Файл: Оценка готовности детей к школе (Разработка программы по повышению психологической готовности к обучению в школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Место проведения: отдельный кабинет; групповая комната

В качестве основного содержательного материала разработанной нами программы, используемой в целях развития готовности к обучению в школе использовались занятия, состоящие из инсценировных занятий, обсуждения и проигрывания ситуаций, развивающих игр, среди которых следующие:

игры с правилами,

логические игры,

игры, развивающие мотивацию, активность, произвольность и умение действовать по образцу.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны - сама игра развивается под влиянием развития речи. В свою очередь, театрализованная игра помогает выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Таким образом, объединение сюжетно-ролевой и театрализованной игры является мощным средством

В руководстве формированием творческой деятельности детей в игре педагог опирался на принципы гуманистической направленности; интеграции; творческого взаимодействия взрослого и ребенка.

Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в игре являлись: метод моделирования ситуаций; метод беседы; метод ассоциаций. Необходимо отметить, что общими методами руководства игрой являлись - прямые (непосредственный показ способов действия) и косвенные (педагог побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Мы учитывали, что для детей старшего дошкольного возраста актуальным в повышении уровня психологической готовности к школе и использованным в программе является метод литературного чтения и разыгрывания ситуаций, поскольку основными функциями литературных произведений являются следующие:

развитие фантазии, творческого воображения и мышления;

введение ребенка в социально-культурный слой через систему образов и отношений;

организация мышления ребенка;

освоение техники чувствования, переживания основных эмоций; проигрывание затруднений во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Развивающие занятия построены в основном на основе игровых ситуаций. Сюжеты историй и сказок объединяют игровые персонажи — сказочные герои, придуманные детьми.

Они «преодолевают» возникающие проблемы и «усваивают» приемы саморегуляции и развития мотивации к учебной деятельности вместе со своими героями, путешествуя по «волшебной стране». Иногда продолжение сюжетов сказок придумывают сами дети в ходе занятий. Сказки и истории должны сочиняться, обыгрываться и обсуждаться детьми совместно с ведущим. Итак, существенное место в программе должно быть уделено «урокам» литературы, на которых дети знакомятся с хорошими детскими книгами. На этих же «уроках» дошкольники учились правильно и литературно говорить, выслушивать и подготавливаться к школьной жизни.


Структура творческих сюжетных игр предполагает использование на каждом развивающем занятии:

3-5 комбинированных творческих приемов и разных методов, включающих фантазирование (на основе технологий, предложенных Дж. Родари);

психогимнастику (развитие невербальных способов общения, широты эмоциональной выразительности, развития произвольности и умения действовать по правилу),

техники и приемы саморегуляции,

сказкотерапию (по методике Т.Д. Зинкевич и А.М. Михайлова),

элементы групповой дискуссии.

Третьим компонентом разработанной нами программы являются инсценировки прочитанного, которые разыгрываются дошкольникими сразу после прочтения сказки или рассказа. Делается это следующим образом.

Ведущий предупреждает детей, что сейчас они послушают сказку, а потом по этой сказке поставят маленький спектакль. После первого прочтения текста взрослый спрашивает, кого из персонажей сказки запомнили дошкольники и кто кем хочет быть.

Распределив роли, слушают сказку еще раз или два, а затем с помощью взрослого инсценируют ее. Если кому-то не досталось роли, то он участвует в этой же инсценировке при повторном ее исполнении. Кроме того, одна и та же инсценировка повторяется несколько раз, чтобы дети могли меняться ролями.

Прием инсценировки основывается на том, что, получив роль, ребенок воспринимает текст уже с другой мотивационной установкой, способствующей выделению и запоминанию основного смысла сюжета, а также речевых оборотов, обогащающих литературную речь детей.

Поскольку тексты должны быть в основном мотивирующего содержания, то и отношение у детей к предстоящему обучению в школе также меняется

На занятиях уделяется время составлению детьми рассказов по сюжетным картинкам. Сначала для этого используются картинки, являющиеся иллюстрациями к прочитанным литературным произведениям. Затем дошкольники составляют рассказы по картинкам с неизвестным им сюжетом. Кроме того, необходимо обучать детей пересказывать прочитанный текст.

На занятиях по развитию готовности к обучению в школе используются всевозможные игры (дидактические, игры с правилами, сюжетно-ролевые). Игры проводятся как в форме соревнований, так и без соревнования.

Итак, каждое занятие разработанной программы включает в себя игровые ситуации, чтение литературы (преимущественно сказки и рассказы), инсценировки, проигрывание ситуаций, коллективные дискуссии, но основное внимание должно быть уделено игровым приемам, то есть использованию игр с целью развития определенного компоненты психологической готовности к обучению в школе.


На занятиях следует широко использовать различные игровые ситуации и другие элементы занимательности, основное содержание которых отвечает развивающим целям программы, будет посильно всем детям и служит максимальной активизации их психологической готовности.

Все занятия были составлены в логической и тематической последовательности, в зависимости направления развития.

Основная цель занятий – это развитие интереса к предстоящей учебной деятельности в общем и по частным направлениям, так как, развивая интерес по отдельным составляющим можно получить результат в виде повышения уровня готовности к школьному обучению в целом.

