Файл: ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЗАДАЧИ, ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ (Теоретические основы структуры органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить тот факт, что в УПК РФ все еще нет в статье 74 конкретного указания на то, что результаты оперативно-розыскной деятельности будут являться доказательствами. На данный момент написано о том, что доказательствами являются «любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель…устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию»[30, с. 54], а значит для того, чтобы они стали доказательствами их требуется процессуально закрепить, например протоколом осмотра. Сведения, полученные с нарушением ФЗ об ОРД изначально, до стадии судебного разбирательства, должны быть причислены к недопустимым доказательствам, а значит для этого необходимо в отдельной статье указать этот факт, как нарушение федерального закона. В.И. Свиридов предлагает внести в статью 89 УПК РФ пункт о том, что использование результатов оперативно-розыскной деятельности, полученных с нарушением ФЗ об ОРД запрещается [30, с. 55].

Рассматривая пути решения проблем в процессе осуществления ОРД, С.Ю. Субачев, В.Т. Жалкиев предлагают использовать аналогичные зарубежные нормативно-правовые акты и опыт правоприменительной практики. По их мнению, наиболее яркая и своего рода единственная среди нормативных правовых актов европейских государств ‒ особенность германского законодательства, которое включает норму, предусматривающую порядок уведомления об ограничении конституционных прав тех лиц, права которых были ограничены. Эта особенность соответствует, по мнению Европейского суда, одному из главных принципов демократического общества ‒ принципу верховенства права, который «подразумевает, что вмешательство органов исполнительной власти в права отдельных лиц должно находиться под эффективным контролем, обеспеченным судебной системой, во всяком случае, в качестве последней инстанции» [31, с. 139]. В Российском законодательстве также «предусмотрено» такое право граждан. Однако в российском законодательстве нет уточнения, откуда лицо может знать об имевшем место нарушении. В законе «Об оперативно-розыскной деятельности» говорится именно о нарушении, а не об ограничении его прав, если сам орган власти об этом его не уведомляет. Ответ в этом случае только один ‒ благодаря «утечке» информации, что влечет за собой юридическую ответственность лиц, через которых произошла «утечка», или же был получен незаконный доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. И первый и второй случаи являются правонарушением, а право не может возникнуть из правонарушения. Если права гражданина не нарушались, а ограничивались в соответствии с законом, ‒ как в таком случае он может претендовать на получение соответствующей информации? [31, с. 40].


Итак, предложения по доработке действующего законодательства с целью решения отдельных проблем правового регулирования процессов ограничения конституционных прав граждан и проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий в российской науке встречались неоднократно. Учитывая криминогенную обстановку в стране и в мире, необходимо уделить рассмотренным вопросам более пристальное внимание.

Таким образом, практическое исследование проблем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, позволило выявить ряд противоречий в области законодательной базы.

Выявленные проблемы в деятельности оперативников можно свести к следующим направлениям: а) рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях, проведение проверочной деятельности с последующим принятием процессуальных решений; б) в исключительных случаях, когда отсутствует реальная возможность следователя или дознавателя приступить к производству расследования, осуществление производства дознания и неотложных следственных действий в порядке, установленном УПК РФ; в) осуществление розыска подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных; г) исполнение отдельных поручений органов дознания, дознавателя, следователя о производстве ОРМ, в исключительных случаях – следственных или иных процессуальных действий; д) исполнение указаний прокурора о производстве ОРМ и постановлений судов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под содержанием ОРД понимается единство всех ее составных элементов, а именно целей, средств, результатов и самого процесса. Содержание ОРД раскрывается законодателем через определение понятия этой деятельности с обозначением ее цели (статья 1 Закона), посредством постановки задач (статья 2), определения принципов (статья 3), правовой основы (статья 4), исчерпывающего перечня оперативно-розыскных мероприятий (статья 6), оснований и условий их проведения (статьи 7-8), регламентации прав и обязанностей субъектов этой деятельности (статьи 14-15), использования результатов ОРД (статья 11) [5].

При написании курсовой работы были решены все поставленные задачи.

При решении первой задачи были рассмотрены цели и задачи оперативно-розыскной деятельности. Содержание оперативно-розыскной деятельности рассматривается во взаимосвязи субъекта и осуществляемых им действий с определенным противопоставлением его объектам ОРД. Основной целью ОРД является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. Эта комплексная цель состоит, в свою очередь из более мелких целей, если подразделить их в зависимости от объекта защиты.


При решении второй задачи была проанализирована система органов, полномочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Статья 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет перечень субъектов оперативно-розыскной деятельности и в общей форме закрепляет их полномочия в сфере ОРД. Перечень таких подразделений определяется только применительно к территории Российской Федерации. Правом на осуществление оперативно-розыскной деятельности наделены только оперативные подразделения перечисленных в ней органов. Перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы определяют руководители органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов, службы внешней разведки, федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Должностные лица, входящие в штат оперативных подразделений, реализуют ОРД.

Решение третьей задачи направлено на анализ прав и обязанностей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в России. Было определено, что органы, уполномоченные осуществлять ОРД, имеют право: во-первых, проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений. В-вторых, устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. В-третьих, использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.

Кроме этого, было отмечено, что обязанности оперативно-розыскных органов могут быть не только закреплены в законодательных предписаниях, но и зафиксированы в различных ведомственных подзаконных нормативных актах. В практической работе необходимо руководствоваться требованиями Закона об ОРД, согласно которому на оперативные аппараты возлагается комплекс обязанностей, выполнение которого обеспечивает практическую реализацию задач ОРД (статья 2 Закона об ОРД) ее субъектами.


