Файл: Психологические особенности общения подростков (старшеклассников) с родителями (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 351

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Общение играет важнейшую рoль в жизни челoвека, главным является изучение особенностей общения на разных этапах развития.

Общение со сверстниками и взрослыми относится к числу важнейших сфер жизнедеятельности подростка. Значение процесса общения в формировании личности в подростковом возрасте весьма существенно. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности человека. Поэтому исследование особенностей общения в старшем школьном возрасте, а именно с родителями, является актуальной темой для изучения.

Значимость общения в возрастной психологии рассматривалось, как зарубежными, так и отечественными авторами. Б.Г. Ананьев считал, что особой и главной характеристикой общения, как вида деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Д.Б. Эльконин раскрывал роль общения в старшем школьном возрасте с позиции культурно-исторической теории. Ученый отмечал, что в подростковом возрасте общение является ведущим видом деятельности. Благодаря общению между собой и взрослыми старшие школьники строят отношения, включаются в различные виды деятельности. Все исследователи

и психологи сходятся во мнении, что огромным значением для старших школьников является общение с взрослыми, а именно со своими родителями.

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных качеств, жизненных принципов и психологического здоровья подростков в целом. Семья поощряет одни увлечения ребенка, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности ребенка. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы имеются у взрослых, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает огромное влияние на моральный климат и здоровье подростка. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Глубокие контакты с родителями создают у подростка устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности, а родителям приносят радостное чувство удовлетворения. Проблема отношений родителей и детей - сложная и парадоксальная. Сложность ее - в скрытом характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители обычно не замечают проблемы или не имеют необходимой психолого - педагогической информации для ее решения.


Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно определить цель, объект, предмет исследования курсовой работы.

Цель исследования: изучение психологических особенностей общения старших школьников с родителями, создание родительских собраний в школах для осмысления родителями помех и затруднений в процессе общения с детьми.

Объект исследования: процесс общения старшеклассников с родителями.

Предмет исследования: психологические особенности общения в старшеклассников с родителями.

Задачи исследования:

1. Анализ литературы по проблеме психологических особенностей общения старшеклассников с родителями.

2. Изучить представления родителей о значении общения в жизни подростка и обозначить роль общения в семье.

3. Проанализировать полученные в ходе исследования результаты и подобрать необходимые советы родителям в общении с детьми.

4. Выявить психологические особенности общения старшеклассников с родителями.

Методы исследования:

1) теоретические: анализ литературы по поставленному вопросу;

2) эмпирические: анкетирование, методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко.

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №5 г. Серпухова Московской области, среди учащихся 10 классов в возрасте от 15 – 16 лет. В исследовании приняли участие старшеклассники в количестве 30 человек. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности.

Структура курсовой работы:

В первой главе исследования проведен анализ литературных источников для определения психологических особенностей общения детей старшего возраста с родителями, а также изучены представления самих родителей о значимости общения с детьми. Вторая экспериментальная глава посвящена результатам исследования по проблеме общения старшеклассников с родителями, разработан план родительских собраний в школах для осмысления родителями помех и затруднений в процессе общения с детьми, а даны советы родителям по общению с детьми.

Работа представлена на страницах, имеет список использованных источников, включающий наименований, диаграммы.

СОДЕРЖАНИЕ

1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Возрастной портрет старшеклассника 6

1.2 Межличностные отношения в старшем школьном возрасте 9


1.3 Взаимоотношения подростков и родителей 11

1.4 Стили родительского общения и воспитания 14

Выводы по главе 1 16

2 ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РОДИЕТЛЯМИ 17

2.1 Диагностика отношений старшеклассников с родителями 17

2.2 Программа организации родительских собраний в школах 27

Выводы по главе 2 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 36

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 39

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 42

1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Возрастной портрет старшеклассника

Подростковый возраст – несомненно, самый трудный, сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Он начинается с изменения социальной ситуации развития ребенка. Этот возраст исследовали многие психологи. Впервые, описал психологические особенности подросткового возраста С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.). Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте, как кризисном периоде развития.

Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Ребенок интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет, развивается сердечно - сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка, может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие старшеклассники начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими. У них появляются обеспокоенность внешним видом, низким или высоким ростом и т.п. Вместе с тем в психологии признано, что анатомо - физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения проходят через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и сравнения себя с другими.

Подростковый возраст является кризисным возрастом для ребенка. Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки. Внешние предпосылки: изменение характера учебной деятельности, окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. У подростка появляется осознание себя, как участника общественно-трудовой деятельности, предъявляются новые требования в семье (помощь по хозяйству, с подростком начинают советоваться). Внутренними предпосылками являются физический рост и половое созревание. Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму.


Подросток больше старается походить на своих родителей, перенимая привычки и обычаи. Сравнивая себя со взрослым, ребенок приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами.

Главным отличием этого возраста является возникновение у подростка представления о себе, как не о ребенке. Он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться таким, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Подросток осознает себя принадлежностью мира.

Ребенок старшего школьного возраста стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед подростком, как задача первостепенной важности. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшеклассники оценивают учебный процесс с точки зрения их будущего. Они начинают иначе смотреть на школу. В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, что способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у них возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего.

В этом возрасте подросток достигает физической зрелости, должен приобретать духовную зрелость, быть готовым к самостоятельной жизни. Ведущим видом деятельности является учебно - профессиональная. Выбор профессии становится центром социальной ситуации развития старшеклассника. Выбор профессии формируется под влиянием родителей, сверстников, запросов общества, престижа. Происходят изменения в развитии личности, изменение положения ученика в школе, в системе общественных отношений. Подросток старается воспитать в себе качества личности. «Чувство взрослости» переходит в чувство самоуверенности и самоуважения, проявляющееся в своей самоиндивидуальности.

В этот период жизни складывается «образ Я», который включает три основных компонента: познавательный, эмоциональный, поведенческий. Подросток приобретает взрослую логику мышления. В это же время происходит дальнейшее развитие таких психических функций, как восприятие, память, а также происходит развитие воображения.


1.2 Межличностные отношения в старшем школьном возрасте


Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение подростков является коллективно-групповым. Во-первых, общение сверстников очень важный канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые им вещи, которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной инициативе и в то же время отстаивать свои права, соотносить личностные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимодействия строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток не может вырабатывать необходимых взрослому коммуникативных качеств, соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и потребности в принадлежности, включенности в какую-либо группу.

У подростков усиливается потребность не только в социальной, но и в пространственной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. Однако кроме спокойного умиротворенного уединения существует мучительное и напряженное одиночество – тоска, субъективное состояние душевной и духовной изоляции, чувство неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости. Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые.