Файл: Влияние СМИ на развитие личности школьника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 440

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди множества свойств сообщений СМИ выделили одно: mass - media как источник знаний более привлекательны для подростков, чем школьные уроки. Информация СМИ эмоционально окрашена: даже о не очень интересных вещах журналисты рассказывают так, что подростка буквально не оторвать от экрана телевизора. Если ранее существовал четкий образ-модель подростка, на который ориентировалась вся структура масс медиа, то с потерей идентичности исчезает и образ "идеального потребителя продукции видеокультуры", совершенно необходимый для функционирования технологической системы массовой коммуникации. Только при создании адекватной воспитательной модели возможен выход из этого кризиса. Исчезновение "железного занавеса", "шоковая терапия" в экономике, так называемая "сексуальная революция" привели к серьезнейшим последствиям и для отечественной культуры в целом и для видеокультуры в частности. Разрыв преемственности поколений и дезориентированность, разлом привычных социальных связей приводит к трансформации имиджа насилия как наиболее эффективного социального инструмента в способ достижения реальной жизненной цели.

В развитых странах Запада, послуживших моделью для наших отечественных масс-медиа, тема насилия давно вызывает серьезное беспокойство как со стороны институтов государства, так и широкой общественности. Широко известны данные о насыщенности СМИ актами агрессии, насилия, жестокости. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике видеокультуры. Статус образовательных программ в нашей стране за последние 30 лет показывает тенденцию к снижению, предпочтения публики за эти годы менялись, переходя от образовательных передач и новостей к развлекательным, особенно тем, которые ранее были недоступны по политическим или экономическим причинам. Тенденцией в подаче материала в СМИ, в первую очередь на телевидении, является "смешение жанров, стирание граней между реальными событиями и беллетризованными фактами. Подростковая аудитория с трудом может отличить реальные событии от мнимых, которые подаются в реалистической манере.

Страница 7 из 25

Влияние телевидения на многие аспекты повседневности, в частности на формирование эстетических вкусов и представлений, определяется во многом тем, что в отличие от других видов видеокультуры оно представляет собой часть домашней обстановки; (в этом оно гораздо ближе радио, чем кино). Этот факт сам по себе весьма амбивалентен и по-разному оценивается с разных исследовательских позиций. Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны, - это сам факт его существования, его всегда доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие в каждом доме, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни. Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества [37,12].


Интересно отметить, что такое "всеприсутствие" телевидения в повседневности приводит к тому, что его звуковой ряд доминирует над каналами коммуникации. Интересен, в связи с этим, такой парадокс: чаще всего наше отношение с телевидением - это отношение слушателя, а не зрителя. Многие исследователи телевидения, занимающие в отношении его критическую позицию, отмечают, что само по себе оно не обладает высоким эстетическим потенциалом. Однако такое отрицание эстетического потенциала телевидения не учитывает той специфической эстетики, которая в корне отличается от традиционной и требует новых исследовательских подходов. Таким образом, чтобы не превратить подростка в придаток техники (в частности телевизионной), необходима четкая позиция со стороны государства и семьи как в отношении контроля над средствами массовой информации и коммуникации, так и в отношении оптимального использования их потенциала для воспитания полноценного поколения.

На вопрос социологов: "Кто является для Вас образцом для подражания, к примеру, кого Вы хотели бы следовать?", - подавляющее большинство опрошенных называют не только киногероев - американцев, но и образ жизни и качества проявленные ими [17; 72].

Постоянно говоря об уникальности программных политик своих каналов, их руководители и продюсеры практически не заботятся о качестве производимых передач. Большинство телеканалов не делают собственных молодежных программ, ссылаясь на отсутствие средств. Ограничиваются в основном игровыми шоу: "Поле чудес", "Своя игра", популярными среди всей аудитории и приносящими огромную финансовую прибыль. Принципы вещания молодежных программ, правда, различны: либо блоковый (ОРТ - днем для детей, отдельно показываются и у других телекомпаний, идущие в вечернее время "Взгляд", "КВН"), либо музыкальный (муз ТВ), либо флагментарно-эпизодический (ВГТРК).

