Файл: Эффективность менеджмента организации (Целевой подход и системный подход к оценке организационной эффективности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Культура задачи рассчитывается на способность группы повысить эффективность работы и объединить, отождествить сотрудника с целями организации. [46]

Культура личности. В этой культуре личность находится в центре, человек делает то, что хорошо умеет делать в рамках общей цели, и поэтому к нему прислушиваются. Этот стиль характерен для работы инновационных подразделений, венчурных (рисковых) групп.

Выбор подходящей культуры и структуры организации зависит от следующих факторов: истории и формы собственности, размера организации, технологии работ, целей и задач, внешней среды и людей. Изменение любого фактора требует адаптации организации, если она стремится быть эффективной.

Системное изменение культуры влечет за собой изменение поведения людей и может вывести организацию на новую качественную ступень.

Выделяются три возможных способа адаптации организации:

-посредством обсуждения;

-посредством воспроизводства (предполагает децентрализацию или деление на подразделения, в которых культура и структура формируются в соответствии с различиями во внешней среде);

-посредством дифференциации (основывается на том, что все виды деятельности организации могут быть сгруппированы в четыре категории, каждой из которых лучше всего соответствует определенная культура: устойчивое состояние, инновационная, кризисная, руководство). [19]

Суммируя все изложенное, можно сказать, что организационная культура — это важный фактор в достижении эффективности организации. [36]

2. Пути повышения эффективности менеджмента в организации

Повышение эффективности менеджмента в организации должно осуществляться на основе системного подхода. Одним из возможных вариантов такого рассмотрения является «схема 7-С» компании Маккинси, в которой выделены семь взаимосвязанных направлений анализа, оценки и совершенствования системы управления организации.

На основе анализа результатов деятельности организации и исследования ее системы управления разрабатываются и осуществляются следующие меры по повышению эффективности менеджмента, затрагивающие все ее основные элементы:

1.Совершенствование структуры управления организацией, максимальное ее упрощение, децентрализация большинства функций, определение полномочий руководителей с учетом квалификации и личных качеств.


2. Выработка стратегии развития организации на основе анализа ее сильных и слабых сторон, разработка философии и политики организации, охватывающей все ее функциональные области.

3.Разработка информационной системы организации, обеспечивающей эффективную коммуникационную связь между сотрудниками и подразделениями. Разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы стимулирования.

4.Необходимая для эффективной профессиональной деятельности работника сумма навыков накапливается с помощью системы постоянного повышения квалификации работников на основе обучения, переподготовки, развития инициативы, творчества.

5.Разработка системы подбора, обучения, оценки и перемещения руководящих кадров, планирование карьеры руководителей, применение стиля руководства, адекватного внутренним и внешним факторам, воздействующим на организацию.

6.Применение наиболее эффективных методов подбора персонала, его оценки, формирование работоспособного, совместимого состава работников, создание максимально благоприятного социально-психологического климата.

7.Упорная работа по созданию культуры организации, выработке совместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками.

Работа над повышением эффективности менеджмента может начинаться с любого элемента, того, совершенствование которого является для организации наиболее актуальным. Важно лишь иметь при этом в виду взаимосвязь элементов друг с другом.

В процессе повышения эффективности менеджмента в систему управления организацией вносятся самые разнообразные изменения, в том числе весьма радикального характера. Управление процессом изменений считается одной из самых трудных, но и престижных задач для руководителей, обеспечивающих организационное развитие.

Главным признаком качества управленческой деятельности выступает качество труда, отражающее его сущностные особенности и производительную силу. Качество труда проявляется в качестве продукта труда. Именно качество продукта труда выступает функциональным назначением управленческого труда. [14]

Качественными характеристиками управленческого труда выступают:

-творчество как форма умственного труда;

-предприимчивость (инициативность);

-инновационность;

-оперативность (своевременность);

-коллективный характер (партнерство, корпоративность);

-уровень риска;

-ответственность (правовая, социальная, моральная);

-экономичность;


-производительность;

-результативность.

Качество менеджмента как процесса воздействия проявляется в его активизирующей, организующей, направляющей, мотивирующей силе, что определяется правильным выбором средств и методов воздействия, процедур их реализации. О качестве воздействия можно судить лишь после его реализации. До реализации решений можно говорить лишь о методологии обоснования, соблюдений принципов и методов формирования воздействия и предполагаемом качестве. Качество воздействия отражается в его реализуемости, своевременности, правильности выбора путей и средств решения производственно-хозяйственной проблемы. [44]

При оценке процесса выработки и реализации управленческого решения используются следующие качественные характеристики: оптимальность (критерий выбора наилучшего варианта); оперативность (критерий соответствия решения во времени с потребностью производства); экономичность (критерий - минимальный размер затрат или ресурсов); рискованность (критерий - минимизация вероятности и уровня потерь); социальная значимость (критерий - максимизация полезности для общества); правовая/защищенность (критерий - нормативно-правовая обеспеченность); коммуникативность (критерий - надежность и гибкость связей). Критериии

Таким образом, наиболее характерными формами понятия "качество менеджмента" выступают:

-качество управленческого труда;

-качество персонала (профессионализм);

-качество ресурсов и потенциала управления;

-качество процессов управления, со

2.1 Результативность менеджмента

Эффективность управления - это результативность данной деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Эффективность управления определяется степенью и количеством целей, достигнутых предприятием за определенный период времени, и зависит от действий всех уровней аппарата управления, которые должны быть ориентированы на достижение единой цели организации.

