Файл: Роль мотивации в поведении организации (Методы мотивации и стимулирования труда Понятие мотивации и стимулирования труда, основные).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить, что большинство опрошенных выбравших «материальную мотивацию сотрудников» и «условия труда» это рядовые работники, к ним относятся рабочие. Сотрудники более высокой должности, такие как бригадир, мастера выбирают «возможность карьерного роста» и только потом «материальную мотивацию сотрудников».

В результате проведенного опроса, выяснилось, что на разных уровнях управления, важными являются разные факторы мотивации. Так для работников более высокой должности это возможность карьерного роста, хорошая атмосфера в коллективе, а для рядовых работников это материальная мотивация, хорошие условия труда. Отсюда следует, что для каждого уровня управления нужен свой подход.

В рамках исследования системы стимулирования в ООО «Еврострой» был проведён опрос. В нём участвовали 45 сотрудников.

Оценка результатов проводится по следующей шкале степени удовлетворенности:

Высокая 0,7 - 1,0

Средняя 0,4 - 0,7

Низкая 0,0 - 0,4

Таблица 6

Степень удовлетворенности персонала системой материального

стимулирования

Содержание вопроса

Кол-во

уд.

ответов

Доля уд. ответов от общего числа работников

Индекс

удовлетв.

Степень

удовлетв.

1

Факторы ожидания

Ожидаете ли вы, что ваша успешная работа приведет к желаемому результату

32

72%

0,71

Высокая

Считаете ли вы, что полученные результаты приведут к ожидаемым вознаграждениям за этот результат

26

58%

0,57

Средняя

Представляет ли ценность для вас получаемое вознаграждение

36

80%

0,8

Высокая

2

Факторы

справедливости

Известен ли вам размер вознаграждения ваших коллег, получаемого за работу, аналогичную той, которую выполняете вы

18

40%

0,4

Средняя

Ваша реакция на сведения о более высокой оплате труда за аналогичную работу в вашем подразделении или в другом

11

24%

0,24

Низкая

Продолжение таблица 6

Как вы оцениваете отношение к себе как к работнику со стороны руководства по получаемому вознаграждению

13

29%

0,29

Низкая

Какова ваша комплексная оценка получаемого вознаграждения

20

44%

0,44

Средняя

Считаете ли вы, что затраченные вами усилия на выполнение работы высокие

22

49%

0,49

Средняя

4

Считаете ли вы себя способным работником

41

91%

0,91

Высокая

5

Как вы оцениваете свою роль в процессе коллективного труда на вашем предприятии

38

85%

0,85

Высокая

6

Уверены ли вы в том, что получаемое вами вознаграждение справедливо по отношению к результатам вашего труда

9

20%

0,20

Низкая


По данным проведенного исследования определена степень удовлетворенности системой материального стимулирования.

По результатам опроса высокой степени удовлетворенности соответствуют 4 параметра; средней - 4 и низкой - 3. Однако следует учитывать, что один параметр из среднего интервала близок к нижней границе по значению оценочной шкалы, и, следовательно, могут быть отнесены к низкой степени удовлетворенности.

В системе мотивации персонала заработная плата в полной мере не выполняет своей стимулирующей функции, так как работники не довольны уровнем заработной платы на предприятии.

Таким образом, система материального стимулирования в ООО «Еврострой» оценивается как удовлетворительная.

Анализ нематериального стимулирования

Еще одним важным фактором стимулирования является моральное стимулирование. Анализ проводился методом анкетирования работников. В анкете озвучивались параметры морального стимулирования, характеризующие психологические, социальные и моральные качества трудовой деятельности.

В опросе участвовали 45 сотрудников.

Шкала оценки вопросов аналогична по анализу материального стимулирования. Степень удовлетворенности (индекс удовлетворенности)

Высокая 0,7 - 1,0 Средняя 0,4 - 0,7 Низкая 0,0 - 0,4 [25]

Таблица7

Степень удовлетворенности персонала системой морального стимулирования

Содержание вопроса

Кол-во

уд.

ответов

Доля уд. Ответов от общего числа работников

Индекс

удовлетв

Степень

удовлетв.

1

Факторы ожидания

Ожидаете ли вы, что ваша успешная работа приведет к возможности карьерного роста

31

69%

0,69

Средняя

Считаете ли вы, что полученные результаты приведут к ожидаемому вниманию со стороны коллег за этот результат

32

71%

0,71

Высокая

Какую ценность представляет для вас организация отдыха

32

71%

0,71

Высокая

2

Факторы справедливости

Известны ли вам случаи похвалы ваших коллег со стороны руководства, получаемого за работу, аналогичную той, которую выполняете вы

19

43%

0,43

Средняя

Ваша реакция на более комфортные условия труда работника, который выполняет аналогичную работу в другом подразделении

9

20%

0,2

Низкая

Считаете ли вы справедливым степень внимания со стороны руководства за проявленную вами инициативу

16

35%

0,35

Низкая

Какова ваша комплексная оценка получаемого морального поощрения

18

40%

0,4

Средняя


Продолжение таблицы 7

3

Считаете ли вы, что затраченные вами усилия на выполнение работы высокие

21

47%

0,47

Средняя

4

Считаете ли вы себя способным работником

41

91%

0,91

Высокая

5

Как вы оцениваете свою роль в процессе коллективного труда на вашем предприятии

38

85%

0,85

Высокая

6

Уверены ли вы в том, что получаемое вами признание со стороны коллег и руководства справедливо по отношению к результатам вашего труда

18

40%

0,40

Низкая

По данным проведенного исследования определена степень удовлетворенности системой морального стимулирования.

По результатам опроса высокой степени удовлетворенности соответствуют 4 параметра; средней - 4 параметров; низкой - 3 параметр.

Таким образом, степень удовлетворенности организацией и условиями труда в ООО «Еврострой» оценивается как низкая. Однако параметры, по которым степень удовлетворенности оценивается, как средняя близки к нижней границе индексного интервала оценки и поэтому могут быть приравнены к низкой степень удовлетворенности.

Показатели степени удовлетворенности говорят о неэффективной организации труда, неэффективной системе морального стимулирования и мотивирования труда и необходимости ее совершенствовать.

В результате анализа выяснилось, что высокой степени удовлетворенности системой морального и материального стимулирования соответствуют интервалы, характеризующие ожидания. А средней и низкой, характеризующие отношение работников к существующим системам морального и материального стимулирования.

Прежде всего, они не удовлетворены существующей системой вознаграждения и условиями труда.

2.3 Выявление основных мотивационных факторов сотрудников

Анализ материальной и нематериальной системы мотивации персонала выявил высокую неудовлетворенность сотрудников. Было принято решение провести анонимное анкетирование и узнать, что на самом деле является главным нематериальным мотивационным фактором для сотрудников, т.к. именно на нематериальные факторы идет ориентация в разработке инновационной системы мотивации.


В опросе приняли участие 45 человек. Выбрать можно было только один ответ.

Таблица 8

Основные мотивационные факторы сотрудников компании ООО «Еврострой»

Вопрос

Варианты

ответа

Количество

чел.

%

1

Удовлетворены ли вы существующей

А) Да

4

9%

системой мотивации

Б) Нет

41

91%

2

Нужна ли вам вообще система мотивации

А) Да

42

93%

персонала

Б) Нет

3

7%

3

Интересно ли было бы вам получать бонусы

А) Да

17

38%

не деньгами, а в какой-либо другой форме

Б) Нет

28

62%

4

Заинтересованы ли вы в профессиональном

А) Да

43

96%

развитии

Б) Нет

2

4%

5

Хотели бы вы, чтобы была возможность

А) Да

44

98%

получить бонусы для своей семьи за качественную работу

Б) Нет

1

2%

6

Если бы у вас была возможность выбрать

А) Себе

19

42%

бонус для себя, своей жены (своему мужу),

Б) Жене

11

25%

своего ребенка одинаковой стоимости, то что бы вы предпочли

В) Ребенку

15

33%

7

Ограничиваете ли вы себя в покупках ради того, чтобы купить какие-то вещи кому-то из членов вашей семьи

А) Да Б) Нет

38

7

84%

16%

8

Какую сумму в месяц вы тратите за

развлечения (походы в кино, кафе, бильярд,

сауну и т.д.)

А) 0

6

13%

Б) 0-2000

23

51%

В) 2000-4000 Г) Более 4000

14

2

31%

5%

Продолжение таблица 8

9

Главным для вас мотивационным фактором

А) Моя

17

38%

выступит ваша потребность, потребность

Б) Жены

11

24%

вашей второй половины, потребность вашего ребенка

В)Ребенка

17

38%

10

Если бы компания предложила вам на

А) Бар

15

33%

выбор поход в бар (сауну), сертификат на

Б) Спа

9

20%

Спа-процедуры или сертификат в детский магазин. Что бы вы выбрали?

В) Магазин

21

47%

11

Вам было бы интересно поучаствовать в

А) Да

39

87%

новой системе мотивации персонала с учетом того, что к ней придется подстроиться, но в тоже время она принесет определенные бонусы

Б) Нет

6

13%

12

Готовы ли вы получать премии не деньгами,

А) Да

32

71%

а значимыми вещами, которые бы удовлетворили ваши потребности

Б) Нет

13

29%


По результатам данного анкетирования можно сделать вывод о том, что большинство сотрудников недовольны действующей системой мотивации персонала, по своей сути на предприятии ООО «Еврострой» она практически отсутствует. Есть лишь денежные материальные поощрения, что, безусловно, мало. В то же время, люди хотят грамотную и проработанную систему мотивации персонала, готовы даже к ней адаптироваться и подстроиться под нее. Что касается предпочтений сотрудников компании, то здесь мы видим расхождения во мнениях, для кого-то самое важное удовлетворить себя, кто-то в первую очередь думает о своей семье. Это следует учитывать при разработке методике мотивации и стимулирования персонала.

Степеньзаинтересованности каждого сотрудника должна быть высокой. Конечно, большинство сотрудников хотели бы получать бонусы и премии деньгами, но мировой и российский опыт показывает, что этот фактор мотивации неэффективен. Теперь на основе изученного материала и анализа компании нужно подумать, как же наиболее эффективно замотивировать сотрудников данного предприятия.

Заключение

Мотивация - это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости. Существует также разница между понятиями "мотивация" и мотивирование". Мотивация - это, как правило, внутреннее побуждение на человека к действию, а мотивирование - это внешнее побуждение, например, организации на человека, направленное на достижение целей именно организации. Исходя из определения, можно сделать вывод, что человек для достижения определенных целей затрачивает различные усилия, тогда задачей мотивирования становится побудить человека таким образом, чтобы он прилагал столько усилий, сколько необходимо для достижения положительного и качественного результата максимально эффективными способами в короткие сроки.

Методы мотивации и стимулирования труда на предприятии принято разделять как материальные и нематериальные. Материальные в свою очередь подразделяются на денежные и неденежные. К денежным стимулам относят: заработная плата, премии, надбавки, доплаты, в свою очередь к неденежным относится: питание, путевки, страховой медицинский полюс, мобильная связь, транспортные расходы и т.д.