Файл: Влияние СМИ на развитие личности школьника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 430

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Страница 20 из 25

Основы грамотного общения с масс-медиа, которые должен знать ваш подросток, следующие:

. Все, что мы видим на экранах наших телевизоров, читаем на страницах прессы, слушаем по радио и т.д., создано руками обычных людей. Над созданием любого сообщения трудится определенная группа людей, которые решают, каким ему быть, что пускать в эфир, а что можно "вырезать". Любое сообщение преследует конкретную цель.

. Любой вид средств массовой информации пользуется определенными правилами или говорит на конкретном языкеНапримердля привлечения внимания читателей газеты, некоторые заголовки печатаются более крупным шрифтом; звуковые масс-медиа используют музыку для стимулирования определенных человеческих эмоций. Когда подростки будут знать об этих нюансах, они начнут понимать, с какой целью делается то или иное сообщение, и не будут безропотно попадать под влияние.

. Одно и то же сообщение будет восприниматься по-разному разными людьми. То, как человек воспринимает получаемую информацию, зависит от его личного жизненного опыта, возраста, моральных ценностей, воспоминаний и образования.

. Каждое сообщение средств массовой информации несет свои ценности и точку зрения. Подростки должны уметь сравнивать свои ценности с предлагаемыми. Важно, чтобы подросток знал, что у него есть выбор, принимать или не принимать их.

Ежедневно масс-медиа предоставляют сообщения. Помимо ответов на вопрос "как и почему создаются сообщения масс-медиа?", родители или другие взрослые могут помочь подросткам в разном возрасте развивать навыки грамотности восприятия поступающих сообщений. Поиграйте с вашими подростками.

Как создаются сообщения масс-медиа. Следующие упражнения развлекут ваших подростков и заставят задуматься над тем, кто работает над созданием таких сообщений и почему.

Пусть подросток выберет какое-нибудь сообщение и ответит на приведенные ниже вопросы. Наиболее удобны в этом случае телевизионные коммерческие выпуски, так как, обычно, они представлены в краткой форме и содержат убедительные слова и выражения, образы и музыкальное оформление. Также можно поработать над видеоиграми или музыкальными программами. Выбирать можно бесконечно.

. Опишите людей, которые заняты в создании этого сообщения. Это могут быть писатели, фотографы, дизайнеры, профессионалы спецэффектов или каскадеры.

. В зависимости от того, какого рода сообщение вы выбрали, поговорите о выборе используемых визуальных эффектов (освещение, угол съемки, создание образов с помощью компьютерной графики и т.д.). Можно поговорить о звуковом оформлении (какие слова произносятся, кто их произносит, музыкальное сопровождение, спецэффекты и др.). И, наконец, задайте вопросы: Для чего были выбраны все эти эффекты для данного сообщения? Усиливают ли они значение и восприятие предлагаемой информации?


. Обсудите цели выбранного сообщения. Какие цели преследуют создатели сообщения: подача информации, побуждение вас к определенным действиям (например, покупка конкретного продукта), просто развлечение и создание хорошего настроения? Часто настоящее значение сообщения спрятано как бы между строк. По мере того, как подросток научится отвечать на подобные вопросы, он получит возможность видеть настоящий смысл предлагаемых сообщений.

. Что думает ваш подросток об услышанном или увиденном? Согласен он или нет с предлагаемым сообщением и почему? Причины, по которым сообщение может быть принято или отвергнуто, - его достоверность и совпадение с личными моральными ценностями.

Игра "Определите спонсоров". Помогите подросткам научиться различать обычные программы и рекламную информацию их спонсоров. Это может быть не так уж просто во время просмотра передач, так как многие рекламные ролики представляют героев любимых телевизионных передач.

Проведите "тест вкуса" для сравнения широко рекламируемых марок с общепринятыми или не рекламируемыми. Проведите эксперимент, например, с сухими завтраками или безалкогольными напитками. Посмотрите, могут ли ваш подросток и его друзья определить разницу и какова степень влияния рекламы на их оценки.

