Файл: Оценка готовности детей к школе (Разработка программы по повышению психологической готовности к обучению в школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На момент поступления в 1 класс, ребенок должен иметь представления об окружающем его мире (явлениях живой и неживой природы; предметах и их свойствах; что хорошо и что плохо и т.д.). Он должен иметь математические представления (счет до 10 и обратно, как выглядят цифры, соответствие между произношением цифр и их видом, уметь работать с часами и др.), иметь представление о родном языке и его грамматике (уметь пересказать прочитанное, составить рассказ по серии сюжетных картинок и т.п.). Еще одной стороной психологической готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе является развитие его речи. Ребенок должен свободно владеть своей речью, иметь богатый словарный запас, понятно излагать свои мысли, объяснить то или другое явление, описать предмет, картинку или событие. Что же касается образного мышления дошкольника, то, если ребенок умеет отличать живое от неживого, растения от животных, естественное и то, что создано руками человека, доброе от злого, то можно считать, что он готов к обучению в школе.

Кроме того, психологическая готовность дошкольника к обучению в школе включает качества личности ребенка, которые помогают ему войти в новую социальную роль, в новое общество и обосноваться там, найти свое место, включиться в общую деятельность, уметь работать в коллективе. Решающее значение в психологической готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе играет уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности. Ребенка должна привлекать учеба и само содержание получаемых в школе знаний. Для того, чтобы определить уровень психологической готовности ребенка к обучению в школе в конце дошкольного возраста, можно использовать следующий ряд методик.

Например, такие методики, как: «Тест Керна-Йерасека», опросник ориентировочного теста Я. Йерасека, «Заучивание десяти слов» (разработана Д.Б.Элькониным) и др. Рассмотрим подробнее «Тест КернаЙерасека» [4, с.41]. Данная методика состоит из трех заданий: рисунок мужской фигуры, подражание письменным буквам и срисовывание группы точек. Каждое задание оценивается по 5-ти балльной шкале, в зависимости от того, как ребенок справился с заданием: чем лучше, тем ниже балл. Рисунок мужчины нужно выполнить по представлению. Выполняя задание, ребенок должен отталкиваться от своих представлений о мужчине, понимать, чем различаются мужчины и женщины и т.д. При проведении нами данной методики, именно это задание вызвало у детей большие затруднения. При срисовывании написанных слов, перед ребенком должен лежать образец. Педагог должен сказать ребенку, чтобы он постарался написать также красиво, как написано у него на листе. При этом у ребенка развивается тонкая моторика руки, умение выполнять задание по образцу. При срисовывании группы точек, которые объединены в геометрическую фигуру, перед ребенком ставится задача: нарисовать точки точно так же, как на образце.


2 Практическое исследование готовности детей к школе

2.1 Обоснование выбора методов мониторинга и контроля подготовленности детей к школьному обучению

Исследовательская часть работы проведена на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Мишутка» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей по адресу: пгт. Федоровский, ул. Энтузиастов 7а, МБДОУ д/с «Мишутка». Учредителями учреждения является Муниципальное образование Сургутский район. Куратором учреждения является Департамент образования и молодежной политики администрации Сургутского района. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения, созданного муниципальным образованием Сургутский район, осуществляются администрацией Сургутского района.

В образовательной работе с детьми используются современные программы, методики и технологии по художественно-эстетическому, социально-личностному, нравственно-патриотическому и эколого-оздоровительному направлениям. Основная образовательная программа – «Успех»– инновационная, современная программа, сочетающая возможность проявления инициативы и творчества воспитателей и научно-обоснованные с точки зрения дошкольной педагогики и психологии технологии их совместной с детьми деятельности. Идеология программы:

Успешность маленьких россиян – это результат:

Социально-коммуникативного развития,

Познавательного и речевого развития,

Единства физического развития и воспитания культуры здоровья,

Художественно-эстетического развития.

В детском саду работает педагог – психолог, а также консультационный пункт, являющийся одной из форм оказания помощи семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста, обучения и социальной адаптации детей.

Консультационный пункт создан в целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержки всестороннего развития личности детей. Основными задачами консультационного пункта являются: оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) в обеспечении условий для развития детей; оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, в социальной адаптации детей; проведение комплексной профилактики различных отклонений в психологическом и социальном развитии.


Основными формами деятельности консультационного пункта является организация индивидуальных и групповых консультаций по запросу родителей (законных представителей), организация заочного консультирования по письменному обращению, телефонному звонку и так далее.

Консультационный пункт осуществляет консультативную помощь родителям (законным представителям) по следующим вопросам: социализация детей дошкольного возраста: возрастные, психофизиологические особенности детей; готовность к обучению в школе; профилактика отклонений в физическом, психическом, речевом развитии детей дошкольного возраста; социальная защита детей из различных категорий семей и другие.

Для оценки психологической подготовленности детей старшего дошкольного возраста был проведен социально – педагогический эксперимент в группе детей старшего дошкольного возраста «Колокольчики», который носил естественный характер и не нарушал учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Целью констатирующего этапа эксперимента являлось выявление исходного уровня психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.

