Файл: Психологические особенности общения подростков (старшеклассников) с родителями (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 359
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Возрастной портрет старшеклассника
1.2 Межличностные отношения в старшем школьном возрасте
1.3 Взаимоотношения подростков и родителей
1.4 Стили родительского общения и воспитания
2 ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РОДИЕТЛЯМИ
2.1 Диагностика отношений старшеклассников с родителями
8. Вы считаете себя интересным собеседником?
9. Кто виноват в трудностях во время общения?
10. Кто первым начинает разговор, если возникла напряженная ситуация?
Блок III.
11. С кем Вы хотели поехать отдыхать?
12. С кем бы Вы пошли к зубному?
13. Кому Вы доверитесь рассказать о важном событии, вещах которые вас очень волнуют?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Методика незаконченных предложений
Инструкция
Прочитайте внимательно эти незаконченные предложения, дополнив их первой пришедшей Вам в голову мыслью. Делайте это как можно быстрее. Если Вы не можете закончить какое-нибудь предложение, оставьте его, обведя кружком номер, и вернитесь к нему позже. Будьте правдивы. Ваши ответы никому, кроме врача, не будут известны.
- Думаю, что мой отец редко ________________________________
- Если все против меня, то __________________________________
- Я всегда хотел ___________________________________________
- Будущее кажется мне _____________________________________
- Если бы не болезнь _____________________________________
- Знаю, что глупо, но боюсь ________________________________
- Думаю, настоящий друг___________________________________
- Когда я был ребёнком___________________________________
- Идеалом женщины (мужчины) для меня является____________
- По сравнению с большинством других семей, моя семья______
- Моя мать и я___________________________________________
- Всё-таки здоровые люди_________________________________
- Сделал бы всё, чтобы забыть_____________________________
- Если бы только мой отец захотел__________________________
- Думаю, что я достаточно свободен, чтобы__________________
- Я мог бы быть очень счастливым, если бы__________________
- Надеюсь на_____________________________________________
- В школе мои учителя____________________________________
- Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь_________
- Не люблю людей, которые_______________________________
- Считаю, что юношей (девушек)___________________________
- Супружеская жизнь кажется мне__________________________
- Моя семья обращается со мной, как с______________________
- Моя мать______________________________________________
- Моей самой большой ошибкой было_______________________
- Я хотел бы, чтобы мой отец_______________________________
- Моя наибольшая слабость заключается в том________________
- Моим скрытым желанием в жизни_________________________
- Наступит тот день, когда_________________________________
- Хотелось бы мне перестать бояться________________________
При затруднении ребенку необходимо повторить задание и предложить пример ответа: «Я думаю, что мой отец бывает не прав». Учитывается качество ответа (смысл законченного предложения), латентный период (время, затраченное на обдумывание ответа) и эмоциональная реакция пациента. Ответы испытуемого группируются в соответствии с ключом.
Ключ к методике незаконченных предложений
№ |
Группы предложений |
NN заданий |
|||
1 |
Отношение к отцу |
1 |
16 |
31 |
46 |
2 |
Отношение к себе |
2 |
17 |
32 |
47 |
3 |
Нереализованные возможности |
3 |
18 |
33 |
48 |
4 |
Отношение к подчиненным |
4 |
19 |
34 |
49 |
5 |
Отношение к будущему |
5 |
20 |
35 |
50 |
6 |
Отношение к вышестоящим лицам |
6 |
21 |
36 |
51 |
7 |
Страхи и опасения |
7 |
22 |
37 |
52 |
8 |
Отношение к друзьям |
8 |
23 |
38 |
53 |
9 |
Отношение к своему прошлому |
9 |
24 |
39 |
54 |
10 |
Отношение к лицам противоположного пола |
10 |
25 |
40 |
55 |
11 |
Сексуальные отношение |
11 |
26 |
41 |
56 |
12 |
Отношения к семье |
12 |
27 |
42 |
57 |
13 |
Отношение к сотрудникам |
13 |
28 |
43 |
58 |
14 |
Отношение к матери |
14 |
29 |
44 |
59 |
15 |
Чувство вины |
15 |
30 |
45 |
60 |
Анализируя ответы испытуемого, удаётся выявить его отношение к себе, своему прошлому, настоящему, будущему, окружающей среде и т.д.
Часть ответов бывает формального характера, соответствуя по содержанию началу фразы. Эмоционально значимые предложения даже при формальном соответствии ответа сопровождаются задержкой (удлинением латентного периода), мимико-вегетативной реакцией.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Тест - опросник родительского отношения (А.Я Варга, В.В. Столин)
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок. 3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю своего ребенка.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен. 9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу. 11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком. 14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
46. Мой ребенок часто меня раздражает.
