентом.
Ричардсон пишет, что, поскольку младший ребенок для родителей не новость, у них есть уже опыт воспитания детей, они менее озабочены тем, как они справятся со своими обязанностями, и меньше требуют от него. Исходя из этой точки зрения, поскольку по отношению к младшему ребенку родительские ожидания меньше, он меньшего достигает. Обычно младший лишен самодисциплины, у него существуют проблемы с принятием решений, поэтому он или ждет решения проблем от других (от супруга), или отвергает любую помощь. У младших детей вырабатывается манипулятивный путь в отношениях с людьми, так как они с детства привыкают к тому, что агрессия бесполезна.
Согласно Тоумену, младший ребенок всю жизнь старается догнать старших, но это ему удается, если только он изберет другое поле деятельности (отличающееся от старшего сиблинга) и жизненный стиль. Младший ребенок, с которым хорошо обращались в детстве, легок в общении и популярен среди друзей. Если дразнили и притесняли – робок и раздражителен с другими.
Дети, у которых нет братьев и сестер, имеют одновременно лучший и худший из миров. Поскольку единственный ребенок является одновременно самым старшим и самым младшим, он соответственно обладает и чертами старшего ребенка, и сохраняет до зрелости детские черты. По мнению Адлера, позиция единственного ребенка уникальна – у него нет брата или сестры, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Это обстоятельство наряду с особой чувствительностью к материнской заботе часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Он долго находится под контролем матери и ожидает такой же заботы и зашиты от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм. Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием семьи, а и дальнейшем как бы пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братом и сестрой. В результате, по мнению Адлера, у него бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
С другой стороны, благодаря своему особому положению в семье, единственный ребенок ожидает и легко принимает помощь от других (в отличие от старшего, который не нуждается ни в чьих советах независимо от своей компетентности), хорошо переносит одиночество и обладает высоким уровнем самооценки (вполне заслуженно).
Л.Б. Шнейдер пишет, что существуют разные психологические теории по поводу разводов. Некоторые психологи пытались объяснить развод через концепцию "толчка" - существовала благополучная семья, всё было хорошо, но вдруг что-то случилось (измена, смерть, арест, болезнь и др.), произошел толчёк - и семья развалилась. Эмпирически это редко подтверждается. Обычно семью нельзя разбить одним толчком, видимо, что-то назревало, и готовность к разводу была. Вообще развод - это процесс, направленный на разрыв имеющихся отношений – дополнение Т.Ю.
Противоположная этой концепция пытается объяснить развод как "обратное развитие" (типа: симпатия - любовь - сближение - охлаждение - раздражение - распад) и утверждает, что это происходит в каждом браке. Но если в семье высокий уровень взаимоотношений, откровенности, гармоничность и удовлетворенность в сексуальных отношениях, то эта теория не подтверждается.
В современной европейской семье психологический развод - это не просто распад брачных отношений, это дестабилизация всего жизненного уклада.
Причины роста разводов:
1. изменение функций семей, а именно хозяйственной (экономической) стороны. Женщина может зарабатывать больше, чем мужчина, и становится как бы независимой;
2. успехи в борьбе за равноправие полов (феминизм);
3. отсутствие негативных стереотипов у разведенных;
4. освобождение от классовых, религиозных и национальных предрассудков;
5. изменение темпа и стиля жизни в урбанизированном обществе;
6. дифференцированность жизненного цикла;
7. рост продолжительности жизни;
8. усиление миграционных процессов;
9. "ранние", поспешные браки.
Факторы увеличивающие вероятность распада брачно-семейных отношений:
1. конфликтные отношения (развод) одного из супругов;
2. совместное проживание с родителями одного из супругов на их жилплощади;
3. поздний или ранний возраст вступления в брак;
4. деидеализация партнера;
5. высокая личностная конфликтность одного или обоих супругов;
6. профессиональная занятость женщины, в том числе "бикарьерная семья";
7. вынужденное раздельное проживание супругов (командировки, разъезды, так называемая "дистантная" семья);
8. измены, сексуальная неудовлетворенность в браке;
9. отсутствие доверия в семейных отношениях;
10. бесплодие одного из супругов, невозможность иметь детей;
11. добрачная беременность (так называемые "стимулированные" браки);
12. рождение ребенка в первые 1-2 года брака;
13. употребление алкоголя и наркотиков;
14. очень большая разница в возрасте;
15. различие интересов, ценностных ориентаций, нравственных норм и др.
Факторы разрушающие брак:
1. Чрезмерные перегрузки и частое физическое напряжение.
2. Злоупотребление кредитом (займами)
и ссоры по поводу денежных затрат.
3. Эгоистичность. (жить только для себя и во имя себя).
4. Чрезмерное вмешательство родителей.
5. Нереальные ожидания по поводу брака.
6. Пьянство и наркотики.
7. Все, что как бы "незаконно" внедряется в отношения супругов, способно встать между ними (например, ревность, низкая самооценка и другое).
8. Азартные игры, дурные пристрастия (Шнейдер Л.Б. , 2000).
Фазы распада и дестабилизации эмоциональных отношений:
1. Интра - психическая (внутренняя). У одного или обоих супругов (обычно более чувствиветьного) появляется ощущение внутренней неудовлетворенности. Возможные исходы этой фазы:
а) смириться с этим и на поверхности выражать удовольствие или никак не проявляя свою неудовлетворенность;
б) решиться на то, чтобы высказать партнеру свое неудовлетворение.
