Файл: Психология семьи.docx

Добавлен: 16.02.2019

Просмотров: 3889

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Средний ребенок – второй из трех или один из средних в большой многодетной семье – трудно поддается описанию. Он одновременно яв­ляется и старшим и младшим. Адлер полагал, что второму ребенку (сред­нему) задает темп его старший сиблинг. Темп развития среднего оказыва­ется часто более высоким, чем у первенца (может начать раньше разгова­ривать, ходить). В результате вто­рой ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым, так как его стиль жизни – стремление доказать, что он лучше старшего брата или старшей сестры.

Одно из исследований, проведенное на многодетных семьях, показало, что старший и младший всегда являются любимцами семьи. Поэтому сред­нему ребенку в семье приходится во многом сложнее других, так как он вынужден соревноваться как со старшим – более умелым, сильным, так и с младшим – более беспомощным и зависимым. Ричардсон отме­чает, что средний ребенок в своем поведении может колебаться между попытками походить на старшего и попытками снова вернуться к роли опекаемого младенца, в результате он не имеет твердых ориентиров для выделения своей индивидуальности. Средние дети в зрелом возрасте, в соответствии с этими взглядами, менее способны проявлять инициа­тиву и мыслить независимо (из них часто получаются «бунтари» против любых авторитетов). В отличие от Адлера, Ричардсон считает, что у сред­них детей самая низкая мотивация к достижениям среди детей с разным порядком рождения, особенно к учебе.

Второй ребенок стремится опередить первенца, но это у него редко получается, и вследствие своего неопределенного положения в ро­дительской семье, он приобретает несколь­ко скептическое представление о своих возможностях, вследствие этого мотивация к учебе может снижаться. Ричардсон отмечает, что в своих попытках почувствовать собственную значимость такие дети пытаются соревноваться с остальными деструктивными способами: они могут стать разрушителями, саморазрушителями (пить и есть слишком много) или формировать надоедливые, привлекающие вни­мание привычки. Средние дети лишены авторитета старших и спон­танности младших, однако «срединное» положение в семье прино­сит и свои плоды: они часто научаются хорошо вести дела с разными людьми, дружелюбны со всеми, способны вести переговоры. Обыч­но у них есть способности к дипломатической деятельности, работе секретаря и любой деятельности в сфере обслуживания (парикмахе­ра, официанта и т. д.), где очень важно умение ладить с разнообраз­ными людьми.

Младший ребенок, так же как и единственный, не был травмиро­ван появлением следующего (еще одного ребенка). Особенности млад­шего ребенка заключаются в том, что для всей семьи он – малыш, и некоторые даже в зрелом возрасте продолжают казаться маленькими. Без всякого сомнения, по отношению к младшим детям предъявляется меньше требований, особенно если есть сиблинг того же пола. Ему прощается гораздо больше, чем старшему, который в сходном возрас­те обычно считается уже «большим».


Существуют, однако, противоречивые взгляды на результаты вос­питания младших детей. Одно из воззрений, идущее от Адлера, состо­ит в том, что у самых младших вырабатывается сильная мотивация превзойти старших сиблингов. В результате младший ребенок может стать самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, честолюбивым студентом.

Ричардсон пишет, что, поскольку младший ребенок для родителей не новость, у них есть уже опыт воспитания детей, они менее озабоче­ны тем, как они справятся со своими обязанностями, и меньше требу­ют от него. Исходя из этой точки зрения, поскольку по отношению к младшему ребенку родительские ожидания меньше, он меньшего до­стигает. Обычно младший лишен самодисциплины, у него существу­ют проблемы с принятием решений, поэтому он или ждет решения проблем от других (от супруга), или отвергает любую помощь. У младших детей вырабатывается манипулятивный путь в отношениях с людьми, так как они с детства привыкают к тому, что агрессия бесполезна.

Согласно Тоумену, младший ребенок всю жизнь старается догнать старших, но это ему удается, если только он изберет другое поле дея­тельности (отличающееся от старшего сиблинга) и жизненный стиль. Младший ребенок, с которым хорошо обращались в детстве, легок в общении и популярен среди друзей. Если дразнили и притесняли – робок и раздражителен с другими.

Дети, у которых нет братьев и сестер, имеют одновременно лучший и худший из миров. Поскольку единственный ребенок является одно­временно самым старшим и самым младшим, он соответственно обладает и чертами старшего ребенка, и сохраняет до зрелости детские черты. По мнению Адлера, позиция единственного ребенка уникаль­на – у него нет брата или сестры, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Это обстоятельство наряду с особой чувствительнос­тью к материнской заботе часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Он долго находится под контролем матери и ожидает такой же заботы и зашиты от других. Главной осо­бенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм. Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средо­точием семьи, а и дальнейшем как бы пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ре­бенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братом и сестрой. В результате, по мнению Адлера, у него бывают трудности во взаимоотношениях со сверстни­ками.

