Файл: ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЗАДАЧИ, ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ (Теоретические основы структуры органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Представленная тема актуальна тем, что оперативно-розыскную деятельность осуществляют различные государственные органы. У каждой службы осуществляющей оперативно-розыскную деятельность своя структура, задачи, функции, принципы, а так же способы осуществления данного рода деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженности оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Одновременно с этим, оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Упорядочение общественных отношений в сфере оперативно-розыскной деятельности федеральным законом, динамика изменений в системе и структуре органов, осуществляющих ОРД, поправки, вносимые в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие законодательные акты, формирование международного оперативно-розыскного права, судебная оценка действий и решений должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД предполагают осмысление этой деятельности и толкование норм Закона об ОРД во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации, норм международного права, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, иных законов, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с преступностью.

Объектом исследования является процесс осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Предметом исследования – компетентность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Цель исследования направлена на анализ целей и задач, прав и обязанностей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в Российской Федерации.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть цели и задачи оперативно-розыскной деятельности.

2. Выявить систему органов, полномочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

3. Проанализировать права и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в России.

4. Определить проблемы оперативно-розыскной деятельности и пути их решения в современных условиях.


Методы исследования: общенаучные (анализ и синтез) и специальные (формально-юридический) методы познания.

Нормативно-правовую базу исследования составляют: Конституция РФ; основополагающие международные акты, регулирующие использование информационных технологий; оперативно-розыскное уголовно-процессуальное законодательство и другие нормативные правовые акты Российской Федерации.

При написании курсовой работы были использованы материалы периодической, учебной литературы, в частности, работы К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова, лекционный материал А.А. Меджевского, В.Н. Янгола, раскрывающие сущность оперативно-розыскной деятельности.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

1. Теоретические основы структуры органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

1.1 Цели и задачи оперативно-розыскной деятельности

Направляя оперативно-розыскную деятельность на достижение социально полезных целей, законодатель выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне объектов защиты, согласно статье 2 Конституции Российской Федерации [1]. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Защита жизни человека от преступных посягательств с помощью оперативно-розыскных средств и методов наполняет конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь (ч. 1 статья 20 Конституции Российской Федерации), реальным содержанием. Наряду с этим признанные и гарантированные главой 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина непосредственно поставлены государством под охрану от преступных посягательств. Таким охранным средством является осуществление оперативно-розыскной деятельности в необходимых и допустимых законом случаях.

В оперативно-розыскной деятельности (далее ОРД) под целью рассматривается осознанный образ прогнозируемого результата, на достижение которого направленно действие (действия) оперативного работника (оперативника), конфидента и других участников этой деятельности [26, с. 18]. Цель ОРД имеет несколько направлений:


Основная цель оперативно-розыскной деятельности: защита объектов от преступных посягательств. Под защитой объектов понимается система оперативно-розыскных, организационных, нормативно-правовых и иных мер, предусмотренных законодательством в области оперативно-розыскной деятельности, направленных на:

‒ создание условий, обеспечивающих безопасность перечисленных в статье 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» объектов (жизни, здоровье, права и свободы человека и гражданина, собственности, безопасность общества и государства) [5] от преступных посягательств и, одновременно, на устранение общих причин и условий совершения преступлений;

‒ локализацию общественно опасных последствий (в случае совершения преступления).

Целью оперативно-розыскной деятельности является также обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. В соот­ветствии с правилами статьи 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» [4] под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важными интересами считается совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.

Второе направление – это цели разведывательно-поисковой работы. Разведывательно-поисковая работа начинается с постановки цели. В этом качестве понимается идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств. Конкретные цели разведывательно-поисковой работы формируются на основе анализа имеющихся в распоряжении оперативного подразделения сил, средств и расчета по их наиболее полному использованию адекватно задачам, предусмотренным оперативно-розыскным законодательством. Неиспользованная часть ресурсных возможностей представляет собой, во-первых, с ретроспективной точки зрения, прямые экономические и социальные потери, во-вторых, с перспективной точки зрения ‒ резервы повышения эффективности работы подразделения, осуществляющего оперативно-разведывательный процесс [27, с. 53].