2. Интер - психическая (между супругами) или диадическая - партнеры обсуждают свои отношения. На этой фазе повышается самораскрытие, супруги пробуют экспериментировать. Это может длиться годами. Исход возможен в двух вариантах:
а) перестройка отношений - их стабилизация;
б) принятие распада (эксперимент закончился неудачно).
3. Социальная фаза - в процесс распада семьи вовлекаются другие люди (родственники, друзья). Факт распада должен стать "всеобщим достоянием", должен "санкционироваться" другим. Окружение должно перестать воспринимать супругов как пару. Исход этой фазы: прекращение социальных отношений, распад семьи.
4. Фаза отделки (как бы вновь интра-психическая). Оба бывших супруга перерабатывают полученный опыт внутри себя и остаются со своими переживаниями, воспоминаниями. Исход этой фазы возможен:
а) примирение с ситуацией, с собой, извлечение позитивных моментов, уроков, приобретение личного опыта;
б) произошедшее воспринимается как неудача, приписывается себе. Это влечет за собой срывы, истерики, неврозы (Стивен Дак).
В зарубежной психологии распространена проблема развода и имеется концепция распада эмоциональных отношений Дж. А. Ли, который выделил 5 фаз:
1. осознание неудовлетворенности;
2. выражение неудовлетворенности;
3. переговоры;
4. принятие решений;
5. трансформация отношений.
Дж А.Ли утверждает, что супружеская пара может не одновременно проходить все фазы, распад отношений может происходить любым путем и в любой форме, очевидность не обязательна. Процесс распада может быть направлен не на прекращение отношений, а на их трансформацию. Автор полагает, что можно ходить по такому кругу всю жизнь.
Типы реагирования на развод также могут быть разными, это зависит от самого события развода (его формы, глубины, длительности, количества вовлеченных в него участников), отношения к нему со стороны супругов, имеющихся в наличии ресурсов (материальная и жилищная обеспеченность, здоровье, эмоциональное состояние, детские проблемы, возраст супругов).
Стратегии поведения в разводной ситуации также могут быть различными.
1. Воинственно-ненавидящая (вернуть супруга (гу) любой ценой). Здесь нужна победа, но при этом уважения ни к себе, ни к партнеру нет.
2. Обострение любви - поиск каких-то вариантов удержать, привлечь партнера. Эта тактика может сработать только если партнер еще не принял окончательного решения уйти.
3. Принять реальность такой, какая она есть. В данном случае это дает возможность сохранить с бывшим супругом (гой) человечность в отношениях, не зачеркивать совместно прожитые годы, свести к минимуму негативные последствия для детей (если они есть).
Стадии развода.
1. Стадия отрицания. Превоначально реальность происходящего отрицается. Обычно человек затрачивает на близкие отношения много времени, энергии и чувств, поэтому трудно сразу смириться с разводом. На этой стадии ситуация развода воспринимается с выраженной защитой, посредством механизма рационализации обесцениваются брачные отношения : "Ничего такого не случилось", "все хорошо", "наконец пришло освобождение" и т.п.
2. Стадия озлобленности. На этой стадии от душевной боли защищаются озлобленностью по отношению к партнеру. Нередко манипулируют детьми, пытаясь привлечь их на свою сторону.
3. Стадия переговоров. Самая сложная стадия. Предпринимаются попытки восстановить брак и используется множество манипуляций по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность. Иногда прибегают к давлению на партнера со стороны окружающих.
4. Стадия депрессии. Угнетенное настроение наступает, когда отрицание, агрессивность и переговоры не приносят никаких результатов. Человек чувствует себя неудачником, уменьшается уровень самооценки, он начинает сторониться людей, не доверять им. Нередко испытанное во время развода чувство отвержения и депрессия довольно долгое время мешают заводить новые интимные отношения.
5. Стадия адаптации. Цель - "перейти" в стадию приспособления к изменившимся условиям жизни. В тех случаях, когда после развода остается неполная семья, детям тоже нужна поддержка в адаптации к новой ситуации.
Постразводная ситуация.
К социально-психологическим последствиям развода относят:
1. снижение рождаемости;
2. ухудшение условий семейного воспитания;
3. падение производительности труда;
4. ухудшение показателей здоровья, увеличение заболеваемости и смертности;
5. рост алкоголизации;
6. увеличение суицидальных исходов;
7. увеличение риска психических заболеваний (в течении года после развода риск заболеваний у разведенных увеличивается на 30%).
Проблема семейных разводов – это актуальная современная ситуация, нуждающаяся в качественном изучении. Установлен тот факт, что развод это причина возникновения различных психологических проблем, как у разведенных супругов, так и у ребенка, чьи родители разведены или разводятся. Психологами доказано, что иногда в ситуации развода имеет место такая парадоксальная тенденция: семья имеет существенные нарушения, которые негативно сказываются на развитии каждого члена семьи, но за весь период дисфункционироования у членов семьи не наблюдалось таких психологических деформаций и отклонений, какие возникли в процессе развода и в ситуации, которая возникла после развода. В связи с чем, особую важность приобретает ситуация сохранения семьи.