Из передач культурного просвещения на телеканалах присутствуют лишь отдельные "интеллектуальные шоу" ("Кто хочет стать миллионером?", "Умники и умницы" и т.д.) разные по качеству исполнения и используемому материалу. Предпринятый нами анализ показал, что просветительских молодежных программ практически не существует. Необходимость появления в эфирной сетке интересных и привлекательных по форме просветительских программ очевидно. А они были в свое время. Это и цикл передач Ю. Лотмана "Беседы о русской литературе", и программы М. Андронникова и многие, многие другие.

Телевидение существенно влияет на школьную молодежь. Подростки проводят у телеприемников ежедневно до 8 часов. Как отмечает Гришаева Н.П., обнаружен на первый взгляд парадокс: телепередачи меньше смотрят в регионах, где сравнительно более высокий уровень культуры. Парадокс объясняется тем, что более образованное население предпочитает выборочный, а не сплошной просмотр телевидения [8; 75].


Учебное телевидение является незаменимым средством становления личности подростка, поскольку позволяет довольно полно и адекватно приобщать подростков к ценностным ориентациям взрослых. К примеру, в США учебные программы транслируют до 200 телекомпаний и 700 студий кабельного телевидения. Министерство образования координирует национальные учебные телепрограммы. Разработкой и внедрением новых учебных программ занимаются несколько педагогических центров. Прочные позиции занимают в эфире учебное заведение в Западной Европе. Так, английская компания Би-Би-Си ежегодно транслирует учебные передачи объемом до 400 часов. Во Франции государственный канал телевидения систематически - трижды в неделю - ведет учебные передачи. Подготовкой учебных видеоматериалов в масштабах страны руководит Национальный центр аудиовизуального обучения в Ванве.

Не малый опыт накоплен учебным телевидением в России. Так, до 1966 года Москва регулярно выходила в эфир по каналу "Российские университеты", где предлагались учебно-образовательные передачи на самые разные темы. Ученые ищут возможности влияния с помощью аудиовизуальных средств на воображение, эмоций, интеллект учащихся.

В мировой педагогике хорошо осознана роль "параллельной школы", имея это в виду, крупнейшие радио-телекомпании, газеты, журналы систематически готовят специализированные воспитательно-образовательные программы.

Среди проблем, которые возникают в связи с влиянием на молодые умы "параллельной школы", особую тревогу у педагогов порождает опасность дегуманизации личности подростка. По мнению многих специалистов, жестокость, насилие, низкопробные в художественном и эстетическом отношении материалы, которыми наполнены СМИ, пробуждают в подрастающем поколении самые темные и низменные наклонности и желания

Большинство подростков в считанные секунды могут скопировать любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку или рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации. К сожалению, почерпнутые ими знания могут включать хорошо заученное название широко рекламируемого вида пиво, новые познания в области сексуальных поз или разновидности приемов борьбы. В наши дни для получения различного рода информации детям достаточно только вставить кассету в видеомагнитофон, открыть журнал, заглянуть на веб-страничку или просто включить телевизор. Средства массовой информации предлагают материалы на любой вкус: развлечения, культура, новости, спорт, образование и т.д. Масс-медиа являются неотъемлемой частью нашей жизни и многому нас учат. Но не всегда мы хотим, чтобы подобные познания получали наши дети. Мы хотели бы бросить взгляд на некоторые виды масс-медиа, которые могут оказывать негативное влияние на здоровье молодых людей. Вы можете научить ваших детей лучше понимать содержание некоторых посланий средств массовой информации, которые они имеют возможность лицезреть в печатном, электронном визуальном видах. Вы часто имеете возможность видеть влияние масс-медиа сразу же, когда ваш подросток, посмотрев очередной "боевик" начинает имитировать главного героя во время игры. Однако в большинстве случаев их влияние сначала не настолько очевидно. Это происходит медленно, постепенно, когда подростки слышат и видят постоянно повторяющиеся утверждения о том, что:


) борьба и насилие являются одним из средств урегулирования конфликтных ситуаций;

) сигареты и алкоголь неизменные спутники "крутых " парней, а не олицетворение нездорового образа жизни;

) сексуальные отношения не приводят к таким последствиям, как различные заболевания или нежелательная беременность.

Вполне естественно, что социальные аспекты, связанные с телеинформацией, не могут не затрагивать и чисто психологических аспектов.

Широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей вызывают острую критику педагогов и социальных работников, которые считают, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивными и жестокими. До сих пор идет дискуссия о том, оказывают ли на самом деле военные действия и сцены насилия, мерцающие на экране, отрицательное воздействие на детей. Так статистика сообщает, что в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Поэтому даже подросток, проводящий у телевизора, например, всего лишь два часа, видит за день в среднем свыше семнадцати актов агрессии. Ввиду этого не случайно данная тема представляет собой интерес для психологической науки и обладает высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.

Одни ученые считают, что в видеофильмах подросток бессознательно реализует определенные свои потребности, чему во многом способствуют образы героев фильмов. Поэтому чрезмерное увлечение видео и телевидением возникает только у тех подростков, которые испытывают затруднения в адаптации к действительности, и не могут решить их в реальной жизни.

В рамках теории социального научения, существуют противоположные данные, которые свидетельствуют о том, что переживания, вызываемые пассивным наблюдением агрессии и насилия, происходящих как на экране, так и в реальной жизни, ведут не к катарсическому эффекту, как предполагает теория влечения, а, наоборот, к возбуждению агрессии. Это мнение опирается на данные о том, что наблюдатель проявляет тенденцию совершать те же самые действия, как и лицо, за которым он наблюдает. В частности указывается, что простое ожидание или сам просмотр сцен насилия по телевидению и в фильмах может увеличивать степень агрессивности. Было, в частности, установлено, что зрители с высоким уровнем агрессивности в большей степени интересуются видео насилием, в то время как мало агрессивные поверхностно просматривают такие фильмы и не концентрируются на сценах насилия.


Кроме того, подростки из семей, использующих различные способы социального подкрепления, по-разному воспринимают телепередачи агрессивного содержания. Подростки, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, во-первых, вообще больше смотрят телевизионные передачи, во-вторых, в качестве любимых передач они отмечают большое количество программ, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых героев - телегероев, проявляющих враждебность и агрессию [17; 38].

В этой области различные психологи проводили различные исследования. Первые исследования, посвященные влиянию телевизионных и кинематографических образов насилия на человеческое поведение, были проведены А. Бандурой и его коллегами . В этих экспериментах принимали участие подростки. Им демонстрировались короткометражные фильмы, в которых взрослый весьма враждебным способом обращался с большой куклой Бобо. После просмотра сцен им предлагалось поиграть, кто во что хочет, в течение определенного времени (10-20 мин.), а экспериментатор в это время внимательно следил за подростками, фиксируя их поведение. И оказалось, что часть подростков копировали поведение актера, т.е. имитировали акты агрессии. Эти эксперименты вскоре после их проведения были подвергнуты критике со стороны ученых-социологов и представителей телеиндустрии, подставивших под сомнение их целесообразность и верность интерпретации их результатов. Было, во-первых, отмечено, что подростки в данных экспериментах вели себя агрессивно по отношению к специально для этого предназначенной надувной кукле, а не по отношению к человеческому существу. Поэтому не совсем ясно, можно ли продемонстрированное поведение однозначно считать агрессией - ведь никому не было причинено реального вреда. Во-вторых, материал, по нескольким существенным параметрам отличался от обычного кино - и телепродукции. По этим причинам, утверждалось, что результаты экспериментов, поставленных самим А. Бандурой и аналогичных им, не подводят прочной базы под предположение о том, что сцены насилия, показываемые в теле - и кинофильмах, способны приводить к возникновению агрессивных проявлений в межличностных отношениях.

Столкнувшись с подобной критикой, несколько исследователей незамедлительно начали планировать и проводить эксперименты, преследовавшие три главные цели [36,5].

Во-первых, экспериментаторы старались смоделировать условия, приближенные к реальности.

Во-вторых, участникам показывали более реалистичные сцены насилия. И, наконец, исследователи постарались избавиться от присущего ранним экспериментам точного сходства между обстоятельствами в наблюдаемых эпизодах насилия и условиями потенциального проявления агрессии. Таких экспериментов было проведено множество, и в целом их результаты наводили на мысль, что просмотр сцен насилия в кино или по телевизору провоцирует зрителей на аналогичное поведение [36; 10].