Файл: Законы и подзаконные акты (Понятие, признаки и источники права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 526

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

е) преследование стратегических целей, интересов и задач;

ж) обладание высшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам права»[70].

Наиболее существенные признаки закона, «помогающие понять смысл законотворчества, как процесса понятия закона, таковы:

1) издается только высшими представительными органами государственной власти или принимается путем референдума;

2) закон регулирует наиболее важные общественные отношения в административно-политической, экономической, социально-культурной и международной сферах жизни;

3) обладает наибольшей юридической силой среди других нормативных правовых актов;

4) отличается от других актов наиболее общей нормативностью и распространяется на неопределенно множественное число случаев применения;

5) характеризуется длительностью существования и действия;

6) принимается на основе установленных норм законодательного процесса»[71].

Высшая юридическая сила закона закреплена в Конституции Российской Федерации, в ч. 2 ст. 4 которой сказано, что «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Как и все иные нормативные акты, законы исходят от государственной власти. Закон принимается только органом законодательной власти или референдумом. Союз «или» не означает, что после проведения референдума орган законодательной власти устраняется от принятия закона, но итоги референдума дают ответ, насколько принимаемый закон справедлив и одобрен согражданами[72].

Таким образом, законы – это акты, обладающие высшей юридической силой. Все иные нормативные правовые акты в государстве издаются на основе законов, в соответствии с ними и им противоречить не могут. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения. Кроме того, это акты, принятые в особом порядке, а порядок принятия законов определяется Конституцией РФ и регламентами представительных органов власти[73].

Посредством Конституции РФ как Основного закона страны и федеральных законов закреплены основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, структура, функции государственной власти и управления и т.д.

Существующие различия в процедуре принятия и изменения законов отражают их неодинаковую значимость среди нормативных правовых актов. Так, более упрощенная по сравнению с конституционными законами процедура принятия и изменения обыкновенных законов означает их меньшую глобальность, функциональность и стабильность.


2.3 Подзаконные акты в механизме правового регулирования

На сегодняшний день подзаконные нормативные правовые акты по количеству занимают ведущее место среди общего массива нормативных правовых актов, действующих в России. Поэтому основные признаки, характеризующие данную категорию правовых актов, заслуживают детального изучения. Подзаконные акты обладают всеми характеристиками нормативного правового акта[74].

В настоящее время в отечественном законодательстве не существует официального легального закрепления понятия и признаков нормативного правового акта (впрочем, как и ненормативного правового акта). Чаще всего в правоприменительной и правотворческой практике, а также в науке рассматриваются признаки нормативного правового акта, сформулированные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» от 29 ноября 2007 г. № 48[75].

Нормативные правовые акты характеризуются рядом особенностей[76]:

-имеют правотворческий характер, т.е. в подзаконных актах устанавливаются, отменяются или изменяются нормы права;

-направлены на урегулирование новых общественных отношений или же на изменение либо прекращение уже существующих правоотношений;

-издаются в пределах компетенции конкретного правотворческого органа;

-рассчитаны на неоднократное применение;

-обязательны для всех субъектов права кому адресованы эти акты, и это означает, что подзаконные акты признаны государством и его институтами;

-имеют официальную документальную форму, особую структуру (например, деление на статьи, пункты, абзацы) и обязательные реквизиты.

Лазарев В.В. под подзаконным нормативно-правовым актом понимает одну из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний[77].

Не субъекты и даже не характер акта определяют его принадлежность к подзаконным актам. Главное их свойство состоит в том, что они содержат нормы права и имеют подзаконный характер. Верховенство закона и подзаконность иных актов нашли конституционное закрепление.


Подзаконные акты являются незаменимым средством обеспечения исполнения законов. В механизме реализации законодательных норм подзаконным актам принадлежит наряду с процессуальными законами основополагающее значение в качестве юридической основы всей правореализующей деятельности[78].

В зависимости от положения органов, издающих подзаконные акты, их компетенции, а также характера и назначения самих актов подзаконные акты делятся на несколько видов. Ведущее место среди подзаконных актов принадлежит указам Президента, постановлениям Правительства. Министры издают приказы и инструкции и т.д.

К подзаконным нормативным актам, имеющим превосходящую юридическую силу по отношению к ведомственным актам и актам местных органов, относятся постановления и распоряжения правительства. В них часто содержатся первичные нормы, но они также должны быть исполнительскими[79].

Подзаконные нормативные акты отдельных ведомств, как правило, регулируют внутриведомственные отношения. Однако некоторым из центральных ведомств, например МПС, МВД, в строго ограниченной сфере предоставляется право издавать акты внешнего действия. Случается, что какие-то акты принимаются вразрез с законом, ущемляют права и интересы граждан. Но тогда положение поправляется актами конституционного правосудия[80].

