Файл: Психологические особенности общения подростков (старшеклассников) с родителями (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 354

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анкета на умение общаться и круг общения подростков состоит из 13 вопросов, которые можно разделить на блока:

1) 1-5 вопросы посвящены общему представлению учащихся об общении;

2) 6-10 вопросы посвящены выяснению, умеют ли учащиеся вступать в контакт и поддерживать его, а также, трудности, связанные с этим;

3) 11-13 вопросы позволяют выяснить круг общения.

Проанализируем полученные данные первого блока вопросов, представленные в таблице 1.

№ вопр.

Варианты ответов

Количество

учащихся

1

Да

20

Нет

1

Не очень

1

Не знаю

8

2

Друзья

15

Родители

10

Со всеми

3

С против. полом

2

3

Узнавание новостей

3

Обмен информацией

8

Поддержка отношений

5

Развлечение

12

Не знаю

2

4

Разговор (беседа)

15

Передача информации

8

Узнавание друг друга

5

Не знаю

2

5

Да

19

Нет

6

Не знаю

3

Таблица 1

Анализ ответов вопросов по анкете показывает, что на вопрос: «Умеете ли вы общаться?», - отвечают положительно 20 из 30 учащихся, 1 – «нет», 1 – «не очень» и 8 – «не знают».

Что касается круга общения, то на вопрос «С кем вы предпочитаете общаться?» на первое место все ребята поставили друзей (сверстников, друзей постарше), на втором месте - родители, 3 человека ответили, что общаются со всеми.

Большинство опрошенных старшеклассников видят в общении развлечение –12 человек, 8 – обмен информацией, 15 учащихся общаются для участия в разговоре, беседе.

Из второго блока вопросов анкеты видно, что практически у всех ребят возникают проблемы в общении, особенно с взрослыми – родителями и учителями. 28 опрошенных ответили, что трудности в общении возникают; у 17 человек трудности проявляются в общении со взрослыми (11 учащихся ответили что трудности есть в общении с родителями, 9 – с учителями); не менее проблем в общении со сверстниками, особенно с представителями противоположного пола (5 человек – трудности в общении со сверстниками, 7 человек испытывают сложности в общении со сверстниками противоположного пола).


Последний, третий, блок анкеты позволяет выяснить, с кем подростки предпочитают делиться своими радостями и горестями, проводить свободное время.

Результаты представлены в виде таблицы 2.

№ вопр.

Варианты

ответов

Количество

учащихся

11

Друзья вне школы

12

Родители

6

Сестра/ брат

5

Одноклассники

7

12

Один

4

Мама

8

Друзья вне школы

10

Одноклассники

6

13

Друг вне школы

15

Родителям

5

Маме

10

Одноклассникам

6

Всем

2

Таблица 2

Полученные данные показывают, что друзья вне школы и одноклассники по-прежнему на первом месте, родители на втором. Когда стоит вопрос «С кем бы вы пошли к зубному?» или «С кем бы вы поделились волнующими вас вещами?», большинство учащихся отвечает «с друзьями вне школы» (10 - 15 человек) или « с родителями, с мамой» (8 -10 человек).

Полученные факты можно объяснить особенностями возраста. Современным подросткам свойственно утверждать свою независимость, самостоятельность в глазах взрослых. Данный возрастной период характеризуется особой конфликтностью учащихся с взрослыми, прежде всего с родителями и учителями.

Проанализировав данные методики диагностики «помех» в установлении контактов В.В. Бойко можно отметить, что в большинстве случаев старшеклассники уже научились контролировать эмоции, дозировать их и сближаться с людьми.

Результаты методики представлены в таблице 3.

«помехи» в установлении эмоциональных контактов

количество учащихся

1.

Неумение управлять эмоциями, дозировать их

5

2.

Неадекватное проявление эмоций

3

3.

Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций

7

4.

Доминирование негативных эмоций

6

5.

Нежелание сближаться с людьми на эмоциональном уровне

9

Таблица 3

Так у 12 человек из 30 тестируемых нет эмоциональных проблем в общении. Всего у 9 старшеклассников наблюдается нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе, возможно, это связано с особенностями возраста и растущей избирательностью в общении.


Ниже, в таблице 4, приведены обобщенные результаты по методике диагностики «помех» В.В. Бойко.

