Файл: Декоративное древоводство.docx

Добавлен: 16.02.2019

Просмотров: 6609

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Преимущество зеленых черенков заключается и в том, что с их помощью можно размножать ряд пород, которые не размножают­ся одревесневшими черенками (садовые розы, сортовые сирени и др.). Это объясняется тем, что зеленые черенки находятся в актив­ном физиологическом состоянии, при благоприятных условиях обеспечивающем образование корней даже у тех пород, одревес­невшие черенки которых укореняются плохо или совсем не уко­реняются. Но это состояние высокой физиологической активнос­ти делает зеленое черенкование сложным в агротехническом от­ношении - черенки очень чувствительны к изменениям влажно­сти, температуры, количества кислорода, освещения и при нару­шении оптимальных параметров могут быстро погибнуть. Кроме того, требования к условиям среды в период укоренения у раз­личных видов разные. Поэтому зеленое черенкование в производ­стве проводят для наиболее ценных и редких пород.

Искусственный туман получают с помощью специальных раз­брызгивающих установок, снабженных форсунками, которые рас­пыляют водяные струи.



 Зеленые черенки в условиях искусственного тумана могут находиться неодинаковое время: в одном случае их содержат в тумане только до массового укоренения, после чего в фазе начала роста корней пересаживают в открытый грунт; в другом — оставляют на месте укоренения до конца вегетационного сезона или до весны следующего года. При этом важное значение имеет закалка, которую надо начинать вскоре после массового укоренения черенков. Для этого влажность воздуха постепенно снижают, реже включая туманообразующую установку.

Сохранение укорененных черенков.

Технология выращивания ра­стений из зеленых черенков предусматривает пересадку укоренен­ных черенков из парников или гряд в школы для выращивания из них саженцев. Однако при пересадках часто происходит большой отпад черенков, особенно тех, что укоренялись в условиях тумана. Объясняется это тем, что резко меняется прежде всего влажность среды, а также и тем, что черенки гибнут в период перезимовки.

Чтобы защитить укоренившиеся черенки от гибели, практи­кой и опытом выявлены условия, при которых создается гарантия сохранения пересаженных черенков. Эти условия следующие:

пересадку укорененных черенков на пикировочный участок или в школы в год укоренения можно проводить до конца июля — начала августа при условии, что они образуют хорошо развитую корневую систему;

черенки большинства пород желательно оставлять в пар­никах или на грядах укоренения на зиму, не выкапывая;

есть виды, укорененные черенки которых надо сохранять в теп­лицах зимой, например кизильник горизонтальный, розы, тис.

При зимовке черенков на месте укоренения желательно их за­каливать, прекращая постепенно после укоренения действие ис­кусственного тумана, проводить осенью мульчирование с целью утепления почвы.


Имеются рекомендации по пересадке черенков с комом зем­ли, а также по прореживанию (через ряд) укорененных черенков с последующей посадкой в защищенном месте.



36. Размножение прививкой. Что такое прививка? Подвой и привой. Способы прививки и их особенности.

Прививки - это искусственное сращивание прививаемого ком­понента - привоя с растением, на которое прививается при­вой - подвоем. Главной целью прививок, является массовое размножение форм, сортов, клонов. В результате прививки привой и под­вой срастаются в единый растительный организм, каждая часть которого, развиваясь, сохраняет свои функции: подвой снабжает все растение водой и минеральными веществами из почвы, а при­вой, образующий крону растения, обеспечивает растение про­дуктами фотосинтеза - органическими веществами.

При прививках приходится строго учитывать свойства привоя и подвоя, влияющие как на приживаемость прививок, так и на долголетие сложного организма. Хорошее срастание тканей и максимальное долголетие обеспе­чиваются при прививках близких в систематическом отношении видов, а также при прививках форм и сортов на тот вид, от кото­рого они происходят. Биологически несовместимые подвои и при­вои или не срастаются совсем, или образуют нежизнеспособные организмы.

Подвой получают семенным или вегетативным путем. Он должен быть приспособленным к местным условиям, хорошо срастаться с привоем (совместимость) и обеспечивать хорошее развитие растений. Подвои могут быть сильно- и слаборослыми; дики­ми или культурными по происхождению.

Сильнорослые подвои используют для усиления роста привоя (сосна обыкновенная — подвой, сосна сибирская (кедр) — привой), слаборослые подвои (яблоня парадизка, айва обыкновен­ная, боярышники) используют для получения более низкорослых растений. Подвой влияет и на продолжительность вегетации растения: так, для более раннего цветения и плодоношения привитых растений используют слабые подвой, которые тормозят вегетативный рост привоя.

Привой заготовляют из внешних хорошо освещенных побегов здоровых взрослых деревьев. Такие побеги имеют короткие междоузлия, крупные глазки в пазухах листьев. Привой должен быть чистосортным, сильным и хорошо вызревшим. Возраст привоя обычно одногодичный, но может быть и старше.

Привой для летних прививок заготовляют непосредственно перед использованием. С веток или побегов удаляют листовые пла­стинки, оставляя черешок листа длиной около 1,5 см. Привои для зимних прививок готовят в период глубокого покоя, но до моро­зов, и сохраняют в достаточно влажном и прохладном месте при температуре 0 -3 °С, прикопанными во влажный песок.

Прививки различаются: по месту - в корень, корневую шейку, штамб, крону; по времени - весенняя, летняя, осенняя, зимняя; по производству - в закрытом или открытом грунте.


Способы проведения прививок можно объединить в три группы:

- аблактировка, или прививка сближением ветвей двух корне- собственных растений;

- прививки черенком с 2-5 почками, взятого от многолетней ветви;

- окулировка — прививка одной почки (глазка).

Аблактировка применяется редко и только для трудно сраста­ющихся пород: берез, каштана, бука.

Прививка черенком заключается в том, что на подвой пере­носят побег с двумя и более глаз­ками. Ее можно проводить разны­ми способами в течение всего года.

Способы:

копулировка (проводят, если диаметры привоя и подвоя одинаковы);

прививка вприклад (осуществ­ляют, когда диаметр привоя меньше диаметра подвоя);

прививки за кору— лучший способ для прививок взрослых деревьев и перепрививок; он самый легкий, с него и надо начинать осваивать технику прививок;

прививки в расщеп — самые древние и самые несовершен­ные, но самые подходящие для хвойных пород;

триангуляция (инкрустация, «козью ножку») лучше для хвойных и нежных лиственных пород ;

боковая прививка (применяют при пополне­нии кроны недостающими ветвями).

Окулировка (прививка глазка, почки) — наиболее часто при­меняемый способ прививки, так как прост, надежен и дает хоро­шие результаты приживаемости для всех лиственных пород. Про­водят ее в два срока: так называемую окулировку весеннюю прорастающим глазком делают в период весеннего сокодвижения; в период позднелетнего оттока, в июле- августе, проводят летнюю окулировку спящим глазком.

В указанные периоды, когда идет активное сокодвижение, кора у подвоев хорошо отделяется от древесины, что является залогом успешного срастания подвоя и привоя.

Существует несколько способов окулировки:

окулировка за кору почкой со щитком, состоящим из коры и тонкого слоя древесины, так называемая окулировка с древесиной ;

окулировка за кору, но щиток не имеет слоя древесины — это так называемая окулировка без дре­весины;

окулировка трубкой, когда почка снимается не со щитком, а с большим участком коры, имеющим прямо­угольную форму;

боковая окулировка вприклад с вырезом на месте пазушной почки подвоя у первого или второго узла однолет­него побега;

В зависимости от требований, предъявляемых к декоративному посадочному материалу, окулировку проводят в разные части под­воя. При выращивании деревьев и кустарников с различной ок­раской или строением листьев в их естественной жизненной фор­ме окулировку проводят как можно ближе к корневой шейке, чтобы вся надземная часть — штамб и крона у дерева, побеги у кустарников развивались из глазка — привоя. Окулировку плаку­чих и шаровидных форм проводят не в корневую шейку, а в штамб, на высоте, определенной техническими требованиями на матери­ал. В штамб проводят окулировку и для получения штамбовых и полуштамбовых роз и сиреней.




37. Отдел формирования (школа). Подготовка семян к посадке в школьном отделении. Размещение посадочного материала в школьном отделении питомника и сроки его выращивания.

Более крупный посадочный материал - саженцы - выращивают в школьных отделениях питомника. Саженцы широко используются для озеленения населенных пунктов, создания защитных насаждений и лес­ных культур. По сравнению с сеянцами они раньше вступают в период быстрого роста, в связи, с чем ускоряется выращивание искусственных насаждений, и они лучше противостоят отрицательному влиянию трав, кустарников.

При выращивании саженцев разных размеров и возраста производят 1-3 пересадки растений с постепенным увеличением площади питания.

В школах первого порядка высаживают 1-2-летние сеянцы и вы­ращивают их в течение 2-4 лет (схема посадки 0,7-1,0 х 0,35-0,5 м). В школах второго порядка выращивают саженцы до 5-7-летнего воз­раста (схема размещения 1,0-1,5 х 1,0-1,5 м). В школах третьего по­рядка саженцы выращивают до 10 лет и более (схема размещения 2,0-3,0x2,0-3,0).

В комбинированных школах одновременно выращивают саженцы древесных растений и кустарников или только древесные саженцы раз­личного возраста и размеров.

Срок выращивания крупных саженцев деревьев 4-6 лет, а мелких (первого оборота) саженцев и кустарников 2-3 года. При этом за одну ротацию крупных саженцев древесных видов кустарники и мелкие са­женцы деревьев проходят 2-3 ротации.

