Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Теоретические основы понятия внешней и внутренней среды организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Любое предприятие находится в постоянном обмене с окружающей средой. Организационная среда – это элементы и факторы, которые окружают любую организацию, и влияет на процессы, которые в ней протекают. Она является источником, который обеспечивает организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на требуемом уровне.

Внешняя среда или как часто ее называют, деловая среда, находится за пределами организации. Внешняя деловая среда образуется в процессе деятельности фирмы, непрерывно испытывающей влияние множества разнообразных факторов и меняющейся с течением времени. Определенный состав потребителей товаров и услуг компании обусловлен полем ее деятельности, специфическими особенностями продукции и услуг, рынками сбыта, масштабом производства, ценами на товары и услуги, и прочих факторов. Эта среда очень разнообразна и оказывает существенное влияние на деятельность всех организаций. Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.

Рабочая гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие современной организации должно проводиться с учетом факторов внешней и внутренней среды и эффективность структуры определяется ее возможностью адекватно реагировать на внешние вызовы с целью обеспечения выживания и развития.

Основная цель исследования – выявить факторы внешней и внутренней среды, влияющие на развитие современной организации ООО «Премиум».

В соответствие с целью, необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы понятия внутренней и внешней среды,

- проанализировать внутреннюю и внешнюю среду ООО «Премиум»,

- разработать мероприятия по совершенствованию ООО «Премиум».

Объектом исследования является ООО «Премиум», а предметом – внешняя и внутренняя среда предприятия.

Теоретическую и информационную основу исследования составляет учебно-методическая литература, публикации в периодической печати нормативные и законодательные акты Российской Федерации, прочая научно-практическая информация по теме исследования.

Курсовая работа изложена состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Методологическими основами исследования является диалектико-материалистический метод познания и основанные на нем общенаучные, специальные и частно-научные методы. В работе использованы анализ и обобщение литературы по теме исследования, структурные методы анализа, графические методы.


1. Теоретические основы понятия внешней и внутренней среды организации

1.1 Понятие внешней среды

Внешняя среда — это комплекс хозяйствующих субъектов, общественных, экономических и природных условий, межгосударственных и национальных структур, а также других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия, и которые влияют на все сферы его деятельности. Внешнюю среду обуславливают внешние факторы влияния [2, с.228].        Внешними факторами являются условия, которые предприятие не в силах изменить, но должно отслеживать в своей работе. Этими факторами выступают правительство, потребители, экономические условия и т.д.

Внешняя среда организации содержит как угрозы, которые могут стать препятствием для развития организации, так и возможности, открывающиеся перед ней. И лишь те организации, которые по максимуму используют возможности внешней среды и минимизируют влияние угроз, смогут быть успешными на рынке.

Именно анализ факторов внешней среды и их прогноз позволяют организации быстро адаптироваться к изменениям и принимать стратегические решения по дальнейшему развитию [8].

Однако анализ этих факторов невозможен без четкого понимания того, что представляет собой внешняя среда. С этой целью проанализируем подходы различных авторов к пониманию понятия внешняя среда.

Таблица 1.1 – Определение понятия внешняя среда в трактовке различных авторов

Определение

Автор

Внешняя среда – это комплекс факторов, оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансово-хозяйственную деятельность компании.

Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов

Внешняя среда – совокупность элементов, условий, факторов и сил, которые воздействуют на организацию извне, тем самым меняя ее поведение.

А.Д. Тюрина

Внешняя среда – совокупность факторов (условий и организаций), оказывающих воздействие на деятельность фирмы.

И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева

Внешнее окружение, подобно луковице, состоит из концентрически расположенных сфер, которые оказывают воздействие на деятельность организации.

Д. Кэмпбел, Дж. Стоунхаус, Б. Хьюстон

Внешняя среда – среда функционирования любой организации, с которой она находится в определенных связях и взаимодействиях.

В.Л. Семиков, В.Д. Ушаков

Внешняя среда – среда функционирования экономического субъекта, возникающая и существующая независимо от его деятельности и при этом оказывающая существенное воздействие на него.

А.Н. Головков


Как следует из таблицы 1.1, все авторы сходятся во мнении, что внешняя среда – это совокупность элементов, факторов, воздействующих на организацию извне и оказывающих на нее существенное влияние.

Под влиянием внешней среды организация меняет свое поведение. И это очевидно, поскольку, не изменив поведение в ответ на динамику факторов внешней среды, организация может потерпеть поражение в конкурентной борьбе [3].

Отметим важнейшие характеристики внешней среды:

– взаимосвязанность факторов внешней среды, которая определяется как уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие. Таким образом, изменение одного из факторов внешней среды может повлиять на изменение другого фактора;

– сложность внешней среды – это число факторов, на которые организация должна реагировать, и уровень изменчивости каждого фактора;

– подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Отмечается, что подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и выше для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения;

– неопределенность внешней среды означает соотношение между количеством информации о среде в распоряжении организации и уверенностью в достоверности этой информации [5, с.456].

Основными принципами, которые необходимо учитывать при организации исследования внешней среды являются принципы объективности, системности, развития, релевантности, регулярности, гибкости и нравственности.

В своих теориях авторы чаще всего выделяют среду прямого и косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия (микросреда, непосредственное деловое окружение) – это «непосредственное окружение организации, формируемое такими субъектами среды, которые напрямую влияют на деятельность определенной организации». Причем взаимодействие микросреды и организации происходит в двустороннем порядке. И любые изменения, происходящие в микросреде, могут незамедлительно повлиять на деятельность компании, причем результаты изменений бывают весьма драматичными для организации.

