Файл: Стратегический менеджмент: сущность и специфика (Стратегический и тактический аспекты менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время стратегическое управление является основным фактором успешного выживания в сложных рыночных условиях. Тем не менее, постоянно можно наблюдать в действиях организаций нехватку стратегичности, что и приводит их зачастую к проигрышу в конкурентной борьбе.

Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы добиться поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет меняться, и условия жизни организации будут изменяться тоже. А т.е. если внутрифирменное управление ориентировано на создание приемлемых управленческих условий (моделей), обеспечивающих реализацию наметивших целей, то стратегическое управление нацелено на создание соответствующих условий конкурентоспособности и развития фирмы в зависимости от изменений внешней рыночной среды.

На настоящий день не существует однозначного достаточно четкого определения понятия «стратегический менеджмент». Приведем наиболее известные определения.

Стратегический менеджмент - это процесс определения взаимодействия организации с ее окружением выражаемое через использование выбранных целей и достижение желаемого результата путем распределения ресурсов организации в соответствии с высоко эффективным планом действий.

Цель стратегического менеджмента сводиться к формулированию стратегии, исполнение которой позволит организации иметь максимальное развитие через определенный промежуток времени.

Основные особенности стратегического менеджмента:

1. Нацелен на длительную рыночную перспективу (5 и более лет).

2. Полагает взаимодействие различных хозяйственных подразделений, осуществляющих единую хозяйственную политику.

3. Основные принципы стратегического менеджмента формируются состоянием и изменениями внешней среды.

Все вышесказанное определяет актуальность темы данной курсовой работы, которая выражена в том, что определение и реализация стратегий относятся к числу сложных и трудоемких работ, которые раньше на предприятиях нашей страны редко осуществлялись на должном уровне. Сегодня же управление большинства предприятий направлено главным образом на решение краткосрочных проблем. В этих условиях часты смены задач, приоритетов деятельности, решений, следствием чего является не совершенность структуры показателей деятельности, понижение конкурентоспособности предприятий.

Целью курсовой работы выступает изучение сущности стратегического менеджмента, его функций и сущности во всех его экономических и функциональных проявлениях и взаимодействиях.


В зависимости с целью перед работой ставятся следующие основные задачи:

- усвоить стратегический и тактический аспекты менеджмента;

- найти сущность стратегического планирования и стратегического менеджмента;

- увидеть функциональную модель стратегического менеджмента;

- определить основные функции менеджмента и открыть их содержание;

- изучить сущность стратегического менеджмента.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Сущность и содержание стратегического менеджмента

1.1 Стратегический и тактический аспекты менеджмента

Нынешнее состояние рыночной экономики характеризуется усиливающейся неустойчивостью внешней среды. События оказываются все более непривычными и неузнаваемыми; увеличиваются темпы изменений, которые максимально превосходят скорости ответных реакций организации; повышается частота появления неожиданных событий, их непредвидимость.

В таких условиях становится невозможным выполнять управление путем реакции на уже возникшие проблемы на основе предыдущего опыта или его продолжения. Для актуальной и эффективной ответной реакции необходимы ожидание, исследования и творчество. Все это требует применения индивидуальных моделей принятия и реализации стратегических решений.

Основой современного стратегического управления ставится стратегия организации, точнее система стратегий, содержащая ряд взаимосвязанных конкретных маркетинговых, предпринимательских и функциональных стратегий. Точно выбранная стратегия является главным результатом и высокоэффективным механизмом стратегического управления, поскольку она направляет и мобилизует использование всего потенциала организации в определенных направлениях, гарантирующих достижение успеха.[1]

Стратегическое управление являет собой органическую часть системы управления организацией в целом. Ряд стратегического управления имеет длительный период и включает в себя несколько циклов оперативного и текущего управления, обеспечивая неотрывность процесса реализации стратегии. Установление эффективного механизма управления является, наряду с разработкой стратегии, главным результатом стратегического управления.


Стратегии и механизмы управления взаимно обусловливают друг дуга: механизмы управления приспосабливаются к вновь формируемой стратегии, а при невозможности этого, стратегия приспосабливается к реальному механизму управления.

В основном стратегический менеджмент вызван решить в принципе: в каком состоянии данная конкретная организация должна быть в заданной стратегической перспективе; какую принципиальную позицию организация должна занять на данном рынке; как на качественном уровне надо изменить рыночные ниши организации по всем направлениям деятельности и т.д.

В результате все наработки стратегического менеджмента могут сводиться к полноценному доказательству стратегического конкурентного преимущества, которое является необходимым для данной конкретной организации в данной перспективе, а также к заданию соответствующих стратегических целей по его свершению.

Каждая организация представляет собой открытую систему, встроенную во внешний мир. Ресурсы из внешней среды она получает на входе, а на выходе отдает ей созданный в организации продукт. На основе этого, жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:[2]

- получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;

- изготовление продукта;

- передача продукта во внешнюю среду.

Основная роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в самомобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту. Все разнообразие факторов, определяющих менеджмент, можно разделить на внешние и внутренние. Стратегический взгляд менеджмента связан прежде всего с внешними факторами, тактический с внутренними. Собственно, это определяет особенности стратегического и тактического менеджмента.

