ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.02.2019

Просмотров: 1021

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Естественно, что колебания спроса на деньги и предложения денег формируют денежный рынок, так называемуюравновесную ставку процента или цену денег. Здесь уже денежный рынок связан с политикой дорогих и дешевых денег, что является прерогативой Центрального банка 

Так же если деньги могут приносить процент, то разумные люди не будут держать их в ликвидной форме, а деньги, отданные под процент, выступают источником инвестиций. Равновесие между сбережениями и инвестициями обеспечивается на рынке установлением равновесной ставки процента. 

Оптимальным состоянием для денежного рынка является равновесие между спросом на деньги и их предложением. Равно­весие на денежном рынке устанавливается при равенстве спроса на деньги и их предложения, когда количество предлагаемых де­нежных средств равно количеству денег, которое хотят иметь до­мохозяйства и фирмы. Графически равновесие на денежном рынке достигается при пересечении кривых спроса на деньги Dm и их предложения Sm.

Точка пересечения графиков спроса на деньги и денежного предложения определяет цену равновесия и равновесный объем.

Равновесие на денежном рынке складывается при процентной ставке r0 и массе денег Qm0.


29.Предложение кредитных денег коммерческими банками. Банковский (депозитный) мультипликатор.

Коммерческие банки имеют главное отличие от других финансовых учреждений — они могут создавать кредитные деньги. Таким образом, их деятельность преследует всего две цели. Во-первых, это платежеспособность. Банки должны оплачивать свои обязательства по первому требованию и увеличивать свои требования.

В зависимости от того, какую политику проводит коммерческий банк, предложение денег будет соответственно изменяться.

1. Политика полного резервирования. Если банк решает обеспечить себе абсолютную платежеспособность, он объявляет о полном резервировании всех денежных средств, которые имеет в своем распоряжении. Иными словами, ставка резервирования составляет 100%, из которых несколько процентных пунктов определяют норму обязательного резервирования, а большая часть — избыточные резервы банка. Вследствие того, что данный банк кредиты и ссуды не выдает, предложение денег не изменяется.

2. Политика нулевого резервирования. Она применяется в том случае, когда банк на первое место ставит обеспечение прибыльности. Следовательно, все возможные деньги банк отдает в виде кредитов и ссуд, что не позволяет ему хранить какие-либо резервы. Такая политика опасна тем, что платежеспособность банка в краткосрочном периоде равняется нулю.

3. Политика частичного резервирования. Часть денег остается в банке в качестве резервов (обязательные и избыточные), а другая часть направляется в экономику.

Банковский мультипликатор -это процесс увеличения денег на депозитных счетах коммерческого банка при их движении от одного банковского учреждения к другому.
Банковская мультипликация – процесс многократного увеличения (уменьшения) денег в качестве бессрочных депозитов в коммерческих банках в результате увеличения (уменьшения) банковских резервов при осуществлении операций в рамках банковской системы.
Мультипликативным может быть как расширение, так и сужение денежной массы. В экономической литературе больше внимания уделяется процессам увеличения денег, поскольку от этого во многом зависят устойчивость денежной системы и уровень инфляции.



30.Предложение денег центральным банком. Денежная база. Денежный мультипликатор.

Предложение денег — количест­во денег, находящихся в обращении в экономике страны. Размер предложения денег выступает важнейшим фактором, определяющим масштабы расходов в народном хозяйстве.

Предложение денег контролирует центральный банк путем денежной эмиссии и регулирования выдачи денег в ссуду ком­мерческими банками через установление учетной ставки (ставки рефинансирования) центрального банка. Если в качестве своей тактической цели устанавливается некое фиксированное предло­жение денег и поддерживается на данном уровне независимо от того, что будет происходить с процентными ставками, то кривая предложения денег будет вертикальной линией (SМ1). Если же тактическая цель центрального банка — стабилизация процент­ной ставки (по меньшей мере в краткосрочном временном интервале) на некотором фиксированном уровне вне зависимости от изменения количества денег, то кривая предложения денег бу­дет горизонтальной (Sm2). Если же центральный банк не устанав­ливает тактических целей ни для величины предложения денег, ни для значения нормы процента и допускает расширение мас­штаба предложения денег по мере того, как растет норма процен­та, то кривая предложения денег будет возрастающей (Sm3).

Денежная база — совокупность обязательств центрального банка, которые могут быть использованы для создания денежной массы. Включает в себя наличные деньгив обращении и обязательства центрального банка перед кредитными организациями.

Денежный мультипликатор – это числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет либо сократится денежное предложение в результате увеличения либо сокращения вкладов в кредитно-денежную систему на одну денежную единицу. 

Суть денежного мультипликатора в том, что денежная масса в обороте увеличивается в результате расширения кредитных операций банков за счет получения средств из резерва ЦБ, образованного из обязательных отчислений банков. 

Коэффициент мультипликации рассчитывается за определенный период времени, обычно за год, и характеризует, насколько увеличится денежная масса в обороте за этот период. 


31.Кредитно-денежная (монетарная) политика: виды, инструменты и цели.

Денежно-кредитная политика центрального банка (монетарная политика) — это совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, рынка ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов с целью достижения ряда общеэкономических целей: стабилизации цен, темпов экономического роста, укрепления денежной единицы.

Основные цели кредитно-денежной политики государства:

Сдерживание инфляции

Обеспечение полной занятости

Регулирование темпов экономического роста


Смягчение циклических колебаний в экономике

Обеспечение устойчивости платежного баланса

Основные инструменты центрального банка в реализации кредитно-денежной политики:

Инструменты Регулирование официальных резервных требований
Является мощным средством воздействия на предложение денег. Величина резервов (часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах центрального банка) во многом определяет его кредитные возможности. Кредитование возможно если у банка достаточно средств сверх резерва. Таким образом увеличивая или уменьшая резервные требования ЦБ может регулировать кредитную активность банков и соответственно влиять на предложение денег.

Операции на открытых рынках
Основным инструментом регулирования предложения денег являтеся покупка и продажа ЦБ государственных ценных бумаг. При продаже и покупке ценных бумаг ЦБ пытается взодействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков предалагая выгодные проценты. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков, тем самым способствуя увеличению кредитования и соответственно росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг ЦБ приводит к обратным последствиям.

Регулирование учетной ставки процента (дисконтная политика)
Традиционно ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента. Изменяя учетную ставку процента центральный банк воздействует на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в кредитовании населения и предприятий.

Вид денежно-кредитной политики зависит от ситуации в стране. Если экономика переживает спад и в ней высокая безра­ботица, то проводится денежно-кредитная политика, получив­шая название политики дешевых денег. Эта политика направлена на снижение ставки ссудного процента, что приводит к увеличе­нию инвестиций в экономику, росту потребительского кредита. В результате создаются условия для экономического роста и уве­личения занятости. 

политика дорогих денег, направленная в конечном счете на сокращение совокупных расходов и совокупного спроса. Суть этой политики состоит в со­кращении избыточных резервов коммерческих банков. В этом случае центральный банк: продает государственные ценные бума­ги; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку.


32.Государственный бюджет: доходы и расходы. Дефицит и профицит государственного бюджета.

Государственный бюджет - это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.


Все расходы можно подразделить на следующие группы:

военные;

экономические;

на социальные цели;

на внешнеполитическую деятельность;

на содержание аппарата управления.

Доходы государственного бюджета формируются за счет:

налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

доходов целевых бюджетных фондов.

Сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов бюджета.

Дефицит бюджета - это превышение расходов госбюджета над его доходами.

Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики. Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);

выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);

финансирование и кредитование других государств (внешний долг).

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;

реструктуризация государственного внешнего долга;

усиление контроля за расходованием бюджетных средств;

сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;

упорядочение действующей системы социальных льгот.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:1. Внутренние источники, а именно: кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; 2. Внешние источники следующих видов: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

кредиты правительств иностранных государств, юридических лиц и международных финансовых организаций в иностранной валюте.


33.Государственный долг и бюджетный дефицит. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.

Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ.


Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента; конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;

конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;

новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

Выплаты по регулированию государственного долга могут быть одной из причин образования дефицита бюджета, в случаях, когда согласно сроком соглашения гос-во должно выплатить умму намного больше, чем располагает в определенный момент.

Мультипликатор сбалансированного бюджета (Balanced budget multiplier) – это показатель, отражающий изменение объема выпуска в результате изменения государственных расходов и налоговых поступлений, которые в свою очередь меняются на одну и ту же величину (ΔT = ΔG).

Увеличение расходов государства увеличит объем выпуска, а увеличение налогов снизит его. Но так как мультипликационный эффект от увеличения налогов слабее эффекта мультипликатора госрасходов, то действие мультипликатора сбалансированного бюджета приведет к росту объема выпуска (ΔV). Иначе говоря, эффект мультипликатора сбалансированного бюджета равен разности действия мультипликатора госрасходов и налогового мультипликатора:



34.Налоговая система национальной экономики. Кривая Лаффера. Налоговый мультипликатор.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Являются главным источником пополнения гос. средств. В зависимости от органов, устанавливающих и взимающих налог, в РФ выделяют: федеральные, региональные и местные налоги.

К федеральным налогам относятся:

• налог на добавленную стоимость;

• акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ;

• налог на прибыль организаций;

• налог на доходы физических лиц (подоходный налог);

• единый социальный налог;

К региональным налогам относятся налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономных областях, автономных округов:

• транспортный налог;

• налог на имущество организаций.

• налог на игорный бизнес;

• лесной доход.

К местным налогам относятся:

• налог на имущество физических лиц;

• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;