Целью менеджмента является создание условий для долгосрочного существования и развития организации, которые могут быть реализованы при грамотном воздействии на персонал и партнеров. В связи с переходом российской экономики на рыночные отношения цели организации должны быть адаптированы к потребностям общества и экономики в целом.

В результате успех предприятия зависит от степени удовлетворенности потребителя предлагаемыми ему товарами или услугами.


Проблема в оценке эффективности управления заключается в том, что, в отличие от прибыльности бизнеса, которая измерима, трудно непосредственно измерить удовлетворенность клиентов. В результате этот показатель привязан к доходу или той же прибыли, поскольку чем выше удовлетворенность клиентов, тем больше вероятность, что они вернутся в магазин в той же компании или порекомендуют его своим друзьям.

Необходимо отметить, что товар, в своем натуральном выражении доведенный до потребителя, определяется как конечный продукт (результат).

В результате оценка реализации цели определяется путем сравнения ее с конечным результатом, то есть безопасностью потребностей общества. Но в то же время цель предприятия должна объективно отражать потребности потребителя в соответствии с производственными возможностями и взаимосвязями.

Точная формулировка цели имеет первостепенное значение для успеха организации, поскольку ошибки в ее утверждении могут привести к самым ужасным последствиям.

Для того чтобы их избежать или сгладить, разрабатываются промежуточные цели, которые конкретизируют главные и воплощаются наряду с ними.

В работе компании должно соблюдаться соответствие значимости главных и промежуточных целей.

В случае если главной цели уделяется излишнее внимание, то промежуточным оно уделяется недостаточно.

В результате главная цель не достигается в связи с неполной разработкой и реализацией ее этапов.

Обратная ситуация приводит к дезорганизации и деградации предприятия.

Оценка результатов менеджмента осуществляется с помощью следующих показателей:

-уровня достижения целей, рассчитываемого как отношение конечного результата к запланированной величине;

-степени удовлетворенности потребностей определяемого через отношение конечного результата к величине существующей потребности;

-величины потенциальной потребности, прогнозируемой отделом маркетинга, включающей неудовлетворенную или вновь возникшую потребности;

-определения доли продукции на рынке, на которой специализируется предприятие;

-устойчивости конкурентных преимуществ с точки зрения их прогрессивности и рейтинга;

-потенциальных возможностей развития предприятия, определяемых запасом мощностей и обеспеченностью его ресурсами.

Результативность менеджмента определяется при следующих условиях:

- если достигнуты конечные цели организации и в них реализована ее миссия и главная цель;


- если достигнута результативность отдельных производственных звеньев и функциональных подразделений предприятия;

- конечные результаты соизмеримы с потребностью;

- определена потенциальная потребность, в соответствии с которой определяется направление дальнейшей деятельности фирмы.

Оценка результативности менеджмента дает возможность определить вероятные цели и направления деятельности предприятия в соответствии с имеющимися и потенциальными потребностями рынка.

3. Современные подходы к оценке эффективности деятельности организации

3.1 Целевой подход и системный подход к оценке организационной эффективности

Обеспечение эффективности организации является основной задачей и областью компетенции менеджеров. В зависимости от стратегических намерений высшего руководства, оно оценивается разными методами и в соответствии с разными критериями. Высокая эффективность организации достигается благодаря эффективной системе управления, направленной на рациональное использование всех организационных ресурсов и их постоянное совершенствование за счет соответствующей организационной. Важной задачей управления является обеспечение эффективности ее деятельности. [53]

Организационная эффективность (лат. effectivus - исполнение, действие) как часть стратегии развития предприятия является актуальным вопросом для современных организаций, когда предприятиям и организациям необходимо системное и долгосрочное планирование развития. Развитие предприятия зависит от пути процесса трансформации его структурной конфигурации что достигается при реализации стратегии развития. Потребность в теоретической основе организации и эффективности трансформации в процессе реализации стратегии развития появилась задолго до большинства современных методов построения организационных структур. [7]

Развитие теории и практики менеджмента всегда был направлен на поиск способов повышения эффективности функционирования организаций. В частности, классическая школа менеджмента сосредоточено на формировании теории научного управления ресурсами, поскольку в начале XX в. эффективность измерялась способностью экономической организации производить продукцию с наименьшими затратами. Поэтому среди принципов эффективного управления доминировали рациональное распределение труда, иерархия, единовластие, централизм (Ф. Тейлор, М. Вебер, А. Файоль и др.).