Файл: ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЗАДАЧИ, ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ (Теоретические основы структуры органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы структуры органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
1.1 Цели и задачи оперативно-розыскной деятельности
1.2 Система субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
2. Компетенция органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
2.1 Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
2.2 Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
3.2 Пути решения проблем в оперативно-розыскной деятельности
‒ установить на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
‒ использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущества предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилых и нежилых помещений, транспортные средства и иное имущество частных лиц;
‒ использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;
‒ создавать в установленном законодательством России порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренные Федеральным Законом об ОРД [28, с. 32];
2) изложенные в иных статьях Федерального Закона об ОРД:
‒ в установленных федеральным законом пределах осуществлять ОРД посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (статья 1);
‒ отказать в предоставлении запрошенных сведений лицу, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке (ч. 4 статья 5);
‒ не предоставлять судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие сведения о: лицах, внедренных в организованные преступные группы; штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД; лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе (ч. 5 статья 5); об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий (ч. 3 статья 9) [20, с. 38];
‒ не уничтожать по истечении одного года полученные в результате проведения ОРМ материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, если этого требуют интересы или правосудие (ч. 7 статья 5);
‒ в ходе проведения ОРМ использовать информационные системы, видео -, кино – и фотосъемку, а также другие технические и иные средства (при условии не нанесения ими ущерба жизни и здоровью людей и непричинения вреда окружающей среде (ч. 3 статья 6) [5];
‒ в пределах своих полномочий собирать данные, необходимые для принятия решения:
а) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;
б) о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;
в) о допуске к участию в ОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;
г) об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ;
д) по обеспечению безопасности оперативно-розыскных органов;
е) о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность (ч. 2 статья 7) [5];
‒ в экстренных ситуациях, предусмотренных ч. 3 статьей 8, проводить ОРМ, без предварительного разрешения судьи, но с обязательным последующим в течение 24 часов уведомлением суда (судьи) [1];
‒ в случаях возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме прослушивать переговоры, ведущиеся с их телефонов, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов (ч. 4 статья 8);
‒ для обеспечения безопасности оперативно-розыскных органов осуществляющих действия, указанные в п. п. 8 -11 ч. 1 статьи 6, без судебного решения (при наличии согласия граждан в письменной форме: ч. 8 статья 8);
‒ в случае если судья отказал в проведении ОРМ, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в ч. 1 статьи 9, орган, осуществляющий ОРД, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд (ч. 6 статья 9) [5];
‒ создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета (ч. 1 статья 10);
‒ использовать результаты ОРД согласно правилам ч. 1 и ч. 2 статьи 11;
‒ предавать огласке сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе (при условии их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 статья 12) [33, с. 29];
‒ представлять оперативно-розыскные документы, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности, суду (судье), прокурору, осуществляющему надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в порядке, установленных Федеральным Законом об ОРД (ч. 4 статья 12);
‒ полностью осуществлять на территории России оперативно-розыскную деятельность (только оперативные подразделения, перечисленные в ч. 1 статьи 13);
‒ проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы Минюста России ОРМ в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Минюста России (ч. 5 статья 13);
‒ заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами, независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений (ч. 2 статья 17) [11];
‒ в целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, и членов их семей проводить специальные мероприятия по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативно-правовыми актами России (ч. 7 статья 18) [11].
Следовательно, под правами органов, осуществляющих ОРД, понимается предоставленная нормами права возможность (полномочие) выполнения ими действий в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности. Содержание прав субъектов раскрывается только через их действия. Вместе с тем право субъектов ОРД не следует отождествлять с их действиями. Оно является лишь юридической возможностью и необходимостью выполнять определенные действия. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, наряду с возможностью определенного в законе действия или совокупности действий самого управомоченного субъекта включают в себя и требование соответствующего поведения (действий или бездействия) от других субъектов ‒ физических или юридических лиц. Эти две разновидности возможных и необходимых правомерных действий являются основой в содержании прав органов ‒ субъектов ОРД.
2.2 Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Обязанностями оперативно-розыскного органа является круг возложенных законодателем на них безусловных для выполнения действий, необходимых для достижения целей оперативно-розыскной деятельности и решения ее задач.
Различают две группы обязанностей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность:
1) изложенные в предписаниях Федерального Закона об ОРД;
2) зафиксированные в некоторых иных нормативных актах России (для органов внутренних дел – в Законе о полиции, для органов ФСБ России – в Законе об органах ФСБ России).
Законодатель предъявляет следующие требования к обязанностям оперативно-розыскных органов:
‒ все они могут устанавливаться исключительно в открытых нормативных правовых актах (как правило, законодательных). Не допускается их определение в закрытых подзаконных нормативных актах, включая ведомственные;
‒ любые действия этих органов (связанные с реализацией обязанностей) будут законны исключительно при условии их направленности на достижение целей и решение задач оперативно-розыскной деятельности [27, с. 109].
Обязанности оперативно-розыскных органов, изложенные в Федеральном Законе об ОРД, также представлены двумя группами:
1) предусмотренные в статье 14 Федерального Закона об ОРД органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, обязаны:
‒ принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;
‒ исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству;
‒ выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами России, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств [17, с.64];
‒ информировать другие российские оперативно-розыскные органы о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь [22, с.46];
‒ соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
‒ содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством России, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств [18, с. 126];
2) на основании других статей Федерального Закона об ОРД оперативно-розыскной орган обязан:
‒ соблюдать пределы своих полномочий при проведении ОРД (статья 1);
‒ в процессе рассмотрения дел в суде доказывать обоснованность отказа в предоставлении сведений лицу, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке (ч. 4 статья 5);
‒ предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предъявлении которых было отказано заявителю (за исключением ряда сведений (ч. 5 статья 5);
‒ за три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, уведомить об уничтожении соответствующего судью (ч. 7 статья 5) [5];
‒ при нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган в соответствии с российским законодательством обязан принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда (ч. 9 статья 5);
‒ в течение 48 часов с момента начала проведения «экстренного» ОРМ орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого ОРМ либо прекратить его проведение (ч. 3 статья 8) [1];
‒ представить суду (судье), прокурору, осуществляющему надзор за законностью ОРД, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, другим оперативно-розыскным органам оперативно-служебные документы, отражающие результаты ОРД, в порядке и случаях, установленных Федеральным Законом об ОРД (ч. 4 статья 12) [28, с. 54];
‒ при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим ОРД, а равно членов их семей и близких – принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством России (ч. 3 статья 18) [5].
Следовательно, органы, осуществляющие ОРД, обладают не только правами, но и имеют специфические обязанности. Компетенция субъектов в сфере ОРД ограничивается их задачами и функциями, определенными в законодательных актах, регламентирующих сферу их деятельности: в Законах «О полиции» [8], «О внешней разведке» [6], «О Федеральной службе безопасности» [10].
Таким образом, исследование компетенции органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, позволило обратить внимание на определение компетенции субъектов ОРД.
Сущность компетенции органов ОРД составляет единство следующих элементов: предмета оперативно-розыскного ведения, обязанностей, возлагаемых на субъектов ОРД (cтатья 14 ФЗ «Об ОРД»), предоставляемых им прав для реализации этих обязанностей.