С другой стороны, благодаря своему особому положению в семье, единственный ребенок ожидает и легко принимает помощь от других (в отличие от старшего, который не нуждается ни в чьих советах неза­висимо от своей компетентности), хорошо переносит одиночество и обладает высоким уровнем самооценки (вполне заслуженно).



  1. Мотивы разводов. Психологический аспект постразводной ситуации.


Л.Б. Шнейдер пишет, что существуют разные психологические теории по поводу разводов. Некоторые психологи пытались объяснить развод через концепцию "толчка" - существовала благополучная семья, всё было хорошо, но вдруг что-то случилось (измена, смерть, арест, болезнь и др.), произошел толчёк - и семья развалилась. Эмпирически это редко подтверждается. Обычно семью нельзя разбить одним толчком, видимо, что-то назревало, и готовность к разводу была. Вообще развод - это процесс, направленный на разрыв имеющихся отношений – дополнение Т.Ю.

Противоположная этой концепция пытается объяснить развод как "обратное развитие" (типа: симпатия - любовь - сближение - охлаждение - раздражение - распад) и утверждает, что это происходит в каждом браке. Но если в семье высокий уровень взаимоотношений, откровенности, гармоничность и удовлетворенность в сексуальных отношениях, то эта теория не подтверждается.

В современной европейской семье психологический развод - это не просто распад брачных отношений, это дестабилизация всего жизненного уклада.

Причины роста разводов:

1. изменение функций семей, а именно хозяйственной (экономической) стороны. Женщина может зарабатывать больше, чем мужчина, и становится как бы независимой;

2. успехи в борьбе за равноправие полов (феминизм);

3. отсутствие негативных стереотипов у разведенных;

4. освобождение от классовых, религиозных и национальных предрассудков;

5. изменение темпа и стиля жизни в урбанизированном обществе;

6. дифференцированность жизненного цикла;

7. рост продолжительности жизни;

8. усиление миграционных процессов;

9. "ранние", поспешные браки.

Факторы увеличивающие вероятность распада брачно-семейных отношений:

1. конфликтные отношения (развод) одного из супругов;

2. совместное проживание с родителями одного из супругов на их жилплощади;

3. поздний или ранний возраст вступления в брак;

4. деидеализация партнера;

5. высокая личностная конфликтность одного или обоих супругов;

6. профессиональная занятость женщины, в том числе "бикарьерная семья";

7. вынужденное раздельное проживание супругов (командировки, разъезды, так называемая "дистантная" семья);

8. измены, сексуальная неудовлетворенность в браке;

9. отсутствие доверия в семейных отношениях;

10. бесплодие одного из супругов, невозможность иметь детей;

11. добрачная беременность (так называемые "стимулированные" браки);

12. рождение ребенка в первые 1-2 года брака;

13. употребление алкоголя и наркотиков;

14. очень большая разница в возрасте;

15. различие интересов, ценностных ориентаций, нравственных норм и др.

Факторы разрушающие брак:

1. Чрезмерные перегрузки и частое физическое напряжение.

2. Злоупотребление кредитом (займами)

и ссоры по поводу денежных затрат.

3. Эгоистичность. (жить только для себя и во имя себя).


4. Чрезмерное вмешательство родителей.

5. Нереальные ожидания по поводу брака.

6. Пьянство и наркотики.

7. Все, что как бы "незаконно" внедряется в отношения супругов, способно встать между ними (например, ревность, низкая самооценка и другое).

8. Азартные игры, дурные пристрастия (Шнейдер Л.Б. , 2000).

Фазы распада и дестабилизации эмоциональных отношений:

1. Интра - психическая (внутренняя). У одного или обоих супругов (обычно более чувствиветьного) появляется ощущение внутренней неудовлетворенности. Возможные исходы этой фазы:

а) смириться с этим и на поверхности выражать удовольствие или никак не проявляя свою неудовлетворенность;

б) решиться на то, чтобы высказать партнеру свое неудовлетворение.

2. Интер - психическая (между супругами) или диадическая - партнеры обсуждают свои отношения. На этой фазе повышается самораскрытие, супруги пробуют экспериментировать. Это может длиться годами. Исход возможен в двух вариантах:

а) перестройка отношений - их стабилизация;

б) принятие распада (эксперимент закончился неудачно).

