Файл: Законы и подзаконные акты (Понятие, признаки и источники права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 529

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все виды источников права, которые окончательно сформировались при возникновении второй, а затем и третьей формы (ипостаси) права, являются в историческом ракурсе вторичными видами источников права. Видно, что вторичных источников права, также как и первичных, три.

Таким образом, очевидна разница в разграничении источников права, которая существует при их классификации на первичные и вторичные в историческом ракурсе по сравнению с предыдущим основанием их деления на источники основные и дополнительные[24].

В функциональном разрезе к первичным источникам права относятся те их виды, в которых содержатся первичные нормы права, нормы, в которых формулируются отправные, исходные для регулирования общественных отношений правовые положения, нормы, которых не существовало в правовой системе до их создания соответствующими правотворческими структурами. Обычно такие положения формулируются в основных источниках права. Вот почему две классификации – разделение источников на первичные и вторичные, а также их классификация на основные и дополнительные – очень плотно пересекаются. Вместе с тем, далеко не всегда в основных источниках права содержатся первичные нормы права[25].

4) По юридическому весу источники права делятся на главные, основные и дополнительные. Рассматриваемый критерий разделения источников права – площадь «правового поля», которую фактически занимает тот или иной вид источников права и которая характеризует его юридический вес. Если образно представить всю площадь правового поля, на которой одновременно присутствуют все виды источников права, а все виды источников права представить в качестве отдельных пирамид, которые построены на основании внутривидовой иерархии, то на площади правового поля будет одновременно размещаться ряд пирамид разной высоты. Причем самой высокой пирамидой будет пирамида, представляющая главный источник права. Все остальные пирамиды будут меньше главной пирамиды (источника), а их высота будет зависеть от ряда обстоятельств. Так, пирамида из второго основного, но не главного вида источников права, будет возвышаться над остальными, но уступать по высоте главной пирамиде. Значительно ниже главной и второй основной будут пирамиды из дополнительных видов источников права[26].

В целях надлежащего ранжирования отдельных видов источников права, которые используются в национальной правовой системе, можно было бы также употреблять понятие юридической силы с уточнением – межвидовая юридическая сила[27]. В таком случае понятие юридической силы в традиционном смысле слова можно рассматривать в качестве теоретической конструкции, которая позволяет ранжировать источники права одного и того же вида, например, нормативные правовые акты, договоры нормативного содержания, прецеденты и т.д. Можно предположить, что юридическая сила в каждом отдельном виде источников права будет иметь свои особенности, которые обусловлены специфическими иерархическими зависимостями, складывающимися внутри этих видов источников права. А в фундаменте отмеченных иерархических зависимостей будут находится специфические материальные и формальные критерии. Сказанное означает, что понятие юридической силы требует дополнительных исследований и её нельзя сводить к месту органов государства, которые принимают соответствующие источники права, в механизме государства и объяснять рядом дополнительных формальных или материальных критериев[28].


5) По способам фиксации источники права делятся на писаные и неписаные. Источники права – внешнюю форму существования и закрепления действующего права, его норм – отдельные авторы разделяют на письменные (писаные) и неписаные. Разумеется, письмо – одно из важнейших средств фиксации, внешнего выражения и закрепления действующего права. С помощью письма важнейшее качество права – формальная определенность его норм – получает надлежащее закрепление. Вместе с тем, значительная часть даже современного права выражается и через другие формы – символы, знаки и т.д., существует в форме неписаных правовых обычаев, «джентльменских» договоров нормативного содержания и т.д[29].

Например, такие источники права, как правовой обычай и договор нормативного содержания могут быть как писаными, так и неписаными, могут существовать как в устной, так и письменной форме. В этом смысле классификация источников права на писаные и неписаные не является безупречной[30]. И если классификация права в целом на право писаное и право неписаное имеет конкретное содержание и теоретико-методологическую значимость, то классификация его источников по этой же самой примете не имеет конкретного содержания, поскольку не разделяет однообразно источники права на таксономические группы.

6) По способам придания юридической значимости отдельные авторы разделяют источники права на официальные и неофициальные. Но, как представляется, такое разделение источников права, так же как и их классификация на писаные и неписаные, не является безупречным и вызывает ряд вопросов[31]. Прежде всего, корректно ли вообще относительно «резервуаров» действующих норм права использовать понятие (термин) неофициальные источники права? Думается, что не корректно, так как все источники права являются официально признанными «резервуарами» действующего права и все они без исключения являются обязательными для правоприменителей. Другое дело, форма (способ) придания официальности – а точнее, юридической значимости[32].

Юридическую значимость можно придать посредством нормативно-правового закрепления официального статуса источника права либо путём молчаливого согласия (санкции). Возможно, лучшим вариантом классификации источников права по способам придания юридической значимости было бы их деление не на официальные и неофициальные, а на нормативно закрепленные и молчаливо признаваемые (или санкционированные). Возможны и другие варианты названий для соответствующих групп источников права, которые получаются в результате их классификации по форме (способах) придания юридической значимости[33].


