ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.02.2019
Просмотров: 2146
Скачиваний: 1
1) Предмет и метод экономической теории:
Во-первых, экономика – «хозяйство», совокупность отраслей, обеспечивающих производство экономических благ. Во-вторых, это наука, изучающая, как из ограниченных ресурсов наиболее эффективным способом получать тот или иной продукт. В-третьих, это система взаимоотношений между людьми в процессе производства.
ЭТ использует различные формы и способы познания, которые используют методологию науки, включающие в себя ряд методов изучения экономических явлений.
-
Если при анализе какого-то явления очистить его от случайного и временного, нехарактерного для этого процесса, а затем обобщить и систематизировать те стороны, которые составляют его суть, то получим метод научной абстракции.
-
При анализе мы пытаемся (мысленно) разделить объект нашего исследования на составляющие его части и изучить их в отдельности.
-
При синтезе мы соединяем в единое целое информацию, характеризующую отдельные объекты исследования и делаем общие выводы.
В экономической теории особое значение уделяется позитивному и нормативному анализам.
-
Позитивный подход констатирует реальное положение вещей вне зависимости от того, как это оценивают те или иные люди.
-
Нормативный подход дает оценку какому-либо явлению. Например, констатация факта, что проезд за полгода подорожал на с 1000 руб. до 1500 руб. – это позитивный подход. Если же мы скажем, что повышение цены на проезд с 1000 руб. до 1500 руб. повышает стоимость прожиточного минимума и снижает жизненный уровень населения, то это будет нормативный подход.
ЭТ, исследуя определенные факты, пытается выявить зависимость между ними.
-
Если на рынке цена на товар понижается, то, как это отразится на доходах фирмы? Смогут ли мелкие фирмы окупить при этом свои затраты на производство? И т.д. Для ответа на эти вопросы применяется метод функционального анализа, позволяющий найти взаимосвязи между различными экономическими процессами.
-
Любое явление можно описать словами, выразить графически или таблично, а также попытаться вывести закономерность его проявления в математической форме. При экономических исследованиях применяется также метод математического моделирования. (Например, кривая производственных возможностей)
Поведение человека или фирмы можно исследовать, как в течение одного временного промежутка (момента), так и в течение длительного времени.
-
В ЭТ применяется статический и динамический анализы, которые включают фактор времени.
-
Основным методом исследования ЭТ является метод познания сложных систем – диалектика.
В ХХ в. методы диалектики дополнились математическими методами, что привело к распространению экономико-математических методов исследования.
-
Также используется предварительное осмысление экономических явлений и механизмов при помощи ряда взаимосвязанных абстрактных величин, которое получило название «моделирование».
Вопрос о методах ЭТ – это вопрос о том, как и каким образом, изучаются экономические явления и процессы. Следует различать две группы методов: общие и локальные.
2) Эволюция представлений о предмете экономической теории:
Зарождение экономических идей следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв. до н. э.), «Артхашастра» (II в. До н. э.), вавилонские «Законы царя Хаммурапи» (XVIII до н. э.), древнекитайская «Книга перемен» и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.
В развитии предмета экономической теории условно можно выделить три этапа: экономия, политэкономия и экономикc (таб. 1).
Таблица 1
Этапы развития предмета |
Ориентировочные хронологические даты |
Экономия Политэкономия Экономикс |
С III века до н. э. до рождества Христова С XVI века до 80-х гг. XX века C 80-x гг. XX века поныне |
Древнегреческий мыслитель Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) дал название науке – «экономия» (греч. «ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - учение). В экономии Аристотеля уже рассматривались такие категории как стоимость, товар, цена товара, меновые отношения, функции денег и др. Предметом изучения было домашнее хозяйство, поместье рабовладельца.
В раннем средневековье в связи с распространением христианства экономия Аристотеля постепенно превратилась в схоластику. Христианством труд объявлялся священным и богоугодным делом. Экономическая доктрина превратилась скорее в своды норм и правил общественной жизни, чем научное обобщение хозяйственной практики.
Возникновение политэкономии связано с появлением первых экономических школ – «меркантилизма» и «физиократов». Под экономической школой понимают группу ученых, имеющих одинаковые или сходные взгляды на важнейшие проблемы экономической теории и обладающих общностью или преемственностью принципов и методов исследования.
Первоначально возникла теоретическая школа – «меркантилизм» от итальянского «мерканте» - торговец, купец. Представители меркантилизма Т. Манн, Т.Б. Кольбер считали, что богатство – это золото, деньги, за которые можно купить всё. Меркантилисты советовали государству расширять торговлю и накапливать золото. Они считали, что основным источником богатства является обмен, торговля. В этот период экономической науке не были известны преимущества разделения труда и специализации.
В одной стране, специализирующейся на производстве одних товаров, покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Выгода была очевидной.
Один из представителей меркантилизма Антуан де Монкреньтье (1516 – 1627) экономической теории дал название «политическая экономия» (с греческого «искусство» управлять государством).
Между тем, критики меркантилизма справедливо подметили, во время торговой сделки не возникает вообще никакого накопления созданное кем-то, оно только лишь перераспределяется в пользу покупателей. Когда обмен равноценен, обогащения не происходит.
В результате появилось теоретическое учение физиократов, которое признавали в качестве источника богатства – ценности производства. Но физиократы ограничивали источник богатства только сельским хозяйством. Здесь затраты на обработку земли и посев зерновых окупаются увеличением продукции, получением дополнительного готового продукта.
Ошибка физиократов заключалась в односторонности применении происхождении богатства, они упускали из вида ремесло, строительство и промышленность, где создаётся значительная доля чистого продукта.
Наиболее обоснованные ответы на предмет изучения экономической науки дала классическая школа выдающихся английских экономистов А. Смита и Д. Риккардо. Они доказали, что природа, образно говоря, это «мать» богатства, а «отец» богатства – труд. Ввели понятие «общественное богатство» как совокупность материальных и культурных благ, созданных трудовой деятельностью человека.
Они привели все многообразные блага к единому показателю стоимости. Источником стоимости является труд, капитал и земля.
Предметом изучения классической политэкономии считается производство богатства, его распределение, обмен и потребление.
Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки. Она поставила главные проблемы и предложила основные методы исследования. Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К.Маркс и Ф.Энгельс в середине XIX в. создали новую школу, получившую название марксизм. Основной причиной отхода марксизма от классической школы заключается в том, что К. Маркс открыл так называемую прибавочную стоимость, которая безвозмездно присваивается эксплуататорским классом. Поэтому одним из его важных предметов исследования служит классовое противостояние. Марксизм рассматривал законы развития капитализма и концепцию социализма которые оказали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1990-х гг.
Параллельно с марксизмом сформулировалась теория маржинализма (от французского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер(1840-1921), Фридрих фон Визер(1851-1926), Е. Бём Баварек(1851-1914). Маржинализм в отличие от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.
Основателем ещё одного направления – кейнсианского является Джон Мейнард Кейнс(1873-1946). В его работах было дано важнейшее теоретическое обоснование государственного регулирования экономики путем проведения финансовой и денежно-кредитной политики.
В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX- начале XX вв. Их главными направлениями являются неоклассическое, кенсианское и институционально-социологическое.
Неоклассическое направление стало связываться с оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено современными теориями монетаризма (М. Фридмен (род. 1912)) и неолиберализма (Ф. Хайек (1899-1992)).
Таблица 2
Предметы изучения различных экономических школ и течений,
составляющих экономическую теорию
-
Название школы
Время существования
Особенности предмета изучения
Основоположники (или видные представители)
Меркантилизм
XVII-XVII
Создание благ в результате обмена и торговли
Т. Манн,
Ж. Б. К. Кольбер
Физиократы
VIII в.в.
Создание благ в производстве, земледелии
У. Пети,
Ф. Кенэ
Классическая экономическая теория
XVIII в.в.
Создание богатства не только в земледелии, но и в других отраслях
А. Смит,
Д. Риккардо,
Ж. Сисмонди
И др.
Марксистская политическая экономия
XIX – XX в.в.
Производственные отношения между людьми, возникающие в производстве, и экономическое противосостояние классов
К. Маркс,
Ф. Энгельс,
В. И. Ленин,
Н. И. Бухарин, и др.
Маржинализм (австрийская школа)
Вторая половина
XX в.
Удовлетворение потребностей в условиях ограниченных ресурсов с использованием предельных выгод
К. Менгер
Е. Бём-Бёмбоверг
Неоклассическая
Конец XIX начало XX в.в.
Взаимодействие спроса и предложения, механизм формирования рыночных цен
Ф. Маршал
Л. Вальрас
Кейнсианство
Первая половина
XX в.
Экономикс.
Поиск оптимальных методов регулирования экономики
Д.М. Кейнс
Монетаризм
Начало XX в.
Анализ денежного обращения в рыночном хозяйстве
М. Фридмен
Новая политическая экономия
XX в.
Поиск оптимального порядка в рыночном хозяйстве
Дж. Мут,
Р. Лукас,
П. Самуэльсон
и др.
Институционализм
ХХ в.
Изучение институтов социальных условий развития экономики
Т. Веблен
Дж. Гелбрейт
Во второй половине ХХ в. широко применяются математические методы и совершенствуются экономические исследования. Новые веяния находят отражение и в изменении названия самой науки. Название научной дисциплины «политэкономия» заменяет «экономикс», который состоит из двух разделов: микро- и макроэкономика. В основе данной классификации лежат следующие принципы: национального хозяйства в целом (макроэкономика) и функционирования отраслей – фирм и домохозяйств (микроэкономика). Под домохозяйством понимают группу людей, которые совместно получают и используют доходы.
Предметом исследования микроэкономики служат: поведение фирм и домохозяйств как экономических агентов рыночной экономики; воздействие государства и его институтов (правительства, парламента, суда, прокуратуры и т.д.) на отрасли, фирмы, и домохозяйства; коньюктура, спрос и предложение на отдельном рынке (отрасли); интересы индивидов, полезность благ и услуг.
Современная экономическая теория (экономикс), является наследницей богатейшего знания собранного и упорядоченного выдающимися учеными-экономистами прошлых веков. Сегодня она продолжает их идеи, дополняет и уточняет научный анализ, поэтому третий этап развития экономической науки связывают с использованием новой парадигмы.
Парадигма ( с греческого- пример, образец) – общепризнанный принцип мышления ученых или общепризнанная методология при решении исследовательских задач внутри отдельной научной дисциплины. Современная парадигма предусматривает лучших научных достижений различных научных школ в единую доктрину, адекватную любой экономической системе и стране, а не их противопоставление.
Современные экономисты сделали много выдающихся открытий в экономической теории, которые нашли свое применение на практике. Свидетельством тому является ежегодное присуждение Нобелевской премии в области экономики – высшей научной награды. Нобелевские премии по экономике присуждаются с 1969 года. Среди лауреатов первыми были – П. Самуэльсон, В.Леонтьев, М. Фридмен, Л. Канторович, К. Эрроу, Г. Саймон, Р. Слоу и другие.
3) Основные проблемы экономической организации общества. Кривая производственных возможностей:
4) Товарное производство и его эволюция:
Экономическая наука выделяет:
• натуральную форму хозяйства (производства);
• товарную форму хозяйства (производства).
Исторически первой из общих экономических форм явилось натуральное хозяйство.
Натуральное хозяйство – это такой тип хозяйства, при котором продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производителя, т. е. для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы.
Зарождение натурального хозяйства относится к глубокой древности, когда еще не существовало общественного разделения труда, и продукт труда не принимал товарной формы. В натуральном хозяйстве производство, как правило, совпадает с потреблением, что создает определенную устойчивость экономики. Основой натурального хозяйства является земледелие в сочетании с домашней промышленностью. В чистом виде натуральное хозяйство существовало при первобытнообщинном строе, но наибольшее развитие получило при феодализме. Натуральное хозяйство преобладает на базисе всякой системы личной зависимости, как рабской, так и крепостнической. Оно выступало в различных формах: первобытная община, азиатская община, германская община, славянская задруга и др. В дореформенной России натуральное хозяйство было основой барщинно‑крепостнической системы. При феодализме прибавочный продукт принимал форму натуральных повинностей и платежей в пользу феодала. Для натурального хозяйства свойственна рутинная техника, дающая возможность обеспечивать лишь производство в прежних размерах, т. е. простое воспроизводство.