ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.02.2019

Просмотров: 2119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




48) Поведение фирмы в условиях дуополии. Модель Курно:


Лучше понять закономерности поведения фирмы на олигополистическом рынке позволяет анализ дуополии, т.е. простейшей олигополистической ситуации, когда на рынке действуют только две конкурирующие фирмы. Главная особенность моделей дуополий со­стоит в том, что выручка и, следовательно, прибыль, которую полу­чит фирма, зависят не только от ее решений, но и от решений фирмы-конкурента, также заинтересованной в максимизации своей прибыли. Процесс принятия решения на дуополистическом рынке напоминает домашний анализ отложенной шахматной партии, ког­да игрок ишет самые сильные ответы на возможные варианты хода своего противника.

Первая и до сих пор акту­альная модель дуополии была предложена французским экономис­том Огюстеном Курно еше в 1838 году в книге «Исследование математических принципов теории богатства».

Модель Курно позволяет анализировать поведение фирмы-дуополиста исходя из допущения, что ей известен объем выпуска продукции, который ее единственный конкурент уже выбрал для себя. Зада­ча фирмы состоит в том, чтобы определить размер собственного производства, сообразуясь с решением конкурента как с данностью.

На рисунке показано, каким было бы повеление фирмы в та­ких условиях. Чтобы не усложнять график, мы сделали два дополни­тельных упрощения. Во-первых, приняли, что оба дуополиста — это совершенно одинаковые, ничем не различающиеся фирмы. Во-вторых, допустили, что предельные издержки обеих фирм постоянны: кривая МС идет строго горизонтально. Последнее допущение, как было показано в главе об издержках, не столь уж нереалистично. Скорее можно сказать, что оно ограничивает анализ нормальным уровнем загрузки производственных мощностей. То есть на кривой МС рассматривается только средняя часть, лежащая возле техноло­гического оптимума и действительно выглядящая как горизонталь­но прямая.

Анализ поведения дуополиста в модели Курно был поэтапным. Пусть сначала одному из олигополистов (фирме № 1) будет точно известно, что второй конкурент вообще не планирует выпускать продукцию. В этом случае фирма № 1 фактически станет монопо­лией. Кривая спроса на ее продукцию (D0) совпадет с кривой спроса всей отрасли. Соответственно кривая предельного дохода займет некоторое положение (MR0). Пользуясь обычным правилом равен­ства предельного дохода и предельных издержек МС = MR, фирма № 1 установит оптимальный для себя объем производства (в изо­браженном на графике случае — 50 ед.) и уровень иен (Р1).

Ну а что случится, если в следующий раз фирме № 1 станет известно: ее конкурент сам намерен выпустить 50 ед. продукции по цене Р1? На первый взгляд можетпоказаться, что тем самым он ис­черпает весь объем спроса и вынудит фирму № 1 отказаться от про­изводства. Внимательно рассмотрев график, мы, однако, убедимся, что это не так. Если фирма № 1 тоже установит цену Р1 , то спроса на ее про­дукцию действительно не будет: те 50 ед., которые рынок готов при­нять по этой цене, уже поставлены фирмой №2. Но если фирма № 1 установит более низкую цену Р2, то обший спрос рынка возра­стет (в нашем примере составит 75 ед. — см. кривую спроса отрас­ли D0), Поскольку фирма № 2 предлагает только 50 ед., то на долю фирмы № 1 останется 25 ед. (75 - 50 = 25). Если же цена будет опушена до Р3 то, повторив аналогичные рассуждения, можно уста­новить, что потребность рынка в продукции фирмы № 1 составит 50 ед. (100 - 50 = 50).


Легко понять, что, перебирая разные возможные уровни цен, мы будем получать и разные уровни потребности рынка в продук­ции фирмы № 1. Иными словами, на продукцию фирмы № 1 сфор­мируется новая кривая спроса (на нашем графике — D1) и соответ­ственно новая кривая предельного дохода (MR1)> Снова использовав правило МС = MR, можно определить новый оптимальный объем производства (в нашем случае он составит 25 ед. — см. рис. 9.2).

Уже на этом этапе анализа модель Курно позволяет сделать важные экономические выводы.