Д. Кэмпбел, Дж. Стоунхаус, Б. Хьюстон определяют микросреду, или ближайшее окружение, как сферу, в которой компании приходится взаимодействовать с другими организациями каждый день [10, с.306].

Поскольку среда прямого воздействия осуществляет взаимодействие с организацией в двустороннем порядке, то логичным будет вывод о том, что факторы среды прямого воздействия могут оказывать непосредственное влияние на конкурентную позициювлия организации и соответственно на выбор её конкурентной стратегии.


Важно понимать, что внутренняя и внешняя среда организации занимает очень важную роль, при планировании проекта. Изменения, которые происходят в макросреде имеют огромное значение для любой организации. Так, для коммерческого сектора, они могут способствовать сужению или расширению рынков, «зарождению» или же «смерти» какой — либо отрасли. Управляющие и владельцы должны быть готовы к потенциальным и происходящим изменениям. Они должны предвидеть вероятные последствия этих изменений для отрасли, организации и его рынка [7, с.215].

Отслеживание данных факторов в период всего жизненного цикла организации — является одним из главных особенностей для поддержания в «тонусе» организации.

Таблица 1.2 - Направления анализа внешней среды

«Ближние» факторы

«Дальние» факторы

Воздействие на фирму прямого характера. Факторы способствующие эффективной работе усложняют ей жизнь.

Косвенное влияние на фирму, то есть через факторы «ближнего» окружения

Потребители. Поставщики. Конкурентная среда. Государство. Местные властные структуры. Профсоюзные и объединения в сфере торговли.

Экономика. Законодательство. Политические тенденции. Жизнь общества в социальной и культурной сферах.

Следует отметить, что факторы внешней среды очень различны с факторами внутренней среды организации. Таким образом, можно выделить следующие пункты, которые, непосредственно относятся к внешней среде организации:

— социальные факторы;

— технологические факторы;

— экономические;

— политико-правовые факторы [2, с.228].

Уровень индивидуального дохода, общественные ценности, образ и качество жизни — составляющие социального фактора. За последнее время, мы видим: рост валют, падение цен на нефть и инфляцию, соответственно стабильный рост материального благосостояния потенциального клиента равен нулю. Если клиент мог себе позволить два года назад потратить 15000 тысяч рублей в месяц на услугу, которая не входит в пункт «первая необходимость», то сейчас, учитывая все социальные факторы внешней среды, можно смело сказать, что и половину от той суммы, что клиент тратил на непредвиденные траты он не потратит на данный момент.

Технологические факторы, которые оказывают большое влияние на различные нововведения, инновации в области конкретной организации, за которыми управляющие или владельцы должны следить, так как можно потерять конкурентные позиции. Данная среда «ответственна» за появление новшеств, следовательно, расширяет перечень предоставляемых услуг и увеличивает количество конкурентов. Клиенту нужно быстрое предоставление услуг и эффективные результаты, и постоянные «новинки» в отрасли организации. Следовательно, если организация не следит за новшествами, новинками, инновациями, то теряет клиентуру, что в свою очередь перетекает к потере конкурентного преимущества [18, с.122].


Колебания валютных рынков, повышения курса доллара и евро, относительно рубля напрямую затрагивают коммерческий сектор на рынке предоставления услуг населению. Постоянные скачки курса валют по отношению к рублю приводят к удорожанию всех расходных позиций (движимого имущества), которым пользуется организация. С ростом цен на расходные продукты (для предоставления качественной услуги) организация вынуждена повышать цены на свои услуги, дабы избежать банкротства. Важный фактор, при анализе внешней среды, отслеживание всех экономических показателей, таких как рост цен на позиции, которые постоянно закупает организация, для дальнейшего использования и предоставления клиенту. Не следует и забывать о демократичном поднятии цен, провести статистику (сравнить) цены компаний-конкурентов и не в коем случаи не завышать. Слишком завышенная цена – может отторгнуть постоянных клиентов, и не принести новых. Всегда нужно оставаться конкурентно способным [24].

Такие исследователи, как Томпсон и Стрикланд предложили примерный набор характеристик, положительное заключение по которым должно позволить составить список сильных и слабых сторон организации, а также список возможностей и угроз для нее, заключенных во внешней среде. Авторами работы составлен краткий SWOT – анализ персонала (табл.1.3).

Таблица 1.3 – Swot анализ

Матрица Свот

Внешняя среда

Возможности

угрозы

Внутренняя среда

Силы

Меры, которые надо внедрить, чтобы при реализации организационных сил осуществить реализацию возможностей

Меры, основанные на элементах силы и используемые для ухода от опасностей

Слабости

Меры, которые необходимы для преодоления слабостей на базе открывающихся возможностей

Меры, сводящие слабости к минимуму для ухода от опасностей

Законодательные акты, поправки обновляются каждый день. Очень важно контролировать все нововведения, касаемо закона. Новые нормы СанПина, лицензирование определенной услуги, оказываемой клиенту. Чтобы в последствии, не привело к закрытию организации до устранения замечаний со стороны органов государственной власти, нужно контролировать процессы внесения поправок в законодательные акты для своей организации. Если же вашу компанию закроют на некоторые время представители власти, то это послужит плохой репутацией.

Усовершенствованная модель SWOT-анализа называется SNW – анализ. Strengths — сильные стороны, Neutrals — нейтральные стороны, Weaknesses — слабые стороны. SNW-анализ обращает свое внимание на среднерыночное состояние (N), в отличие от анализа сильных и слабых сторон по матрице SWOT. Главной причиной рассмотрения среднерыночного состояния является победа в конкурентной борьбе предприятия, которое относительно всех своих конкурентов по всем характеристикам, кроме одной ключевой, находится в среднерыночном состоянии, и только одна характеристика является сильной стороной предприятия [31, с.139].