Файл: Декоративное древоводство.docx

Добавлен: 16.02.2019

Просмотров: 6607

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В I школе проводят посадку сеянцев с посевных гряд и укоре­ненных зеленых черенков с пикировочного участка. В ней имеется отделение деревьев, где быстрорастущие породы выращивают в течение 5 — 6 лет до семилетнего возраста, а медленнорастущие породы — 4 — 5 лет; у быстрорастущих пород здесь формируют штамб и крону, у медленнорастущих — только штамб; за это время быстрорастущие породы достигают размеров, при которых расте­ния могут использоваться на объектах озеленения, и питомники их реализуют. Медленнорастущие породы из этой школы пе­ресаживают во II школу; в отделении кустарников их выращивают 2 — 3 года до пятилетнего возраста; за это время у них формируется надземная часть. В I школе кустарников быстрорастущие породы также достигают стандартных размеров и реализуются. Медленно­растущие кустарники и виды, предназначенные для получения крупномерных (например, для реставрации) или архитектурно сформированных растений, пересаживают во II школу кустарни­ков; отделение привитых форм, куда высаживают сеянцы подвоев и проводят их окулировку, а также высаживают растения, приви­тые зимой в оранжереях и хранившиеся до вегетации в специаль­ных хранилищах; здесь также формируют привитые саженцы.

Во II школу, кроме деревьев и кустарников из I школы, посту­пают укорененные черенки быстрорастущих деревьев и укоренен­ные отводки с отводочных плантаций. В ней проводится дальней­шее формирование штамба и кроны.

Во II школе обычно бывает: отделение деревьев, где медлен­норастущие деревья выращивают 4 — 5 лет до 9— 14-летнего воз­раста. У них продолжают и заканчивают формировать штамб, формируют первый ярус кроны. Из этой школы медленнорастущие деревья реализуют, или переводят в IIIшколу для выращивания крупномерного материала, аллейных деревьев; отделение кустар­ников, где их выращивают 3 — 4 года до 7 —8-летнего возраста и откуда выпускают крупномерный материал для реконструкции зеленых насаждений. У кустарников формируют надземную часть, причем из пластичных пород можно получать кустарники с опре­деленным профилем кроны.

В III школу, или школу длительного выращивания, пересажи­вают быстрорастущие деревья из I школы, медленнорастущие де­ревья и кустарники из IIшколы для получения специальных ар­хитектурных форм (кроны в форме шара, конуса), привитые штам­бовые и полуштамбовые растения.

В III школе выращивают материал для озеленения улиц, скве­ров, бульваров, аллей, для одиночных посадок, ремонтных и ре­ставрационных работ, для использования в озеленении микро­районов. Здесь же выращивают деревья с искусственной формой кроны. В ней существуют такие отделения: 1) крупномерных дере­вьев, гДе деревья выращивают 6—10 лет, формируют хорошо раз­витые кроны и содержат в чистоте штамб. В течение того же срока здесь могут доращивать и деревья, взятые из леса; 2) архитектур­ных форм деревьев и кустарников, где выращивают привитые и непривитые декоративные формы, создают архитектурные формы крон. Все растения этого отделения предназначены для солитерных и аллейных посадок.


Маточное хозяйство

Маточное хозяйство необходимо в питомнике как источник семян и черенков и может иметь разную структуру. При достаточ­ной площади питомника маточное хозяйство может быть органи­зовано на его территории в виде дендрария и маточных плантаций, а также других насаждений питомника. В качестве маточных растений могут служить ветрозащитные полосы, располагаемые вдоль границ территории питомника и вдоль его главных дорог. При недостатке площадей в маточные насаждения включают цен­ные насаждения, расположенные вне территории питомника, — в лесопарках, пригородных лесах, в городских насаждениях, в ботанических садах и учебных заведениях. В них проводят инвента­ризацию и выявляют ценные для питомника виды, которые по своим качествам могут служить источником получения материала для размножения. За этими растениями ведется уход и организу­ется их защита от вредителей и болезней.

Для обеспечения современного уровня производства на терри­тории питомников нужно иметь административные здания, склад­ские помещения, помещения для машин и механизмов, различ­ных мастерских и здания для производства работ в закрытом по­мещении, например для механизированной посадки растений в контейнеры, реализации продукции, хранения готовой продук­ции (холодильные камеры), а также бытовые помещения (туале­ты, души, помещения для приема пищи и отдыха). Здания и со­оружения производственного назначения при компактной тер­ритории питомника целесообразно размещать в центральной его части. Если же питомник имеет разобщенные территориально уча­стки, то необходимые для производства помещения и сооруже­ния создают на каждом участке.

