Файл: Психологические особенности общения подростков (старшеклассников) с родителями (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 352

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При обработке результатов теста выяснилось, что многие родители принимают своих детей такими, какие они есть, стремятся к сотрудничеству с ребенком, но при этом не все относятся демократично к поведению детей, не имеют единения с ребенком и чаще держат психологическую дистанцию, боясь обидеть или сделать неправильный шаг в воспитании. Таким образом, многие взрослые не понимают, как правильно отнестись к тому или иному поведению ребенка, как разделить с ним горести и радости, как отнестись к неудачам своего ребенка.

Поэтому необходимо правильно выбрать способы и действия, чтобы научить родителей общению с детьми в старшем школьном возрасте и наоборот.

2.2 Программа организации родительских собраний в школах

Проведение необходимых исследований на выявление особенностей общения подростков с родителями положило начало организации совместных родительских собраний для подростков и их родителей с присутствием психолога.

Цель: интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности.

Задачи:

  1. познакомить родителей с особенностями поведения подростков;
  2. обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношениях детей со взрослыми и наметить пути их решения;
  3. предложить практические рекомендации родителям по разрешению конфликтных ситуаций, связанных с агрессивными, спонтанными реакциями подростков.

В ходе собрания была разъяснена актуальная проблема взаимоотношений подростков с родителями. Использовались такие техники, как: упражнение «Ассоциации», портрет современного подростка. Также выяснены причины вызывающего поведения подростков, такие как:

1. Подросткам не хватает внимания взрослых.

2. Высокий уровень тревожности. 

3. Холерический темперамент.

4. Отсутствие душевной близости с родителями.

Родителям было объяснено, что ребенок воспитывается всем укладом жизни семьи, нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней. Все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое. Также родителям были оговорены принципы толерантного общения, такие как: свобода ребенку, никаких нотаций, компромисс в общении с подростком, уступать ребенку, не обижать, быть твердым и последовательным в своих эмоциях и решениях.


В ходе собрания были разработаны памятки для родителей и подростков, касающиеся особенностей их общения и поведения (см. Приложение 5)

Вывод по Главе 2

Полученные факты по результатам анкетирования, теста – опросника, методики незаконченных предложений и методики диагностики «помех» в установлении контактов В.В. Бойко, проведенных среди учащихся старших классов, можно объяснить особенностями возраста. Современным старшеклассникам свойственно утверждать свою независимость, самостоятельность в глазах взрослых. Данный возрастной период характеризуется особой конфликтностью учащихся с взрослыми, прежде всего с родителями. Очень важным фактором выступает социальная среда. Социальные условия в наше время приводят к изменению личностных параметров современных юношей. Таким образом, на втором месте, у подростков стоят сложности во взаимоотношениях с взрослыми, которые необходимо разрешать с помощью родительских собраний в школах, с целью объяснения им всей важности подхода и умения общаться со своими детьми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе рассмотрены основные психологические особенности взаимоотношений подростков с их родителями. Был проведен анализ психологической структуры личности подростков по отношению к родителям. Рассмотрены особенности развития эмоциональной сферы восприятия и проблемные вопросы взаимоотношений подростков и родителей. Основные цели и задачи данной курсовой работы были достигнуты. В практической части работы рассмотрены проблемы взаимоотношений с целью актуализации правильного понимания проблем подростков для выбора верной модели воспитательного процесса, а также проведены исследования особенностей общения подростков с родителями, их отношения к родителям. Разработка родительских собраний в школах с целью выявления и устранения ошибок в общении с детьми старшего школьного возраста.

Первая глава курсовой работы посвящена аспектам и особенностям возрастного портрета старшеклассника, особенностям общения подростков со сверстниками и со взрослыми, раскрытию общения, как психологической категории. Одна из главных особенностей подросткового возраста это смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, а также от установленных ими правил и порядков. В результате недопонимания со стороны взрослого человека, у подростка возникают разные виды протеста, неподчинения, непослушания. Если родитель осознает причину данного протеста со стороны подростка, то он сможет наладить отношения с ребенком. В другом случае возникает серьезный внутренний и внешний конфликт. Конфликты между подростками и взрослыми возникают по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и взрослых, взрослых и детей. На качество общения между взрослыми и детьми старшего возраста влияет стиль родительского общения и воспитания. Если родители применяют по отношению к ребенку грубую физическую силу, то ребенок чувствует себя лишним в такой семье, винит себя, если в семье происходят какие-либо конфликты.


Во второй главе представлена экспериментальная исследовательская часть работы. С помощью проведенных исследований были выявлены результаты и определенные особенности общения подростков с родителями, а также разработаны мероприятия по решению проблем в общении подростков с родителями.

На мой взгляд, более углубленное изучение этой темы необходимо, для того чтобы находить различные способы разрешения конфликтных ситуаций. Родителям необходимо анализировать и изменять свои отношения с детьми, для того чтобы дома царила благоприятная атмосфера. Трудности подросткового возраста – это преимущественно трудности полового созревания и расставания с детством, которые прорываются в серии внешних конфликтов, в частности, с родителями и вообще со старшими. Задача родителей понять изменения своих детей и по возможности перейти на новый стиль общения с подростком, то есть относиться к нему как взрослому человеку.

По итогам данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Для периода подросткового развития характерно отставание своих прав на самостоятельность, при отказе выполнять те обязанности и действия, которые являются нормой семейных взаимоотношений. Претензии на самостоятельность ассоциируются у подростка с реальным пониманием взрослости. Дети старшего возраста могут быть очень эмоциональными, чувствительными и обидчивыми. Они болезненно реагируют на самые обычные правила и нормы, которые присущи семейным взаимоотношениям. Хотя подростки и противопоставляют себя взрослым и родителям, они все равно нуждаются в их помощи, совете и моральной поддержке. Комфортными, взаимоотношения с подростком, являются тогда, когда ребенок видит во взрослом человеке друга. Это распространяется также и в отношении воспитания со стороны родителей. В данных обстоятельствах, улучшается взаимопонимание и близость, эмоциональный обмен, духовное развитие, отношения с родителями становятся более прочными, основательными и глубокими. Подростки затрудняются в изложении родителям своего внутреннего мира, переживаний и причин беспокойства без непосредственного влияния и помощи со стороны родителей. Родителям стоит помнить, что любое действие должно быть аргументированным, поскольку это является одной из основ существования семейных взаимоотношений. 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов/ Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008.-363с.
  2. Предмет и метод психологии : Антология / под ред. Е. Б. Старовойтенко. М. :

Академический проект : Гаудеамус, 2005. 512 с.

  1. Батаршев, А.В. диагностика способностей к общению/ А.В. Батаршев. – СПб: Питер, 2006. – 176 с.
  2. Бочаров, В.В. Антропология возраста / В.В. Бочаров. - СПб.: Питер,2001.-576с.
  3. Вачков, И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников / И.В. Вачков, М.Р. Битянова. – СПб. : Питер, 2009. – 192с.
  4. . Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие / Б.С. Волков. – М. : Академический проект: Трикста, 2006. – 256 с.
  5. Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста // Собр.соч.: В 6 т. – М., 2004. – т. 3, 4.
  6. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов/ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова.- М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
  7. Гривцов, А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов/ А.Г. Гривцов – СПб: Питер, 2007. – 208 с.
  8. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология/ О.Б. Дарвиш. - М.: Владос, 2003. – 200с.
  9. Дубровина, И. В. Практическая психология образования: учеб. пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
  10. Кон , И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 2000. – 256 с.
  11. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания : учебное пособие / О.В. Лишин. – М.: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2006. – 300 с.
  12. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты/ Д.Я. Райгородский. – Самара: «Бахрах-м», 2001. – 672с.
  13. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 384 с.
  14. Самоукина, Н.В. Практическая психология в школе: лекции, консультирование, тренинги / Н.В. Самоукина. – М. : Академия развития, 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко.

Инструкция.

Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет».

1. Обычно к концу учебного дня на моем лице заметна усталость.

2. Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление на партнеров (теряюсь, волнуюсь, много говорю, замыкаюсь).

3. В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности.

4. Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.


5. Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется

6. Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.

7. Часто в общении с одноклассниками я продолжаю думать о чем-то своем.

8. Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку. Но он этого не чувствует, не воспринимает.

9. Чаще всего в моих глазах видна озабоченность.

10. Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.

11. Пожалуй, я несколько скован, зажат.

12. Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.

13. Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке.

14. Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы и т.д.

15. Разговаривая, излишне жестикулирую.

16. Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.

17. Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.

18. Мне сложно смотреть в глаза в общении с малознакомым человеком.

19. Если я хочу, то мне всегда удается скрыть неприязнь к плохому человеку.

20. Мне часто бывает весело без всякой причины.

21. Мне очень просто сделать по собственному желанию разные выражения лица: печаль, радость, испуг и т.д.

22. Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.

23. Мне часто что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.

Сумма набранных балов может колебаться от 0 до 23. Чем больше баллов, тем очевиднее эмоциональная проблема в повседневном общении. Однако если набрано очень мало (0-2). Либо ответы были не искренни, либо плохое видение себя со стороны. Если набрано не более 5 баллов – эмоции обычно не мешают общаться с партнерами: 6-8 баллов – некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении. 9-12 баллов - свидетельство того, что эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми. Обратите внимание нет ли помех, которые отчетливо возникают у – это пункты, по которым набрано 3 и более баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для учащихся. На каждый вопрос анкеты предлагается ответить расширенно (3 - 4 предложения), или по возможности написать мини-сочинение, раскрыв свое отношение к вопросу.

Блок I.

1. Умеете ли Вы общаться?

2. С кем Вы предпочитаете общаться?

3. Что такое общение?

4. Для чего Вы общаетесь?

5. Нужно ли учиться общению?

Блок II

6. Возникают ли у Вас трудности в общении и с кем?

7. Легко ли Вы устанавливаете контакты с новыми людьми??