ВУЗ: Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А. Костычева
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Растениеводство
Добавлен: 16.02.2019
Просмотров: 6609
Скачиваний: 15
Преимущество зеленых черенков заключается и в том, что с их помощью можно размножать ряд пород, которые не размножаются одревесневшими черенками (садовые розы, сортовые сирени и др.). Это объясняется тем, что зеленые черенки находятся в активном физиологическом состоянии, при благоприятных условиях обеспечивающем образование корней даже у тех пород, одревесневшие черенки которых укореняются плохо или совсем не укореняются. Но это состояние высокой физиологической активности делает зеленое черенкование сложным в агротехническом отношении - черенки очень чувствительны к изменениям влажности, температуры, количества кислорода, освещения и при нарушении оптимальных параметров могут быстро погибнуть. Кроме того, требования к условиям среды в период укоренения у различных видов разные. Поэтому зеленое черенкование в производстве проводят для наиболее ценных и редких пород.
Искусственный туман получают с помощью специальных разбрызгивающих установок, снабженных форсунками, которые распыляют водяные струи.
Зеленые черенки в условиях искусственного тумана могут находиться неодинаковое время: в одном случае их содержат в тумане только до массового укоренения, после чего в фазе начала роста корней пересаживают в открытый грунт; в другом — оставляют на месте укоренения до конца вегетационного сезона или до весны следующего года. При этом важное значение имеет закалка, которую надо начинать вскоре после массового укоренения черенков. Для этого влажность воздуха постепенно снижают, реже включая туманообразующую установку.
Сохранение укорененных черенков.
Технология выращивания растений из зеленых черенков предусматривает пересадку укорененных черенков из парников или гряд в школы для выращивания из них саженцев. Однако при пересадках часто происходит большой отпад черенков, особенно тех, что укоренялись в условиях тумана. Объясняется это тем, что резко меняется прежде всего влажность среды, а также и тем, что черенки гибнут в период перезимовки.
Чтобы защитить укоренившиеся черенки от гибели, практикой и опытом выявлены условия, при которых создается гарантия сохранения пересаженных черенков. Эти условия следующие:
пересадку укорененных черенков на пикировочный участок или в школы в год укоренения можно проводить до конца июля — начала августа при условии, что они образуют хорошо развитую корневую систему;
черенки большинства пород желательно оставлять в парниках или на грядах укоренения на зиму, не выкапывая;
есть виды, укорененные черенки которых надо сохранять в теплицах зимой, например кизильник горизонтальный, розы, тис.
При зимовке черенков на месте укоренения желательно их закаливать, прекращая постепенно после укоренения действие искусственного тумана, проводить осенью мульчирование с целью утепления почвы.
Имеются рекомендации по пересадке черенков с комом земли, а также по прореживанию (через ряд) укорененных черенков с последующей посадкой в защищенном месте.
36. Размножение прививкой. Что такое прививка? Подвой и привой. Способы прививки и их особенности.
Прививки - это искусственное сращивание прививаемого компонента - привоя с растением, на которое прививается привой - подвоем. Главной целью прививок, является массовое размножение форм, сортов, клонов. В результате прививки привой и подвой срастаются в единый растительный организм, каждая часть которого, развиваясь, сохраняет свои функции: подвой снабжает все растение водой и минеральными веществами из почвы, а привой, образующий крону растения, обеспечивает растение продуктами фотосинтеза - органическими веществами.
При прививках приходится строго учитывать свойства привоя и подвоя, влияющие как на приживаемость прививок, так и на долголетие сложного организма. Хорошее срастание тканей и максимальное долголетие обеспечиваются при прививках близких в систематическом отношении видов, а также при прививках форм и сортов на тот вид, от которого они происходят. Биологически несовместимые подвои и привои или не срастаются совсем, или образуют нежизнеспособные организмы.
Подвой получают семенным или вегетативным путем. Он должен быть приспособленным к местным условиям, хорошо срастаться с привоем (совместимость) и обеспечивать хорошее развитие растений. Подвои могут быть сильно- и слаборослыми; дикими или культурными по происхождению.
Сильнорослые подвои используют для усиления роста привоя (сосна обыкновенная — подвой, сосна сибирская (кедр) — привой), слаборослые подвои (яблоня парадизка, айва обыкновенная, боярышники) используют для получения более низкорослых растений. Подвой влияет и на продолжительность вегетации растения: так, для более раннего цветения и плодоношения привитых растений используют слабые подвой, которые тормозят вегетативный рост привоя.
Привой заготовляют из внешних хорошо освещенных побегов здоровых взрослых деревьев. Такие побеги имеют короткие междоузлия, крупные глазки в пазухах листьев. Привой должен быть чистосортным, сильным и хорошо вызревшим. Возраст привоя обычно одногодичный, но может быть и старше.