Если питомник является центром, вокруг которого образуется селитебная территория, то сам поселок и объекты культурно-бы­тового назначения должны занимать отдельную территорию — «усадьбу» — питомника. В настоящее время явно выражена тен­денция передачи территории жилого образования в муниципаль­ное ведомство.

Особое место должно быть отведено под компостники, необхо­димые для обеспечения производства органическими удобрениями. Специальное помещение должно быть для хранения неорганичес­ких удобрений и препаратов для борьбы с вредителями и болезнями.

Дороги, площадки разного назначения, сооружения всех назна­чений должны занимать около 10 % всей территории питомника.



13. Виды питомников. Питомники декоративных древесных пород.

Питомники декоративных древесных пород являются основ­ным источником обеспечения посадочным материалом для озеленения городов и населенных мест, территорий промышленных предприятий, спортивных, школьных и лечебных учреждений и индивидуальных участков, территорий, где проводится реконст­рукция и реставрация насаждений. С учетом того, что результатом хозяйственной деятельности питомников должна быть высокая рен­табельность производства, их деятельность планируют с учетом технологии производственных процессов и организации наиболее рациональной структуры производственной территории.


Питомники декоративных древесных пород — это своего рода «домостроительные комбинаты», выпускающие на потоке высоко­качественный материал. Но если строительные конструкции можно изготовить быстро, за считаные часы или дни, то на выращивание единицы продукции в питомнике требуется от 3 до 25 лет и более.

Площадь специализированных питомников в РФ составляет все­го около 8600 га, в то время как по действующим нормативам на одного жителя должно приходиться 2 —5 м2 площади питомника, т.е. площади под этими питомниками должны быть равны 4 —5 % от площади всех озелененных территорий в РФ.

Виды питомников. По срокам функционирования питомники бывают временные и постоянные. Временные питомники имеют площадь обычно 2 —5 га, создаются на период строительства круп­ных парков на срок до 5 лет на самой территории объекта. По окончании строительства площадь питомника сокращают до раз­меров, необходимых для производства материала для ремонтных работ на построенном объекте.

Постоянные питомники организуются на срок не менее 25 — 50 лет, их площадь может быть до 25 га — малые питомники, до 100 га — средние, более 100 га (300 — 400 га) — крупные.

По подчиненности имеются питомники федеральной собствен­ности, муниципальной собственности и частные. В настоящее время в федеральной собственности находится 12 унитарных предприятий декоративного растениеводства, в муниципальной собственности — около 60 % питомников и около 20 составляют предприя-гия акционерных обществ.

Муниципальные питомники обеспечивают посадочным мате­риалом объект, город, район, область. Питомники федеральной собственности обслуживают ряд областей или географический район. Эти питомники размножают и выращивают наиболее цен­ные и редкие декоративные растения, обеспечивают ими более мелкие питомники.

Среди питомников имеются и другие, деятельность которых имеет узкое направление: питомники, которые обслуживают же­лезные и шоссейные дороги, выпускающие неширокий ассорти­мент растений; интродукционные питомники при ботанических садах; питомники для выращивания посадочного материала для мемориальных объектов; питомники, выращивающие одну поро­ду (розы или сирени); выращивающие растения только в III шко­ле при завозе посадочного материала из других хозяйств.

Задачами современных питомников декоративных древесных пород являются: 1) максимальное сокращение сроков выращива­ния на основе современных достижений науки; 2) создание тех­нологий, обеспечивающих выпуск посадочного материала в любой сезон года в готовом для посадки состоянии; 3) повышение уров­ня механизации производственных процессов на всех этапах вы­ращивания растений, для чего необходимо создать специализи­рованный парк современных машин, механизмов и приспособле­ний в каждом питомнике; 4) создание технологии контейнерного производства в конкретных климатических условиях разных районов нашей страны; 5) создание холодильных комплексов для хранения саженцев в питомниках и перевозки их к месту посадки; 6) ис­пользование в процессе выращивания растений закрытого грунта, почвенного подогрева, туманообразующих установок; 7) обес­печение деятельности питомника наиболее рациональной органи­зацией производственной территории (структурой питомника) и технологией производственных процессов, что определяет степень рентабельности производства.


В своей производственной деятельности питомники могут спе­циализироваться на определенном ассортименте — красивоцветущие кустарники, хвойные деревья, вечнозеленые кустарники, пальмы и др.; ограничиваться определенным этапом выращива­ния разных видов растений, например размножением семенным или вегетативным; выращивать только привитые растения разно­го характера и пр. Но практически в большинстве питомников выращиваются разные виды деревьев и кустарников и осуществ­ляется весь цикл работ от размножения до выпуска растений для озеленения.



14. Что называется сеянцем, саженцем, отводком, черенком?

Существует два основных метода создания зеленых насаждений: посев семян и посадка. Для посадки используют так называемый посадочный материал: сеянцы, саженцы и черенки.

