Файл: Влияние СМИ на развитие личности школьника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 442

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На вопрос, "Согласны ли вы с мнением, что сегодняшнее телевидение способствует агрессивности?" 53% родителей ответили, что не согласны с таким мнением, 47% родителей выразили полную уверенность в том, что некоторые зарубежные мультфильмы и многие, как отечественные, так и зарубежные фильмы (боевики, мистика), которые транслируются как днём, так и вечером, способствуют агрессивности.

Из всех вариантов в вопросе "Ваше отношение к влиянию рекламы на подростка: отрицательное, положительное или нейтральное?" 89% родителей согласились, что реклама отрицательно воздействует на подростков своими яркими и притягивающими картинками и, естественно, не каждые родители хотят покупать дорогие, а может быть дешёвые товары для своего подростка.

На 7-ой вопрос, "Есть у вас есть доступ к Интернету, то с какой целью подросток пользуется им?" 84% родителей ответили, что их подростки посещают Интернет-клубы, с целью общения в чатах, поиграть в различные игры или просто "побродить по паутине".16% ответили, что их подростки выходят в Интернет, только для получения какой-либо интересующей информации.

Страница 15 из 25

На последний вопрос, "Как вы считаете, в чём состоит отрицательное влияние телевидения на развитие подростка?" большинство родителей указали на то, что, на телеэкране много того, что следует показывать после 23 часов, т.к. много сцен насилия, секса и т.д.15% указали, что очень мало передач о духовности, нравственности, которые могли бы воспитывать в подростке положительные качества.

Анализ мнений родителей о влиянии средств массовой информации на развитие подростков показал, что родители в основном понимают как положительное, так и отрицательное влияние ТВ на их подростков. Однако большинство считает себя бессильными изменить ситуацию, связанную с просмотром подростками агрессивных фильмов и передач, особенно родители учащихся старших классов утверждают, что подростки выбирают сами, что им смотреть, хотя они стараются им советовать просмотр той или иной передачи. Также при анализе результатов опроса родителей было выяснено, что многие родители ограничивают время просмотра подростками телепередач и согласны с мнением, что сегодняшнее телевидение способствует агрессивности. По оценкам родителей старшеклассников их дети проводят у телеэкрана более 4-х часов в день, в то время как младшие школьники тратят на просмотр передач чуть более 2-х часов. Анкетирование показало, что немногие родители выписывают журналы и газеты, т.к. их подростки либо не интересуются ими или берут их в библиотеке. Причина в том, что в настоящее время они являются достаточно дорогими.


На основе результатов опроса родителей мы выяснили, что многие родители одобряют посещение их детьми Интернет-клубов, мотивирую это тем, что благодаря сети подростки могут получить нужную им информацию, а если дома есть компьютер, то не препятствуют желанию подростка подключиться к Интернету, т.к. считают, что Интернет может быть союзником подростка в обучении.

В выполнении функции телевидения как фактора, влияющего на социальное культурное развитие подростка, зависит от содержания передач, определенных в сетки вещания того или иного телевизионного канала.

Анализ программ зарубежного и отечественного производства показал, что наибольшее количество среди передач занимает отечественное, они составляют 93%. Информационно - познавательные передачи ("Новости", "Сегодня", "Время" и другие) транслируются в течение дня от 4 до 5 часов. Как выяснилось, среди наиболее транслируемых программ на канале РТР и НТВ являются художественные фильмы, за ними следуют игровые и развлекательные передачи, ток - шоу, которые ежедневно транслируются по разным телеканалам ("Принцип домино", " Что хочет женщина?", " Своя игра", " Пусть говорят").

Одним из самых развлекательных каналов является канал СТС, в течение дня он транслирует различные ток - шоу, мультсериалы, подростковые сериалы и развлекательные программы. При анализе телепередач мы выяснили, что самым " агрессивным" телеканалом является канал НТВ, так как большое количество криминальных новостей и передач, рассказывающих подробно об убийствах, насилии и грабежах, а также боевиков как зарубежного, так и отечественного производства транслируется в течении недели на этом канале. А одним из самых развивающих телеканалов является канал "Культура", т.к. наибольшее количество познавательных для подростков передач, таких как "Перепутовы острова", "Новости культуры", "Секреты пропавших империй" и другие, транслируется именно на этом канале. Но известно, что канал "Культура" занимает не первое место в рейтинге ТВ каналов среди молодежи.