Итак, для развития компонентов готовности к обучению в школе за счет развличных элементов образовательно – предметной среды у детей старшего дошкольного возраста подобрана программа, ориентированная на занятия в течении двух месяцев, всего 16 занятий.

По нашему предположению, предложенная программа позволит сформирвоать основные компоненты психологической готовности к школе:

  • Сознательно подчинять свои действия правилу;
  • Ориентироваться на заданную систему требований;
  • Внимательно слушать говорящего, точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • Самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу.

Проводя целенаправленную работу на формированию мотива учения, можно развить готовность к обучению в школе. Целенаправленная и систематическая работа по использованию различных способов значительно повышает сформированность всех компонентов готовности, и, как следствие, улучшает уровень психологической готовности к обучению в школе в целом.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что данный эксперимент показывает эффективность выделенных способов развития различных аспектов психологической готовности к обучению в школе за счет разнообразия элементов предметно – образовательной среды, и доказывает необходимость их использования в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений.

Заключение

Целью данной работы являлось выявление возможностей использования комплекса средств социально – педагогической работы на формирование психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе. Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов.

Проблема подготовки детей к школе в последние годы вошла в число наиболее актуальных проблем образования. Это обусловлено тем, что при всем разнообразии образовательных программ для дошкольных учреждений их направленность на развитие отдельных способностей не обеспечивает всестороннего формирования навыков, необходимых для освоения ребенком школьной программы. Ситуация осложняется еще и многообразием программ, применяемых в начальной школе, успешное овладение которыми требует развития различных сторон личности.


Несмотря на проводимую в дошкольных образовательных учреждениях работу по подготовке детей к школе, успешность их адаптации к системе школьного обучения остается невысокой. Это вызывает необходимость анализа форм и методов соответствующей работы с детьми, выявления причин ее неэффективности, определения направлений методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.

Готовность к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств личности, включая особенности ее мотивации, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции. Эффективным школьное обучение может быть исключительно в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

Под психологической готовностью к школьному обучению можно понимать необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психолого-педагогические исследования показывают, что готовность к школе включает в себя ряд взаимных компонентов. Одним из важнейших компонентов является мотивационная готовность к школьному обучению – это положительное отношение к школьному учению, как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности. Показателями мотивационной готовности являются желание идти в школу, правильные преставления о школе, познавательная активность. Мотивационная готовность – соподчинение мотивов, наличие в поведении общих и моральных мотивов, познавательная необходимость означает привлекательность самого содержания получаемых в школе знаний, интерес к процессу познания. Социально-психологическая (коммуникативная готовность) к школе означает наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Сформированность у ребёнка учебно-мотивационной сферы, хорошая работоспособность и достаточная для школьных нагрузок функциональная зрелость играют важнейшую роль в овладении учебной деятельностью.

Проанализировав теоретические аспекты мотивационной готовности, все мотивы можно условно разделить на следующие группы: социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника; учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому; оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение; позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутикой школьной жизни и позиции школьника; внешние по отношению к школе и учению мотивы, т.д.


Важным в контексте исследуемой проблемы является выявление социально - педагогических условий, способствующих повышению интереса к школе.

Таким образом, готовность к школьному обучению – это сложная многогранная проблема, охватывающая период не исключительно 6–7 лет, но, включающая весь период дошкольного детства как подготовительный к школе этап, и младший школьный возраст как период школьной адаптации и формирования учебной деятельности, обусловленных в значительной степени уровнем подготовленности ребенка к школе.

Данная проблема требует дальнейшего исследования, выработки рекомендаций для конкретизации задач и методов учебной работы с детьми 6–7-летнего возраста. Вопросы школьного обучения – это не исключительно вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и вопросы воспитания, формирования его личности.

В качестве базы для проведения экспериментальной части работы выбрана подготовительная группа МБДОО «Мишутка», дети обследованной группы в возрасте 5-6 лет. В ходе опытно – экспериментального исследования использованы следующие методы - тестирование детей; наблюдение за деятельностью детей в игровой деятельности и на занятиях, анализ продуктов деятельности.

Для диагностики детей использовали программу по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению Н. И. Гуткиной. Данная программа состоит из трех основных блоков (мотивационная сфера, произвольная сфера, интеллектуальная и речевая сфера), каждый из которых включает в себя несколько методик и позволяет в полной мере определить готовность дошкольника старшего возраста к обучению в школе.

В целом сделан вывод о том, что дети показали удовлетворительные результаты, но все – таки необходимо корректировка этого уровня. Разработка программы по повышению психологической готовности к обучению в школе стала следующим этапом нашей экспериментальной работы. Цель программы – развитие структурных компонентов психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.

Значительное время в программе отводится повышению уровня развития готовности к школьному обучению посредством игр, в том числе и подвижных. Кроме того, используется литературное чтение, разыгрывание ситуаций, инсценировки, беседы и обсуждения, создание уголка будущего первоклассника.

В работе экспериментально доказано, что образовательная среда оказывает влияние на уровень подготовки к обучению в школе. Общим результатом по проделанной работе является то, что первоначально выдвинутая гипотеза подтверждена, с помощью выбранных методов и методик исследования решены поставленные нами задачи. Итогом представленной работы можно считать разработанную программу повышения психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста, позволяющую разнообразить образовательную среду. Разработанная программа может выступит как средство психолого – педагогического сопровождения подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.