Файл: Влияние СМИ на развитие личности школьника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 427

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Не подлежит сомнению тот факт, что средства массовой информации стали не только неотъемлемой частью культуры современного общества, но и важным институтом социализации личности. Одно из них, а именно телевидение обеспечивает возможность наглядно - образного восприятия, а значит и более сильного эмоционального влияния на индивида. Проблема влияния СМИ на сознание и поведение людей и последствий от его влияния занимает одно из важнейших мест в современной социальной педагогике и социологии. Над ней работают многие известные научные учреждения и организации за рубежом. Эта проблема стала актуальна и в нашей стране. Особенно актуальна проблема влияния ТВ в связи с ростом насилия в современном обществе. Возникла необходимость в изучении взаимосвязи содержания теле - и печатной продукции и агрессивного поведения ее потребителей, особенно детей и молодёжи.

Современная молодёжь уделяет большое внимание СМИ и особенно телевидению. Оно стало намного ярче и разнообразней. На ТВ появилось большое количество мультфильмов и кино зарубежного производства, которые благодаря своим спецэффектам воздействуют на подсознание и психику подростков, таким образом "привязывая" их к телеэкранам. На телевидении практически отсутствуют отечественные детские и юношеские познавательные передачи. Проблема ещё заключается в том, что многие родители не контролируют и не ограничивают просмотр телепередач своих подростков.

На прилавках газетных киосков также появилось большое разнообразие газет и журналов, которые стали доступны для детей разных возрастов. Во многом вся эта печатная продукция или "желтая пресса" рассчитана на определенный

круг потребителей, на более старшее поколение. Зачастую она несет в себе недостоверную или искаженную информацию, которая сказывается на восприятии подростками окружающего мира. Многие подростки имеют возможность выхода в Интернет, т.к. появилось большое количество Интернет-клубов, где они могут получить как полезную так и ненужную информацию, которая будет сказываться на их дальнейшем развитии. Одним из первых, кто затронул данную проблему, является А.А. Погоченков, который считает, что вся мощь коммерческих информационных каналов брошена на то, чтобы погубить доброго, отзывчивого, работающего человека и низвести его к уровню потребителя. Этот стереотип всячески называют нашей молодежи. И свидетельств тому, что подростков действительно стали уделять большое внимание средства массовой информации, особенно ТВ множество: это полупустые залы детских и юношеских театров, практически замороженная деятельность детских отделов концертных организаций, снижение количества художественного уровня познавательных передач радио и телевидения, практическое отсутствие прессы для подростков, трудный и длительный процесс поиска современного литературного героя и т.д.


Данное противоречие помогло сформировать проблему исследования, какими должны быть условия эффективного развития подростка под влиянием средств массовой информации? В этом заключается проблема исследования.

Цель исследования - сформировать условия эффективного развития подростка под влиянием средств массовой информации.

Объектом нашего исследования является процесс развития личности подростка.

Предметом исследования является средства массовой информации как социокультурный фактор развития личности подростка.

Гипотеза исследования: СМИ как социокультурный фактор развития личности будет позитивно влиять на развитие подростков при соблюдении следующих условий:

. Контроль со стороны родителей и школы за потреблением СМИ;

. Учет возрастных и индивидуальных особенностей подростков;

. Индивидуальное приобщение подростка к СМИ, ограничение в общении с СМИ в случае необходимости.

Задачи исследования:

·Изучить литературу по проблеме исследования;

·Раскрыть психолого-педагогические основы влияния СМИ на развитие личности подростка;

·Выявить условия влияния СМИ на развитие личности подростка.

·Разработать методические рекомендации социальным педагогам и родителям.

Методы исследования:

·Анализ социально-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

·Методы опроса: анкетирование, тестирование, беседа; педагогический эксперимент.

Этапы исследования:

1. Анализ литературных источников, подбор материала, определение научного аппарата исследования;

. Разработка программы исследования и методики эмпирической проверки гипотезы;

. Анализ, систематизация и обобщение полученных результатов;

. Формирование основных теоретических взглядов и практических рекомендаций.

Глава І. Психолого-педагогические основы проблемы влияния сми на развитие личности подростка


1.1 Историографический анализ состояния исследуемой проблемы

Система образования - это система программирования и перепрограммирования общества. Считается, что именно в возрасте от 7 до 20 лет у среднего человека наиболее просто сформировать базовую платформу мировоззрения из основных достижений человечества. Конец ХХ века - это время информационного взрыва, появляются все различные телепередачи, как отечественного, так и зарубежного производства, пресса начинает руководствоваться свободой слова и мысли. Фактически общепризнанным является тот факт, что концепция "свободы печати" служит в значительной мере интересам рекламодателей и большого бизнеса.

Для современной сферы массово - информационных процессов характерные тенденции к концентрации, бюрократизации и монополизации. Но как отвечает в результате исследований Расторгуев С.П., "неограниченная свобода самовыражения для нескольких монополистов СМИ неизбежно приведет к гибели общества".

Многочисленные социологические исследования показывают всевозрастающую роль СМИ в жизни общества в целом и каждого отдельного человека. Значение масс-медиа в жизни подростка не меньше, а может быть даже и больше, чем в жизни взрослого человека. СМИ для современного подростка стали важнейшим источником о мире, в котором он живет, что подтверждается разными учеными (см. таблицу 1). Похожие результаты были получены и в 2005 учебном году (см. таблицу 2).

средство массовая информация подросток

Таблица 1. Рейтинг источников информации у школьников

РангИсследованияЛ.М. Баженова, 2000 г. В.С. Собкин, 2002 г. Л.С. Зазнобина, 2004 г. 1КнигиТелевидениеТелевидение2ЖурналыКнигиГазеты3ТелевидениеГазетыЖурналы4ГазетыУчебникиКниги5РодителиЖурналыРодители6ДрузьяДрузьяУчебники7РадиоРодителиУчителя8УчителяУчителяДрузья9УчебникиРадиоРадио

Таблица 2. Результаты исследования 2009 года

РангИсточники информацииГазетыЖурналыТелевидениеЮношиДевушкиЮношиДевушкиЮношиДевушкиЮношиДевушки1ТелевидениеМосковский комсомолецСемь днейНТВОРТ2РадиоМир новостейЯ-молодойТВ-паркСosmoОРТНТВ3ШколаЖурналыЯ-молодойМир новостейYes! ТВ-6РТР4РодителиГазетыСПИД-ИнфоМегаполис-ЭкспрессМотоТВ-паркРТРСТС5ЖурналыШколаСпорт-ЭкспрессСПИД-ИнфоGeoМК-бульварСТСТВ-66РовесникиРодителиСоветский спортНовая газетаМК-бульварGeoТВЦRen-TV7КнигиСтаршиеМегаполис-ЭкспрессСпорт-ЭкспрессPlay-boyНаука и жизньRen-TVТВЦ8ГазетыРовесникиНовая газетаКоммерсантНаука и жизньКолесо историиМ19СтаршиеКнигиКоммерсантСоветский спортСosmoМотоКультура10ИнтернетКолесо историиPlay-boyТВ-3


Полученные данные свидетельствуют о том, что в сообщениях средств массовой информации подростки не ищут новые знания, которые им "не додали в школе". На первое место выходит желания развлечься. Вывод сделан на основе исследований, проведенных в 2009 году центром социологии образования РАО и посвященных изучению мотивов обращения подростков к телевидению [12; 51].

Являясь активными потребителями информации масс-медиа, подростки не всегда понимают скрытый смысл сообщения, мотивы и механизмы его создания. Это утверждение основано на результатах эксперимента, который был проведен в 2008 году сотрудниками лаборатории ТСО и медиаобразования при активном участии учителей московских школ.

Проблема "параллельной школы", как называют радио, телевидение, прессу, кинематограф, широко обсуждалось самими СМИ. Поскольку прекратить или ограничить влияние масс - медиа на подростков невозможно, необходимо научить подростков отделять "плевел от зерен", сделать СМИ не соперником, а союзником учителя. Пути решения описанных проблем давно являются предметом научных исследований в России и за рубежом. В 60-е годы в США возникла концепция "визуальной грамотности", авторы которой исходили из того, что в современном мире человек находится под воздействием большого числа символов: человеческой речи, звуков и образов, окружающего мира. Школа должна взять на себя задачу обучения подростков невербальным способом коммуникации и в первую очередь их визуальным формам.

Концепция, возникшая в тот период в Европе, условно может быть названа "оценочной". В ней на первое место выдвигались проблемы развития "иммунных" качеств психики против манипулирования ею средствами масс - медиа. Основной целью автора считают формирования критического мышления, играющего роль "информационной защиты" [12; 54].

Акцентирование коммуникативных проблем в образовании, начиная с 70-х годов с нашей точки зрения, можно считать предтечей современных взглядов на проблемы взаимодействия школы и СМИ. Многие зарубежные и отечественные специалисты разделяют взгляды Л. Мастермана (Великобритания): образование в этой области должно быть направлено на развитие у подростков понимания особенностей функционирования средств массовой информации, использования ими выразительных средств, механизма создания реальности ее осознание аудиторией. Именно "пониманию" с его акцентом на развитие критического мышления по отношению к средствам массовой информации необходимо придать то основное значение, которое раннее предавалось оценочному подходу.


В 1995 году цели были во многом пересмотрены. В этот период проводится различие между изучением коммуникации на основе аудиовизуальных средств, с одной стороны, и освоением различных видов коммуникаций и процессов передачи смысла, с другой.

В России под руководством Ю.Н. Усова в 80-90 - годы развивается направление, связанное с формированием у подростков знаний и умений восприятия экранных произведений искусства. Созданы учебные программы, дидактические материалы. В середине 90-х гг. начинаются исследования возможностей традиционных учебных предметов для формирования у подростков умений работать с информацией масс-медиа.

Решение проблем информационной защиты подростков ложится на плечи учителя. Но известно, что учитель работает в состоянии постоянного информационного стресса. Отсюда еще одна сторона информационной безопасности как педагогической проблемы - защита учителя от информационных перегрузок, которая требует незамедлительного решения

Рожденное научно-техническим прогрессом, бурным развитием духовной культуры, телевидение, в свою очередь, стало одним из мощнейших факторов, способствующих дальнейшему развитию человеческого общества, обеспечению людей всеми видами интересующей их информации в естественных, адекватно отражающих реальную действительность формах

1.2 Характеристика СМИ и их влияние на развитие личности подростков

Средства массовой информации (СМИ) - представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве).

К СМИ, в частности, относятся:

) печатные издания: газеты, журналы, бюллетени, справочники, листовки и рекламные щиты;

) электронные (радио, телевидение, Интернет, видео - и аудиозаписи, кинематограф;

) Информационные агентства.

Основными функциями СМИ являются:

) коммуникативная - функция общения, налаживания контакта, которая называется исходной функцией;

) непосредственно - организаторская (в которой наиболее наглядно проявляется роль СМИ как т. н. "четвертой власти" в обществе);