1. При олигополии объем произволства больше того уровня, ко- торый установился бы при чистой монополии, но меньше чем сложился бы при совершенной конкурениии:

Qm<Qolig<Qc (9-1)

Меньший выпуск продукиии при олигополии, чем при совер­шенной конкурениии, доказательства, собственно, не требует: по­добным образом обстоит дело на любом рынке несовершенной кон­курениии. Так, в нашем примере олигополисты выпустят 75 ед. продукиии. А при совершенной конкурениии выпуск был бы боль­ше. Напомним, что при совершенной конкурениии кривые спроса и предельного дохода совпадают (D = MR), следовательно, точка рав­новесия по правилу МС = MR должна установиться на пересечении кривых D и МС, что, как видно на графике, обусловит выпуск 100 ед. Но и то, что олигополистический выпуск превысит монопольный, тоже понятно. Ведь к тому объему производства, которым бы огра­ничил выпуск монополист (50 ед.), прибавился еше и выпуск второ­го производителя (25 ед.).

2. Цены при олигополии ниже монополистических, олнако пре­вышают конкурентные:

Рm>Рolig> Pc (9-2)

Ясен и экономический механизм, приводяший к установлению описанного уровня иен. Ограничивая производство и завышая иены, монополия оставляет неудовлетворенной часть рыночного спроса. Этот остаток и служит рынком сбыта для второго дуополиста (а так­же третьего, четвертого и дальнейших конкурентов, если мы перей­дем от дуополистической модели к многофирменной олигополии), позволяя ему выпустить дополнительную продукцию, если, конеч­но, он уменьшит иены ниже монопольного уровня (на графике —с Р1 до Р2). При этом его иена окажется выше конкурентного уровня цен (Р3).

суммарные прибыли обоих дуополисгов окажутся ниже тех при­былей, которые на том же рынке получила бы единственная фирма* монополист. пm>пolig>0 (9-3)

Мы опять воздержимся от комментирования обшей тенденции рынков несовершенной конкуренции к получению экономической прибыли. Л то, что их уровень ниже, чем у монополий, легче всего доказать от обратного

Как известно, правило МС = MR обеспечивает максимизацию прибылей. В самом начале анализа модели Курно мы убедились, что действуй на рынке только одна фирма-монополист (ситуация, в ко­торой про второго дуополиста известно, что он не планирует вы­пуск продукции, фактически равносильна монополии), она, руко­водствуясь этим правилом, установила бы некоторый обьем производства и уровень цен. При любом ином обьеме выпуска (и уровне цен) прибыль будет меньше. Но ведь вмешательство вто­рого дуополиста, начало выпуска продукции этой второй фирмой, как раз и ведут к отклонению обьемов производства и цен от опти­мума. Следовательно, и суммарная прибыль двух дуополистов бу­дет не столь велика, как та, что сумел бы получить чистый монополист.


Очевиден и общей, к тому же имеющий огромное практическое значение для менеджера, вывод: при олигополии существует не одна, а множество кривых спроса на продукцию фирмы, а именно каждому уровню выпуска одного из олигополистов соответствует особая кри­вая спроса на продукцию остальных олигополистов.

Напомним, как развивались события в модели: зная, что вто­рая фирма не планирует выпуск, первая вела себя как монополист и имела кривую спроса D0. Как только фирма № 2 изменила свое решение и выпустила 50 ед. продукции, для фирмы № 1 сложилась новая кривая спроса О,. Очевидно, что рассуждения, которые мы провели применительно к выпуску второй фирмой 0 и 50 ед. про­дукции, можно повторить применительно к самым разным уровням производства этой фирмы. Каждый новый выбор данной фирмы будет порождать новую кривую спроса на продукцию ее конкурен­та. На графике, в частности, показана кривая спроса на продукцию фирмы № 1 (см. D2), которая возникнет при выпуске фирмой № 2 ровно 75 ед. продукции. В этом случае оптимальный обьем произ­водства для самой фирмы № 1 составит 12,5 ед. продукции (пересе­чение MR2 и МО.

Иными словами, для любого олигополиста обьем рынка не явля­ется постоянной величиной, а прямо зависит от решений конкурен­тов.