Привой для летних прививок заготовляют непосредственно перед использованием. С веток или побегов удаляют листовые пластинки, оставляя черешок листа длиной около 1,5 см. Привои для зимних прививок готовят в период глубокого покоя, но до морозов, и сохраняют в достаточно влажном и прохладном месте при температуре 0 -3 °С, прикопанными во влажный песок.
Прививки различаются: по месту - в корень, корневую шейку, штамб, крону; по времени - весенняя, летняя, осенняя, зимняя; по производству - в закрытом или открытом грунте.
Способы проведения прививок можно объединить в три группы:
- аблактировка, или прививка сближением ветвей двух корне- собственных растений;
- прививки черенком с 2-5 почками, взятого от многолетней ветви;
- окулировка — прививка одной почки (глазка).
Аблактировка применяется редко и только для трудно срастающихся пород: берез, каштана, бука.
Прививка черенком заключается в том, что на подвой переносят побег с двумя и более глазками. Ее можно проводить разными способами в течение всего года.
Способы:
копулировка (проводят, если диаметры привоя и подвоя одинаковы);
прививка вприклад (осуществляют, когда диаметр привоя меньше диаметра подвоя);
прививки за кору— лучший способ для прививок взрослых деревьев и перепрививок; он самый легкий, с него и надо начинать осваивать технику прививок;
прививки в расщеп — самые древние и самые несовершенные, но самые подходящие для хвойных пород;
триангуляция (инкрустация, «козью ножку») лучше для хвойных и нежных лиственных пород ;
боковая прививка (применяют при пополнении кроны недостающими ветвями).
Окулировка (прививка глазка, почки) — наиболее часто применяемый способ прививки, так как прост, надежен и дает хорошие результаты приживаемости для всех лиственных пород. Проводят ее в два срока: так называемую окулировку весеннюю прорастающим глазком делают в период весеннего сокодвижения; в период позднелетнего оттока, в июле- августе, проводят летнюю окулировку спящим глазком.
В указанные периоды, когда идет активное сокодвижение, кора у подвоев хорошо отделяется от древесины, что является залогом успешного срастания подвоя и привоя.
Существует несколько способов окулировки:
окулировка за кору почкой со щитком, состоящим из коры и тонкого слоя древесины, так называемая окулировка с древесиной ;
окулировка за кору, но щиток не имеет слоя древесины — это так называемая окулировка без древесины;
окулировка трубкой, когда почка снимается не со щитком, а с большим участком коры, имеющим прямоугольную форму;
боковая окулировка вприклад с вырезом на месте пазушной почки подвоя у первого или второго узла однолетнего побега;
В зависимости от требований, предъявляемых к декоративному посадочному материалу, окулировку проводят в разные части подвоя. При выращивании деревьев и кустарников с различной окраской или строением листьев в их естественной жизненной форме окулировку проводят как можно ближе к корневой шейке, чтобы вся надземная часть — штамб и крона у дерева, побеги у кустарников развивались из глазка — привоя. Окулировку плакучих и шаровидных форм проводят не в корневую шейку, а в штамб, на высоте, определенной техническими требованиями на материал. В штамб проводят окулировку и для получения штамбовых и полуштамбовых роз и сиреней.
37. Отдел формирования (школа). Подготовка семян к посадке в школьном отделении. Размещение посадочного материала в школьном отделении питомника и сроки его выращивания.
Более крупный посадочный материал - саженцы - выращивают в школьных отделениях питомника. Саженцы широко используются для озеленения населенных пунктов, создания защитных насаждений и лесных культур. По сравнению с сеянцами они раньше вступают в период быстрого роста, в связи, с чем ускоряется выращивание искусственных насаждений, и они лучше противостоят отрицательному влиянию трав, кустарников.
При выращивании саженцев разных размеров и возраста производят 1-3 пересадки растений с постепенным увеличением площади питания.
В школах первого порядка высаживают 1-2-летние сеянцы и выращивают их в течение 2-4 лет (схема посадки 0,7-1,0 х 0,35-0,5 м). В школах второго порядка выращивают саженцы до 5-7-летнего возраста (схема размещения 1,0-1,5 х 1,0-1,5 м). В школах третьего порядка саженцы выращивают до 10 лет и более (схема размещения 2,0-3,0x2,0-3,0).
В комбинированных школах одновременно выращивают саженцы древесных растений и кустарников или только древесные саженцы различного возраста и размеров.
Срок выращивания крупных саженцев деревьев 4-6 лет, а мелких (первого оборота) саженцев и кустарников 2-3 года. При этом за одну ротацию крупных саженцев древесных видов кустарники и мелкие саженцы деревьев проходят 2-3 ротации.
Перед посадкой сеянцев корни подрезают до 15-25 см на почвах с нормальным увлажнением и до 20-30 см - с недостаточным увлажнением. После обрезки корни обмакивают в болтушку из жидкой смеси перегноя или торфа с землей. К смеси добавляют гетероауксин или другое ростовое вещество.
В первой школе сеянцы высаживаются с расстояниями в междурядьях 0,8 м, в ряду 0,5 м, во второй школе - 1 х 1 м или 1,5 х 1,5 м, в третьей - 3 х 2 м.
В комбинированной школе растения с длительным сроком выращивания (6-12 лет) высаживаются рядами на расстоянии 2,4-4 м один от другого. Между ними располагают два или четыре ряда кустарника. На 1 га высаживают 3-6 тыс.шт. деревьев и 40-50 тыс.шт. кустарников.
В уплотненных школах выращивают саженцы хвойных пород для лесных культур. Применяют рядовые, ленточные, комбинированные схемы размещения растений. Степень уплотнения выращивания саженцев во многом зависит от биологических особенностей породы.
При рядовом размещении расстояние между рядами принимают 0,4 м, шаг посадки - 0,1-0,2 м. При ленточном трехрядномразмещении в каждой ленте растения высаживают по схеме 0,4-0,4-0,7, при четырехрядном - 0,3-0,3-0,3-0,6, пятирядном - 0,2-0,2-0,2-0,2-0,7; шаг посадки 0,1-0,2 м.
Используется трехрядная СШН-3. В трехрядном варианте высаживают до 50 тыс. растений (0,8 х 0,5). Машины СПЛК и МИС-1 применяют в комбинированной школе, где выращивают саженцы высотой до 3 м.
В уплотненной школе используют СШП-5/3; шаг посадки 0,1 м; высаживается 330 тыс. сеянцев.
При проектировании сроков выращивания саженцев, выборе оптимальных схем размещения необходимо учитывать линейные размеры растений, которых они достигают в том или ином возрасте в данных почвенно-климатических условиях, выявлять особенности роста крон по диаметру для установления сроков смыкания.
Быстрый рост саженцев в школе возможен при хорошем качестве посадки. Наличие деформации корней приводит к ухудшению водного режима и ослаблению роста растений. Высота растений с деформированной корневой системой в 2-5 раз меньше, чем у саженцев с нормально развитой корневой системой, замедленный рост наблюдается в течение всего срока выращивания. Также резко отличаются растения по массе надземной части и корневых систем.
При испытании приемов, направленных на формирование компактной корневой системы, лучшие результаты были получены при внесении органических удобрений в посадочные места.
Культуры, созданные саженцами, имеют высокую приживаемость, совершенно не требуют агротехнических уходов, быстро растут, уже в трехлетнем возрасте отвечают требованиям ОСТ 56-99-93 "Культуры лесные, оценка качества", пригодны для перевода в покрытые лесом земли и относятся к культурам отличного качества.
Чтобы получить посадочный материал с ускоренным ростом, в культурах целесообразно использовать приемы ранней диагностики и применять отбор в процессе выращивания сеянцев и саженцев на фоне высокого уровня агротехники.
По данным Н.А. Смирнова (1996), крупные сеянцы, превышающие по высоте средние на 20-50%, после пересадки продолжают расти более интенсивно в течение 4 лет. Саженцы, превышающие средние в школьном отделении по высоте на 20-30 %, после пересадки в культуры продолжают расти интенсивно в течение 7-8 лет.
Сажалка школки навесная трѐхрядная
посадочные машины
38. Способы посадки. Выращивание саженцев древесных пород, уход за ними, формирование штамба. кроны и корневой системы.
39. Формирование кроны у привитых архитектурных форм деревьев.
40. Формирование деревьев, выросших в лесу.
41. Выращивание саженцев кустарников, уход за ними, формирование куста. Архитектурные формы кустарников. Выращивание саженцев привитых форм кустарников.
42. Агротехника кустарников в период их выращивания в школах.
Кустарники. Посадку кустарников из отдела размножения в I школу проводят в разном возрасте, что зависит от скорости их роста, быстрорастущие — в возрасте 1 года, умеренно и медленнорастущие породы — в возрасте 2 — 3 лет.
По продолжительности выращивания в I школе кустарники подразделяют на две группы (см. 4.5.3.1).
В I школу высаживают весь ассортимент кустарников, и большую часть растений реализуют из нее после соответствующего срока выращивания. Часть саженцев из I школы пересаживают во II школу. Перед посадкой в школы сеянцы (в I школу) и саженцы (во II школу) сортируют, отбраковывая растения с подопревшей корой, с ошмыгами коры или поврежденной корневой системой.