баллы

количество учащихся

результаты

0 – 2

1

Ответы не искренне

Не более 5

20

Эмоции не мешают общаться

6 - 8

4

Эмоциональные проблемы

9-12

5

Эмоции мешают контактировать

Таблица 4

Таким образом, каких-либо конкретных, ярко выраженных эмоциональных «помех» у тестируемых учащихся нет, все данные находятся в пределах нормы, среднего показателя. В результате чего можно говорить о устойчивом, стабильном эмоциональном состоянии каждого учащегося и коллектива старшеклассников в целом.

Следовательно, несмотря на то, что по итогам проведенных исследований, у старшеклассников ярких и острых проблем и сложностей в общении нет. Подросткам необходима помощь специалиста по организации работы с молодежью, для организации и проведения мероприятий, направленных на улучшение уже имеющихся коммуникативных навыков и усвоение новых, на оптимизацию межличностных отношений в коллективе и взаимодействия с родителями.

Для уточнения и раскрытия содержания внутрисемейных отношений разработаны и эффективно используются многочисленные психологические методики, описывающие родительское поведение с точки зрения самих родителей. Родительское отношение понимается, как система разнообразных чувств по отношению к ребенку. Необходимо помнить, что дети, особенно подростки, иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают межличностные отношения. Одной из самых распространенных методик, описывающих межличностные отношения в семье с точки зрения подростков, является: «Методика незаконченных предложений для диагностики межличностных отношений» (Шевардин). Методика изучает установки, поведение и методы воспитания родителей в том виде, какими видят их дети в подростковом и юношеском возрасте. Тест эффективно используется для диагностики детско-родительских отношений в семьях подростков и организации социально-психологической помощи им, поскольку его применение позволяет родителям осознать, как их собственные поступки воспринимаются и оцениваются подростками и каким образом все это влияет на социально-психологическую адаптацию и формирование тех или иных личностных особенностей подростков. Особую ценность этой методике придает тот факт, что она отражает фактор семейного воспитания, которые оказываются скрытыми как от психологов, так и от самих родителей.


В данном случае данные, полученные с помощью данной методики, могут характеризовать общую картину взаимоотношений подростков с родителями, как видят ее подростки и как видят ее их родители. Выявленные ведущие тенденции могут позволить сформулировать наиболее актуальные и болезненные для подростков проблемы взаимоотношений с родителями, а значит, наметить основные пути помощи им в этой значимой для них области.

«Методика незаконченных предложений» содержит 30 предложений, делящихся на группЫ: отношение к семье, отношение к мужчинам (женщинам), отношение к себе, жизненные цели, отношение к отцу, отношение к матери, отношение к друзьям и знакомым.

По результатам методики составлена диаграмма:

По результатам методики видно следующее:

Отношение к семье, в общем хорошее. Отношения подростков между разными членами семьи варьирует: лучше всего они относятся к матери – 57% детей, к отцу только 26%, то есть в два раза меньше. Это объясняют тем, что многие отцы мало находятся дома или их поведение неадекватно (много и часто выпивает). Безразлично относятся к обоим родителям 11% подростков. Относится к своим родителям негативно – 6% подростков.

Таким образом, выясняется отношение подростков к своим родителям. После этого

Родительское отношение понимается, как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваютя при помощи теста - опросника родительских отношений (А.Я Варга, В.В. Столин).

Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

Критериями оценки являются специальные шкалы: принятие/отвержение ребенка, кооперация, симбиоз, контроль, отношение к неудачам ребенка

Шкала: принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на выяснение, стремится ли взрослый к единению с ребенком или старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.


Контроль. Данная шкала характеризует контроль взрослыми поведение своего ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Тест оценивается по баллам с помощью данных шкал. По шкале: принятие/отвержение: высокие баллы (от 24 до 33) – говорят о том, что у данного взрослого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. В данном случае родитель принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. А низкие баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой родитель считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением обижает ребенка.

Высокие баллы по шкале «Кооперация» (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает его способности, поощряет ребенка за успехи, старается быть с ним на равных. Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом.

Шкала "Симбиоз". Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком.

По шкале "Контроль" высокие баллы (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку свою волю. Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – свидетельствуют о том, что взрослый не контролирует действия своего. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки взрослого человека по этой шкале являются 3 - 5 баллов.

Шкала "Отношение к неудачам ребенка". Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Низкие баллы по шкале (1-2 балла) свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.