Местные подзаконные акты издаются территориальными органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления. Они распространяются на всех лиц, проживающих или находящихся на территории края, области, земли, района, города, поселка, села.

Локальные подзаконные акты издаются администрацией для решения своих внутренних вопросов. Они распространяют свое действие только на членов данного ограниченного коллектива людей. Локальные акты касаются, например, дисциплин труда, его организации, взаимоотношений между различными подразделениями[81].

В условиях демократизации общества и углубления, самоуправленческих начал могут получить дальнейшее развитие санкционированные подзаконные акты. Это издаваемые с предварительного разрешения государства (или приобретающие юридическую силу после утверждения в компетентном государственном органе) нормативные акты общественных объединений, трудовых коллективов, сходов граждан. Они могут иметь как местное, так и локальное значение[82].


Особое место в системе нормативных актов занимают акты президентской власти. Они относятся к подзаконным актам и в принципе должны носить исполнительский характер. С юридической точки зрения только в условиях чрезвычайного или военного положения и только на основе Конституции президентские акты могут приостанавливать или корректировать законы.

Достойна внимания позиция Абдулаева М.И., который к нормативно-правовым актам относит юридический акт компетентного органа, изданный «на основе и во исполнение закона» и ему не противоречащий[83].

К подзаконным нормативно-правовым актам он относит:

-нормативные постановления представительных органов (парламента);

-нормативные указы и распоряжения Президента;

-нормативные постановления и распоряжения Правительства;

-нормативные указы глав субъектов в составе Федерации;

-нормативные постановления правительств субъектов в составе Российской Федерации;

-нормативные приказы и инструкции министерств и ведомств;

-нормативные постановления, распоряжения и приказы краевой, областной и иной местной администрации.

Афонина А.В. считает, что Подзаконные нормативные акты также являются разновидностью источников российского права, изданы на основе и во исполнение федеральных конституционных и федеральных законов. Им присущи определенные признаки[84]:

1)они должны основываться на законе, при этом обладать меньшей юридической силой по сравнению с ним;

2)должны быть изданы компетентным органом;

3)они регулируют значительный круг общественных отношений, при этом направлены на решение текущих задач, число подзаконных актов превышает число законов;

4)служат основанием для правоприменительной деятельности, но являются преимущественно инструментом оперативного воздействия на общественные отношения[85].

Классификация подзаконных нормативно-правовых актов выдвинутая Афониной А.В.:

1)на федеральном уровне:

-указ Президента РФ;

-постановление Правительства РФ;

-приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов;

2)на уровне субъектов Федерации:

-акты органов субъектов Федерации,

-акты органов самоуправления;

-уставы областей, республик, входящих в состав Российской Федерации[86].

Подзаконные акты, подчиняясь нормам закона, должны соответствовать друг другу. В зависимости от уровня той инстанции, которая издает подзаконный акт, он не должен противоречить актам вышестоящих инстанций.


Структура системы права и соотношение закона и подзаконного акта обеспечивает верховенство закона и сокращает сферу регулирования подзаконных актов. Столкновение закона и подзаконного акта (издание с нарушением компетенции принявшего подзаконный акт органа) влечет появление юридической коллизии[87].

Юридическая коллизия – возникшие противоречия между нормативными актами по одному и тому же вопросу.

Бошно С.В. в работе «Правоведение» рассматривая систему подзаконных нормативно-правовых актов, приходит к следующим выводам[88]:

1) Наибольшей юридической силой в системе подзаконных нормативно-правовых актов обладают указы Президента Российской Федерации.

Они издаются по вопросам компетенции главы государства, которые установлены главой 4 Конституции РФ. «Указы Президента РФ обязательны на территории всей страны. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам».

2) Акты Президента РФ могут быть нормативными и ненормативными. Их различие состоит в степени определенности их адресата, персонифицированности. Нормативные указы адресованы неопределенному кругу лиц[89].

Ненормативные акты (указы и распоряжения) могут быть продемонстрированы на примере указов по кадровым вопросам. Они представляют собой акты правоприменительные, так как созданы в соответствии с законным полномочием и адресованы конкретным людям.

3) Постановления Правительства Российской Федерации издаются на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они могут быть отменены Президентом РФ в том случае, если они противоречат Конституции России, федеральным законам и указам Президента РФ (ст. 115 Конституции РФ)[90].

Исполнение постановлений Правительства РФ обеспечивается в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов. В пределах этих полномочий органы исполнительной власти Федерации и субъектов образуют единую систему[91].

4) Акты федеральных органов исполнительной власти издаются всеми полномочными органами: министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, инспекциями, надзорами и другими ведомствами.