Файл: Кадровое планирование и его значение (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МЕБЕЛЬНОЙ ФАБРИКИ «Л – МЕБЕЛЬ»
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОМПАНИИ «Л-МЕБЕЛЬ»
3.1. Мероприятия по совершенствованию кадрового планирования мебельной фабрики
3.2. Разработка программы по повышению квалификации персонала
Политику по планированию и управлению персоналом в компании «Л-Мебель» осуществляет кадровая служба, подчиненная генеральному директору, в чьи задачи входит:
1. Обеспечение предприятия кадрами: определение потребности в трудовых ресурсах, их поиск и ознакомление с условиями труда;
2. Подготовка и повышение квалификации персонала;
3. Оформление трудовых контрактов;
4. Организация оплаты труда, подразумевающая определение структуры оплаты труда и льгот;
5. Выявление и устранение социальной напряженности внутри персонала;
6. Координация работы по улучшению условий труда и соблюдению техники безопасности на рабочих местах.
Структура кадровой службы мебельной фабрики представлена на Рисунке 9.
Рисунок 9. Организационная структура кадровой службы «Л-Мебель» [21]
Рассмотрим основные направления кадрового планирования персонала, применяемые в компании «Л-Мебель».
Планирование потребности персонала заключается в определении количественной и качественной структуры работников компании.
Основными применяемыми технологиями по планированию и управлению персоналом в компании являются:
-
- работа со структурой персонала;
- система кадрового планирования, подбора и отбора персонала в целях улучшения социальной и профессиональной структуры сотрудников для снижения психологической напряженности. Компания старается принимать на работу сотрудников среднего возраста со стажем работы в мебельном производстве и высшим техническим образованием.
- соблюдение благоприятных условий труда, соответствующим нормам по организации труда на торговом предприятии;
- работа с материальным и нематериальным стимулированием персонала (рост фонда оплаты труда, система обучения сотрудников за счет фирмы).
Система планирования персонала «Л-Мебель» решает следующие основные задачи:
-
- эффективное привлечение трудовых ресурсов для нужд компании (размещение на сайтах компании информации о предстоящих мероприятиях компании, производственных проектах с целью привлечения квалифицированного персонала);
- подготовку и обучение персонала с целью придания им соответствия с задачами компании (имеется собственный мебельный цех, где ежемесячно проводятся мастер-классы по техническим вопросам производства мебели);
- комплексную оценку вклада каждого работника в деятельность компании (материальное и нематериальное стимулирование);
- обеспечение конкурентоспособности и долгосрочности взаимоотношений между работодателем и персоналом (закрепление кадров за компанией).
Кадровое планирование кампании «Л-Мебель» осуществляется на основе текущего и перспективного планирования количества кадров, его структуры (Приложение 1) на основе анализа текучести персонала.
Одним из фактов, подтверждающих эффективность и правильность методов планирования персонала компании, является анализ текучести кадров (таблица 4).
Таблица 4
Анализ текучести кадров в компании «Л-Мебель» [21]
Среднесписочная численность персонала основного производства 2019 г., чел. |
|
Данные по таблице 4 показывают, что в целом в компании наблюдается снижение текучести кадров за счет роста фонда оплаты труда и грамотному кадровому планированию необходимой численности работников, как одной из технологий управления персоналом.
Рисунок 10. Рост оплаты труда в компании [21]
Из приложения 1 видно, что в компании в основном работают люди среднее возраста, причем мужчин больше, чем женщин, примерно с похожим стажем работы и уровнем образования. Из этого вытекает одна из благоприятных характеристик организации труда на предприятии – это отсутствие психологического дискомфорта и конфликтов в процессе трудового процесса в компании.
Поэтому можно говорить о том, что в компании все работники заняты на своих местах соответственно уровню образования и стажа работы. Также на предприятии действует многоуровневая система подготовки и увеличения квалификации персонала.
Следующим направлением кадрового планирования в компании «Л-Мебель» является планирование карьеры, а также разработка программ по повышению квалификации работников фабрики.
