Файл: Влияние СМИ на развитие личности школьника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 429

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

) идеологическая (социально - ориентирующая), связанная со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

) культурно-образовательная, заключающаяся, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

) рекламно - справочная, связанная с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.);

) рекреативная (развлечения, досуга, снятия напряжения, получение удовольствия).

Отличительные черты СМИ - это:

) публичность, т.е. неограниченный круг пользователей;

) наличие специальных технических приборов, аппаратуры;

) непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье.

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми.

Развитие личности подростка осуществляется в действительности, в условиях социализации индивида и целенаправленного воспитания.

Развитие и формирование личности педагога рассматривает через призму 3 факторов:

·Наследственности;

·Среды или социального фактора;

·Воспитания.

Средства развития подростка, обеспечивающие разные виды его активности (умственной, игровой, физической и других), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразности формы самообразования ребенка.

Особую роль в развитии личности подростка играют СМИ, которые являются разновидностью массового общения людей. Среди СМИ, с которыми сталкиваются дети с младенческих лет, лидирует телевидение.

Возможность наглядно - образного восприятия, а как следствие и более сильного эмоционального влияния на человека оказывает телевидение. Оно является мощным средством коммуникации по охвату населения и возможности воздействовать на сознание людей. Проблема такого влияния занимает одно из важнейших мест в современной социальной психологии. Над ней работают многие известные научные учреждения и организации (ЮНЕСКО, Европейский институт по изучению средств массовой коммуникации, Национальный институт психического здоровья США и т.д.).


Под телевидением (телевидение от греч. "вдаль", "далеко" и "видение") понимается:

) собирательное название ряда областей науки и техники, связанных с передачей и изображения и звука на расстояние;

) средство массовой аудиовизуальной коммуникации;

) вид искусства

Благодаря возможностям приобщения огромной аудитории к одновременному восприятию информации телевидение стало колоссальной силой, важным фактором духовной коммуникации. Зритель доверяет первой информации о том или ином событии и не склонен менять точку зрения. Телевидение приобщило зрителей к миру искусств, науки. Интеллектуальный, творческий уровень программ формирует, в частности, эстетическое сознание масс.

Основными жанрами телевидения являются:

репортаж (политический, спортивный, сенсационный и т.д.);

информационные программа;

аналитические программы;

развлекательные программы (в т. ч. концерты, шоу);

кино, сериалы, анимация;

образовательные и научно-познавательные программы;

игровые программы и др.

Человек XX-XXI века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации, новые технологии - (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации, синтезаторы и пр.) проникли во все сферы жизни. Медиа стали основным средством производства современной массовой культуры.

Видеокультура представляет собой сложную информационную структуру, включающую в себя различные формы телевизионных и видеотехнологий (антенное, кабельное и спутниковое телевидение, видеофильмы, видеоигры и т.д.), а также некоторые виды современного искусства, основанные на применении телевизионных технологий. Все формы видеокультуры играют важную роль в социализации и формировании ценностных структур человека. Общепризнанным является тот факт, что в большинстве стран мира телевидение занимает первое место среди всех остальных СМИ, поэтому мы и обратимся именно к телевидению как к репрезентативной модели современного медиа, и проанализируем некоторые его особенности, наиболее тесно связанные с формированием эстетических представлений и ценностей.

В отечественной научной литературе данная проблема, по нашему мнению, разработана явно недостаточно, что во многом связано со сменой культурной парадигмы. В то же время, в зарубежной научной литературе эта проблема освещена гораздо полнее, ей посвящены специальные научные издания. Тем не менее, в 90-х гг. прошлого века появился ряд фундаментальных исследований, посвященных анализу взаимосвязи культуры и СМИ, которое рассматривают последние расширительно, в их различных аспектах (технических, художественных и т.д.


Современными западными исследователями телевидения выделяются следующие основные проблемы и аспекты этого СМИ:

. Способ организации звуков и образов.

