Файл: Законы и подзаконные акты (Понятие, признаки и источники права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 531

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– они устанавливают, отменяют или изменяют нормы права;

– направлены на регулирование новых общественных отношений или же на изменение либо прекращение уже существующих правоотношений;

– издаются в пределах компетенции конкретного правотворческого органа; – рассчитаны на неоднократное применение;

– обязательны для всех субъектов права, которым они адресованы;

– имеют официальную документальную (письменную) форму, особую структуру (например, деление на статьи, пункты, абзацы) и обязательные реквизиты;

– обеспечены мерами государственного принуждения;

– сохраняют свое действие независимо от исполнения закрепленных в них предписаний»[46].

Итак, мнения авторов относительно основных признаков нормативных правовых актов, в целом сходятся: это их официальный, государственный характер, документальная форма, волевое содержание и пр.

Например, С.В. Бошно называет следующие признаки нормативных правовых актов:

1) волевое содержание;

2) официальный характер;

3) входит в единую систему;

4) нормативность;

5) принимается в специальной процедуре;

6) издается компетентными органами и лицами;

7) регулирует общественные отношения;

8) гарантируется принудительной силой государства;

9) имеет форму и структуру, которые установлены законом;

10) содержит нормы права[47].

Волевое содержание нормативного правового акта означает, по мнению С.В. Бошно, «что он является формой выражения чьей-то воли, т.е. целенаправленной организующей силы»[48].

Относительно того, чью волю выражает нормативный правовой акт, С. С. Алексеев писал, что «акт во всех случаях выражает волю государства. Отсюда его властность, авторитарность»[49].

Только государство вправе наделять органы, организации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативные правовые акты, т.е. правотворческой компетенцией. Волевой характер нормативных правовых актов выражается и в принудительном воздействии на лиц, которые уклоняются от его исполнения. Важным признаком нормативного правового акта является его официальный характер. Это говорит о его непосредственной связи с государством.

Нормативный правовой акт издается органами государственной власти, другими уполномоченными органами, поэтому он «несет на себе отпечаток силы, его породившей»[50].


Один из признаков нормативного правового акта – это его связь с правотворчеством. Он направлен на установление, изменение или отмену юридических норм, поэтому он является средством развития всей правовой системы в целом.

Нормативные акты принимаются различными органами и организациями, но прежде всего государственные органы призваны заниматься правотворческой деятельностью, т.е. деятельностью по принятию юридических норм, их изменению, дополнению и отмене, замене новыми нормами, соответственно реалиям времени, требованию ситуации, сложившейся в государстве[51].

В.А. Лысенко, И.С. Крамской и Н.А. Рязанова указывают, что «правовая норма обладает нормативностью, которая характеризует юридические свойства нормы, ее способность выступать регулятором общественных отношений. Нормативность означает, что юридическая норма как государственное властное веление закрепляет общие, основные черты, признаки общественных отношений и подлежит обязательному исполнению или соблюдению субъектами конкретных правоотношений. Если какие-либо предписания, содержащиеся в тексте нормативно-правового акта, не обладают свойством нормативности, то они, соответственно, не могут использоваться в качестве регулятора общественных отношений»[52].

Нормативность является также важнейшим свойством нормативных правовых актов, поскольку нормативные правовые акты регулируют общественные отношения.

Правовое регулирование, по мнению В.А. Лысенко, И.С. Крамского и Н.А. Рязановой, «основывается на системе юридических норм, в которых закрепляется модель желаемого общественного порядка, т.е. с помощью правового регулирования отношения между субъектами облекаются в определенную правовую форму, имеющую изначально государственно-властный характер»[53].

Как пишет С.В. Бошно, «нормативность выражает всеобщность содержания и действия акта, который закрепляет порядок отношений, действующий как угодно долго во времени»[54].

Таким образом, нормативный характер акта выражается в том, что он рассчитан на многократное применение и касается неопределенного круга лиц. Но главный признак нормативного правового акта – его юридическая сила, поскольку данный признак отражает занимаемый нормативно-правовым актом уровень в иерархической системе законодательства.

Юридическая сила нормативного акта означает степень его воздействия на общественные отношения, его значение, зависящее от расположения в иерархии актов. Она определяет его место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. Юридическая сила нормативных правовых актов – это специфическая особенность, которая характеризует их соотношение и взаимозависимость по формальным обязанностям. Исходя из данного признака, нормативные правовые акты и подразделяют на законы и подзаконные акты[55].


Юридическая сила нормативно-правовых актов различна, и согласно общему правилу нормативные акты меньшей юридической силы не должны противоречить нормативно-правовым актам большей юридической силы. Степень юридической силы демонстрирует уровень подчиненности данного акта другим нормативным актам, устанавливает не только его местоположение, но и его роль в иерархии нормативных правовых актов[56].