47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Памятка для родителей
1. Если ребенок упрямится и не выполняет ваших просьб:
- Попытайтесь понять, принять, помочь. Это основа психолого-педагогического подхода к подростку. Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого;
- Демонстрируйте ребенку свою любовь, обнимайте и говорите ему ласковые слова. Подчеркивайте, что вы любите его просто так, за то, что он;
- Сохраняйте спокойствие. Не вымещайте на ребенке бессилие и злобу, не демонстрируйте ему агрессию;
- Определите круг обязанностей по дому и чаще хвалите его за помощь. Напоминайте, что для вас важна его помощь. Это поможет развить его волевые качества ребенка;
- Оцените возможности ребенка, может ли он соответствовать вашим требованиям.
- Постепенно перекладывайте на ребенка ответственность за сделанные уроки и домашние поручения;
2. Если ссора все-таки разгорелась
- Попробуйте разрешить ситуацию мирным путем;
- Проявите гибкость, подойдите к проблеме со стороны ребенка;
- Не ищите виноватого и не обвиняйте ребенка;
- Управляйте своими эмоциями.
3. Если ребенок ушел из дома
- Не паникуйте. Вспомните, оцените, почему он это сделал. Выясните, кто видел его последним и куда он мог пойти.. Проанализируйте поведение и высказывания ребенка накануне ухода.
- Соберите сведения о его друзьях и знакомых, местах возможного пребывания. При обнаружении местонахождения ребенка не спешите врываться туда и насильно его вытаскивать - результат может быть противоположен ожидаемому. Если он находится там не один, побеседуйте со всеми, попробуйте сделать их своими союзниками.
- Вступите с ребенком в переговоры. При разговоре будьте внимательны, предельно откровенны и справедливы. Не прерывайте ребенка, дайте ему выговориться, даже если это будут сплошные обвинения в ваш адрес.
- Если вы в чем-то виноваты, признайте свои ошибки и попросите прощения.
- Старайтесь не обсуждать сложившуюся ситуацию и ее последствия, а обсуждайте пути выхода из нее и варианты вашей дальнейшей жизни.
- В дальнейшем не укоряйте ребенка и старайтесь не возвращаться к обсуждению случившегося. Не рассказывайте обо всем родственникам и друзьям. Ваши отношения с ребенком со временем восстановятся, а в их глазах он надолго останется непутевым.
- Попытайтесь помочь ребенку в восстановлении прерванных связей - в возвращении на учебу и т.д. Делитесь с ним своими планами и заботами. Это воспримется им как оказание ему вашего доверия.
Памятка для подростков - Проявляйте внимание к родителям. Интересуйтесь, как самочувствие, как дела на работе и т.п. Чем вы старше, тем острее родители переживают ваше отдаление от семьи. Они боятся стать вам ненужными. Их порою мелочные придирки и навязчивые вопросы – только средство обратить на себя ваше внимание. Уделяйте беседе с родителями хотя бы полчаса в день. Они станут воспринимать вас, как источник тепла. А внимательному, заботливому человеку труднее в чем-либо отказать. Так, что ваши усилия не пропадут зря.
- Интересуйтесь иногда о прошлом родителей. Вы сможете узнать много неожиданного для себя. Поймете, что и у ваших родителей были похожие проблемы. Может быть, их опыт станет вам подспорьем в трудной ситуации.
- Создавайте атмосферу доверия. Рассказывайте родителям о себе. Конечно, вы имеете право на личную жизнь и не обязательно рассказывать все, но если вы будете молчать, родители могут подумать, что за вашим молчанием кроется что – то серьезное чем на самом деле. И постараются ограничить вашу свободу.
- Не требуйте самостоятельности – проявляйте ее! Докажите на деле, что вы взрослый, достойный доверия человек. Держите свое слово. Возьмите на себя часть домашних обязанностей добровольно. Если человек ведет себя как взрослый – к нему и относятся соответственно.
- Не грубите родителям, не обзывайте — это не педагогично и не дает нужного воспитательного эффекта.
- Надо хорошо понимать что творится в голове родителей, какие у них побуждения — и исходить именно из этого. Например, чаще всего родители испытывают страх, что с вами что-то случится и они останутся совсем одни, а могут упрямиться просто так, чтобы настоять на своем и самоутвердиться. Тогда Вам лучше всего уступить в чем-то, дать родителям возможность самоутвердиться. Если вы уходите гулять вечером, то назовите точное время возвращения, и родители сразу станут спокойнее. Если вы задерживаетесь — обязательно позвоните и скажите об этом родителям, назвав новый срок возвращения. Помните, что родители очень любопытны, поэтому расскажите им заранее, куда вы идете.
- Не делайте что-нибудь «назло», злобно. Всегда спокойно и дружелюбно объясняйте родителям, почему вы поступаете именно так. Родители должны в вас видеть не врага, а своего друга. Подружитесь с родителями.