. Природа телевидения как мощного экономического и социального института.

. Взаимоотношение между человеком и мирами, проецируемыми на экране.

В наше время телевидение давно уже перестало быть только средством массовой информации и развлечения. Оно осваивает все новые сферы деятельности, уверенно проникая в науку, и в промышленное производство.

Телевидение помогает сделать процесс обучения более наглядным, зрелищно привлекательным, эмоционально насыщенным.

Художественная форма многих научно - популярных и учебных передач позволяет рассказывать о сложных проблемах науки, техники, литературы и искусства в занимательной форме

Для современного подростка СМИ является источником самой разнообразной информации по интересующим его проблемам.

Телевидение в целом оказывает заметное влияние на самые различные аспекты воспитания и просвещения подростков. Всеми своими программами оно прямо или косвенно воздействует на формирование их мировоззрения, формирует эстетический вкус. Особенно большую роль в повышении эрудиции играют такие цикловые передачи как "Умники и умницы", "В мире животных", "Что? Где? Когда", и т.д. Ведущие этих передач, как правило, крупные специалисты в своей области.

Серия передач "живая природа" интересна не только как источник познания и средство воспитания, но и как художественно - яркое и выразительное зрелище, в котором жизнь различных животных, их первые шаги после рождения, освоение окружающего мира. Борьба с соперниками и врагами, искусно снятые операторами и режиссерами передач, предстают действительно как целый мир, управляемый своими законами, по своему гармоничный и прекрасный. Эстетическое воздействие передачи усиливается и умело подбираемой музыки отечественных и зарубежных композиторов - классиков. В творчестве, которых особенно ощутимо появилась связь искусства с красотой природы, в которой они находили темы и сюжеты для своих произведений. В результате в наиболее удачных передачах достигается органичный синтез научно - познавательных и художественных, эстетических элементов, что позволяет одновременно воздействовать на ум и на чувство зрителей.

Пожалуй, еще более широкую аудиторию вот уже в течение нескольких лет прочно удерживает у экранов телевизоров программа "Что? Где? Когда?". Важной особенностью этой программы является то, что она основана на самых различных формах связи с телезрителями. Вопросы, на которые предстоит ответить команде эрудитов, попадают на телевидение "опережающей обратной связи", т.е. присылаются любым желающим принять участие в игре - конкурсе в качестве представителя команды зрителей. При этом телевизионные работники отбирают наиболее интересные вопросы и связывают с их авторами. Характерным свойством программы " Что? Где? Когда?", как и ряда других молодежных передач, является ее чисто зрительная привлекательность, порождаемая импровизационностью, непредсказуемостью исхода захватывающего состояния, эмоционально - насыщенной формой организации зрелища с включением музыкальных пауз, интервью с участниками игры и болельщиками. Но особенно важно то воздействие, которое оно оказывает на молодежную зрительную аудиторию, так же как и программа "Умники и умницы", сказывающиеся в пробуждении интереса к решению сложных познавательных передач в стремлении быть более широко образованным человеком, способным принять участие в соревнованиях с неменьшим успехом, чем члены команд - победительниц, в стимулировании самостоятельной творческой деятельности [19; 38].


Но существует ряд и отрицательных сторон телевидения, которые оказывают негативное влияние на воспитание подрастающего поколения. Поэтому особенно важно уточнить некоторые тревожные тенденции в этой сфере. В своих отношениях с телевидением подростки проходят 2 стадии, считает Л.С. Зазнобина. Первая из них характеризуется несамостоятельностью выбора программ. Это происходит в дошкольные годы и в первые годы занятий в школе. Переход от контроля и руководства, взрослых к самостоятельному выбору начинается по мере того, как подросток овладевает искусством чтения и обнаруживает в себе способность к собственному открытию многих ранее ему неизвестных истин и фактов. Так постепенно наступает вторая стадия, при которой выбор программ осуществляется самим подростком. Получив доступ к телевидению, он сам решает, какое время посвятить телепросмотрам [13; 73].

Работники телевидения и педагоги единодушно признают, что телевидение и школа должны быть союзниками в процессе формирования духовного мира подростка. Однако школьная практика свидетельствует, что пока далеко до широкого и эффективного использования телевидения, в деле эстетического воздействия реализуемого в рамках школы.

Некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин эпизодически используют в своей работе канал "Культура" и передачи, связанные с другими образовательными областями. Но в целом школа игнорирует проблему влияния на подростков средств массовой информации, мало учитывает в учебной и воспитательной работе то, что наиболее значительные изменения сегодня происходят в информационной области, что практически все подростки имеют доступ к ТВ, видео, многие дети "общаются" с компьютером. Благодаря широкому распространению СМИ человек оказывается под воздействием множества информационных потоков [17; 72].

Большой просветительный и воспитательный потенциал несут в себе экологические программы отечественного телевидения, но зачастую они вызывают у подростков чувства страха и неуверенности в будущем ("оставшиеся леса или вырубают или загрязняют и они умирают", " на планете вымирают животные", "все на границе уничтожения", "наука установила, что через 45 лет жизнь на Земле прекратится").

Страница 6 из 25

М.Л. Князева считает, что человек нашего времени живет в отрицательном информационном поле. Его преследуют плохие новости. И дело не только в общественно - политической ситуации, но и в самих принципах работы с фактами, событиями, их отбора и подачи на страницах печати и с экрана телевидения [16; 97].


По мнению Князевой М.Л. существует некий негласный запрет на положительные эмоции. Это исходит из концепции работы СМИ: информация должна вызывать очень сильный, резкий отклик человека, она должна вывести его из инертного, уравновешенного состояния, взволновать. Работа российских средств массовой информации опирается на западную теорию журналистики, которая утверждает: хорошая новость - это не новость; новость - это то, что задевает человека, обывателя, которого можно затронуть только методом болевого синдрома. В результате возникает ложная картина мира, в которой превалирует опасность и угроза. В ее изображении мир открывается развернутым в своих трагедиях, в своей неприглядности. В конечном результате суммирования отрицательных воздействий возникает мнительно - тревожный тип личности - агрессивный или безразлично - агрессивный. Это сопровождается торможением нравственной, интеллектуальной, творческой активности человека; замедляется или даже пресекается его личностный рост и формирование независимой индивидуальности.

Пресыщение информацией стало одним из важнейших факторов в формировании личностных характеристик подростка, среди которых немалую роль играют эстетические представления и ценности.

С первых лет своей жизни он попадает в информационное поле, создаваемое сетью массовых коммуникаций. Однако возникает проблема взаимовлияния информационной среды (в частности видеокультуры как ее важнейшего компонента) и структуры ценностных ориентаций подрастающего поколения как социального агента. Данное отношение среды и субъекта имеет противоречивый характер, что объясняется сложнокомпонентной структурой его составляющих. Так, с одной стороны, коммерциализация видеокультуры приводит к преобладанию насилия. С другой стороны, появляется множество образовательных программ, видеоматериалов, компьютерных, развивающих игр и программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Видеокультура обладает мощным потенциалом знакомства с другими культурами и жизненными стилями, отличными от собственных, обладающих непривычными эстетическими характеристиками. На смену "авторитарности" в этом аспекте пришла подвижная множественность развивающих, образовательных программ коммерческого телевидения.

Однако в последние годы передачи ТВ структурировались в соответствии с различными параметрами - возрастными, социальными, по интересам, образовательными, профессиональными, что соответствовало как ценностным структурам социума, так и его стратификации, то в постсоветский период эта четкая структурированность утрачивается и исчезает. Картина, которую представляют собой отечественные медиа сегодня аморфна, расплывчата и, к сожалению, во многом вторична (приоритеты во многих случаях следует искать в Западном телевидении).