ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.02.2019
Просмотров: 1037
Скачиваний: 1
Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу
«Экономическая теория (Макроэкономика)»
1.Доход
и продукт в национальной экономике:
модель круговых потоков.
Потоки
"доходы – расходы" и "ресурсы –
продукция" осуществляются одновременно
в противоположных направлениях и
бесконечно повторяются. Основным выводом
из модели является равенство суммарной
величины продаж фирм суммарной величине
доходов домашних хозяйств. Это означает,
что для закрытой
экономики величина
общего объема производства в денежном
выражении равна суммарной величине
денежных доходов домашних хозяйств.
В открытой
экономике с
государственным вмешательством модель
круговых потоков несколько усложняется
Когда в модель вводятся две другие
группы экономических агентов (правительство
и остальной мир), то указанное равенство
нарушается, так как из потока "доходы
– расходы" образуются "утечки" в
виде сбережений,
налоговых платежей и импорта.
"Утечки" –
любое использование дохода не на покупку
произведенной внутри страны продукции.
Одновременно в поток "доходы-расходы"
вливаются дополнительные средства в
виде "инъекций"
– инвестиции, государственные
расходы и экспорт.
"Инъекции" –
любое дополнение к потребительским
расходам на продукцию, произведенную
внутри страны. Схема взаимодействия
между решениями домашних хозяйств о
расходах и решениями фирм по поводу
производства остается прежней, хотя и
усложняется: с помощью трансфертов,
субсидий, налогов и других экономических
инструментов государство регулирует
колебания в уровнях производства,
занятости и инфляции. Если домашние
хозяйства решают тратить меньше, то
фирмы вынуждены сокращать выпуск
продукции, что, в свою очередь, приводит
к снижению доходов. Уровень спроса на
товары определяет уровень производства
и занятости, а уровень выпуска определяет
уровень доходов владельцев факторов
производства, которые (доходы), в свою
очередь, определяют совокупный спрос.
2.Основные субъекты макроэкономики (описание функциональной роли). Резиденты и нерезиденты.
В макроэкономике выделяется только четыре субъекта: домашние хозяйства, фирмы (предпринимательский сектор), государство и иностранный сектор.
Под домашними хозяйствамипонимаются все частные хозяйственные ячейки, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. При этом предполагается, что домашние хозяйства являются собственниками всех факторов производства.
Фирма (предпринимательский сектор)представляет собой любую хозяйственную ячейку, деятельность которой направлена на извлечение прибыли.
Фирмы осуществляют следующие виды деятельности: покупают факторы производства, производят и предлагают блага, инвестируют как собственные средства, так и сбережения домашних хозяйств.
Государствопредставляется как совокупность всех государственных учреждений и институтов. Хотя они многообразны как по своему составу и структуре, так и по целям и задачам функционирования, но по роду своей деятельности реализуют общенациональные, т. е. государственные интересы. Для упрощения макроэкономического анализа их можно объединить в один субъект – государство.
Основная задача государства состоит в производстве общественных благ, т. е. таких благ, которые производятся в интересах всего общества и предоставляются гражданам бесплатно.
Иностранный сектор(заграница) представляет собой совокупность всех экономических субъектов, имеющих постоянное местонахождение за пределами страны, включая иностранные государственные институты. Взаимодействие иностранного сектора с экономическими субъектами национальной экономики осуществляется на основе внешнеэкономических связей через взаимный обмен товарами и услугами, валютой и капиталом и учитывается в моделях открытой экономики.
В соответствии с законодательством Российской Федерации резидентами называются физические лица, находящиеся на территории России не менее 183 дней в году, а также домашние хозяйства или предприятия страны. При рассмотрении международных торговых сделок правительство РФ также относят к категории резидентов России. Нерезиденты получают доход от источников, располагающихся на территории Российской Федерации. Причем резиденты платят налоги со всех доходов, полученных как на территории России, так и за ее пределами. Нерезиденты же платят налог только с доходов, полученных из российских источников. Объектом налогообложения в данном случае являются доходы, полученные резидентами и нерезидентами России как в денежной, так и в натуральной форме, включая и полученную материальную выгоду.
3.Основные макроэкономические показатели в системе национальных счетов: валовой продукт, чистый продукт, национальный доход, располагаемый доход.
Национальный доход - это общая годовая стоимость произведенных товаров и оказанных услуг, характеризующая что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. для расчета национального дохода из чистого национального продукта вычитают сумму косвенных налогов на бизнес, таких, как акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины.
Национальный доход = Валовый внутренний продукт — потребление основного капитала
Национальный доход = Чистый национальный продукт — косвенные налоги
Располагаемый доход — это доход, находящийся в личном распоряжении домохозяйств. Для его определения из личного дохода вычитают подоходные налоги.
Валово́й вну́тренний проду́кт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.
Чистый национальный продукт (ЧНП) — общий объём товаров и услуг, которые страна за определённый промежуток времени произвела и потребила во всех секторах своего национального хозяйства. Если из ЧНП вычесть сумму косвенных налогов, можно получить значение национального дохода (НД). НД — это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. Это чистый заработный доход общества, этим объясняется важность и широкое применение НД в сопоставительном анализе.
4.Методы расчета валового продукта: по доходам, по расходам, производственный метод.
Производственный метод. Для правильного расчета ВВП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, но без повторного, или двойного счета. Вот почему в определении ВВП речь идет о конечных товарах и услугах. Эти блага потребляются в рамках домашних хозяйств или фирм, и не участвуют в дальнейшем производстве, в отличие от промежуточных товаров. Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости, который представляет разницу между продажами фирмами их готовой продукции и покупкой материалов, инструментов, топлива, энергии и услуг у других фирм.
По
расходам. Этот метод непосредственно
вытекает из первого рассмотренного
способа подсчета ВВП. Поскольку ВВП
определяется как денежная оценка
конечных продуктов и услуг, произведенных
за год, постольку необходимо суммировать
все расходы экономических субъектов
на приобретение конечных продуктов.
Действительно, нельзя складывать яблоки
с апельсинами, но можно сложить расходы
множества людей на покупку этих и иных
товаров. При расчете ВВП на основе
расходов, или потока благ (этот метод
называют также производственным методом)
суммируются следующие величины:
1.
Потребительские расходы населения
(С).
2. Валовые частные инвестиции в
национальную экономику (Ig).
3.
Государственные закупки товаров и услуг
(G).
4. Чистый экспорт (NX), который
представляет разность между экспортом
и импортом данной страны.
Таким
образом, перечисленные здесь расходы
составляют ВВП и показывают рыночную
оценку годового производства:
У = С + lg + G + NX формула(1)
По доходам. ВВП можно представить как
сумму факторных доходов (заработная
плата, процент, прибыль и рента), т.е.
определить как сумму вознаграждений
владельцев факторов производства. При
этом, поскольку речь идет именно о
валовом внутреннем продукте, в него
включаются доходы всех субъектов,
осуществляющих свою деятельность в
географических рамках данной страны,
как резидентов, так и нерезидентов.
Резиденты - это граждане, проживающие
на территории данной страны, за исключением
иностранцев, которые находятся в стране
менее 1 года.
В показатель ВВП,
рассчитываемый по данному методу, также
включаются косвенные и прямые налоги
на предприятия, амортизация, доходы от
собственности и нераспределенная часть
прибыли. Вспомним, что, согласно диаграмме
кругооборота доходов и расходов, то,
что для одних субъектов экономики
является доходами, для других - издержками.
5.Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП.
Номинальный ВВП – это ВВП, рассчитанный в текущих ценах, в ценах данного года. На величину номинального ВВП оказывают влияние два фактора:
изменение реального объема производства
изменение уровня цен.
Чтобы измерить реальный ВВП, необходимо «очистить» номинальный ВНП от воздействия на него изменения уровня цен.
Реальный ВВП – это ВВП, измеренный в сопоставимых (неизменных) ценах, в ценах базового года. В качестве базового года обычно выбирает некий период в прошлом, характеризующийся относительно стабильной ситуацией в экономике.
Реальный ВВП = Номинальный ВВП / Общий уровень цен
Дефлятор ВВП – это специальный статистический ценовой индекс, рассчитываемый с целью измерения уровня цен на услуги и товары за определенный временной интервал (промежуток).
Данный показатель позволяет изучать и контролировать средние изменения уровня текущих и базовых цен, или, проще говоря, он определяет уровень инфляции.
Дефлятор ВВП характеризует изменения прибыли, оплаты труда и другие экономические показатели
Дефлятор ВВП – это взвешенное среднее значение цен, которое рассчитывается отношением номинального ВВП к реальному, то есть он равен:
GDP deflator = (nominal GDP / real GDP) × 100%
Все номинальные макроэкономические показатели измеряются в ценах текущего периода, а реальные – в базисных.
И из этого следует, что номинальный ВВП, или его еще называют абсолютный, – объем производства услуг и товаров, выраженный в текущих ценах.
А реальный ВВП – это тот же объем производства услуг и товаров, только измеренный в неизменных ценах базового промежутка времени.
6.Совокупный спрос: структура, ценовые и неценовые факторы.
Совокупный спрос — общий платежеспособный спрос на все товары и услуги, производимые, в экономике. Совокупный спрос — реальный объем производимой в обществе продукции (по сути» ВВП), который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен в экономике. При расчете ВВП по потоку расходов, выделялись четыре расходующие группы, предъявляющие спрос на национальном рынке: население, бизнес, государство, иностранные потребители. Именно эти группы и формируют совокупный спрос. Иными словами, совокупный спрос включает в себя следующие составляющие: спрос домохозяйств на потребительские товары и услуги; спрос производителей на инвестиционные ресурсы и товары; государственные закупки, т. е. спрос со стороны государства; спрос на продукцию, произведенную в данной стране, со стороны иностранных потребителей (этот показатель корректируется с учетом спроса национальных потребителей на импортную продукцию). Таким образом, совокупный спрос можно представить как сумму четырех компонентов:
где AD — совокупный спрос; С — потребительские расходы; I — валовые внутренние частные инвестиции; G — государственные закупки товаров и услуг; Хn — чистый экспорт.
Изменение потребительских расходов может быть обусловлено:
1. Изменением благосостояния населения. Благосостояние населения во многом определяется реальной стоимостью финансовых активов. При снижении их стоимости домохозяйства будут пытаться восстановить собственное благосостояние за счет роста Сбережений, при этом совокупный спрос будет сокращаться из-за сокращения потребительских расходов. Подчеркнем, что здесь падение совокупного спроса имеет место при неизменном общем уровне цен в экономической системе. Снижение же стоимости финансовых активов будет обусловлено не ростом уровня цен (как в эффекте богатства), а прочими причинами, например снижением котировок акций.
2. Ожиданиями населения. Ожидания населения оказывают значительное воздействие на потребительское поведение. Например, если потребители ожидают роста реальных доходов в будущем, то они увеличивают текущие расходы за счет сокращения сбережений. В этом случае кривая совокупного спроса сместится вправо. В том же направлении смещается график AD в случае инфляционных ожиданий.
3. Задолженностью населения. Чем больше задолженность население, тем меньше потребительские расходы, поскольку домохозяйства будут вынуждены часть своего дохода, которую они могли бы направить на приобретение материальных благ, использовать для погашения имеющейся задолженности. Следовательно, совокупный спрос будет сокращаться.
4. Уровнем налогов с домохозяйств. Естественно, чем выше уровень налогов, которые платит население в бюджеты разного уровня, тем меньше величина располагаемого личного дохода, т. е. источника роста потребительских расходов, а значит, и совокупного спроса.
Изменение инвестиционных расходов бизнеса может быть связано с:
1. Динамикой ставки процента. Чем она выше, тем меньше совокупный спрос. Изменение ставки процента в данном случае, в отличие от ситуации, рассмотренной в эффекте процентной ставки, происходит при неизменном уровне цен в экономике под действием ряда прочих факторов, допустим из-за изменения объема денежной массы, находящейся в обороте.
2. Ожиданиями бизнеса. Оптимистические прогнозы относительно будущей прибыли стимулируют рост спроса на инвестиционные товары и сдвигают кривую AD вправо.
3. Уровнем налогов на бизнес. Увеличение налогов ведет к снижению прибыли, а значит, и инвестиций, и совокупного спроса.
4. Уровнем избыточных мощностей. Чем больше на предприму яти и неиспользуемых мощностей, тем меньше потребность в приобретении нового оборудования, тем реже будут осуществи литься инвестиционные расходы.
5. Существующим уровнем технологии и быстротой морального старения оборудования. Чем быстрее развивается научно-технический прогресс, тем чаще предприниматели испытывают необходимость в обновлении оборудования, тем выше инвестиционные расходы и совокупный спрос.