1.2 Сущность стратегического планирования и стратегического менеджмента

Один из создателей стратегического менеджмента И.Ансофф объединяет первичную концепцию стратегического менеджмента со стилями поведения организаций: приростным и предпринимательским.

Приростной тип - это развитие организации с минимальными изменениями относительно традиционного управления.

Предпринимательский тип - это целенаправленное стремление к изменениям, обеспечивающие победу в конкурентной борьбе.


За исключением двух типов организационного поведения И.Ансофф отличает два типа менеджмента: стратегический и оперативный (тактический).

Стратегическое управление (менеджмент) — это функция управления (менеджмента), распределяется на долгосрочные цели и действия компании.

Тактический менеджмент – это реализация выбранной стратегии достижения поставленных перед компанией краткосрочных планов на уровне руководства.

Действует определенная связь между типами организационного поведения и видами управления, а т.е.: стратегическое управление требует предпринимательского поведения, а оперативное управление - приростного. Данная зависимость в виде матрицы.[3]

Матрица: организационный тип поведения / вид управления

Тип поведения Вид управления

Стратегическое Оперативное

Предпринимательский + -

Приростной - +

На основании исследований И.Ансоффа можно сделать следующие выводы:

- в 1-й половине XX века стратегическое и оперативное поведение, кроме того соответствующий менеджмент выступали для организации как альтернативные;

- во 2-й половине столетия компании, все в большей степени испытывают потребность в одновременном использовании обоих типов поведения и эффективном сочетании двух видов управления;

- организации, соответствующие различным типам поведения, имеют свой характер, различаются друг от друга и оказываются в определенном противоречии.

История развития менеджмента - это история успеха новаций. Успешные модели управления достаточно быстро от компаний-инноваторов распространялись на широкий круг других организаций.

Предшественником стратегического планирования была система долгосрочного планирования (long-range planning). Эта система, получившая наибольшее развитие на Западе в 50-60-е годы, в основном соответствовала приростному развитию компаний. Чаще всего, долгосрочное планирование применялось в крупных, а также в отдельных средних компаниях. Характерной являлась ситуация быстрого корпоративного роста, сопровождавшая резким увеличением размеров организаций и повышением сложности менеджмента.[4]

Главным методом долгосрочного планирования являлась экстраполяция тенденций и факторов, определявших специфику развития организаций в прошлом, с определенной их корректировкой для будущего.

Формирование долгосрочного планирования в США и Западной Европы в 70-х годах привело к системе стратегического планирования. Это была реакция компаний на существенное изменение внешней среды, которое выражалась в насыщении соответствующих рынков. Важное отличие стратегического планирования от долгосрочного - это его принципиальная направленность не внутрь организации, а вовне. Это был переход от модели «закрытой организации» к модели «открытой организации».


Индивидуальная черта открытой организации - это профессиональный стратегический анализ изменения внешней среды и выработка адекватных адаптивных реакций.[5]

Одновременно с учетом тенденций внешней среды стратегическое планирование интегрирует все последние достижения в области методов планирования. В запас новых методов, используемых стратегическим планированием, входят: модели инвестиционных портфелей компаний, создание ситуационных планов развития, применение экспертных процедур и оценок, использование различных аналитических матриц для исследования альтернатив стратегического развития и т.д.

В конце 70-х годов одновременно с ростом числа организаций, применяющих стратегическое планирование, более четко стали проявляться не только субъективные, но и объективные трудности его использования. Главный недостаток стратегического планирования, как определенного подхода к проблеме будущего развития организации, аналогично ситуации с долгосрочным планированием содержится в том, что в будущем по-прежнему в основном переносились существенные параметры организации, которые уже были заданы ее прошлым.

В итоге сложного сочетания определяющих факторов к началу 80-х годов на Западе образовалась ситуация, которая ознаменовалась переходом от стратегического планирования к стратегическому менеджменту. Посреди факторов, определяющих переход, обычно выделяют следующие:

- объективный существенный рост изменчивости и сложности внешней среды организации;

- новое понимание стратегии;

- новые методы решения стратегических проблем развития организации, предложенные ведущими компаниями и консалтинговыми фирмами.

Сущность стратегического менеджмента. По мнению одного из создателей стратегического менеджмента Г.Минцберга имеет важное различие между стратегическим планированием и стратегическим менеджментом прежде всего трактуются следующими моментами.

Во-первых, стратегическое планирование (strategic planning) не является стратегическим мышлением (strategic thinking), и поэтому успешные стратегии - это всегда удавшееся стратегическое видение (vision).

Во-вторых, стратегическое планирование фактически сводилось к стратегическому программированию (strategic programming), как правило к формализации и детальной проработке стратегий, которые уже были приняты и осуществлялись.[6]

Стратегическое управление как стратегическое мышление и видение - это прежде всего синтез. В стратегическом синтезе главнейшую роль играют интуиция и креативность (творческое мышление). Ментальность стратегического планирования: «прошлого через настоящее - к будущему». Ментальность стратегического менеджмента: «от успешного будущего - к настоящему и снова к будущему».