Файл: ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЗАДАЧИ, ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ (Теоретические основы структуры органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задачи ОРД, предусмотренные п. 3 статьи 2, осуществляются в целях раскрытия преступлений. Вся информация, которая собрана оперативным путем, должна быть оформлена соответственно уголовно-процессуальному законодательству. В противном случае такая информация не будет являться доказательством. Государственная безопасность предполагает защищенность конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны. Военная безопасность ‒ обеспечение защиты от военных угроз. Экономическая ‒ обеспечение экономической независимости государства. Экологическая ‒ состояние защищенности окружающей среды.

Добывание информации об угрозах безопасности, по мнению комментаторов статьи, ‒ О.А. Вагина, А.П. Исиченко, А.Е. Чечетина [12], не всегда может рассматриваться в качестве самостоятельной задачи ОРД. Ее решение осуществляется путем выявления фактов подготавливаемых и совершаемых преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства (глава 29 УК РФ), преступлений против мира и безопасности человечества (глава 34 УК РФ), некоторых видов экономических преступлений (статьи: 172, 173, 178, 188), экологических преступлений (глава 26 УК РФ) [2].

Задачи ОРД, предусмотренные п. 4 статьи 2, служат мерой уголовно-правового характера и применяются не только в отношении собственности лица, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление с корыстным мотивом. Принудительное безвозмездное обращение в собственность государства распространяется также на имущество, полученное в результате совершения преступлений, предусмотренных ч. 1 статьи 104.1 УК РФ, и на доходы от использования этого имущества. Виды имущества, подлежащего изъятию, различаются по назначению, роли в механизме совершения преступления, времени появления у виновного и иных лиц, у которых оно может быть конфисковано [22, с.6]. В пункте «а» ч. 1 статьи 104.1 УК РФ говорится о конфискации денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных рядом статей Особенной части УК РФ, и обращении в собственность государства любых доходов от этого имущества [2]. Для применения конфискации имущества необходимо обеспечить действие института наложения ареста на имущество, основой которого являются нормы статей 115, 116 УПК РФ [3]. Не всегда имущество, подлежащее конфискации, может быть установлено путем проведения следственных и процессуальных действий. В этом случае следователь, руководствуясь п. 4 ч. 2 статьи 38 УПК РФ, может дать поручение об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по его установлению оперативно-розыскным органам. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут получить сведения о наличии имущества, подлежащего конфискации, из различных источников и разными способами, в том числе путем проведения ОРМ [25, с.104].


Следовательно, в зависимости от предусмотренных в Федеральном законе целей в оперативно-розыскной деятельности выделяют определенные направления работы. Ими являются: а) защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств; б) защита собственности от преступных посягательств; в) обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления).

1.2 Система субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Субъектом оперативно-розыскной деятельности выступает участник этой деятельности, на которого законодатель возложил соответствующие обязанности, предоставил для их выполнения соответствующие права и возложил ответственность в случае их ненадлежащего исполнения. Субъектами являются оперативно-розыскные органы, их должностные лица, а также иные физические и юридические лица, наделенные государственно-властными полномочиями на принятие соответствующих юридически значимых решений в ОРД и (или) проведение ОРМ, либо участие в них [24, с. 49].

Система субъектов ОРД в юридической литературе представлена с учетом трех основных критериев: функционального, относимости к государству и деления на физических и юридических лиц. В зависимости от основных функций, исполняемых субъектами ОРД, их классифицируют на следующие группы:

1) Субъекты, непосредственно осуществляющие ОРД. В зависимости от закрепления юридического статуса субъекта и его компетенции в ОРД в соответствующем законодательном акте различают две подгруппы субъектов:

‒ те, которые проводят ОРД согласно ФЗ об ОРД: оперативные подразделения, оперативники, агенты (статьи 13, 17) [5];

‒ те, которые полномочны совершать оперативно-розыскные мероприятия или иным образом участвовать в сыскной работе в соответствии с иными федеральными законами. Прежде всего, к ним относятся согласно уголовно-процессуальному закону органы дознания, обязанные принимать оперативно-розыскные меры, и следователи [21, с. 107].

Государственным органом, полномочным осуществлять ОРД, выступает оперативно-розыскной орган, функционирующий в соответствии с оперативно-розыскным законодательством в рамках определенного правоохранительного органа или специальной службы России, система его оперативных подразделений и должностных лиц, включая первых руководителей, предназначенная непосредственно полностью или частично осуществлять ОРД или ее контролировать (оперативно-розыскной орган в ФЗ «Об ОРД» назван как «орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность»). Оперативно-розыскной орган решает определенные ФЗ «Об ОРД» задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами России (ч. 4 статья 13. ФЗ «Об ОРД»). В соответствии с ч. 1 статьей 8 Федерального закона «О прокуратуре» [9] координатором деятельности оперативно-розыскного органа в борьбе с преступностью выступает Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Право полного осуществления ОРД на территории России предоставлено оперативным подразделениям следующих органов: внутренних дел, федеральной службы безопасности, Главным управлением по контролю за оборотом наркотиков МВД России, федеральной службы государственной охраны, федеральной таможенной службы, службы внешней разведки, министерством юстициии России [21, с.111].