Перед посадкой сеянцев корни подрезают до 15-25 см на почвах с нормальным увлажнением и до 20-30 см - с недостаточным увлажнени­ем. После обрезки корни обмакивают в болтушку из жидкой смеси пе­регноя или торфа с землей. К смеси добавляют гетероауксин или другое ростовое вещество.

В первой школе сеянцы высаживаются с расстояниями в между­рядьях 0,8 м, в ряду 0,5 м, во второй школе - 1 х 1 м или 1,5 х 1,5 м, в третьей - 3 х 2 м.

В комбинированной школе растения с длительным сроком выращи­вания (6-12 лет) высаживаются рядами на расстоянии 2,4-4 м один от другого. Между ними располагают два или четыре ряда кустарника. На 1 га высаживают 3-6 тыс.шт. деревьев и 40-50 тыс.шт. кустарников.

В уплотненных школах выращивают саженцы хвойных пород для лесных культур. Применяют рядовые, ленточные, комбинированные схемы размещения растений. Степень уплотнения выращивания сажен­цев во многом зависит от биологических особенностей породы.

При рядовом размещении расстояние между рядами принимают 0,4 м, шаг посадки - 0,1-0,2 м. При ленточном трехрядномразмещении в каждой ленте растения высаживают по схеме 0,4-0,4-0,7, при четы­рехрядном - 0,3-0,3-0,3-0,6, пятирядном - 0,2-0,2-0,2-0,2-0,7; шаг посад­ки 0,1-0,2 м.

Используется трехрядная СШН-3. В трехрядном варианте высажива­ют до 50 тыс. растений (0,8 х 0,5). Машины СПЛК и МИС-1 применяют в комбинированной школе, где выращивают саженцы высотой до 3 м.

В уплотненной школе используют СШП-5/3; шаг посадки 0,1 м; вы­саживается 330 тыс. сеянцев.


При проектировании сроков выращивания саженцев, выборе опти­мальных схем размещения необходимо учитывать линейные размеры растений, которых они достигают в том или ином возрасте в данных почвенно-климатических условиях, выявлять особенности роста крон по диаметру для установления сроков смыкания.

Быстрый рост саженцев в школе возможен при хоро­шем качестве посадки. Наличие деформации корней приводит к ухуд­шению водного режима и ослаблению роста растений. Высота растений с деформированной корневой системой в 2-5 раз меньше, чем у сажен­цев с нормально развитой корневой системой, замедленный рост на­блюдается в течение всего срока выращивания. Также резко отличаются растения по массе надземной части и корневых систем.

При испытании приемов, направленных на формирование компакт­ной корневой системы, лучшие результаты были получены при внесе­нии органических удобрений в посадочные места.

Культуры, созданные саженцами, имеют высокую приживаемость, совершенно не требуют агротехнических уходов, быстро растут, уже в трехлетнем возрасте отвечают требованиям ОСТ 56-99-93 "Культуры лесные, оценка качества", пригодны для перевода в покрытые лесом земли и относятся к культурам отличного качества.

Чтобы получить посадочный материал с ускоренным ростом, в куль­турах целесообразно использовать приемы ранней диагностики и при­менять отбор в процессе выращивания сеянцев и саженцев на фоне вы­сокого уровня агротехники.

По данным Н.А. Смирнова (1996), крупные сеянцы, превышающие по высоте средние на 20-50%, после пересадки продолжают расти более интенсивно в течение 4 лет. Саженцы, превышающие средние в школь­ном отделении по высоте на 20-30 %, после пересадки в культуры про­должают расти интенсивно в течение 7-8 лет.

Сажалка школки навесная трѐхрядная 

посадочные машины



38. Способы посадки. Выращивание саженцев древесных пород, уход за ними, формирование штамба. кроны и корневой системы.

39. Формирование кроны у привитых архитектурных форм деревьев.

40. Формирование деревьев, выросших в лесу.

41. Выращивание саженцев кустарников, уход за ними, формирование куста. Архитектурные формы кустарников. Выращивание саженцев привитых форм кустарников.

42. Агротехника кустарников в период их выращивания в школах.

Кустарники. Посадку кустарников из отдела размножения в I шко­лу проводят в разном возрасте, что зависит от скорости их роста, быстрорастущие — в возрасте 1 года, умеренно и медленнорасту­щие породы — в возрасте 2 — 3 лет.

По продолжительности выращивания в I школе кустарники подразделяют на две группы (см. 4.5.3.1).

В I школу высаживают весь ассортимент кустарников, и боль­шую часть растений реализуют из нее после соответствующего срока выращивания. Часть саженцев из I школы пересаживают во II школу. Перед посадкой в школы сеянцы (в I школу) и саженцы (во II школу) сортируют, отбраковывая растения с подопревшей корой, с ошмыгами коры или поврежденной корневой системой.