Просмотрите газетные заголовки, фотографии и расположение статей на странице в газете или журнале. Как они влияют на выбор предмета чтения вашего подростка? Прочтите несколько статей и проанализируйте, насколько их содержание соответствует заголовкам и фотографиям.

При совместном просмотре кинофильмов, видеокассет и видеоигр, поговорите с подростком о том, что происходит на экране и насколько происходящее соответствует реальной жизни. Например, сможет ли человек вести автомобиль на бешеной скорости по узкой улице и не расквасить автомобиль?

При покупке продуктов сравнивайте продукты с рекламными "завлекалочками", знакомыми вашему подростку. Обращайте внимание на ингредиенты, наклейки и упаковку. Говорится ли что-нибудь об этом в рекламе? Дает ли реклама конкретную информацию о продукте? Насколько реальный продукт соответствует рекламной информации или изображению на упаковке?

Страница 21 из 25

Сколько марок пива, сигарет или других подобных продуктов может назвать ваш подросток? Если она назовет хотя бы один, это может стать первым шагом для начала разговора о влиянии рекламы. Обсудите с ним степень риска для здоровья употребление этих продуктов и, что говориться об этом в рекламной информации.


Смотрите с вашими подростками музыкальные видеоклипы. О чем они? Соответствует ли видео - история словам песен? Какие чувства вызывает у вашего подростка просмотр видео? Замечает ли ваш подросток какие-нибудь стереотипные образы, насилие или эротику? Показаны ли факты табакокурения, употребления алкогольных напитков или наркотиков? Попробуйте посмотреть видеоклипы с выключенным звуком и посмотрите, насколько отличается их восприятие.

Домашние правила обучения масс-медиа. Начните с самого раннего возраста ребенка, когда большая часть сообщений масс-медиа поступает в домашних условиях. Родители могут помочь подросткам лучше воспринимать эти сообщения.

Составьте план. Заранее спланируйте время, объем и вид получаемой информации масс-медиа так же, как вы планируете любую другую деятельность.

Ограничьте время. Ограничьте время просмотра телевизора, видеомагнитофона, игры на компьютере и путешествий в сети Интернет. Американская академия педиатрии не рекомендует выделять более 1-2 часов в день на просмотр телевидения для старших детей, а детям до 2 лет смотреть телевизор вообще не стоит.

Выделите основные направления получаемой информацииПомогите подросткам выбрать видеофильмы, программы для просмотра или видеоигры, которые соответствуют их возрасту и интересам. Заведите привычку составлять своеобразный рейтинг передач для просмотра вашими подростками и давать родительские наставления, касающиеся информации, поступающей из масс-медиа. Используйте этот рейтинг в принятии решений, какие сообщения масс-медиа следует узнать вашим подросткам.

Будьте настойчивы и доступны при постановке правил получения информации вашими подростками. Если вы не одобряете их выбор, объясните, почему и помогите им выбрать что-то более подходящее по вашему мнению.

Не ставьте телевизоры, видеомагнитофоны, видео-приставки или компьютеры в детской спальне. Поставьте их там, где вы сможете контролировать их использование. Если же все-таки эта техника находится в спальне, вы должны быть в курсе их вкусов. Если у них есть доступ в Интернет, контролируйте их, когда они находятся в режиме онлайн.

Сделайте просмотр совместным семейным занятием. Используете малейшую возможность для совместного просмотра, прослушивания или прочтения информации, интересующей ваших подростков, и дальнейшего ее обсуждения. Научите ваших подростков во время непосредственного получения информации оспаривать ее или ставить под вопрос. Особенно это касается актов насилия, сомнительных фактов, обманчивых соображений или рекламных акций продукции, вредной для здоровья.


Задавайте вопросы вашим подросткам, вызывайте их на дискуссию, старайтесь сформировать жизненную позицию вашего ребенка - быть критичным к увиденному или услышанному из масс-медиа. Сравните, насколько совпадают жизненные ценности, которые вы стараетесь привить вашим детям и те, которые преподносятся с экранов телевизоров или страниц прессы.

После проведенного нами родительского собрания родители должны были в течение месяца поговорить со своими подростками о пользе и вреде средств массовой информации.

