Файл: Психологические особенности общения подростков (старшеклассников) с родителями (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 359

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. Вы считаете себя интересным собеседником?

9. Кто виноват в трудностях во время общения?

10. Кто первым начинает разговор, если возникла напряженная ситуация?

Блок III.

11. С кем Вы хотели поехать отдыхать?

12. С кем бы Вы пошли к зубному?

13. Кому Вы доверитесь рассказать о важном событии, вещах которые вас очень волнуют?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Методика незаконченных предложений

Инструкция

Прочитайте внимательно эти незаконченные предложения, дополнив их первой пришедшей Вам в голову мыслью. Делайте это как можно быстрее. Если Вы не можете закончить какое-нибудь предложение, оставьте его, обведя кружком номер, и вернитесь к нему позже. Будьте правдивы. Ваши ответы никому, кроме врача, не будут известны.

  1. Думаю, что мой отец редко ________________________________
  2. Если все против меня, то __________________________________
  3. Я всегда хотел ___________________________________________
  4. Будущее кажется мне _____________________________________
  5. Если бы не болезнь _____________________________________
  6. Знаю, что глупо, но боюсь ________________________________
  7. Думаю, настоящий друг___________________________________
  8. Когда я был ребёнком___________________________________
  9. Идеалом женщины (мужчины) для меня является____________
  10. По сравнению с большинством других семей, моя семья______
  11. Моя мать и я___________________________________________
  12. Всё-таки здоровые люди_________________________________
  13. Сделал бы всё, чтобы забыть_____________________________
  14. Если бы только мой отец захотел__________________________
  15. Думаю, что я достаточно свободен, чтобы__________________
  16. Я мог бы быть очень счастливым, если бы__________________
  17. Надеюсь на_____________________________________________
  18. В школе мои учителя____________________________________
  19. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь_________
  20. Не люблю людей, которые_______________________________
  21. Считаю, что юношей (девушек)___________________________
  22. Супружеская жизнь кажется мне__________________________
  23. Моя семья обращается со мной, как с______________________
  24. Моя мать______________________________________________
  25. Моей самой большой ошибкой было_______________________
  26. Я хотел бы, чтобы мой отец_______________________________
  27. Моя наибольшая слабость заключается в том________________
  28. Моим скрытым желанием в жизни_________________________
  29. Наступит тот день, когда_________________________________
  30. Хотелось бы мне перестать бояться________________________

При затруднении ребенку необходимо повторить задание и предложить пример ответа: «Я думаю, что мой отец бывает не прав». Учитывается качество ответа (смысл законченного предложения), латентный период (время, затраченное на обдумывание ответа) и эмоциональная реакция пациента. Ответы испытуемого группируются в соответствии с ключом.


Ключ к методике незаконченных предложений

Группы предложений

NN заданий

1

Отношение к отцу

1

16

31

46

2

Отношение к себе

2

17

32

47

3

Нереализованные возможности

3

18

33

48

4

Отношение к подчиненным

4

19

34

49

5

Отношение к будущему

5

20

35

50

6

Отношение к вышестоящим лицам

6

21

36

51

7

Страхи и опасения

7

22

37

52

8

Отношение к друзьям

8

23

38

53

9

Отношение к своему прошлому

9

24

39

54

10

Отношение к лицам противоположного пола

10

25

40

55

11

Сексуальные отношение

11

26

41

56

12

Отношения к семье

12

27

42

57

13

Отношение к сотрудникам

13

28

43

58

14

Отношение к матери

14

29

44

59

15

Чувство вины

15

30

45

60


Анализируя ответы испытуемого, удаётся выявить его отношение к себе, своему прошлому, настоящему, будущему, окружающей среде и т.д.

Часть ответов бывает формального характера, соответствуя по содержанию началу фразы. Эмоционально значимые предложения даже при формальном соответствии ответа сопровождаются задержкой (удлинением латентного периода), мимико-вегетативной реакцией. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Тест - опросник родительского отношения (А.Я Варга, В.В. Столин)

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок. 3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен. 9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу. 11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком. 14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.


30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего ребенка.

44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто меня раздражает.