Субъектом, непосредственно осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, является оперативное подразделение: это организационно-штатное звено, которое входит в структуру соответствующего российского правоохранительного органа или спецслужбы, в функциональные обязанности которого входит решение оперативно-розыскных, контрразведывательных или разведывательных задач, предусмотренных федеральными законами. Оперативные подразделения конкретного оперативно-розыскного органа структурированы в соответствующие организационно-административные единицы. Это может быть: оперативно-розыскное, оперативно-поисковое, оперативно-техническое, контрразведывательное, разведывательное или информационно-аналитическое отделение (группа), отдел, служба, управление, главное управление, а равно подразделение собственной безопасности. Перечень оперативных подразделений определен нормативными правовыми актами соответствующих ОРО, перечисленных в статье 13 ФЗ «Об ОРД» [5].

В зависимости от полноты осуществления ОРМ различают два основных вида этих подразделений:

а) осуществляющие ОРД полностью (как правило, оперативный состав этих оперативных подразделений работает с агентами);

б) проводящие только часть ОРМ (оперативно-технические и оперативно-поисковые). Данные оперативные подразделения проводят ОРМ по заданиям оперативников, которые полностью осуществляют ОРД.

2) Субъектов различают в зависимости от того, полностью или частично они осуществляют ОРД. Согласно действующему в России законодательству полномочны полностью проводить ОРМ только оперативные подразделения органов, перечисленных в ч. 1 статьи 13 ФЗ об ОРД. Эти субъекты правомочны проводить указанные мероприятия без каких-либо изъятий, то есть, как указал законодатель, они осуществляют ОРД в полном объеме. Кроме того, субъектами данной подгруппы, безусловно, являются оперативники ‒должностные лица указанных оперативных подразделений [36, с. 63].

Частично осуществляют ОРД следующие субъекты:

‒ оперативные подразделения органов, перечисленных в ч. 2 статьи 13 ФЗ «Об ОРД»; они полномочны проводить все ОРМ, но с определенными ограничениями;

‒ органы дознания; в соответствии с предписаниями УПК РФ на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных (и иных, предусмотренных УПК РФ) мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших (перечень и пределы проводимых ими ОРМ законодателем в УПК РФ не определены, а в ФЗ «Об ОРД» о них вообще не упоминается) [22, 14];


‒ предприятия и операторы связи, которые обязаны: предоставлять оперативно-розыскным органам возможность проводить ОРМ на сетях связи; принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий (см. ч. I статью 14 Закона о связи).

3). Лица, осуществляющие контроль и надзор за ОРД (Президент РФ и Правительство РФ, судьи, уполномоченные прокуроры, уполномоченные представители Минфина России). По отношению к государству различают две основные группы субъектов: являющиеся его представителями (область собственно ОРД) и таковыми не являющиеся (область частной сыскной деятельности). К осуществлению ОРД допущены также оперативники приемников-распределителей для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, которые также входят в структуру полиции общественной безопасности (до создания центров социальной реабилитации для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, в соответствии с законодательными нормами Российской Федерации [28, с. 17]. Участковые инспектора для выполнения возложенных на них функций обязаны устанавливать доверительные отношения с широким кругом граждан, но они не являются субъектами ОРД.

Следовательно, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают задачи, закрепленные федеральным законом исключительно в пределах своих полномочий, которые установлены соответствующими законодательными актами Российской Федерации..

Таким образом, исследование теоретических положений о системе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, позволяет сформулировать ряд выводов.

Основной целью ОРД является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. Эта комплексная цель состоит из более мелких целей в зависимости от объекта защиты.

Защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина заключается в превентивном получении сведений о преступных посягательствах на них либо приготовлении таковых посягательств. Преступления против личности – опасный вид преступлений, способствующий общесоциальной напряженности, и именно по состоянию дел в этой сфере общество судит об эффективности правоохранительной деятельности государства.

Задачи оперативно-розыскной деятельности взаимосвязаны, объединены общей целью. Борьба с преступностью, как общая задача ОРД, заключает в себе следующие конкретные задачи: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, осуществление розыскной работы и добывание информации о событиях и действиях.


Правильное применение оперативно-розыскных сил и средств позволяет своевременно: а) выявлять скрытые преступления, которые в ряде случаев могли бы остаться не известными для органов следствия, а также условия и причины, способствующие совершению преступлений, и принимать меры по их устранению; б) устанавливать лиц, представляющих оперативный интерес, и применять к ним соответствующие меры.

Право полного осуществления ОРД на территории России предоставлено оперативным подразделениям следующих органов: внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральной службы государственной охраны, федеральной таможенной службы, службы внешней разведки, министерством юстиции России.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

2. Компетенция органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

2.1 Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Права ‒ это круг предоставленных законодателем оперативно-розыскным органам возможностей для надлежащего исполнения обязанностей по достижению целей оперативно-розыскной деятельности и решения ее задач. Все права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, условно разделены на две группы:

1) изложенные в предписаниях Федерального Закона об ОРД;

2) отраженные в некоторых иных нормативных актах России [3; 4].

В Федеральном Законе об ОРД правами оперативно-розыскных органов являются следующие группы:

1) предусмотренные в статье 15 Федерального Закона об ОРД:

‒ проводить гласно и негласно ОРМ, перечисленные в статье 6 Федерального Закона об ОРД, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставленные услуги связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности России [5];