Сеянец - это молодое растение, выросшее из посеянного семени. Сеянец, пересаженный из посевного отделения питомника в другое его отделение - школу, называется саженцем. Кроме сеянцев и саженцев при озеленении могут использоваться отводки и черенки. Отводком называют окоренившуюся часть ветви, побега, а черенком - часть побега. Сеянцы, саженцы, отводки и поросль на черенки выращивают на специальных площадях, называемых питомниками.

В зависимости от того, для какой цели выращивается посадочный материал, древесные питомники могут быть разделены на лесные, лесомелиоративные, плодово-ягодные и декоративные.

В лесных питомниках выращивают преимущественно одно-, двухлетние сеянцы для создания лесных культур, а также для образования полезащитных лесных полос, облесения песков и горных склонов, эти питомники иногда называют также лесомелиоративными; в плодово-ягодных выращивают, как правило, посадочный материал для культурных сортов плодовых деревьев и ягодных кустарников для закладки плодовых садов и ягодников; декоративные - предназначены для посадочного материала, идущего на озеленение и другие нужды садово-паркового строительства.

Питомники бывают временные и постоянные. Временные закладываются на срок до 5 лет, в непосредственной близости к площади, подлежащей облесению, а постоянные рассчитаны на длительный срок для ежегодного выращивания посадочного материала. В зависимости от занимаемой площади питомники делят на мелкие (до 3 га), средние (3-20 га) и крупные (свыше 20 га).



15. Назовите и охарактеризуйте основные хозяйственные части питомника.

Отдельные виды посадочного материала выращивают в особых хозяйственных частях питомников. Питомники обычно состоят из пяти хозяйственных частей: посевного отделения, древесной школы, плодово-ягодного отделения, маточной и черенковой плантаций. Помимо этого, иногда в них создают отделение экзотов и дендрарий.

В посевном отделении из семян выращивают сеянцы древесных и кустарниковых пород.


Для повышения грунтовой всхожести семян, для сохранения нежных всходов и выращивания сеянцев необходимы высокая агротехника и наиболее плодородные и рыхлые почвы. Поэтому под посевное отделение следует выделять участки с лучшими почвами и поддерживать их структуру и плодородие на высоком уровне путем севооборотов и внесения удобрений. В плодовых питомниках это отделение называется отделением размножения.

В древесной школе саженцы лесных и декоративных пород выращиваются в течение 2—4 лет из пересаженных сеянцев. При выращивании более крупного посадочного материала устраивают школы второго и третьего порядка, повторно пересаживая в них саженцы из школы более низкого порядка.

Плодово-ягодное отделение предназначено для выращивания привитых и черенковых саженцев культурных сортов плодовых пород и ягодных кустарников. В этом отделении обычно производят работы по формированию штамба и кроны у плодовых деревьев и кустарников.

В маточных плантациях выращивают побеги (хлысты) 1—2 лет для последующей заготовки из них черенков, чаще всего тополей, ив, тамариксов. В маточном саду получают прививочный материал и семена редких экзотов или ценных форм местных пород.

Черенковые плантации служат для выращивания черенковых саженцев (окоренившихся черенков) из стеблевых или корневых черенков. Для лесокультурных работ черенковые саженцы выращивают в течение 1—2 лет, а для целей озеленения — в течение 3—4 лет и более.

 



16. Основные принципы организации питомника.

Наиболее приемлема с точки зрения рациональной организа­ции территории питомника компактная прямоугольная конфигу­рация участка. Место для питомника предпочтительнее выбирать вблизи транзитных путей сообщения и недалеко от города.

Организация территории питомника определяется расположе­нием его отделов.

Отдел размножения, как правило, располагается на постоян­ном участке, на наиболее плодородных почвах; он должен быть защищен от ветров и расположен близко от водоисточника.

Маточные растения для получения летних черенков и привойного материала размещают вблизи отдела размножения.

Отдел формирования деревьев и кустарников (школы) в круп­ных питомниках также занимает постоянное место. В малых пи­томниках школы могут не иметь постоянного места, и это объяс­няется тем, что в пределах школы объединяют не только деревья и кустарники, но и на одном участке объединяют разные школы. Это позволяет укрупнить поля севооборота, а школы перемещать в пределах общего поля севооборота.

Первую школу деревьев и кустарников всегда размещают на луч­ших участках, так как растения пересаживают в первый раз и им нужно создать наиболее благоприятные условия для приживаемости и развития. В средних и южных районах выде­лять I школу необязательно, она может включаться в один севообо­рот со II и III школами, поскольку из-за быстрого развития сажен­цев до кондиционных размеров уже в I школе пересадка их во II школу становится необязательной, растения готовы для озеленения.