Задачи констатирующего эксперимента:

1) Подобрать методики, позволяющие адекватно дать оценку уровню психологической готовности детей к обучению в школе,

2) Определить показатели и критерии уровня психологической готовности детей к обучению в школе

3) Провести и диагностику по выбранной методике, проанализировать и обобщить результаты исследования.

В ходе опытно – экспериментального исследования нами были использованы следующие методы: тестирование детей; наблюдение за деятельностью детей в игровой деятельности и на занятиях, анализ продуктов деятельности.

Таблица 1

Расписание организованной образовательной деятельности в группе «Колокольчики» (подготовительная группа)

Понедельник

Рисование (художественно-эстетическое развитие) Физическая культура (на воздухе) - физическое развитие

Вторник

Музыка (художественно-эстетическое развитие) ФЭМП (познавательное развитие)

Среда

Развитие речи (речевое развитие) Физическая культура (физическое развитие)

Четверг

Ознакомление с окружающим миром (познавательное развитие) Музыка (художественно-эстетическое развитие) Легостудия «Юный конструктор» (познавательное развитие)

Пятница

Физическая культура (физическое развитие) Лепка / аппликация (художественно- эстетическое развитие)


При выборе методов, определяющих сформированность психологических предпосылок к обучению, мы исходили из положения Д. Б. Эльконина о задачах диагностики психического развития ребенка в переходные периоды, к которому относится старший дошкольный возраст – так называемый «кризис семи лет».

Основными программами, используемыми для мониторинга уровня подготовленности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, являются следующие их виды, графически представленные на рисунке 2.

Диагностический инструментарий по определению уровня психологической готовности детей к школьному обучению

Программы, 

диагностирующие 

уровни 

развития отдельных психических функций, используемых в учебной деятельности

Программы, диагностирующие сформированность

предпосылок овладения учебной деятельностью

Смешанные программы

диагностирующие 

отдельные

психические функции, 

и предпосылки учебной деятельности детей

Мониторинг психологической подготовки детей к школьному обучению

Требования, предъявляемые к инструментам мониторинга

Информативность

Экономичность

Достоверность

Рисунок 2 – Структура системы мониторинга готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в начальной школе

Непременным требованием, предъявляемым к построению системы мониторинга являются информативность, экономичность, подразумевающая включение в диагностический инструментарий исключительно тех методик, которые позволяют получить максимальный объем достоверной информации в максимально сжатые сроки и обработать полученные результаты с наименьшей трудоемкостью при участии социального педагога.

 Таким образом, на первом этапе работы социального педагога по разработке мероприятия по повышению уровня психологической готовности к школьному обучению ставится задача выбора наиболее адекватного диагностического инструментария, формирующего систему мониторинга.

Следует отметить, что основываясь на разработках отечественных исследователей таких как Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин , Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др. Л.А. Венгер, В. В. Холмовская, и др., в резерве социального педагога имеется значительный объем диагностического инструментария. В своей разработке для оценки психологической готовности детей к школе мы исходили из выделения таких ее составляющих как мотивационная, личностная готовность и развитие произвольности. Таким образом, была выбрана методика Н. И. Гуткиной.


Данная методика представляет собой диагностическую программу по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению и состоит из трех основных блоков (диагностика мотивационной сферы, произвольной сферы, интеллектуальной и речевой сфера), каждый из которых включает в себя несколько методик.

1. «Внутренняя позиция школьника». Беседа состоит из 12 вопросов и представлена в Приложении. Ряд вопросов являются ключевыми и позволяют сделать заключение (в зависимости от ответа) о наличии или отсутствии внутренней позиции.

Данная методика включает вопросы, косвенным образом позволяющие определить наличие познавательной и учебной мотивации у ребенка, а также культурный уровень среды, которая имеет важное значение для развития познавательной необходимости, а также личностных особенностей, способствующих или, наоборот, препятствующих успешному обучению в школе.

2. При исследовании произвольной сферы использована методика «Домик». Данная методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из геометрических фигур и элементов прописных букв[1]. Задание позволяет выявить умение воспроизводить зрительно воспринимаемый образец, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки, а также произвольную регуляцию деятельности.

В Приложении представлены копии рисунков некоторых детей исследуемых групп.

3. Для исследования умения действовать по образцу использована методика «Да и нет», входящая в диагностический комплекс Н. И. Гуткиной. Такой выбор обоснован исходя из того, что важным аспектом сформированности подготовки к школьному обучению является умение действовать по правилу, предполагающее достаточное развитие произвольного внимания и произвольной памяти. Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенку необходимо, не отвлекаясь, постоянно удерживать в памяти условие игры и принятое им намерение отвечать определенным образом.

Методика является модификацией известной детской игры «Да и нет не говорите, черного с белым не носите» и представляет собой игру, позволяющую выявить умение ребенка действовать по правилу, что невозможно без произвольного внимания, произвольной памяти и произвольной регуляции деятельности.

В Приложении представлены вопросы методики, которые были заданы всем детям одинаково. На основании изученного содержания мы выделили критерии психологической готовности к школьному обучению. На основании критериев и показателей нами были выделены три уровня психологической готовности к школьному обучению, общая характеристика которых представлена в таблице 2.