47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Памятка для родителей

1. Если ребенок упрямится и не выполняет ваших просьб:

  • Попытайтесь понять, принять, помочь. Это основа психолого-педагогического подхода к подростку. Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого;
  • Демонстрируйте ребенку свою любовь, обнимайте и говорите ему ласковые слова. Подчеркивайте, что вы любите его просто так, за то, что он;
  • Сохраняйте спокойствие. Не вымещайте на ребенке бессилие и злобу, не демонстрируйте ему агрессию;
  • Определите круг обязанностей по дому и чаще хвалите его за помощь. Напоминайте, что для вас важна его помощь. Это поможет развить его волевые качества ребенка;
  • Оцените возможности ребенка, может ли он соответствовать вашим требованиям.
  • Постепенно перекладывайте на ребенка ответственность за сделанные уроки и домашние поручения;

2. Если ссора все-таки разгорелась

  • Попробуйте разрешить ситуацию мирным путем;
  • Проявите гибкость, подойдите к проблеме со стороны ребенка;
  • Не ищите виноватого и не обвиняйте ребенка;
  • Управляйте своими эмоциями.

3. Если ребенок ушел из дома

  • Не паникуйте. Вспомните, оцените, почему он это сделал. Выясните, кто видел его последним и куда он мог пойти.. Проанализируйте поведение и высказывания ребенка накануне ухода.
  • Соберите сведения о его друзьях и знакомых, местах возможного пребывания. При обнаружении местонахождения ребенка не спешите врываться туда и насильно его вытаскивать - результат может быть противоположен ожидаемому. Если он находится там не один, побеседуйте со всеми, попробуйте сделать их своими союзниками.
  • Вступите с ребенком в переговоры. При разговоре будьте внимательны, предельно откровенны и справедливы. Не прерывайте ребенка, дайте ему выговориться, даже если это будут сплошные обвинения в ваш адрес.
  • Если вы в чем-то виноваты, признайте свои ошибки и попросите прощения.
  • Старайтесь не обсуждать сложившуюся ситуацию и ее последствия, а обсуждайте пути выхода из нее и варианты вашей дальнейшей жизни.
  • В дальнейшем не укоряйте ребенка и старайтесь не возвращаться к обсуждению случившегося. Не рассказывайте обо всем родственникам и друзьям. Ваши отношения с ребенком со временем восстановятся, а в их глазах он надолго останется непутевым.
  • Попытайтесь помочь ребенку в восстановлении прерванных связей - в возвращении на учебу и т.д. Делитесь с ним своими планами и заботами. Это воспримется им как оказание ему вашего доверия. 
    Памятка для подростков
  • Проявляйте внимание к родителям. Интересуйтесь, как самочувствие, как дела на работе и т.п. Чем вы старше, тем острее родители переживают ваше отдаление от семьи. Они боятся стать вам ненужными. Их порою мелочные придирки и навязчивые вопросы – только средство обратить на себя ваше внимание. Уделяйте беседе с родителями хотя бы полчаса в день. Они станут воспринимать вас, как источник тепла. А внимательному, заботливому человеку труднее в чем-либо отказать. Так, что ваши усилия не пропадут зря.
  • Интересуйтесь иногда о прошлом родителей. Вы сможете узнать много неожиданного для себя. Поймете, что и у ваших родителей были похожие проблемы. Может быть, их опыт станет вам подспорьем в трудной ситуации.
  • Создавайте атмосферу доверия. Рассказывайте родителям о себе. Конечно, вы имеете право на личную жизнь и не обязательно рассказывать все, но если вы будете молчать, родители могут подумать, что за вашим молчанием кроется что – то серьезное чем на самом деле. И постараются ограничить вашу свободу.
  • Не требуйте самостоятельности – проявляйте ее! Докажите на деле, что вы взрослый, достойный доверия человек. Держите свое слово. Возьмите на себя часть домашних обязанностей добровольно. Если человек ведет себя как взрослый – к нему и относятся соответственно.
  • Не грубите родителям, не обзывайте — это не педагогично и не дает нужного воспитательного эффекта.
  • Надо хорошо понимать что творится в голове родителей, какие у них побуждения — и исходить именно из этого. Например, чаще всего родители испытывают страх, что с вами что-то случится и они останутся совсем одни, а могут упрямиться просто так, чтобы настоять на своем и самоутвердиться. Тогда Вам лучше всего уступить в чем-то, дать родителям возможность самоутвердиться. Если вы уходите гулять вечером, то назовите точное время возвращения, и родители сразу станут спокойнее. Если вы задерживаетесь — обязательно позвоните и скажите об этом родителям, назвав новый срок возвращения. Помните, что родители очень любопытны, поэтому расскажите им заранее, куда вы идете.
  • Не делайте что-нибудь «назло», злобно. Всегда спокойно и дружелюбно объясняйте родителям, почему вы поступаете именно так. Родители должны в вас видеть не врага, а своего друга. Подружитесь с родителями.