Заключение

Нами была выбрана актуальная тема "Влияние средств массовой информации и средств массовой коммуникации на формирование личности подростка". В рамках нашего исследования нами были выявлены виды и функции средств массовой информации.

Многочисленные психолого-педагогические и социологические исследования показывают всё возрастающую роль СМИ в жизни общества. Значение масс-медиа в жизни подростка не меньше, а может быть даже и больше, чем в жизни взрослого человека. Из этого следует вывод, что СМИ для современного подростка стали важнейшим источником информации о мире, в котором он живет.

Проблема влияния СМИ на сознание и поведение людей была затронута впервые в 70 - годы американскими учеными. В нашей стране она была затронута немного позже и сейчас проблема является недостаточно разработанной в теории и практике.

Проведенное нами исследование показало, что средства массовой информации могут воздействовать на развитие подростка как положительно, так и отрицательно, но отрицательных сторон, к сожалению, намного больше. Среди множества свойств сообщений СМИ выделим одно: масс-медиа как источник знаний более привлекательны для подростков, чем школьные уроки. Известен также и большой потенциал Сети Интернет, и перспективы использования Интернет огромны: это и создание школьных сайтов, и организация дистанционного обучения, которое может решать задачи очного образования, давать возможность языковой практики в общении онлайновых электронных конференциях со сверстниками, но все это является доступным не для всех школ, что говорит об экономических проблемах и недостаточном финансировании учебных заведений.

Страница 22 из 25

Из проведенного исследования следует, что подростки больше предпочитают читать развлекательную прессу, а среди источников получения информации лидирует телевидение. Полученные данные свидетельствуют о том, что в сообщениях средств массовой информации подростки не ищут новые знания, а на первое место у них выходит желание развлечься. Также стало известно, что родители осознают как положительное, так и отрицательное влияния ТВ на детей, однако большинство родителей не в силах что-либо сделать, чтобы изменить ситуацию, связанную с просмотром подростками агрессивных фильмов и передач.


На центральных телеканалах практически отсутствуют подростковые развивающие передачи. Также из результатов проведенного опроса стало ясно, что немногие подростки имеют возможность выхода в Интернет и работают с ним либо для получения какой-либо школьной информации, либо для развлечения.

В ходе исследование было выбрано пять критериев (экстра- и интровертированность, информационность, агрессия, эмпатия и ежедневное время), по которым определялось влияние СМИ.

На основании проведенного исследования мы сформировали рекомендации учителям и родителям по использованию средств массовой информации как социокультурного фактора развития личности подростка.

.Нужно как можно больше заменять просмотр телепередач общением с семьей. Включая телевизор, следует заняться вместе с подростком. Причем это "что-нибудь" должно быть ему интересно. Общаясь с подростком самое важное интересоваться его желаниями, уважать и любить его.

2.Можно поиграть с подростком в театр. Главное, здесь помочь подростку пережить настоящие эмоции, развить добрые чувства и в то же время дать ему возможность провести активно время.

.Родителям необходимо контролировать содержание передач, которые смотрят подростки.

.Родители должны анализировать вместе с подростком увиденную передачу или прочитанную статью.

.Родители должны контролировать время, которое подросток проводит у экранов телевизоров.

.Родителям следует находить время для совместного просмотра телепередач, а также для чтения различных журналов, газет. Необходимо поощрять подростка. Высказывать свою точку зрения по поводу увиденного или прочитанного.

.Очень важно ограничивать просмотр подростком количества ТВ рекламы.

.Подростки должны совмещать просмотр телепередач с прогулкой.

.Родителям и учителям нужно поощрять подростка учиться разбираться в том, какие передачи помогают ему задуматься, узнать что-то новое.

.Учителя должны давать домашнее задание на дом, с учетом использования СМИ, с целью повышения образовательного уровня подростков.

В ходе исследования были использованы различные литературные источники, а также мы проводили различные тесты, анкетирования, беседы с испытуемыми, что позволило сделать определенные выводы о данной проблеме.

Цель и задачи нашего исследования реализованы в полном объеме, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в ходе опытно-экспериментальной работы.