Чтобы лучше уяснить все последствия этой закономерности, обратимся к рисунку.

Обратим внимание на использованные на нем непривычные оси. По горизонтали откладываются размеры производства одной фир­мы, по вертикали — другой. В таких осях размеры выпуска продук­ции фирмой № 1 можно изобразить как кривую реакции на обьем производства фирмы № 2. Аналогичным образом выпуск продукции фирмой № 2 может быть представлен как функиия от объема производства фирмы № 1:

Q(1) = ф Q(2),

Q(2)= ф Q(1) где

Q(1) — размер производства фирмы № 1; Q(2) — размер производства фирмы № 2.

При такой формулировке задачи мы фактически пытаемся по­нять, что получится из одновременных стараний двух фирм под­строить свой объем производства под объем производства другой фирмы.

Посмотрим, смогут ли обе фирмы установить взаимоприемле­мые объемы производства. Все данные для графика мы взяли из пре­дыдущего примера. Так, если о фирме № 2 известно, что она соби­рается выпустить 75 ед. продукции, то фирма № 1 примет решение о выпуске 12,5 ед. (точка А). Но если фирма № 1 действительно выпустит 12,5 ед. продукции, то, как видно на графике, фирма № 2 в соответствии со своей кривой реакции должна выпустить не 75, а 42,5 ед. (точка В). Но такой уровень выпуска продукции конкурен­том вынудит фирму № 1 выпустить не 12,5 ед., как она собиралась, а 29 ед. продукции (точка О и т.д.

Легко заметить, что уровень производства, который фирма уста­навливает исходя из сложившегося размера производства конкурен­та, каждый раз оказывается таким, что заставляет последнего пере­смотреть этот уровень. Это вызывает новую корректировку объема производства фирмы № 1, что в свою очередь снова изменяет пла­ны фирмы № 2. То есть ситуация является неустойчивой, неравно­весной.


Однако существует и точка устойчивого равновесия — это точка пересечения кривых реакции обеих фирм (на графике — точка О). В нашем примере фирма № 1 выпускает 33,3 ед. исходя из того, что конкурент выпустит столько же. А для последнего выпуск 33,3 ед. действительно является оптимальным. Каждая из фирм выпускает объем продукции, максимизирующий ее прибыли при данном объе­ме производства конкурента. Ни одной из фирм не выгодно менять объем производства, следовательно, равновесие устойчиво. Оно получило в теории название равновесия Курно.

Под равновесием Курно понимается такое сочетание объемов выпуска каждой фирмы, при котором ни у одной из них нет стиму­лов для изменения своего решения: прибыль каждой фирмы макси­мальна при условии, что конкурент сохранит данный объем выпус­ка. или по-другому в точке равновесия Курно ожидаемый конкурентами объем выпуска продукции любой из фирм совпадает с фактическим и при этом является оптимальным.

Существование равновесия Курно свидетельствует о том, что олигополия как тип рынка может быть устойчивой, что она не обя­зательно ведет к череде непрерывных, болезненных переделов рын­ка олигополистами. Математическая теория игр, однако, показыва­ет, что равновесие Курно при одних допущениях о логике поведения дуополистов достигается, а при других — нет. При этом решающее значение для достижения равновесия имеет понятность (предсказу­емость) действий партнера-конкурента и его готовность к коопера­тивному поведению по отношению к сопернику.


49) Характеристика картелеподобной структуры рынка. Формы ценового лидерства:

КАРТЕЛЕПОДОБНАЯ СТРУКТУРА ИЛИ «ИГРА ПО ПРАВИЛАМ». Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняются определенным неписаным правилам. Позволяет избежать юр. ответственности и уменьшить риск непредсказуемости конкурентов. «Игра по правилам» облегчает достижение олигополистического равновесия. Основное содержание правила – порядок установления цен. Механизм координации включает три компонента: 1. Лидерство в ценах.2. Единую методику ценообразования (издержки плюс) 3. Фокальные точки.

