Файл: Оценка готовности детей к школе (Разработка программы по повышению психологической готовности к обучению в школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Информационное поле дошкольника сегодня быстро обновляется, в связи с этим меняются требования, предъявляемые обществом к воспитанию и обучению ребенка. Ответственным периодом детства, к которому обществом направлен вызов: готовность ребёнка к обучению в школе, является старший дошкольный возраст.

В психологии и педагогике выработаны различные подходы к определению готовности ребёнка к школьному обучению: сформированность у ребёнка дошкольного возраста определённых знаний, умений и навыков, необходимых для школьного обучения (Т. В. Тарунтаева, Л. Е. Журова); наличие определённого уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, мотивационного развития ребёнка, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий, готовности к социальной позиции школьника, самооценки (Л. И. Божович, А. В. Запорожец); исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности (способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкции, умение оценивать свою работу и работу других детей) и выявление путей их формирования на специально организованных учебных занятиях (Т. С. Комарова, А. Н. Давидчук, Т. Н. Доронова); выявление единого психологического новообразования, выражающегося в совокупности характеристик психического развития: мотивационная, личностная, интеллектуальная готовности, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, Л. И. Цеханская). Сторонников того или иного подхода объединяет одна фундаментальная цель: успешное обучение ребёнка в школе. Будущий первоклассник должен психологически созреть для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Во всех исследованиях признаётся факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Обобщая данные, можно сказать, что к числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную (функциональную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность. Анализ научных работ последних лет по определению актуальных проблем готовности к обучению в школе позволил сформировать основной подход к диагностической и развивающей работе педагога-психолога дошкольного учреждения. Интеллектуальная, коммуникативная, мотивационная (личностная), эмоционально-волевая готовность к школе, а также готовность в сфере самосознания – это тот набор составляющих, уровень развития которых должен быть достаточен для того, чтобы ребёнок мог успешно учиться в школе


Гипотеза исследования заключается в следующем: психологическая готовность к обучению в школе, являясь многоплановым структурным образованием, находится под влиянием многих факторов, прежде всего – образовательной среды. Мы предполагаем также, что окружающее – предметная среда выступает в роли движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка и повышает готовность к школьному обучению.

Теоретико-методологическая основа исследования:

Теоретико-методологической основой послужили исследования по психологии личности, развития и формирования мотивации к учению Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой; теории готовности к школьному обучению Л.И.Божович, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, положения теории Л.С. Выготского, научных идей С.Л.Рубинштейна, Г.С. Альтшуллера, Н. И. Гуткиной и других.

Также в работе использованы работы авторов, непосредственно исследующих вопросы психологической готовности к школе - Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожец, В.В. Давыдова, Л.А. Венгер, М.И. Лисиной, Л.И. Божович, Н.Г. Салминой, Е.Е.Кравцовой, Е.О. Смирновой, Н.И. Гуткиной и других.

Объект исследования – психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе.

Предмет исследования – социально – педагогические методы развития готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста

Методы социально - педагогического исследования:

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений, нами применялись следующие методы социально - педагогического исследования: теоретико-методологический анализ социальной и психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, изучение продуктов деятельности учащихся, анализ документации, беседа, анкетирование, тестирование, математическая обработка полученных результатов.

1 Теоретическое исследование специфики готовности к школе

    1. Компоненты готовности ребенка к школе

Поступление ребёнка в школу является значимым событием в его жизни и в жизни его семьи. Обучение в школе является важным этапом развития в жизни ребёнка. Поэтому многие родители относятся к данному событию ответственно и серьёзно. Подтверждением этому является возрастающий запрос консультаций по вопросам готовности детей к школе, кроме того, большой востребованностью пользуются подготовительные занятия в самих общеобразовательных школах, а также множество частных развивающих центров, которые оказывают услуги подготовки детей к школе. Статистика показывает, что больше половины детей, посещающих подготовительные группы детских дошкольных учреждений, также посещают вышеназванные обучающие занятия. Родители изучают программы обучения в школах и выбирают те, которые считают наиболее оптимальными для развития своего ребёнка. В современной психологии вопросам психологической готовности к школе уделяется большое внимание.