Нормативные правовые акты – это элементы целостной системы, но каждый отдельно взятый акт должен быть представлен в виде иерархии и дифференцирован. Иерархическое построение – это не признак отдельного акта, а характеристика всей системы нормативно-правовых актов. Иерархия упорядочивает весь процесс правотворчества и правоприменения, поддерживает режим законности и конституционности.

Иерархию нормативных правовых актов в Российской Федерации и место в ней закона, как правило, представляют в следующем виде[57]:

– Конституция Российской Федерации;

– федеральные конституционные законы;

– федеральные законы;

– нормативные указы Президента Российской Федерации;

– постановления Правительства Российской Федерации;

– нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации;

– законы субъектов Российской Федерации;

– подзаконные акты органов власти субъектов Российской Федерации;

– локальные нормативные акты.

Данная иерархия нормативных правовых актов основана на их юридической силе, и на соподчиненности по отношению к иным нормативным правовым актам. Но, в частности, Ю.Р. Горлачев считает данную иерархию нормативно-правовых актов неполноценной[58].

Таким образом, нормативный правовой акт – это принятый правомочным органом или путем референдума, непрерывно действующий, касающийся неопределенного круга лиц, акт официальной формы, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативный правовой акт входит в единую систему, которая имеет иерархическое строение. Ведущее место в иерархической системе нормативных правовых актов занимает закон.

2.2 Законы в механизме правового регулирования

В ряду нормативных правовых актов закон занимает верховное положение. Закон В.А. Муравский называет конституированным источником права, поскольку «его содержание и обязательность установлены государством априори, до процесса актуализации права и не зависят от правоприменительного опыта и реальных качеств самого этого источника»[59].


Верховенство закона, его высшая юридическая сила признаны международным правом и практикой многих государств. Особое значение уделяется закону во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. В преамбуле Всеобщей декларации прав человека говорится о необходимости, чтобы «права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения»[60].

Затем в ст. 7 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. установлено, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона, а в ст. 8 сказано, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом и др.

Двумя веками ранее в 1768 году в ст. 6 Декларации прав и свобод человека и гражданина было указано: «Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании. Он должен быть единым для всех, охраняет он или карает. Все граждане равны перед ним и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями»[61].

Еще в начале XIX века (время зарождения русского законоведения) отечественными учеными исследовались вопросы теории и философии закона, понятия, содержания закона[62].

Рассматривались вопросы юридической техники, разработки законов, ответственности за нарушения закона, гарантий от злоупотреблений законодательных органов власти. Исследовались вопросы соотношения закона и подзаконных нормативных актов. В своих первых работах, написанных еще в начале XIX века, М.М. Сперанский писал, что «общий предмет всех законов есть учредить отношения людей к общей безопасности лиц и имуществ», «законы существуют для пользы и безопасности людей, им подвластных», причем все они ограничивают отдельную и естественную свободу человека и приводят ее в совместность со свободой других[63].

Не без влияния учений таких немецких философов как Г. Гегель и Ф. Савиньи русский ученый-законовед К.А. Неволин предложил идею положительного закона: «В целом идея закона воплощается в положительном законодательстве в историческом процессе, постепенно во времени, на разных пространствах и по-разному, в зависимости от особенностей характера народа»[64].


Особенное внимание проблеме закона уделял во второй половине XIX века Б.Н. Чичерин. Он рассматривал образование, действие, классификацию законов, разделяя их по форме, степени силы, времени действия и пространству. Исследуя принудительный фактор воздействия государственного закона, Б.Н. Чичерин писал: «Человеческий закон есть постоянное правило жизни. Юридический закон есть принудительное правило, определяющее права и обязанности лиц»[65].

В современном понимании многими авторами (например, В. В. Лазарев) закон характеризуется как «принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни»[66].

Закон – нормативно-правовой акт представительного высшего органа государственной власти (или гражданского общества, т.е. непосредственно народа), который регулирует важнейшие вопросы общественной жизни, устанавливает права и обязанности граждан, имеет высшую юридическую силу и принимается с соблюдением особой законодательной процедуры.

В отличие от других нормативно-правовых актов, закон, как пишет В.И. Шкатулла[67]:

1) принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке или принимается путем референдума – народного голосования;

2) охраняется государственной властью;

3) должен соответствовать Конституции;

4) не должен противоречить международному праву;

5) должен быть записан и опубликован;

6) нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов;

7) регулирует наиболее важные общественные отношения;

8) обладает наибольшей юридической силой после Конституции;

9) характеризуется стабильностью;

10) вид управленческого решения;

11) обязательное соответствие всех НПА, имеющих меньшую юридическую силу, закону;

12) является формой свободы, добра, правды и справедливости»[68].

Я.Н. Колоколов высказывает мнение, что закон обладает такими признаками и чертами как[69]:

а) нормативность и общеобязательность;

б) общий порядок принятия, изменения и отмены (а также толкования);

в) непосредственное выражение государственной воли;

г) опосредование им наиболее важных общественных отношений;

д) первичный характер содержащихся в законе норм;