1. «Лидерство в ценах» состоит в том, что изменения в спра­вочных ценах объясняются определенной фирмой, которая при­знается лидером всеми остальными, следующими в ценовой по­литике за ней. Различают три типа ценового лидерства: лидер­ство доминирующей фирмы, лидерство на основе низких издержек и барометрическое лидерство.

А) Лидерство доминирующей фирмы – ситуация на рынке, когда одна фирма контролирует не менее 50% производства, а остальные фирмы слишком малы, чтобы оказывать влия­ние на цены путем индивидуальных ценовых решений. Все фирмы автоматически принимают любую цену, предложенную лидером, т.е. превращаются в ценополучателей.

Так как большая часть фирм – ценополучатели, кривые из предложения совпадают с кривыми предельных издержек. Для каждого заданного уровня цен с ее помощью можно определить объем производства. А кривая предложения всей этой группы фирм может быть получена горизонтальным суммированием индивид кривых этому предложению противостоит отраслевой спрос D). При цене Р0 при которой мелкие конкуренты могут удовлетворить весь отраслевой спрос Sf=D, спроса на продукцию лидера не будет вовсе. DL = D-Sf, В соответствии с кривой спроса на продукцию лидера складывается кривая MRL, выявляется оптимальный уровень производства QL и цена PL. Конкуренты получатели поддержат этот уровень и выпустят Qf.


Б) Лидерство на основе низких издержек. При данном виде лидерства элементом принуждения является возможность одной из фирм без убытка для себя поддерживать более низкие, чем у других цены.

На рынке дуополия. Существует одинаковый спрос D1 и предельный доход MR1. Предположим, что фирма имеет более низкую кривую общих и предельных издержек. Фирма лидер установит Qа и Pa, Вторая фирма не может назначить цену вше чем Ра, это значит что ее спрос горизонтальный.

На графике отмечается новая кривая спроса D2, поскольку она горизонтальна с ней совпадет и MR2. Далее кривая спроса на продукцию второй фирмы пойдет по прежней кривой спроса D1, а кривая пред дохода по MR1 претерпев разрыв. Вторая фирма также произведет оптимальный объем Qa и Pa, так как меньше производить невыгодно MC2 < MR2, больше тоже MC2>MR1. Экономический смысл – фирма лидер навязывает оптимальные для нее низкие цены фирмам с более высокими издержками. Прибыль фирмы с низкими издержками выше, если она будет использовать ее на повышение технологии, кривая пред издержек будет спускаться все ниже, загоняя вторую фирму в убыток.

В) Барометрическое лидерство - ситуация на рынке, когда согласие других участников поддерживать цены на уровне лидера связано не с каким-то давлением на них, а с пониманием выгодности выдвинутых ценовых предложений. По этой причине барометрическое лидерство не обязательно осуществляется самой крупной фирмой отрасли, но скорее самой авторитетной. Однако барометрическое лидерство - более аморфная и неопреде­ленная структура; оно зачастую не обеспечивает достижение высокого уровня цен.

Нередко происходит смена лидера. За ним не всегда следуют из-за отсутствия у него возможности при­нудить остальных участников к совместным действиям. Часто барометрические лидеры объявляют справочные цены, но фактические цены, устанавливаемые другими фирмами, отличаются от объявленных

Схема «издержки плюс» используется в отсутствие ценового лидера для координации действий. Сначала рассчитывается средний уровень издержек. Наибольший удельный вес имеют переменные издержки. К их средней величине прибавляется определенный процент, который включает средние постоянные издержки и нормальную прибыль. Нормальный процент надбавки зависит от эластичности спроса на товар (чем выше эластичность, тем он ниже). 3. Фокальные точки. Фокальной точкой является определенный, притягательный для многих, если не для всех участников рынка, общеизвестный пункт. Фокальные точки выбираются по принципу аналогии, на основе предшествующего опыта. В качестве фокальных точек чаще всего используются исторически обусловленные и(или) долго не менявшиеся показатели. Назначая цену на уровне фокальной точки, фирма показывает свое намерение не развязывать ценовой войны, молча призывая других рыночных агентов к координации. Если же фирма отклоняется от фокальной точки, это служит признаком ее стремления к ценовой конкуренции и, в случае победы, к установлению своей собственной новой фокальной точки.