Файл: Изучение теоретических основ, управление знаниями и инновациями, разработка мероприятий по совершенствованию системы управления знаниями в компании ООО «ЕвроОкна».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время человечество вступает в стадию построения
информационного общества, которая характеризуется процессами
глобализации, изменением механизмов конкуренции, ускорением
процессов появления на рынке новых товаров и услуг, увеличением
объемов информации, необходимой для принятия решений, внедрением информационных технологий. Материальное производство в таком обществе становится вторичным по отношению к производству информации и знаний. Именно знания становятся основным ресурсом и во многом определяют конкурентоспособность организаций и национальной экономики в целом.

Основой менеджмента знаний является совокупность эффективных методов и процедур воздействия на носителей интеллектуальных
активов. Менеджмент знаний как деятельность по производству, распределению и использованию организационных знаний включает в
себя широкий спектр процедур: от организационного обучения до
разработки баз знаний. Управление знаниями может рассматриваться
как мощное конкурентное преимущество только на предприятиях,
ориентированных на постоянное развитие бизнеса и бизнес-процессов.

Без преувеличения можно сказать, что «инновация» и «инновационный процесс» сегодня большинством специалистов рассматриваются в качестве важнейших источников создания конкурентного преимущества компаний. Это связано с тем, что на большинстве мировых рынков спрос сильно отстает от предложения, и потребители, благодаря Интернету, информированные о множестве альтернативных предложений, непрерывно выдвигают все новые требования, ожидая новых предложений. С другой стороны, можно наблюдать интенсивное развитие технологий и существенное укорочение жизненных циклов не только отдельных товаров, но и целых товарных категорий и связанных с ними отраслей.

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что любая инновационность опирается на систему самых разнообразных знаний в области маркетинга, техники и технологий, управления ими и особенно в области развития человеческих отношений, превращаясь из управления персоналом и организационного поведения в менеджмент человеческих ресурсов. Наиболее значимыми активами становятся и уже стали сотрудничество персонала внутри компании и с клиентами и партнерами, уровень командности и активности высококвалификационных сотрудников, формируемых ими идей и скорости воплощения в жизни, учет пристрастий различных человеческих групп, ориентация их на определенные ценности, т.е. всего того, что накапливается и структурируется в виде конкретных знаний и характера их использования. 


Предмет исследования - ресурсы современного менеджмента: инновации и управление знаниями.

Объект исследования - компания ООО «ЕвроОкна».

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ управление знаниями и инновациями, а также и разработка мероприятий по совершенствованию системы управления знаниями в компании ООО «ЕвроОкна».

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

- рассмотреть знания как основу для обеспечения инновационной деятельности;

- проанализировать деятельность компании ООО «ЕвроОкна», провести исследование системы управления знаниями и выявить её недостатки;

- предложить мероприятия по совершенствованию системы управления знаниями в ООО «ЕвроОкна».

1. Знания как основа для обеспечения инновационной деятельности

1.1. Сущность и принципы управления инновациями

Инновации сегодня действительно важный источник обеспечения конкурентного преимущества, а в ряде отраслей экономики, еще и безальтернативное условие выживания и успеха в конкурентной борьбе. Однако, само понятие «инновация» нужно пояснять.[5]

Изобретение - это создание новых продуктов и процессов путем развития нового знания или использования новых комбинаций существующего знания. [18]

Инновация - это процесс первоначальной коммерциализации изобретений путем производства и маркетинга новых продуктов (товаров или услуг), либо путем использования новых методов для их производства.

Следовательно, не все изобретения превращаются в инновации. Дальнейшее расширение семантики понятия «инновация», как описано во введении связано с изменениями в мировой экономике и потребностями в более системном подходе к обновлению бизнеса, включению в качестве объектов рассмотрения и менеджмента процессов обновления стратегий и моделей ведения бизнеса, обновления процессов и технологий, а не только создания и вывода на рынок продуктов на основе изобретений и других результатов научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности. [15]

Однако, в процессе эволюции задач инновационного менеджмента и смещения объекта исследований сохранилась ключевая смысловая направленность в понимании инновационного процесса: инновация всегда связана с новизной (пусть не абсолютной, но относительной) и инновация всегда связана с достижением целей бизнеса (созданием стоимости).


Короткое и ясное определение инновации дает Роберт Такер: «Инновация – это выдвижение новых и полезных для бизнеса идей, и их воплощение в жизнь». В сущности, это два основных элемента в формуле инновации, требующих разных компетенций людей. Именно поэтому различают изобретателей, создателей нового и инноваторов – людей, способных трансформировать это новое в продукт, имеющий коммерческий потенциал.[17]

В настоящее время задачи инновационного менеджмента изменились и усложнились. Сегодня это стратегическая компетенция организации, связанная с системным обновлением бизнеса на всех уровнях, реализуемая не в отдельном подразделении, но в рамках межфункциональной деятельности. Однако, важность указанных двух составляющих понятия «инновация» сохранилась и стала еще более актуальной. [2]

Очевидно, что инновация связана с динамикой бизнеса, с наличием определенных жизненных циклов продуктов (товаров и услуг), товарных категорий и целых отраслей экономики. Поэтому общие закономерности и связи инноваций разных типов (разного уровня) можно проследить естественным образом, анализируя жизненные циклы товаров и процессов, изучая инкрементальные (пошаговые, эволюционные) и радикальные изменения.

Известные американские исследователи Джеймс Аттербак (James M.
Utterback) и Вильям Эбернати (William Abernathy) еще в конце 70-х годов,
изучив динамику процессных и продуктовых инноваций выявили закономерности динамических соотношений между ними (Рис. 1). [8]

Такое динамическое сопоставление продуктовых и процессных инноваций позволяет проанализировать основные закономерности в динамике бизнеса и выявить сущностные взаимосвязи инноваций разного типа с динамикой конкурентного рынка.

Рис. 1 - Динамика продуктовых и процессных инноваций

Текучая фаза инноваций характеризуется широким экспериментаторством с характеристиками и дизайном продуктов, гибкими схемами процессов, растущим количеством конкурентов, пытающихся предложить лучшую функциональность для потребителей.[14]

Переходная фаза характеризуется появлением доминантного дизайна
продукта и смещением фокуса от инноваций в продукте к масштабному
производству, инновациям в процессах с их стандартизацией и автоматизацией для обеспечения масштабных продаж.

Наконец, специфическая фаза связана с инкрементальными эволюционными изменениями в продуктах и процессах, ценовой конкуренцией практически недифференцированных предложений немногочисленных крупных конкурентов в рамках более или менее стабильной олигополии.


В классической литературе по инновационному менеджменту предложено много классификаций инноваций:[10]

1. По широте воздействия и распространения инновации классифицируют на глобальные, отраслевые и локальные;

2. По степени радикальности – на базисные, улучшающие и псевдоинновации;

3. По источнику идеи – на инновации в результате открытия, в результате изобретения, в результате рационализаторского предложения и
т.п.;

4. По виду новшества – на инновации в виде устройства, в виде технологии, в виде материала или вещества, в виде живых организмов;

5. По способу замещения существующих аналогов – на свободно замещающие и системно замещающие; по причинам возникновения – на реактивные и проактивные инновации и т.д. и т.п.

Задачей сегодняшнего дня является формирование эффективного механизма обновления бизнеса на всех уровнях. Следовательно, необходимо
рассматривать требования и условия выращивания такой деятельности в со-
временных компаниях, определять критичные элементы организационной
структуры, систем менеджмента, неформальных сетей интерактивных связей, формируемых людьми в процессе совместной деятельности и релевантных систем ценностей для выполнения этой сложной задачи. [8]

Роберт Такер в результате успешной реализации десятков крупных
проектов по формированию эффективной инновационной деятельности в
компаниях разных отраслей экономики различного возраста и размера
сформулировал следующие основные принципы эффективного управления
инновационным процессом и создания организации, нацеленной на инновации:[17]

1. К инновации следует подходить, как к дисциплине.

Должны быть созданы технологии от выдвижения новых идей (креативности) до трансформации идеи в показатели валовой и чистой прибыли (собственно инновации).[17]

2. К инновации следует подходить всесторонне.

Инновационный процесс – это процесс системного обновления бизнеса (на уровне стратегии, процессов и продуктов), это ДНК современных
организаций, работающих в динамичной среде.[10]

3. Инновация предполагает организованный, систематический и постоянный поиск возможностей (сканирование факторов внешнего окружения и внутренних факторов, прогнозирование спроса и предложения,
анализ технологических трендов, включая ранее выявление «подрывных»
инноваций).[17]

Должны быть созданы специальные организационные структуры и
специальные должности для организации этой деятельности.


4. К инновации должны привлекаться все сотрудники организации.

Должны быть внедрены системы и процедуры аккумулирования и
отбора идей, оценки деятельности людей по критериям их инновационной
деятельности.[17]

5. Инновация должна быть ориентирована на потребителя.

Нужно широко изучать и привлекать клиентов к инновационной деятельности.

Таким образом, инновация представляет собой сложный феномен,
инновационный процесс существенно связан с динамической природой
бизнеса и, как мы увидим далее, с его социальной средой (управляемой
деятельностью людей в организациях).

1.2. Понятие и сущность знаний

Под знанием понимается осмысленная и систематизированная информация в виде совокупности идей, сведений, опыта, навыков, способностей, которые дают возможность перерабатывать новые данные и использовать их для решения стоящих задач, например разработки новых технологий, производственных процессов, товаров, услуг, систем управления и пр.[4]

Определенные знания генерируются и накапливаются в любой компании производящей какие-либо товары или услуги. Их не следует смешивать с информацией, которая является их источником и средой, позволяющей их сохранять и распространять. В отличие от нее знания предполагают наличие убеждений мнений, являются функцией позиции, точки зрения, намерений, создаются ради какой-то цели, порождают действия. Инициативная деятельность, направленная на приобретение новых знаний и совершенствование существующих, может быть названа интеллектуальным предпринимательством. [9]

Конкурентные преимущества, основанные на знаниях, более устойчивы, поскольку трудны для выявления, понимания и копирования соперниками. В то же время их легче адаптировать к изменениям ситуации, что существенно повышает гибкость организации, ее адаптивность к изменениям во внешней среде.[16]

Знания могут иметь следующие формы.

1. Осведомленность о чем-либо, которая базируется на соответствующей информации, теоретических (фундаментальных и специальных) знаниях о законах и закономерностях развития природы, общества и пр., а также методических знаниях, принципах и способах использования и приобретения объектов), почерпнутых из обучения, специальной подготовки, чтения литературы. [10]

К методическим знаниям относятся:[12]

- технологические (знания последовательности и методов выполнения управленческих процедур, операций и особенностей протекания управленческих процессов);