Файл: Психологические особенности общения подростков (старшеклассников) с родителями (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 356

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для подростков стремление быть, как взрослый, переходит в потребность быть взрослым, быть самостоятельным. Появляется стремление осознавать себя, как личность, иметь собственную оценку, отличную от мнения взрослых. Подросток стремится быть в обществе, в среде сверстников и иметь там определенный авторитет, занимать определенное положение.

Ведущим центральным психическим звеном у подростка становится чувство взрослости и становящееся самосознание. Это приводит к тому, что начинает меняться личность подростка, сфера его интересов и потребностей.

В подростковом возрасте дети большей частью замкнуты на себя, на сверстников, поэтому все привносимые в их среду нормы не носят устойчивого характера и часто отторгаются подростками.

Каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. п. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп ставит подростка в позицию выбора. Нравственный выбор может сопровождаться межличностными и внутриличностными конфликтами. Конфликты могут быть, как в коллективе, так и с родителями. Например, чем более жёстко и непримиримо относятся родители к приятелям своих детей, тем больше вероятность того, что ребёнок не только предпочтет общество сверстников, но и порвёт всякую связь с семьёй.

1.3 Взаимоотношения подростков и родителей

Говоря о подростке, о его поведении, общении, взаимоотношениях со сверстниками, учителями и окружающими людьми, необходимо помнить, что всё это в первую очередь закладывается в семье. К сожалению, ошибки семейного воспитания, приводят к частым конфликтам не только между родителями и подростками, но и между учителями и подростками, и к непониманию своих сверстников.

Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера.


Все социальные или психологические аспекты поведения подростков зависят от их семейных условий в настоящем или прошлом.

Сильно влияет на судьбу подростков состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление, когда родители, поощряя поведение и наказывая за нарушение установленных правил, внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, которые постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества. Весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины. Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально, когда родитель объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком, власть родителя используется лишь в меру необходимости, в ребенке цениться как послушание, так и независимость, родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Чтобы понять взаимоотношения старшеклассника с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представления. В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности, особенно в переходном возрасте, такая зависимость начинает ребенка тяготить. Рост самостоятельности ограничивает функции родительской власти. К старшим классам поведенческая автономия, как правило, уже весьма велика: старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга и т. д. Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют к родителям завышенные требования, в том числе и материальные. Во многих обеспеченных семьях дети не знают источников семейного бюджета и не заботятся об этом.


В психолого-педагогической литературе широко рассматривается вопрос о мере сравнительного влияния на подростков родителей и сверстников. Однако на него не может быть однозначного ответа. Общая закономерность состоит в том, что чем хуже отношения подростка со взрослыми, тем чаще он будет общаться со сверстниками и тем автономнее будет это общение от взрослых. Спешка, неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами ребенка, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта - вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми. Но влияния родителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают и взаимодополнительными.

1.4 Стили родительского общения и воспитания

Общение подростка во многом зависит от стиля родительского общения и воспитания, то есть, в какой семье воспитывается подросток.

В нашей стране существуют разные стили семейного воспитания, которые во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных особенностей. Однако в целом наше обращение с детьми является значительно более авторитарным и жестким.

Подросток живет вместе со своей семьей: ребенок вошел в семью при рождении, привык к близким так, как к ним привыкают в детстве. Родители, родственники, семейные традиции в детстве воспринимаются как неизменная сущность бытия. Но набирая опыт жизни, подросток открывает для себя многообразные семейные отношения, которые отличаются от родительской семьи. Обычно семья относится к подростку в соответствии со сложившимися семейными традициями.

Семья с высокой ответственностью понимает, что ребенок взрослеет, и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К подростку начинают относиться, учитывая появившееся у него чувство взрослости. Характер ребенка из такой семьи развивается вполне благополучно. Он строит свои отношения с окружающими преимущественно по адекватно лояльному типу.