Под планированием карьеры в компании понимается определение долгосрочных перспектив каждого сотрудника в данной компании. Планирование карьеры — одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов. Перечень профессиональных и должностных позиций в организации, фиксирующий оптимальное развитие работников для занятия им определенной позиции в организации, представляет собой карьерограмму. В компании «Л-Мебель» карьеограмма для принимаемого сотрудника технической специальности выглядит следующим образом:
Заместитель ген. директора по производству
Начальник отдела
Старший инженер
Инженер мебельного цеха
Рисунок 11. Карьеограмма технического специалиста в «Л-Мебель»
Таким образом, в мебельной фабрике для каждого типа сотрудников в соответствии с организационной структурой предприятия (Рис. 11), составляется своя карьеограмма, которая планирует карьеру каждого работника и предполагает его развитие с учетом постепенного овладевания им тем или иным набором навыков и опыта. Однако стоит отметить, что для некоторых должностей (например, бухгалтерия, юридическая служба) работа по развитию карьеры на фабрике не установлена.
Что касается направления планирования стимулирования персонала, то действующая в компании премиальная система (система месячного и квартального премирования) оплаты труда способствует развитию у работников всех категорий удовлетворенности своей работой и позитивному отношению к ней и, в свою очередь, стимулирует дальнейшее развитие активности и инициативы.
В компании применяются также следующие формы поощрения и мотивации: санаторно-курортное лечение, медицинское обслуживание и материальная помощь за счет средств компании, а также моральное поощрение. Регулярно выплачивается материальная помощь в связи с личными юбилейными датами, рождением детей, бракосочетанием, в связи со смертью близких родственников.
Также в компании разрабатывается направление кадрового планирования, связанного с повышением квалификации и обучения персонала компании. Управление профессионально-квалификационным продвижением на фабрике подразумевает создание таких условий, при которых изменение статуса работников и их добровольное перемещение в ту или иную социальную группу осуществлялись бы планомерно и в направлениях, желательных для производства и всего трудового коллектива.
Так, на рисунке 12 представлена действующая в «Л-Мебель» схема по квалификационному повышению и продвижению персонала.
Рисунок 12. Управление профессионально – квалификационным продвижением работников «Л-Мебель»
Также наиболее применяемым методом обучения работников на мебельной фабрике является проведение инструктажа. Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно в мебельном цеху и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором. Инструктаж, как правило, ограничен во времени, и ориентирован на освоение конкретных операций иди процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося.
Таким образом, в целом в компании действует развитая и давно применяемая система управления кадрами, которая включает в себя такие важные направления, как оценка, адаптация, мотивирование персонала. В целом, применяемые методы кадровой политики отвечают требованиям предприятия и помогают достигать хороших экономических результатов и стабильного положения компании на рынке.
Как было отмечено ранее, планирование персонала компании «Л-Мебель» стоится на основе применения следующей системы управления кадровым потенциалом компании:
-
- Разработка плановых показателей структуры персонала;
- Подбор и адаптация персонала;
- Организация труда и условий труда;
- Повышение мотивации труда путем совершенствование материальных и нематериальных форм стимулирования сотрудников.
Вместе с этим у компании существуют несколько проблем в организации системы планирования персоналом, которые включают в себя:
-
- Необходимость коррекции структуры персонала (привлечение кадров с высшим техническим образованием на будущие проекты компании);
- Необходимость пересмотра системы работы с резервом служащих в компании на возможные непредвиденные случаи;
- Необходимость контроля за своевременным повышением квалификации персонала;
- Отсутствие планирование карьеры некоторых категорий работников компании (бухгалтерия и юридический отдел),
- Расширение системы использования тестирования при приеме персонала с целью полного вымещения кадров, не имеющих должного образовательного уровня.
Анализ причин текучести кадров на основе опросов причин увольнения бывших работников компании также может помочь выявить некоторые проблемы в планировании персонала на предприятии.
Таблица 5
Причины текучести персонала в компании «Л-Мебель» [21]
По инициативе администрации |
% |
По инициативе сотрудника |
% |
Несоответствие должности |
10% |
Несоответствие заработной платы профессиональному уровню работника |
13% |
Невыполнение сотрудником дополнительного задания руководителя |
27% |
Нет перспективы проф. роста и карьеры |
24% |
Отсутствие работника на рабочем месте без уважительной причины |
28% |
Недостаточная оценка персонала |
13% |
Отсутствие стимулирования персонала на достижение и развитие способностей |
25% |
Таким образом, частым ответом уволившихся сотрудников была неудовлетворенность развитием карьеры сотрудников и трудового потенциала персонала (отсутствие стимулов для развития способностей сотрудников и стимулирования их на достижения).
Таблица 6
Преимущества и недостатки кадрового планирования «Л-Мебель»
Преимущества |
Недостатки |
|
|