Анализ газет и журналов для подростков свидетельствует о том, что появилось большое количество журналов, особенно для молодёжи, как на прилавках киосков, так и в библиотеках. Большинство из них сделано из качественной бумаги и имеют современное и качественное оформление. Среди них и журналы "Ом", "Студенческий меридиан", "Мотодор", "Музобоз", "Ровесник" и многие другие. Но практически все они выполняют развлекательную функцию, рассказывая о жизни молодёжи, музыке, актёрах, новинках кино и о других интересных для подростков темах. Их анализ показал, что существуют и такие журналы, которые способствуют всестороннему развитию подрастающего поколения. Но конечно, их намного меньше, чем досуговых журналов. Среди таких журналов можно выделить следующие: "Фис" - журнал для подростков, занимающихся физкультурой и спортом, "Моделист-конструктор" - для детей, увлекающихся конструированием, "Юный натуралист", "Сам" - журнал, обучающий различным поделкам из дерева, бумаги и другого материала, "Абитуриент" - для подростков, собирающихся поступать в ВУЗы и другие.


Из приведённого анализа можно сделать выводы, что наряду с большим количеством молодёжных развлекательных журналов существуют различные познавательные журналы для подростков, которые положительно влияют на развитие подростка, но, как правило, их стоимость дороже, чем обычного развлекательного журнала. Тем самым они являются недоступными для многих семей. Анализ посещения подростками городских библиотек показал, что если дети нуждаются в печатной продукции познавательного характера, то они их не покупают, а берут в библиотеке.

Страница 16 из 25

Так как Интернет все больше и больше проникает в нашу повседневную жизнь, а в число познавателей сети включаются школьники подросткового возраста, появилась необходимость в изучении и анализе работы подростков с сетью Интернет, как социально - культурного фактора развития личности подростка.

Анализируя работу подростков в сети Интернет с помощью сотрудников Интернет - клуба "Сфера", мы выяснили с какой целью учащиеся пользуются Интернет - сетью методом наблюдения. Одной из главных целей выхода подростков в Интернет является потребность в общении со сверстниками, в новых знакомствах, в обмене информации. Эту потребность они реализуют через так называемые чаты или разговоры текстом через Интернет, различного типа гостевые книги и доски объявлений и электронную почту. Одним из самых востребованных сайтов среди молодежи нашего города являются сайты их любимых исполнителей (www.Zemfira.ru и другие), где они могут получить самую разнообразную информацию (гороскопы, музыкальные новинки, жизнь сверстников, открытие и многое, многое другое). Одних привлекает возможность общаться от имени разных лиц, бесплатные электронные адреса можно зарегистрировать на любую вымышленную фамилию, другие компенсируют недостаток общения в повседневной жизни, третьи используют Интернет как способ самоутверждения. К тому же Интернет позволяет подросткам добывать именно ту информацию, которой нет в других средствах массовой информации, тем более, по мнению работников Интернет-клуба, степень доверия к сведениям, почерпнутым в сети выше, так как они намного разнообразнее и шире.

По результатам наблюдений за подростками, увлеченными работой в сети Интернет, можно сделать вывод, что сначала ими владеет жажда получения новой, не слишком содержательной информации. Затем усиливается потребность в легком общении со сверстниками, во множестве контактов, позволяющей этой информацией обмениваться. Они рассматривают "все подряд", лишь не многие задерживают внимание на чем-то заинтересовавшем. Подростки с удовольствием просматривают школьные странички, что также является одним из мотивов работы в Интернете: жизнь ровесников интересует их гораздо больше, чем дела взрослых. Другим мотивом активной работы в Интернете можно назвать юношескую ориентацию на большие достижения в жизни, стремление к демонстрации своих успехов. Подростки хотят представить в Интернет информацию о себе и своих школах, увидеть самим и показать друзьям свои " продукты творения" с помощью приемов работы HTML - языком представления информации в Web. Учащиеся в большинстве своем сознают, что овладение выше перечисленными умениями и навыками поможет им в дальнейшем - в продолжение образования и последующей работе.


Мы определили некоторые критерии, по которым в дальнейшем исследовали влияние СМИ на социальное воспитание подростковК ним мы отнесли:

  • экстравертированность и интровертированность;
  • эмпатию, которую испытывает подросток к телегероям;
  • информационность;
  • агрессивность;
  • ежедневное время, отведенное на СМИ.
  • По отношению к социальной психике массовая информация выполняет несколько особо значимых ролей:
  • Во-первых, роль регулятора динамических процессов социальной психики;
  • Во-вторых, роль интегратора массовых настроений;
  • В-третьих, канала циркуляции психоформирующей информации.
  • Все это делают органы массовой информации могучим средством воздействия на конкретного человека, а значит, и на социальные группы.
  • Эмпатия, которую испытывают телезрители по отношению к телегероям, мы взяли как один из критериев влияния СМИ на социальное воспитание, т.к. в процессе потребления информации задействуются такие своеобразные рычаги социально-психологической структуры личности, как потребности, мотивы, интересы, установки, определяющие отбор информации и отношение к ней. Социально-психологические особенности несовершеннолетнего возраста это: повышенная потребность в социальном общении; необходимость самоутверждения, усиление авторитета друзей на фоне падения авторитета родителей обуславливают повышенную внушаемость и склонность подражать кумирам в выборе одежды, стиля жизни, поведении. Проповедуемый в голливудских фильмах, практически ежедневно демонстрируемых российским телевидением, стиль жизни, основанный на власти денег, наживы, силы, - стал в короткий срок как бы общепризнанным, как бы "официальным" в среде нашего общества, особенно в молодежном его спектре.
  • Результатом влияния СМИ является привыкание к росту преступности, формированию неоправданной терпимости по отношению к ней. Тем самым в обыденном сознании как бы снимаются психологические барьеры, стоящие на пути нарушения уголовного закона, препятствующие переходу на путь совершения преступлений. Следовательно, агрессия также имеет место в данном процессе.
  • Информационность, как один из критериев, был взят для того, чтобы определить какого рода информацию и в каких объемах больше получают молодые люди: либо имеющую развлекательный характер, либо познавательный и т.д.
  • Ежедневное время, которое молодежь проводит перед телеэкранами, за чтением газет и журналов, слушанием музыки и перед компьютером позволит определить уровни влияния СМИ и подвести общее количество часов, затраченных на данные виды коммуникации. Итак, наше исследование проходило на базе МОУ-НОШ № 40 в 9 классе ст. Ленинградской, Краснодарского края. Средний возраст испытуемых 15-16 лет. В данных классах 19 человек. Для определения влияния СМИ нами были выбраны различные тесты и анкеты (см. "Приложение"), проводились беседы, т.е. использовались все те методы, которые дали бы информацию о наличии или отсутствии этих критериев у данной категории людей. В ходе исследования была составлена таблица, в которой отражалась данная информация (таб.3). Каждому ученику был присвоен некий номер, напротив него в каждой колонке критериев ставились знаки "+" или " -", что говорит о наличии или отсутствии данного свойства у каждого из испытуемых. За исключением первой и последней, где отмечены психологический тип и количество часов.
  • Таблица 3

Критерий12345678910111213141516171819Экстраинтро-вертированностьЭЭЭЭИЭЭЭИЭЭЭЭЭИЭЭИИЭмпатия++--+++-++---+++-++Информцион-ность-++++--++++++-++--+Агрессив-ность+--+----+--++--+-+-Ежеднев-ное время4-5 ч. 2-3 ч. 3 - 4 ч. 5-6 ч. 4-5 ч. 2-3 ч. 3 - 4 ч. 2-3 ч. 7-8 ч. 3 - 4 ч. 5-6 ч. 7-8 ч. 5-6 ч. 3 - 4 ч. 3 - 4 ч. 7-8 ч. 2-3 ч. 4-5 ч. 3-4 ч.

Страница 17 из 25

  • Таким образом, рассматривая полученные данные на уровневом подходе, мы выявили три уровня. К высокому уровню влияния СМИ мы отнесли тех подростков, у которых наблюдалось наличие 4 критериев, т.е. эмпатия, агрессивность, информационность, большое количество времени, которое потрачено на СМИ.
  • К среднему уровню влияния СМИ были отнесены те подростки, у которых было соответствие 2-3 критерия, а к низшему - тех, у которых было соответствие 2 и меньше критериям. Таким образом, у нас получилось, что к высшему уровню принадлежат 5 подростков, к среднему - 9 подростков, к низкому - 5 подростков.
  • В процентном отношении получились следующие результаты (таб.4):
  • Таблица 4

УровниКоличество подростков в процентном соотношенииВысокий26%Средний49%Низкий25%

  • Таким образом, нами были выявлены три уровня влияния средств массовой информации на социальное воспитание подростка.
  • Если рассмотреть результаты более внимательно, то становится понятно, что высший и низший уровни приблизительно одинаковы и составляют 26% и 25%, но самую большую численность составляют подростки, которые относятся к среднему уровню.
  • Тщательно проанализировав все исходные данные можно сделать выводы о том, что:
  • среди наших испытуемых большую часть составляли экстраверты (73%), тогда как интровертов было всего лишь 27%;
  • эмпатию или чувство сопереживания героям испытывает большая часть испытуемых (63%) и 37% подростков не испытывают особо сильных эмоций при просмотре кинофильмов или телепередач и реалити - шоу;
  • подростки, которые больше предпочитают информационные передачи, газеты или часто ищут информацию, касающуюся обучения, в Internete и т.д. составляют 64,5%, тогда как подростки, интересующиеся разнообразными развлекательными передачами, составляют 35,5%;
  • 36% от общего числа испытуемых присуща некоторая степень агрессии и раздражительности;
  • что касается ежедневного времени, которое подростки отводят просмотру телепередач, кинофильмов, прослушиванию радио, чтению газет и журналов, а также Интернету, то у нас получились следующие результаты: 21% учащихся уделяют ежедневно СМИ 2 - 3 ч., 37% - 3 - 4 ч., 16% - 4 - 5 ч., 16% - 5 - 6 ч. и 10% - 7 - 8 ч.

Таким образом, проанализировав полученные нами результаты, можно сделать некоторые выводы.