Так, в журнале «Психологическая наука и образование» (2005) опубликована статья Т.Л. Кузьмишиной «К вопросу о готовности дошкольников к обучению в массовой школе», в которой автор анализирует те особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, который способствуют быстрейшей адаптации к школьным условиям и успешному обучению. В.Т. Кудрявцев в статье ««Предшкольное образование»: необходимость или…?» (2005) рассматривает вопрос о целесообразности перехода к учебной деятельности не в 7 лет, а уже в 5-6 и приходит к выводу, что эта инициатива не оправдала себя. Нестерова Е.М. отразила свой опыт работы по подготовке детей к школе в статье «Как подготовить ребенка к школе (размышления практического психолога)» (2005). Также существуют монографии, которые отражают множество аспектов, позволяющих разобраться, что такое готовность к школе, какие виды готовности существуют, и даже определить готовность ребёнка к школе с помощью практических упражнений. Примером таких книг является книга Н.И. Гуткиной «Психологическая готовность к школе»[2]. Её по праву можно назвать настольной книгой практического психолога. Она находится в свободном доступе и постоянно переиздаётся, так как её актуальность не утрачивается. Кроме неё есть и много других практических пособий в помощь практическим психологам и родителям. Например, книга Н.И. Вьюновой, К.М. Гайдар, Л.В. Темновой «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» или справочник Л.Е. Журовой, Е.Э. Кочуровой, М.И. Кузнецовой «Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе». Но, не смотря на большое количество информации, родители часто испытывают чувство тревоги, связанное с поступлением ребёнка в школу. Эта тревога выражается в их запросах в психологическую службу дошкольных учреждений. Среди наиболее часто задаваемых вопросов звучат следующие: «Как узнать, готов ли ребёнок к школе? Как его подготовить? Справится ли он со школьной нагрузкой? Как организовать его режим? Смогу ли я ему помочь?» и т.д. Все эти вопросы, несомненно, вызывают психологический дискомфорт мамы или папы. И именно с просьбой помочь его преодолеть они приходят в кабинет психолога.

Проблеме тревоги и тревожности посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Внимание уделялось определению данного понятия, механизмам возникновения данного состояния, а также поиску эффективной психологической помощи людям, испытывающим состояние тревоги. Широко известны труды З. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни, Э. Берна, Р. Кеттела и других зарубежных учёных [7]. В нашей стране вопросам тревожности и тревоги уделяли внимание такие исследователи как А.М. Прихожан, Ю.А. Александровский, Л.И. Божович, М.И.Буянов, В.Р. Кисловская и другие [6]. На кафедре психологического консультирования МГОУ, А.Н. Кононовым и В.В. Кузовкиным проводятся исследованиефеномена тревоги о будущем как отдельного понятия в психологической науке, а так же путей ее психологической коррекции, на основе работы с подростками, работниками торговых организаций,кардиологическими больными в условиях стационара Родительские тревоги о готовности их ребёнка к школе, тоже можно отнести категории тревоги о будущем. И как пишетА.Н. Кононов «…, что зная причины тревоги человека, понимая, какие механизмы лежат в основе, мы можем, используя методы психологической коррекции, эффективно работать с данным состоянием. Первоначально необходимо понять ее причину, снизить уровень и тем самым, дать человеку возможность увидеть не ограничения, а зоны роста. Тревога позволяет переосмыслить индивидуальные возможности в каждом конкретном случае. Тревога в нашем понимании — это определенный катализатор, способствующий мобилизации и включению в работу скрытых возможностей и способностей человека».[3]


Анализ литературы, посвященный исследованиям эффективности практической психологической помощи, показывает, что одним из методов помощи в преодолении тревоги является групповое консультирование. В дошкольных организациях психологи практики стараются использовать различные виды психологической помощи. Самыми распространёнными являются индивидуальные консультации и выступления на родительских собраниях. Но последние (выступления на родительских собраниях) психологи не считают эффективной формой работы. При таком взаимодействии с родителями у психолога нет возможности обратной связи. Индивидуальное консультирование обладает большей эффективностью и возможностью уточнять, насколько работа психолога помогает клиенту. Но при этом количество охваченных помощью родителей ограничено временем работы психолога. В последнее время психологи образовательных учреждений обращаются к групповому консультированию родителей, которое проводится в виде тренингов. Групповое психологическое консультирование родителей зарекомендовало себя как эффективное средство при поддержке и приемных родителей, в помощи родителям в установлении эффективных взаимоотношений с ребёнком, преодолении возрастных кризисов. (диссертации Михно О.С., Бережной М.С., Мизиной Н.Н) [1]. А. Карелина делится своим опытом эффективного группового консультирования в преодолении возрастных кризисов, Л.Б. Ныркова представляет свою программу группового консультирования родителей гиперактивных детей. Эти авторы показывают эффективность проведённых консультаций. Мы считаем, что групповое консультирование будет эффективным средством практической помощи родителям, которые испытывают тревогу по поводу готовности их детей к школе.

1.2 Психологические компоненты готовности ребенка к школе

Вопрос о психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе является одной из проблем, над которой постоянно работают ученые отечественной и зарубежной психологии. Система обучения и воспитания в дошкольных образовательных организациях изменчива. Любое изменение, так или иначе, отражается на дошкольнике, а, соответственно, и на его готовности к обучению в школе. Готовность к школьному обучению – это совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению, способность ребенка справляться с нагрузкой, которую ему предоставляет школа («школьная зрелость») [3, с.34]. Готовность детей к обучению в школе определяется появлением новообразований в развитии, которые начинают проявляться в конце дошкольного детства (старшая или подготовительная группы), а также в форме новых возможностей в деятельности, поведении, переходе от одной ведущей деятельности к другой (от игровой к учебной), изменении и расширении отношений ребенка к социальному и предметному миру.


Проблемы подготовки детей к школе раскрывались в работах Сухомлинского В.А., Амонашвили Ш.А., Мухиной В.С., Гуткиной Н.И., Подласого И.П. и других. Что же касается психологической готовности детей к обучению в школе, то над этим вопросом работали такие ученые, как Выготский Л.С., Божович Л.И., Мухина В.С., Веракса А.Н., Эльконин Д.Б., Немов Р.С. и другие. Мы рассматриваем данную проблему с позиции выявления ее составляющих у детей подготовительной группы ДОО. Существуют определенные составляющие готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Рассмотрим каждую из них поподробнее. Физическая готовность – это основные показатели физического развития ребенка, - то, что наглядно показывает динамику возрастных изменений. Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к одноклассникам, к самому себе. В личностную готовность также входят такие качества, которые помогают детям общаться со сверстниками – одноклассниками и с учителем [1, с.42] Волевая готовность к школе выражается в формировании основных навыков волевого действия: в способности ставить перед собой цель и добиваться ее, принимать решения самостоятельно, намечать план действия и исполнить его, рефлексия и оценка результатов своей деятельности.

Нравственная готовность – это воспитание нравственно-волевых качеств, культуры отношений между людьми, нормы и правила поведения, развитие правильных представлений об учебной деятельности [2, с.98]. Мотивационная готовность - это желание ребенка идти в школу, вызванное адекватными причинами (мотивами). Интеллектуальная готовность связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать, классифицировать и дифференцировать, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна сформироваться определенная сторона представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие ( ее звуковая сторона, лексика, грамматический строй; развивается связная речь, диалогическая и некоторые виды монологической речи [1, с.42]) и познавательная активность. Психологическая готовность – это достижение уровня психического развития, необходимого для начала обучения: воображение, устойчивое внимание, развитая память, владение умственными операциями (такими, как образное мышление) [2, с. 673], [1, с. 42].

Психологическая готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе это один из важных итогов развития детей в период обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации. Зачисление в школу является переломным моментом в жизни ребенка потому, что это переход к новому образу жизни, к новой социальной роли, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками. Самым главным отличием школы от дошкольной образовательной организации считается то, что обучение в школе является обязательным, в отличие от посещения детского сада: ребенок впервые чувствует такой груз ответственности. Одной из особенностей перехода ребенка из дошкольной образовательной организации в школу является смена ведущей деятельности. Также стоит отметить, что у ребенка появляется новый идеал и эталон личности – учитель. Одним из показателей психологической готовности ребенка к обучению в школе является работа во время основной формы организации учебной деятельности – работа на уроке: концентрация внимания, четкое выполнение заданий педагога. Большое значение в психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе имеет воля и развитие волевых качеств, которые позволяют ребенку осуществлять самоконтроль и самооценку. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе со стороны умственного развития тоже имеет свои принципы.