3. Социальная фаза - в процесс распада семьи вовлекаются другие люди (родственники, друзья). Факт распада должен стать "всеобщим достоянием", должен "санкционироваться" другим. Окружение должно перестать воспринимать супругов как пару. Исход этой фазы: прекращение социальных отношений, распад семьи.

4. Фаза отделки (как бы вновь интра-психическая). Оба бывших супруга перерабатывают полученный опыт внутри себя и остаются со своими переживаниями, воспоминаниями. Исход этой фазы возможен:

а) примирение с ситуацией, с собой, извлечение позитивных моментов, уроков, приобретение личного опыта;

б) произошедшее воспринимается как неудача, приписывается себе. Это влечет за собой срывы, истерики, неврозы (Стивен Дак).

В зарубежной психологии распространена проблема развода и имеется концепция распада эмоциональных отношений Дж. А. Ли, который выделил 5 фаз:

1. осознание неудовлетворенности;

2. выражение неудовлетворенности;

3. переговоры;

4. принятие решений;

5. трансформация отношений.

Дж А.Ли утверждает, что супружеская пара может не одновременно проходить все фазы, распад отношений может происходить любым путем и в любой форме, очевидность не обязательна. Процесс распада может быть направлен не на прекращение отношений, а на их трансформацию. Автор полагает, что можно ходить по такому кругу всю жизнь.

Типы реагирования на развод также могут быть разными, это зависит от самого события развода (его формы, глубины, длительности, количества вовлеченных в него участников), отношения к нему со стороны супругов, имеющихся в наличии ресурсов (материальная и жилищная обеспеченность, здоровье, эмоциональное состояние, детские проблемы, возраст супругов).

Стратегии поведения в разводной ситуации также могут быть различными.


1. Воинственно-ненавидящая (вернуть супруга (гу) любой ценой). Здесь нужна победа, но при этом уважения ни к себе, ни к партнеру нет.

2. Обострение любви - поиск каких-то вариантов удержать, привлечь партнера. Эта тактика может сработать только если партнер еще не принял окончательного решения уйти.

3. Принять реальность такой, какая она есть. В данном случае это дает возможность сохранить с бывшим супругом (гой) человечность в отношениях, не зачеркивать совместно прожитые годы, свести к минимуму негативные последствия для детей (если они есть).

Стадии развода.

1. Стадия отрицания. Превоначально реальность происходящего отрицается. Обычно человек затрачивает на близкие отношения много времени, энергии и чувств, поэтому трудно сразу смириться с разводом. На этой стадии ситуация развода воспринимается с выраженной защитой, посредством механизма рационализации обесцениваются брачные отношения : "Ничего такого не случилось", "все хорошо", "наконец пришло освобождение" и т.п.

2. Стадия озлобленности. На этой стадии от душевной боли защищаются озлобленностью по отношению к партнеру. Нередко манипулируют детьми, пытаясь привлечь их на свою сторону.

3. Стадия переговоров. Самая сложная стадия. Предпринимаются попытки восстановить брак и используется множество манипуляций по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность. Иногда прибегают к давлению на партнера со стороны окружающих.

4. Стадия депрессии. Угнетенное настроение наступает, когда отрицание, агрессивность и переговоры не приносят никаких результатов. Человек чувствует себя неудачником, уменьшается уровень самооценки, он начинает сторониться людей, не доверять им. Нередко испытанное во время развода чувство отвержения и депрессия довольно долгое время мешают заводить новые интимные отношения.

5. Стадия адаптации. Цель - "перейти" в стадию приспособления к изменившимся условиям жизни. В тех случаях, когда после развода остается неполная семья, детям тоже нужна поддержка в адаптации к новой ситуации.

Постразводная ситуация.

К социально-психологическим последствиям развода относят:

1. снижение рождаемости;

2. ухудшение условий семейного воспитания;

3. падение производительности труда;

4. ухудшение показателей здоровья, увеличение заболеваемости и смертности;

5. рост алкоголизации;

6. увеличение суицидальных исходов;

7. увеличение риска психических заболеваний (в течении года после развода риск заболеваний у разведенных увеличивается на 30%).

Проблема семейных разводов – это актуальная современная ситуация, нуждающаяся в качественном изучении. Установлен тот факт, что развод это причина возникновения различных психологических проблем, как у разведенных супругов, так и у ребенка, чьи родители разведены или разводятся. Психологами доказано, что иногда в ситуации развода имеет место такая парадоксальная тенденция: семья имеет существенные нарушения, которые негативно сказываются на развитии каждого члена семьи, но за весь период дисфункционироования у членов семьи не наблюдалось таких психологических деформаций и отклонений, какие возникли в процессе развода и в ситуации, которая возникла после развода. В связи с чем, особую важность приобретает ситуация сохранения семьи.