Семья отчужденная. В этой семье к подростку относятся также как и в детстве. Им мало интересуются, избегают общения и держаться от него на расстоянии. Отчужденные родители уже сделали свой вклад в развитие характера своего ребенка. Подросток становится носителем отчужденных форм поведения или у него сложился горький комплекс собственной неполноценности. Подросток в такой семье чувствует себя лишним. По большей части он устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворения в общении.


Семья авторитарная по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять подростку те же жесткие требования, что и в детстве. В авторитарной семье подросток также одинок, несчастен и неуверен в себе, как и в детстве. Тенденции развития характера такого ребенка: он становится носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми или, демонстрирует униженную неадекватную пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного в себе подростка.

Семья с попустительским отношением. В такой семье продолжает господствовать принцип вседозволенности: подросток уже давно «сел на голову» родителям и хорошо освоил принципы манипулирования ими. Попустительская семья лишает подростка возможности осознать закономерности общественных отношений и делает его несостоятельным в реальных взаимоотношениях с другими.

Семья гиперопекающая, где подросток вырос под пристальным вниманием и заботой родителей, у которых масса своих внутренних проблем, возникающих по большей части на основе личных трагедий и комплексов. С подростком родители по-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевными переживаниями.

Подростки, живущие в деградирующих семьях, где родители дерутся, принимают алкоголь, наркотики и тд. обычно заражаются этими недугами еще в детстве. Для подростка еще не вкусившего запретного зелья, мотивационная готовность к употреблению алкоголя или наркотиков также чрезвычайно велика.

В неполной семье подросток начинает себя чувствовать особенно некомфортно. Ведь именно в этот период возникает острое чувство потребности в отце или матери, так как половая идентификация у подростков осуществляется в соотнесении себя с родителями обоего пола.

Подросток в приемной семье – сложная проблема в отрочестве, особенно, если он знает, что его отец и мать не являются биологическими родителями. Если же ему повезло, и он обрел хорошую семью, он все-таки постоянно испытывает внутреннее напряжение и неуверенность в том, как к нему относятся его приемные родители.

Таким образом, в подростковый период ребенку в основном нужно общаться с психологически развитыми людьми, то есть со взрослыми. Благодаря широкому возможностям к учению, при общении со взрослыми подросток приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. В основном это общение выражается между родителями и ребенком внутри семьи. Описанные выше стили родительского общения и воспитания дают возможность представить варианты условий, создаваемых подросткам родительскими семьями. Именно разнообразие стилей, которое получает подросток в каждодневном общении со взрослыми, обучает его стратегиям общения в реальном взаимодействии людей.


Вывод по Главе 1

К старшему школьному возрасту, ребенок достигает физической зрелости, происходят изменения в развитии личности. С возрастом у подростка вырабатываются особенности общения, как со своими сверстниками, так и с родителями. В старшем школьном возрасте прослеживаются некоторые сложности во взаимоотношениях с родителями, связанные с возрастными особенностями подростков. Но при всей тяге к самостоятельности, подростки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших, а именно родителей. Поэтому от общения, взаимопонимания, уважения и стиля воспитания в семье зависит психологический климат подростка. Родители должны пользоваться, в общении с подростком, пользуясь демократическим стилем общения, чтобы быть с ребенком в доверии и понимании.

2 ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РОДИЕТЛЯМИ

2.1 Диагностика отношений старшеклассников с родителями

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №5 г. Серпухова Московской области, среди учащихся 10 классов в возрасте от 15 – 16 лет. В исследовании приняли участие старшеклассники в количестве 30 человек. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности.

Были использованы следующие методики:

  1. методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко.

Цель: изучение особенностей межличностного общения, оценки трудностей, с которыми сталкивается старшеклассник при установлении эмоциональных контактов (см. Приложение 1);

  1. анкетирование на умение общаться и круг общения подростков

Цель: выявить умение учащихся общаться, а также круг их общения

(см. Приложение 2).

  1. «Методика незаконченных предложений для диагностики межличностных отношений» (см. Приложение 3).
  2. Тест - опросник родительского отношения (А.Я Варга, В.В. Столин) (см. Приложение 4)