ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.02.2019
Просмотров: 2151
Скачиваний: 1
50) Сильные и слабые стороны крупного производства в условиях олигополии в мире и в России. Чендлеровская экономия:
В крупных предприятиях- экономия на масштабах производства. При большом объеме произодства есть средства покупать более крупные установки, которые часто оказывается чисто технологически эффективнее мелких.
2.Если дела идут плохо, то некому продать вышеуказанное барахло, т.к.оно дорого стоит. 3. Круп.предприятие решает проблему безработицы, но зато часто долго не платит зарплату (в России). Проблема современной российской экономики состоит не столько в том, чтобы не допустить ее развития по олигополистическому сценарию (в силу преобладания крупных предприятий это вряд ли осуществимо), сколько в том, чтобы фирмы-олигополисты действовали эффективно и были конкурентоспособными по международным стандартам.
Анализ исторического опыта в работах А. Д. Чендлера указал на странную с позиций стандартной теории закономерность: переход отрасли в олигополистическое состояние обычно сопровождается резким увеличением производительности.
Достоинством анализа средних квази-постоянных издержек является возможность количественной оценки хотя бы некоторых важных выгод, которые крупные предприятия получают при увеличении своих размеров (будь то рост в ходе нормального расширения бизнеса или рост за счет слияний и поглощений конкурентов). Мы имеем в виду следующее. Когда в современном мире происходят привлекающие всеобщее внимание мега-сделки, их участники с самого начала обычно столь велики, что о классических источниках экономии на масштабах производства за счет объединения говорить бывает достаточно трудно. Снижение средних квази-постоянных издержек -- в отличие от многих других действительных и мнимых плюсов гигантизма -- это вполне измеримое конкурентное преимущество, создаваемое увеличением размеров. Чтобы продемонстрировать это, полезно ввести некоторые термины. Представляется, что, учитывая большое значение понижения средних квази-постоянных издержек для реальной истории крупных предприятий, да и для истории последних полутора веков развития всей экономики в целом, его целесообразно было бы назвать чендлеровской экономией на масштабах (ChE -- мы просим еще раз взглянуть на рис. 1b) . Простейшие преобразования позволяют установить ее количественные размеры.
ChЕ = QFC/Q 1 - QFC/Q 2 = QFC (1/Q 1 - 1/Q 2 )
Приняв Q 2 = aQ 1 или a = Q 2 /Q 1 , получаем:
ChE = (1 - 1/a) QFC/Q 1 = (1 - 1/a) AQFC 1 ,
где: ChE -- чендлеровская экономия на масштабах, Q i -- объемы производства предприятий разных размеров, AQFC i -- средние квази-постоянные издержки при исходных размерах фирмы, QFC -- квази-постоянные издержки.
То есть выигрыш в снижении средних квази-постоянных издержек зависит от их первоначальной величины (AQFC 1 ) и от некоего коэффициента (1 - 1/a), отражающего масштабы увеличении размеров предприятия. Упомянутый коэффициент удобно определить как:
k ch = 1 - 1/a = 1 - Q 1 /Q 2.
Тогда размер чендлеровской экономии на масштабах выразится простой формулой:
ChE = k ch AQFC 1
Математические свойства k ch просты. При изменении размеров предприятия в интервал 1 < a < бесконечность, коэффициент k ch меняется в пределах 0 < k ch < 1.
То есть, если размеры предприятия не меняются (a = 1), то чендлеровской экономии на снижении квази-постоянных издержек просто не будет (k ch = 0, соответственно и ChE = 0) В предельном же случае бесконечно большого увеличения размеров предприятия (a = бесконечность, соответственно k ch = 1) формула приобретает вид ChЕ = AQFC 1 , то есть чендлеровская экономия на масштабах компенсирует весь исходный объем средних квази-постоянных издержек. При выборе же более реалистичных параметров, скажем, при росте размеров предприятия в 1,5-2 раза уровень средних квази-постоянных издержек сокращается на 1/3 и 1/2, соответственно. Понятно, что на этой базе появляется возможность вполне делового обсуждения минусов и плюсов слияний или других способов формирования гигантов. Для начала определяется доля средних квази-постоянных издержек в общей себестоимости продукции предприятия, далее выясняется, насколько она снизится при увеличении размеров. И, наконец, делается вывод о том, как это изменение скажется на росте конкурентоспособности по сравнению с другими действующими в отрасли фирмами. Если, скажем, вернуться к примеру слившихся автогигантов, то следует учесть стоимость поддержания сбытовой сети “Крайслера” в США, “Даймлер-Бенца” -- в Европе и на этой основе определить, как понизятся издержки сбыта каждой машины, когда по обеим сетям пойдут автомобили двух марок. Следует также оценить стоимость НИОКР, которые смогут теперь централизовано делаться для всех автомобилей “Даймлер-Крайслера” и т.д.