Файл: Оценка готовности детей к школе (Разработка программы по повышению психологической готовности к обучению в школе).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретическое исследование специфики готовности к школе
1.2 Психологические компоненты готовности ребенка к школе
2 Практическое исследование готовности детей к школе
2.1 Обоснование выбора методов мониторинга и контроля подготовленности детей к школьному обучению
2.2 Разработка программы по повышению психологической готовности к обучению в школе
Таблица 2
Характеристика уровней психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Компоненты психологической готовности |
Высокий |
Средний |
Низкий |
1.Мотивационная сфера (методика «Сказка») |
Выраженное жедание дослушать продолжение сказки в противовес предложенной игре. Задают дополнительные вопросы, выражают заинтересованность в финале сюжета |
Умеренный интерес, при дополнительном стимулировании выражали желание дослушать сюжет |
Слабая познавательная необходимость, предпочтение сказке игры. К сюжету сказки не проявили интереса. |
2. Внутренняя позиция |
Положительный ответ на все ключевые вопросы |
Часть ответов положительных, часть - отрицательных |
Отрицательные ответы на все или большинство ключевых вопросов |
3. Произвольная сфера |
Отсутствие грубых ошибок в рисунке «Домик» |
Не более 5 грубых ошибок не более 5 |
Более 5 грубых ошибок |
4. Умение действовать по правилу |
Практическое отсутствие ошибок |
Не более одной ошибки |
1 и более ошибки |
По итогам тестирования детей в обоих группах собраны и обобщены результаты, которые далее были интерпретированы.
Результаты диагностики уровня подготовленности к школьному обучению детей исследуемых групп представлены в Приложении. По итогам обследования на основе анализа качественных показателей дети распределились на три группы по уровням психологической готовности к школьному обучению.
Таблица 3
Результаты диагностики психологической готовности детей старшего школьного возраста к школьному обучению
Компоненты психологической готовности |
Количество детей |
Уровни |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||
1. Мотивационная сфера |
Чел. |
3 |
12 |
7 |
% от общей численности |
13,64 |
54,55 |
31,82 |
|
2. Внутренняя позиция |
Чел. |
4 |
13 |
5 |
% от общей численности |
18,18 |
59,09 |
22,73 |
|
3. Произвольная сфера |
Чел. |
4 |
11 |
7 |
% от общей численности |
18,18 |
50,00 |
31,82 |
|
4. Умение действовать по правилу |
Чел. |
5 |
11 |
6 |
% от общей численности |
22,73 |
50,00 |
27,27 |
Отразим результаты проведенного эксперимента в гистограмме на рисунке 3.
Рисунок 3- Результаты диагностики уровня мотивационной составляющей психологической готовности к школе детей (констатирующий эксперимент)
Методика «Сказка», позволяющая выявить доминирование игрового или познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка, показала, что преобладание познавательного мотива отмечается в целом у 60% детей или 13 человек, а игрового – у 40 % или 9 человек.
Согласно полученным результатам, в целом при исследовании мотивационной составляющей в психологической готовности к обучению в школе дети продемонстрировали следующие результаты.
Количество детей, высокомотивированных к предстоящему обучению в школе, составило 3 человек или 13,64% о общей численности детей, со средним уровнем сформированности познавательного интереса – 12 человек или 54,55%, с низким уровнем – 7 человек или 31,82%.
Рисунок 4 - Результаты диагностики уровня внутренней позиции психологической готовности к школе детей (констатирующий эксперимент)
При исследовании составляющей внутренней позиции обнаружены похожие результаты: низкий уровень сформированности внутренней позиции к школьному обучению продемонстрировали 5 детей или 22,73%, средний уровень зафиксирован у 13 детей, что составляет 59,09%, высокий уровень – у 4 детей, который являются наиболее дисциплинированными, по нашим наблюдениям. Таким образом, такое образование для будущих первоклассников, как наличие внутренне установки на предстоящую учебу в целом сформировано у 77% детей, у 23% она либо практически отсутствует, либо сформирована, но очень слабо выражена.
Следует отметить, что сами дети хорошо осознают предстоящие перемены в их жизни в связи с предстоящим обучением. При этом открыто о нежелании идти в школу говорят далеко не все. Отметим также такой интересный факт, что о своем нежелании менять привычный образ жизни в детском саду на школу высказывают дети не исключительно с низким уровнем, но и также с высоким и со средним уровнями сформированности внутренней позиции.
Большая часть, по нашим наблюдениям, хочет идти в школу, но не за тем, чтобы начать получать знания, Так, в частности, от детей получены такие ответы: «В детском саду надоело, в школе будет лучше», «Хочу пойти в школу, потому что тогда днем не будут заставлять спать», «В школе много детей, у меня появятся друзья», «Раз я пойду в школу, значит, я уже большая и меня будут отпускать всюду одну» и т. д. Таким образом, предстоящая учебная деятельность не рассматривается в качестве ведущей обследуемыми детьми, дети выражают желание сменит детский сад на школу, но, к сожалению, плохо осознают необходимость получения знаний. Результаты обследования таких детей, как правило, подтверждают отсутствие у них учебной мотивации или плохо сформированную мотивацию к учебной деятельности.
На следующем этапе проведено исследование третьей составляющей - произвольной сферы психологической готовности к школе детей (рисунок 5).
Рисунок 5 - Результаты диагностики уровня произвольной сферы психологической готовности к школе детей
Несмотря на лучшие значения первых двух показателей, уровень произвольной сферы психологической готовности у детей развит хуже: так, доля детей с высоким уровнем развития произвольной сферы составляет всего 4 человека или 18%, средним уровнем – 11 человек или 50%, низким – 7 человек или почти 32%.
При выполнении методики «Домик» исключительно 4 детей справились с заданием в полном объеме. Эти дети аккуратно и безошибочно скопировали образец в виде картинки «домика».
Плохие результаты, которые продемонстрировали 7 детей, свидетельствуют не исключительно о слабой учебной мотивации, что проявляется в отсутствии старательности при выполнении поставленной задачи, но и о слабом развитии сенсомоторной координации ребенка, связанной с созреванием мозговых структур.
Следовательно, эти дети, показавшие низкий уровень развития произвольной сферы, на психофизиологическом уровне еще не готовы к обучению в школе.
На заключительном этапе проводилась проверка умения детей действовать по образцу. Полученные результаты в графическом виде представлены на рисунке 6.
Рисунок 6 - Результаты диагностики умения действовать по образцу (правилу) психологической готовности к школе детей
Такой же вывод сделан и относительно умения действовать по образцу; доля детей с высоким уровнем – 22,73% (5 человек), со средним – всего 11 человек - 50%, с низким – 6 человек или 27%. Таким образом, в среднем 73% в детей справились с заданием более или менее удовлетворительно, 27% - не справились совсем.
Несмотря на то, что этот тест проводился в игровой форме, все же с учетом того, что это игра – задание, являющееся обычной вербальной игрой с правилами, да еще в облегченном варианте, то очевидно, что 27% из всей группы, показавших неудовлетворительные результаты по данной методике – в целом очень низкий показатель. И в целом он сигнализирует то, что и в предстоящей учебе дети также будут выполнять все задания, предстоящие им в рамках учебной деятельности.
Обобщая полученные данные можно сделать вывод, что при выполнении диагностической деятельности, которая была направлено на выявление уровня психологической готовности к обучению в школе по четырем параметрам, исследованы основные параметры, характеризующие психологическую готовность детей старшего дошкольного возраста к школе.
Результаты показывают, что в целом по всем четырем параметрам нет сильных расхождений: около 20% детей имеют высокий уровень психологической подготовки к обучению в начальной школе, около 55% - средний уровень, и 25% детей очень слабо в психологическом плане подготовлены к обучению в школе. Количество детей, высокомотивированных к предстоящему обучению в школе, составило 3 человек или 13,64% о общей численности детей, со средним уровнем сформированности познавательного интереса – 12 человек или 54,55%, с низким уровнем – 7 человек или 31,82%.
Низкий уровень сформированности внутренней позиции к школьному обучению продемонстрировали 5 детей или 22,73%, средний уровень зафиксирован у 13 детей, что составляет 59,09%, высокий уровень – у 4 детей
Уровень произвольной сферы психологической готовности у детей развит хуже: так, доля детей с высоким уровнем развития произвольной сферы составляет всего 4 человека или 18%, средним уровнем – 11 человек или 50%, низким – 7 человек или почти 32%.
Доля детей с высоким уровнем умения действовать по образцу – 22,73% (5 человек), со средним – всего 11 человек - 50%, с низким – 6 человек или 27%. Таким образом, в среднем 73% в детей справились с заданием более или менее удовлетворительно, 27% - не справились совсем, им присвоен низкий уровень. Среднегрупповой показатель психологической готовности к обучению в школе составил 70,67%.
На основании всего изложенного мы можем заключить, что результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей обследованной нами группы наблюдается пассивное отношение к предстоящему обучению в школе, из-за чего они имеют низкий уровень психологической готовности.
В группе в целом получены удовлетворительные результаты психологической подготовленности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, однако необходимо продолжать социально – педагогическую работы, совершенствуя ее за счет применения различных способов, методов и приемов, свойственных и наиболее понятных детям старшего дошкольного возраста с учетом уровня их онтогенеза.
В связи с этим, нами было сделано предположение о том, что целенаправленная и систематическая работа с использованием различных элементов образовательной и предметно – развивающей среды может повысить уровень всех составляющий готовности к школьному обучению, и, как следствие, повысить психологическую готовность к школьному обучению детей
Данные констатирующего эксперимента послужили основанием для формирования программы, имеющей цель – развитие уровня подготовленности к обучению в школе, содержание которой представлено в выпускной квалификационной работе, а в сжатом варианте – в следующем параграфе.
2.2 Разработка программы по повышению психологической готовности к обучению в школе
Полученные результаты стали основой для разработки программы по развитию психологической готовности к обучению в школе. Предлагаемая программа разработана для Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Мишутка» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей и предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа детского сада).
Цель программы – развитие структурных компонентов психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, нами были определены следующие задачи:
– разработать тематику и содержание методических занятий, направленных на развитие уровня готовности к школьному обучению,
- в программу должны быть включены разнообразные компоненты – игровые, дидактические, сценарные, т.д., соответствующие возрасту детей выбранного возраста – старшего дошкольного.
В процессе разработки программы использовались приемы развития, которые были рассмотрены нами в теоретической главе. В рамках программы запланировано значительную часть отведенного времени направить исключительно на развитие основных компонентов, формирующих готовность к обучению в начальной школе: посредством игр, творческой деятельности, инсценировок, игр, в том числе логических и подвижных.
Цель разработанной программы: создание условий для развития компонентов психологической готовности к обучению в школе.
Предполагаемый психологический результат: Повышение познавательной и мотивационной активности, умения действовать по образцу и подчиняться правилам, развитие произвольности, активности и интереса к предстоящему обучению в школе.
Время проведения: 3 раза в неделю
Время на занятие и на обсуждение: 40 – 50 мин.
Участники: возраст участников: 6–7 лет; количество участников: 20 человек; ведущий — педагог - психолог;
Установки: ребенок должен быть физически здоров, и иметь эмоционально-положительный настрой.