Файл: Психологические особенности общения подростков (старшеклассников) с родителями (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 354
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Возрастной портрет старшеклассника
1.2 Межличностные отношения в старшем школьном возрасте
1.3 Взаимоотношения подростков и родителей
1.4 Стили родительского общения и воспитания
2 ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РОДИЕТЛЯМИ
2.1 Диагностика отношений старшеклассников с родителями
Анкета на умение общаться и круг общения подростков состоит из 13 вопросов, которые можно разделить на блока:
1) 1-5 вопросы посвящены общему представлению учащихся об общении;
2) 6-10 вопросы посвящены выяснению, умеют ли учащиеся вступать в контакт и поддерживать его, а также, трудности, связанные с этим;
3) 11-13 вопросы позволяют выяснить круг общения.
Проанализируем полученные данные первого блока вопросов, представленные в таблице 1.
№ вопр. |
Варианты ответов |
Количество учащихся |
1 |
Да |
20 |
Нет |
1 |
|
Не очень |
1 |
|
Не знаю |
8 |
|
2 |
Друзья |
15 |
Родители |
10 |
|
Со всеми |
3 |
|
С против. полом |
2 |
|
3 |
Узнавание новостей |
3 |
Обмен информацией |
8 |
|
Поддержка отношений |
5 |
|
Развлечение |
12 |
|
Не знаю |
2 |
|
4 |
Разговор (беседа) |
15 |
Передача информации |
8 |
|
Узнавание друг друга |
5 |
|
Не знаю |
2 |
|
5 |
Да |
19 |
Нет |
6 |
|
Не знаю |
3 |
Таблица 1
Анализ ответов вопросов по анкете показывает, что на вопрос: «Умеете ли вы общаться?», - отвечают положительно 20 из 30 учащихся, 1 – «нет», 1 – «не очень» и 8 – «не знают».
Что касается круга общения, то на вопрос «С кем вы предпочитаете общаться?» на первое место все ребята поставили друзей (сверстников, друзей постарше), на втором месте - родители, 3 человека ответили, что общаются со всеми.
Большинство опрошенных старшеклассников видят в общении развлечение –12 человек, 8 – обмен информацией, 15 учащихся общаются для участия в разговоре, беседе.
Из второго блока вопросов анкеты видно, что практически у всех ребят возникают проблемы в общении, особенно с взрослыми – родителями и учителями. 28 опрошенных ответили, что трудности в общении возникают; у 17 человек трудности проявляются в общении со взрослыми (11 учащихся ответили что трудности есть в общении с родителями, 9 – с учителями); не менее проблем в общении со сверстниками, особенно с представителями противоположного пола (5 человек – трудности в общении со сверстниками, 7 человек испытывают сложности в общении со сверстниками противоположного пола).
Последний, третий, блок анкеты позволяет выяснить, с кем подростки предпочитают делиться своими радостями и горестями, проводить свободное время.
Результаты представлены в виде таблицы 2.
№ вопр. |
Варианты ответов |
Количество учащихся |
11 |
Друзья вне школы |
12 |
Родители |
6 |
|
Сестра/ брат |
5 |
|
Одноклассники |
7 |
|
12 |
Один |
4 |
Мама |
8 |
|
Друзья вне школы |
10 |
|
Одноклассники |
6 |
|
13 |
Друг вне школы |
15 |
Родителям |
5 |
|
Маме |
10 |
|
Одноклассникам |
6 |
|
Всем |
2 |
Таблица 2
Полученные данные показывают, что друзья вне школы и одноклассники по-прежнему на первом месте, родители на втором. Когда стоит вопрос «С кем бы вы пошли к зубному?» или «С кем бы вы поделились волнующими вас вещами?», большинство учащихся отвечает «с друзьями вне школы» (10 - 15 человек) или « с родителями, с мамой» (8 -10 человек).
Полученные факты можно объяснить особенностями возраста. Современным подросткам свойственно утверждать свою независимость, самостоятельность в глазах взрослых. Данный возрастной период характеризуется особой конфликтностью учащихся с взрослыми, прежде всего с родителями и учителями.
Проанализировав данные методики диагностики «помех» в установлении контактов В.В. Бойко можно отметить, что в большинстве случаев старшеклассники уже научились контролировать эмоции, дозировать их и сближаться с людьми.
Результаты методики представлены в таблице 3.
№ |
«помехи» в установлении эмоциональных контактов |
количество учащихся |
1. |
Неумение управлять эмоциями, дозировать их |
5 |
2. |
Неадекватное проявление эмоций |
3 |
3. |
Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций |
7 |
4. |
Доминирование негативных эмоций |
6 |
5. |
Нежелание сближаться с людьми на эмоциональном уровне |
9 |
Таблица 3
Так у 12 человек из 30 тестируемых нет эмоциональных проблем в общении. Всего у 9 старшеклассников наблюдается нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе, возможно, это связано с особенностями возраста и растущей избирательностью в общении.
Ниже, в таблице 4, приведены обобщенные результаты по методике диагностики «помех» В.В. Бойко.
баллы |
количество учащихся |
результаты |
0 – 2 |
1 |
Ответы не искренне |
Не более 5 |
20 |
Эмоции не мешают общаться |
6 - 8 |
4 |
Эмоциональные проблемы |
9-12 |
5 |
Эмоции мешают контактировать |
Таблица 4
Таким образом, каких-либо конкретных, ярко выраженных эмоциональных «помех» у тестируемых учащихся нет, все данные находятся в пределах нормы, среднего показателя. В результате чего можно говорить о устойчивом, стабильном эмоциональном состоянии каждого учащегося и коллектива старшеклассников в целом.
Следовательно, несмотря на то, что по итогам проведенных исследований, у старшеклассников ярких и острых проблем и сложностей в общении нет. Подросткам необходима помощь специалиста по организации работы с молодежью, для организации и проведения мероприятий, направленных на улучшение уже имеющихся коммуникативных навыков и усвоение новых, на оптимизацию межличностных отношений в коллективе и взаимодействия с родителями.
Для уточнения и раскрытия содержания внутрисемейных отношений разработаны и эффективно используются многочисленные психологические методики, описывающие родительское поведение с точки зрения самих родителей. Родительское отношение понимается, как система разнообразных чувств по отношению к ребенку. Необходимо помнить, что дети, особенно подростки, иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают межличностные отношения. Одной из самых распространенных методик, описывающих межличностные отношения в семье с точки зрения подростков, является: «Методика незаконченных предложений для диагностики межличностных отношений» (Шевардин). Методика изучает установки, поведение и методы воспитания родителей в том виде, какими видят их дети в подростковом и юношеском возрасте. Тест эффективно используется для диагностики детско-родительских отношений в семьях подростков и организации социально-психологической помощи им, поскольку его применение позволяет родителям осознать, как их собственные поступки воспринимаются и оцениваются подростками и каким образом все это влияет на социально-психологическую адаптацию и формирование тех или иных личностных особенностей подростков. Особую ценность этой методике придает тот факт, что она отражает фактор семейного воспитания, которые оказываются скрытыми как от психологов, так и от самих родителей.
В данном случае данные, полученные с помощью данной методики, могут характеризовать общую картину взаимоотношений подростков с родителями, как видят ее подростки и как видят ее их родители. Выявленные ведущие тенденции могут позволить сформулировать наиболее актуальные и болезненные для подростков проблемы взаимоотношений с родителями, а значит, наметить основные пути помощи им в этой значимой для них области.
«Методика незаконченных предложений» содержит 30 предложений, делящихся на группЫ: отношение к семье, отношение к мужчинам (женщинам), отношение к себе, жизненные цели, отношение к отцу, отношение к матери, отношение к друзьям и знакомым.
По результатам методики составлена диаграмма:
По результатам методики видно следующее:
Отношение к семье, в общем хорошее. Отношения подростков между разными членами семьи варьирует: лучше всего они относятся к матери – 57% детей, к отцу только 26%, то есть в два раза меньше. Это объясняют тем, что многие отцы мало находятся дома или их поведение неадекватно (много и часто выпивает). Безразлично относятся к обоим родителям 11% подростков. Относится к своим родителям негативно – 6% подростков.
Таким образом, выясняется отношение подростков к своим родителям. После этого
Родительское отношение понимается, как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваютя при помощи теста - опросника родительских отношений (А.Я Варга, В.В. Столин).
Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».
Критериями оценки являются специальные шкалы: принятие/отвержение ребенка, кооперация, симбиоз, контроль, отношение к неудачам ребенка
Шкала: принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на выяснение, стремится ли взрослый к единению с ребенком или старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
Контроль. Данная шкала характеризует контроль взрослыми поведение своего ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.
Тест оценивается по баллам с помощью данных шкал. По шкале: принятие/отвержение: высокие баллы (от 24 до 33) – говорят о том, что у данного взрослого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. В данном случае родитель принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. А низкие баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой родитель считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением обижает ребенка.
Высокие баллы по шкале «Кооперация» (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает его способности, поощряет ребенка за успехи, старается быть с ним на равных. Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом.
Шкала "Симбиоз". Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком.
По шкале "Контроль" высокие баллы (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку свою волю. Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – свидетельствуют о том, что взрослый не контролирует действия своего. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки взрослого человека по этой шкале являются 3 - 5 баллов.
Шкала "Отношение к неудачам ребенка". Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Низкие баллы по шкале (1-2 балла) свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.