Решение четвертой задачи посвящено определению проблем органов оперативно-розыскной деятельности и путей их решения в современных условиях. Среди всех проблем особое внимание было уделено невозможности органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность возбудить уголовное дело самостоятельно. В случае, когда сотрудник в ходе оперативно-розыскного мероприятия, направленного на раскрытие одного преступления, по которому возбуждено уголовное дело, обнаруживает основания для возможного возбуждения другого уголовного дела, то он сообщает следователю об этом в своем рапорте.

Системный подход к анализу деятельности правоохранительных органов позволяет сделать вывод, что среди этих функций оперативно-розыскная деятельность является специфической, занимает особое место. Ее специфика проявляется в том, что оперативно-розыскная деятельность как функция возложена на узкоограниченный круг государственных органов, а также в том, что эта деятельность тесно связана с другими перечисленными выше функциями и осуществляется в весьма широких масштабах.

Таким образом, цель, задачи курсовой работы раскрыты.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ). ‒М.: Юрист, 2013. ‒ 65с.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года №64-ФЗ (с изм. от 16.10.2019 года № 340-ФЗ). [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http: //Consultant.ru. (Дата обращения: 10.11.2019).

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001. № 174-ФЗ (в ред. от 12.11.2018 № 413-ФЗ; с изм. от 02.08.2019). [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http: //Consultant.ru. (Дата обращения: 10.11.2019).

4. О безопасности: Федеральный закон РФ от 28.12.2010 № 390-ФЗ (с изм. от 05.10.2015 г. № 285-ФЗ). [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http: //Consultant.ru. (Дата обращения: 13.11.2019).

5. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12.08.1995 № 144-ФЗ (с изм. от 02.08.2019 № 311-ФЗ). ‒ Режим доступа: http: //Consultant.ru. (Дата обращения: 12.11.2019).

6. О внешней разведке: Федеральный закон РФ от 10.01.1996 № 5-ФЗ (с изм. от 07.03.2018 г). [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http: //Consultant.ru. (Дата обращения: 10.11.2019).

7. О государственной тайне: Федеральный закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (в ред. от 29.07.2018 г. № 256-ФЗ). [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http: //Consultant.ru. (Дата обращения: 10.11.2019).


8. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (в ред. от 16.10.2019года № 337-ФЗ). ‒ Режим доступа: http: //Consultant.ru. (Дата обращения: 11.11.2019).

9. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон № 2202-1 от 17.01.1992 (с изм. от 30.10.2018 № 374-ФЗ). ‒ Режим доступа: http: //Consultant.ru. (Дата обращения: 12.11.2019).

10. О Федеральной службе безопасности: Федеральный закон РФ от 03.04.1995 № 40-ФЗ (в ред. 07.03.2018 г. № 56-ФЗ). ‒ Режим доступа: http: //Consultant.ru. (Дата обращения: 22.12.2018).

11. О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России: Приказ МВД РФ от 19 июня 2012 г. № 608 (с изм. и доп. от 01.07.2019). Режим доступа: http: //Consultant.ru. (Дата обращения: 10.11.2019).

12. Вагин О.А. Об оперативно-розыскной деятельности в редакции ФЗ от 29.04.2008 № 58-ФЗ: Комментарий / О.А. Вагин, А.П. Исиченко, А.Е. Чечетин. М.: Спарк, 2010. – 190с.

13. Важенин В.В., Садыков А.У. Перспективы совершенствования законодательного регулирования проведения оперативно-розыскных мероприятий // Общество и право. 2015. № 4 (46). – С. 170-173.

14. Волков А.А. Актуальные проблемы соблюдения законодательства при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан / А.А. Волков, В.В. Лошкарев // Законность. 2016. № 4. – С. 49-53.

15. Горяинов К. К. Оперативно-розыскная деятельность: учебник. ‒ М.: Юридическая литература, 2016. – 345с.

16. Гусев В.А. Юридическая наука и правовая практика: Проблемы и перспективы правовой регламентации юридических процедур в оперативно-розыскной деятельности. – Омск: Академия МВД России, 2016. – С. 95-99.

17. Гущин А.Н. О понятии и целях оперативно-розыскной деятельности // Следователь. 2014. №7. – С. 60-64.

18. Давыдов С. И. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие. ‒ Барнаул, 2013. – 276с.

19. Дубоносов Е.С Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. – М.: ЮИ МВД РФ: Книжный мир, 2015. – 365с.

20. Дубягин Ю.П. Комментарий к ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»: постатейный / Ю.П. Дубягин, О.П. Дубягина, Е.А. Михайлычев. – М.: МГОУ, 2016. – 180с.

21. Кваша Л.Ф. Правоохранительные органы Российской Федерации. Часть вторая. Органы, обеспечивающие общественную безопасность, охрану общественного порядка и ведущие борьбу с преступностью: Учебное пособие для юридических вузов и факультетов / Л.Ф. Кваша, Ю.Ф. Кваша. ‒М.: Черо – Контур, 2015. ‒ 430с.

22. Меджевский А.А. Оперативно-розыскное право: лекции для студентов очного, заочного и вечернего обучения. – Новосибирск: ФГОУ ВПО СибАГС, 2018. – 90с.

23. Никитин Е.Л. О задачах оперативно-розыскной деятельности и особенностях предмета прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД // Криминалистъ. 2015. № 2 (17). – С. 34-39.