Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Теоретические основы понятия внешней и внутренней среды организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

PEST – анализ используется для того, чтобы проанализировать макросреду. Он основывается на исследовании политических, экономических, социальных и технологических факторах. Существует две вариации этого анализа: STEP- и PEST — анализ. Вариант STEP-анализа используется в странах, где отмечается стабильная политическая система и развитая экономика. Главным образом учитываются технологические и социальные факторы. Для анализа макросреды стран, где слаборазвитая экономика, либо экономика переживает  переходный период, используется вариант PEST-анализа, где главным образом учитываются политические и экономические факторы.

 При выборе какого-либо варианта данного анализа основанием является приоритетность учета тех или иных групп факторов с точки зрения возможного влияния и стабильности факторов для наблюдения. Любой вариант данного анализа помогает выявить политические, экономические, социальные и технологические факторы. Однако, при проведении этого анализа необходим системный стратегический анализ каждого из четырех основных фактора, так как они все тесно взаимосвязаны [2, с.228].

Таким образом, предприятие анализирует внешнюю среду, для того чтобы обеспечить свое успешное продвижение к намеченным целям, выработать стратегию деятельности, которая обеспечит ей наиболее благоприятное сосуществование. Анализ внешней среды является важным инструментом, который помогает руководству предприятия разработать систему мониторинга за важнейшими внешними ресурсами и процессами, осуществить мероприятия для снижения рисков, возможность влияния на действия, как конкурентов и поставщиков, так и на спрос потребителей. У предприятия не имеется возможности контролировать внешнюю среду, однако оно может эффективно адаптироваться к ней, следить за изменениями, происходящими в ней, прогнозировать эти изменения и своевременно на них реагировать.

Изучение и анализ внешней среды организации позволит увидеть ваши сильные и слабые стороны. Понять в каком положении находится ваша организация, какие факторы влияют на существование в благоприятной среде, и что мешает развитию и осуществлению новых проектов. Так как запуск нового проекта в вашей организации напрямую зависит от факторов внешней среды, нужно тщательно провести сбор информации, сопоставить все составляющие введения нового проекта. В условиях риска, а сейчас для любой коммерческой организации, требующей определенных затрат на новый проект, внешняя среда организации-риск. (инфляция, падение индивидуального дохода, и т.д.).


Для более полного представления положения в организации и в дальнейшем применения стратегического планирования (с учетом риска) или же в условиях риска, нужно рассматривать внешнюю среду комплексно, учитывая все факторы, влияющие на организацию. Только при комплексном анализе, можно оценить все факторы влияния внешней среды на организацию. Применить дополнительные механизмы к анализу и планированию дальнейшего действия на развитие компании [12, с.16].

К факторам политического воздействия, которые оказывают влияние на организацию, относятся изменения в законодательстве. (область налогообложения и лицензирования). Чаще всего, коммерческие организации по предоставлению услуг населению, используют разную продукцию, производителями которых являются различные страны. Из этого следует, что любой конфликт между Россией и другими странами может повлечь за собой проблемы для ряда организаций, которые ведут сотрудничество. Частые сбои в поставке продукции, прекращение обслуживания официальных представителей компаний поставщика. Поэтому, не конфликтные, а благоприятные политические отношения между странами имеют огромное значение для компаний-покупателей. Если же будут сбои в поставках, не будет продукта, следовательно, не будет предоставляться услуга. Так организация потеряет клиентов, пока не найдет иного поставщика, не уступающего качеством предыдущему.

1.2 Понятие и особенности внутренней среды организации

Внутренняя среда организации — это совокупность факторов, которые формируют долгосрочную её доходность и находятся под непосредственным контролем руководителей и персонала организации [2, с.228].

Любая организация состоит из элементов (отделов, служб, групп, отдельных исполнителей), их ролей и отношений, определённых иерархией, полиархией (разновидность горизонтальной координации, при которой взаимодействуют работники, которые не подчиняются друг другу и стоят на одном иерархическом уровне или занимают одинаковые должности). Эти роли, отношения и кодексы могут иметь официальные и неофициальные аспекты деятельности [8].

Внутренняя среда предприятия объединяет все функциональные зоны внутри производственной системы. Она состоит из множества компонентов (ресурсов), которые различаются в зависимости от функциональных областей деятельности фирмы, связанных с принятием управленческих решений. Микросреда вырабатывает решения по деятельности предприятия в условиях воздействия на неё со стороны основных сил, внешних по отношению к фирме (основными генераторами этих сил являются поставщики, конкуренты и потребители — представители макросреды).


Так, в состав внутренней среды организации традиционно включают следующие ресурсы:

  1. технические ресурсы (особенности производственного оборудования, инвентаря, основных и вспомогательных материалов);
  2. технологические ресурсы (динамичность средств технологии, наличие конкурентоспособных идей, научные разработки и т.п.);
  3. кадровые ресурсы (квалификационный, демографический состав работников, их способность адаптироваться к изменению цели подразделения);
  4. пространственные ресурсы (характер производственных помещений, территории, коммуникации, возможность расширения);
  5. ресурсы организационной структуры системы управления (характер и гибкость управляющей системы, скорость прохождения управляющего воздействия);
  6. информационные ресурсы (характер информации, распространяемой о самой производственной системе во внешней среде, возможность повышения ее достоверности и т.п.);
  7. финансовые ресурсы (состояние активов, ликвидность, наличие кредитных линий) [24].

Внутри предприятие разделено на несколько функциональных областей, общих для всех типов фирм и систем. Рассмотрим кратко их назначение:

  1. кадровая функция — обеспечивает производственной рабочей силой и другими человеческими ресурсами. Все управленческие действия, связанные с оплатой наёмной рабочей силы, благосостоянием и условиями найма сгруппированы в этой функции;
  2. финансы и бухгалтерский учёт — эта функция имеет дело с денежными аспектами бизнеса. Бухгалтерский учёт включает сбор, обработку и анализ финансовых данных, а финансы — управление средствами в плане их роста и расходов;
  3. обеспечение поставкой — предполагает организацию процесса обслуживания производственной системы материально-техническими ресурсами;
  4. научно-исследовательская функция — развитие и совершенствование продукта и процесса производства;
  5. распространение продукции — поставка товаров и предоставление услуг потребителям;
  6. производственная функция — обеспечение процесса изготовления товара (оказания услуги), принятие решений в сфере технологий, календарного планирования производства и запасов, контроля качества;
  7. маркетинг — выявление и удовлетворение потребностей потребителя. Маркетинг обеспечивает интеграцию всех внутренних функциональных структур для принятия рыночно-ориентированных решений [18. с.122].

Внутренняя среда предприятия формируется под влиянием факторов внешней среды, государственного регулирования, а также принятия множества управленческих решений внутри самого предприятия с целью достижения наилучших результатов хозяйственно-финансовой деятельности. Внутренняя среда находится под непосредственным контролем руководителей предприятия и специалистов аппарата управления.


Внутренняя среда предприятия состоит из множества взаимосвязанных групп факторов. Одними из наиболее важных являются производственно-технические факторы, обеспечивающие непосредственно процесс изготовления товара, объединяющие всю производственную мощь предприятия, что в совокупности помогает достичь желаемого успеха в деятельности предприятия. На все составляющие внутренней среды большое влияние оказывают технологии, которые применяются на предприятии.

Социальные условия и составляющие  комплекс социальных отношений между работниками предприятия: их способности и отношение к труду, мотивация, организационная и производственная культура, профессиональная и деловая этика в процессе выполнения партнерами взаимных обязательств, взаимоотношения с властными структурами. Данное понятие рассматривается очень широко, оно объединяет весь комплекс взаимодействий между людьми, которые работают на предприятии, ведь от их умения, навыков и работоспособности в большинстве случаев зависит  благосостояние всего предприятия.

В более развитых предприятиях все больше стали обращать внимание на такой значимый фактор, как деловые отношения и поведение сотрудников. Данный фактор очень важен в современных условиях, он оказывает большое воздействие на взаимоотношение и поведение людей, способствует установлению контактов с коллегами, эффективно влияет на выбор потребителей [4, с.381].

Немаловажны и экономические факторы включающие движение капитала и денежных средств, уровень производительности труда, показатели эффективности использования основного и оборотного капитала и нематериальных активов, и прежде всего рентабельности ресурсов. Рассматриваемый фактор объединяет процессы обеспечения эффективного использования и движения денежных средств на предприятии.

Особое значение в ряду факторов внутренней среды предприятия занимает информационная составляющая. Она включает в себя весь состав организационно-технических средств предприятия. Информационные технологии помогают работникам предприятия избавиться от стандартных трудоемких операций по подготовке информации для принятия решения. Все это способствует эффективному управлению предприятием.

Маркетинговый фактор имеет важное значение среди факторов внутренней среды предприятия. Данный фактор объединяет процессы, которые связаны с реализацией продукции это и стратегия продукта,  ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке, а так же выбор рынков сбыта и систем распределения. Таким образом, маркетинговый фактор осуществляет удовлетворение потребностей покупателей в товарах или услугах предприятия.


Все переменные внутренней среды тесно переплетаются с факторами внешней среды и влияют друг на друга. Успешная деятельность предприятия во многом зависит от внешнего окружения.

2. Анализ внутренней и внешней среды ООО «Премиум»

2.1 Анализ внутренней среды предприятия

Оптовый поставщик строительных материалов, лесоматериалов и сантехнического оборудования ООО «Премиум»  сегодня относится к числу одних из передовых строительных организаций. Благодаря умелым действиям и качественному менеджменту  удалось максимально охватить своими услугами весь регион, поставляя современную и главное надежную продукцию самым разным потребителям. Среди партнеров многочисленные строительные компании района и ряда соседних регионов, которые работают у нас на подряде, магазины строительных материалов и другой сопутствующей продукции, также определенное число организаций коммунальной отрасли и ряда других сфер экономической деятельности.

 Очень важным показателем эффективности и надежности является то, что среди постоянных потребителей и заказчиков есть и такие, которые не только не один год, а практически с самого рождения ООО «Премиум» используют услуги себе во благо. Это подтверждает то, что ООО «Премиум» никогда не допускает срывов исполнения заданий, четко соблюдаем все пункты сделок. И к тому же предлагаем самые доступные расценки.

Рассмотрим структуру управления предприятием на рисунке 2.1

Рисунок 2.1 – Структура управления ООО «Премиум»

Из рисунка видно, что главенствующую роль на предприятии занимает директор ООО «Премиум», которому подчиняются все остальные сотрудники, занимающие управленческие должности. Директор руководствуется в своей работе действующим законодательством и несет всю полноту ответственности за принимаемые решения. Так же, директор ведет общее руководство над всеми вышеперечисленными руководителями и их подразделениями. Директор должен грамотно планировать материальные и людские ресурсы завода, так же вести контроль и учет движения производимой продукции, используемого сырья.