Постановка конкретной цели служит результатом качественного изучения проблемной ситуации, которая тесно связана с условиями деятельности субъекта государственного криминального или частного сыска. При этом одной из наиболее часто встречающихся ошибок в определении целей является подмена их объемом работы. Формулировка конкретных целей в виде объема работы приводит к тому, что наилучшим достижением цели становится, как ни странно, наибольший объем работы. Увеличение объема выполняемой работы далеко не всегда может способствовать достижению конечных результатов оперативной деятельности [26, с. 71].


С.И. Давыдов ведущую роль в оперативно-розыскной деятельности отводит стратегической информации, которая представляет собой данные и сведения, отражающие способы и методы совершения противоправных деяний, «болевые» точки криминалитета, тенденции и намерения в различных сферах уголовной активности: терроризм, заказные убийства, наркобизнес. Сфера деятельности представителей социально-аномальной среды постоянно изменяется, и скорость этих перемен увеличивается. Это обусловливает рост числа стратегических решений в области борьбы с противоправными деяниями при одновременном увеличении сложности прогнозирования их последствий и возрастании риска совершить ошибку. Эти обстоятельства предопределяют важность стратегической информации в оперативно-розыскном процессе ‒ без этих данных невозможно принимать обоснованные решения и планировать ответные соответствующие действия органов охраны правопорядка, служб безопасности экономических объектов [18, с. 86].

Здесь важно то, что стратегические сведения включают в себя не только совокупность фактов, отражающих реальную ситуацию в сфере охраны правопорядка, но и результаты аналитических исследований. Данный фактор позволяет формулировать выводы относительно основных аспектов складывающейся оперативной обстановки как на региональном, так и национальном, а также ‒ на международном уровнях. При этом аналитический этап исследования стратегической информации можно определить как стадию логического синтеза отдельных элементов информации, внешне не обладающих реляционными отношениями, в систему информации целевой направленности. Конечным «продуктом» этого этапа является новое знание, определяемое не как конкретный факт или элемент информации (данных), но как результат изучения, проверки, оценки и обобщения последних. Актуальность стратегической информации сохраняется на временном интервале от одного года и более [22, с.34].

На основании целей и статьи 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» задачами ОРД являются:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

3) добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;


4) установление имущества, подлежащего конфискации [5].

Задачи ОРД тесно связаны между собой, одновременно с этим, каждая из них является самостоятельной. В указанном законе задачи ОРД выстроены по приоритету: личность – общество – государство.

Задачи, указанные в п. 1 статьи 2, выполняются в целях борьбы с преступностью. Выявление преступлений включает в себя такие оперативно-розыскные мероприятия, как сбор информации о скрытых общественно опасных деяниях и действиях преступников, выдаваемых за законные, поиск новых фактов и сведений о преступной деятельности подозреваемых и обвиняемых. Пресечение преступлений имеет очень важное значение в ОРД. Под пресечением преступлений понимается:

а) задержание участников преступления сразу же после его совершения;

б) прекращение начатого криминального деяния в ходе неоконченного преступления или покушения на него;

в) разложение или разобщение организованных преступных группировок [20, с. 14].

Задачи ОРД, предусмотренные п. 2 статьи 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», являются составной частью ОРД. Данные мероприятия представляют собой систему организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий. Их комплексное осуществление дает возможность быстро обнаружить разыскиваемых, установить негативные факторы, позволяющие им проживать на нелегальном положении и способствующие укрывательству преступников. Специфика данной задачи ОРД состоит и в том, что розыскная работа должна иметь структурно-организационное обеспечение практически на всех уровнях системы уполномоченных органов, в частности МВД РФ [20, с. 16].

В соответствии с п. 38 статьи 5 УПК РФ [3] розыскные меры – это меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» среди задач этой деятельности, помимо розыска преступников, называет осуществление розыска без вести пропавших граждан. Без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которого остаются неизвестными. Безвестное исчезновение граждан в большинстве случаев не связано с преступными посягательствами. Это может быть, например, несчастный случай или другие обстоятельства, вследствие которых граждане не обнаруживаются. Для выполнения этой задачи Законом предусматривается проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые осуществляются с учетом конкретной ситуации [23, с. 35].