Если нормативно-правовое закрепление действующих видов источников права совершается в Основном законе страны (или в другом источнике права), мы имеем дело с цивилизованным путём придания юридической значимости отдельным видам источников права, если же официальность (признаваемость) осуществляется с молчаливого согласия государства и общества, мы имеем дело с традиционным (условно) путём придания юридической значимости. Наилучшим вариантом цивилизованного пути придания юридической значимости всей системе источников права является разработка специального закона (кодекса) об источниках права.

7) По распространенности в исторических и существующих правовых семьях источники права делятся на традиционные и нетрадиционные. Традиционные источники встречаются без исключения во всех исторических и ныне существующих правовых семьях[34]. Границы действия традиционных источников, их разделение на основные и дополнительные меняются в каждой правовой семье, они могут существенно отличаться даже в отдельных национальных правовых системах одной и той же правовой семьи, но набор традиционных источников права остается неизменным, в их состав входят: правовой обычай, правовой прецедент, договор нормативного содержания, доктрина (наука), священное писание и нормативный правовой акт. К нетрадиционным источникам права можно отнести все остальные источники права, которые официально признаны в качестве хранилища, резервуара действующих источников позитивного права, но по большинству существенных признаков не соответствуют традиционным источникам права[35].

8) В зависимости от типа и вида правовых систем источники права делятся на типичные и нетипичные. Разделение источников права на типичные и нетипичные конкретизирует предварительную классификацию на предмет соответствия традиционных и нетрадиционных источников права параметрам определенного типа и вида правовой семьи. Если соотношение между традиционными и нетрадиционными источниками права соответствует структуре зависимостей, которые характерны для типа и вида правовой системы, то они относятся к типичным источникам права, а если не соответствуют – к нетипичным[36].

Итак, к нетипичным источникам права относятся те источники права, которые не только по форме или содержанию – а главное, по месту в системе источников права – нельзя отнести к определенному типу и виду правовых систем[37].


9) По соответствию определенной модели источников права все источники позитивного права делятся на классические и модифицированные. Классификация источников права по данному основанию конкретизирует предыдущую, но не совпадает с ней[38].

Разделение же источников права на классические и модифицированные основано на изучении модельных параметров отдельных видов традиционных источников права. К классическим источникам права относятся все традиционные источники права, как основные, так и дополнительные. К модифицированным источникам права относятся источники позитивного права, которые получаются в результате трансформации модели традиционных источников права под воздействием определенных факторов[39].

Таким образом, именно модель традиционных источников права является решающей для включения всех остальных источников права в состав модифицированных. К категории модифицированных источников права относятся различные по названию, происхождению и функциональному назначению источники позитивного права. Модификация традиционных источников права происходит по самым разным основаниям, которые требуют специального исследования. В самом общем плане можно отметить, что одна группа модифицированных источников получается в результате органического сочетания признаков классического источника права и индивидуальных правовых актов.

ГЛАВА 2. ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ИХ МЕСТО И РОЛЬ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1 Понятие и структура нормативно-правовых актов

Этот вид источников права на данный момент является самым главным, а принимать их может только государство. В совокупности они образуют иерархическую систему, во главе которой находится Конституция, а на нижних уровнях располагаются уставы местных органов самоуправления. Между ними по области охвата и значимости находятся указы президента, постановления правительства и акты различных министерств и правительственных ведомств[40].


Любой вид нормативного источника права должен обладать следующими признаками: фиксация текста в письменной форме; текст описывает требуемые нормы поведения; документ исходит от правительственных органов или должностных лиц; документ принимается по установленному законом порядку; все такие акты находятся в иерархическом соподчинении и не противоречат друг другу[41].

Органы государственного управления и высшие должностные лица выпускают также ненормативные или индивидуальные акты, касающиеся отдельных лиц или организаций. Они используются при назначении министров или награждении кого-либо[42]. Кроме того, ненормативные акты могут издаваться в ходе судебных процессов в виде приговоров и решений. Особенность таких документов состоит в том, что они утрачивают юридическую силу сразу по выполнении содержащихся в них предписаний и решают текущие вопросы.

Итак, основным источником права являются нормативные правовые акты, т.е. акты, содержащие правовые нормы, что и отличает их от индивидуальных правовых актов, таких, к примеру, как приговор, решение суда по гражданскому делу и пр.

Определение понятия нормативного правового акта было, в частности, сформулировано Государственной Думой РФ в Постановлении Государственной Думы РФ от 11.11.1996 № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд РФ»: «Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение»[43].

В 1996 году Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации. В 2004 году при рассмотрении во втором чтении данный проект был отклонен Государственной Думой и снят с рассмотрения. А между тем, как считает В.А. Черепанов, «как виды федеральных законов, так и их иерархическая структура могут быть установлены путем принятия Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», но не обычного закона, а федерального конституционного»[44].

По мнению С.Н. Волковой, «нормативные правовые акты характеризуются рядом особенностей[45]: