Файл: ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИ АСПЕКТЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Маркетинг является одной из самых важных разновидностей экономической и общественной деятельности, однако, его очень часто неправильно понимают. Цель маркетинга – повышение качества товаров и услуг, улучшение условий их приобретения, что в свою очередь приведет к повышению уровня жизни в стране, повышению качества жизни.

Маркетинг имеет очень большое значение, так как часто на практике большинство неудач с коммерциализацией инноваций связаны с возникновением на базе новых знаний, а не потребностей, тогда как потребителям нужен не столько новый товар, а сколько новые выгоды, которые он может принести.

Маркетинговая деятельность связана с ценообразованием, проведением маркетинговых исследований, формированием товарной стратегии, изучением потребителей, правил торговли, рекламы, рыночных исследований, распространением, продвижением и т. д. Таким образом, главная и неотъемлемая часть управления предприятия представляет собой организацию маркетинговой деятельности. Для полной выработки стратегии маркетинговой деятельности для конкретного предприятия, нужно проанализировать внутреннюю и внешнюю среды, определить миссию компании, сформулировать основные цели и задачи, составить стратегический план маркетинговой деятельности предприятия.

Работы следующих ученых внесли значительный вклад в изучение маркетинга и маркетинговой деятельности: Ф. И. Габдрахманов, А. Л. Сафонов, В. Г. Макушин, A.Ф. Зубкова, Н. Р. Абрамов, А. М. Елин, В. Е. Рябова и другие.

Объект исследования в курсовой работе является предприятие, предмет исследования - организация маркетинга.

Целью курсовой работы является оценка организации маркетинга на предприятии.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть маркетинг как инструмент повышения эффективности предприятия;

- дать оценку эволюция процесса маркетинга на предприятии;

- охарактеризовать цели, задачи и инструменты маркетинга на предприятия;

- изучить организацию и планирование маркетинга на предприятии и определить ее эффективность;

- провести оценку качества организации маркетинга на предприятии;

- предложить мероприятия связанные с повышение эффективности маркетинга на предприятии.

В качестве методов исследования в ходе работы использовались методы обобщения, анализа, логического рассуждения.

Теоретической основой курсовой работы выступили труды ученых в области организации, оценки и эффективности маркетинга на предприятии.


Поставленные цели и задачи определили структуру работы, которая состоит из:

- введение - отражает актуальность темы, цель, объект и предмет, методы исследования и приведена характеристика структуры работы;

- первая глава «Теоретические основы маркетинга как функции управления предприятием», в данной главе рассмотрены понятие, сущность и маркетинга на предприятии. Рассмотрены особенности и эволюция маркетинга на предприятии;

- вторая глава «Организация маркетинга на предприятии в современных условиях» данная глава посвящена организации маркетинга и мероприятиям связанные с повышение эффективности маркетинга на предприятии;

- в заключении подведены общие итоги работы, изложены выводы.

Объем данной курсовой работы составляет 34 страницы, список использованных источников в процессе подготовки курсовой работы составляет –20.

1. Теоретические основы маркетинга как функции управления предприятием

1.1 Маркетинг как инструмент повышения эффективности предприятия

Идея предпринимательства направлена на выбор способа видения бизнеса, с помощью которого фирма или предприятие утверждается на рынке. Идея маркетинга представляет собой подход предприятия или фирмы к продолжительности своего существования и развития в условиях свободного рынка. Она основана на решениях, принимаемых для удовлетворения потребностей и нужд потребителей. Идеи бизнеса и маркетинга взаимно предполагают друг друга.

Термин «маркетинг» впервые возник в Соединенных Штатах Америки на рубеже XX века. При этом маркетинг стал рассматриваться в качестве ведущей функции управления примерно с пятидесятых годов XX века. В настоящее время существует порядка 2000 определений маркетинга [3].

Еще один подход рассматривает слово «marketing» – как ведение рынка.

Маркетинг завоевал официальное признание в 1935 году, будучи впервые введенным Национальной ассоциацией преподавателей экономики США. С того времени термин и понятие маркетинга становится центральным в экономике и в науке на Западе[4].


В настоящее время концепция маркетинга состоит не столько из организации сбыта произведенной продукции, сколько из изучения рынка для будущего выпуска тех товаров, которые будут иметь спрос, а, следовательно, найдут сбыт и «своего» потребителя. Отсюда следует вывод, что маркетинг – это деятельность, направленная на доведение товара от производства до потребления, то есть деятельность, направленная на изучение и дальнейшее удовлетворение потребностей потребителей в соответствии со спросом.

По мнению Умавова Ю.Д [16], маркетинг - это деятельность компании направленная на формирование своего позиционно-деятельностного поведения на рынке.

Цели маркетинга представлены на рисунке 1.[5]

Рисунок 1 – Цели маркетинга на предприятии

Мамонтов И.В. [10] дает понятие маркетинга как взаимодействие конкурирующих фирм на рынке. Он преследует тесную связь маркетинга и конкуренции. Обязательно должен быть достигнут баланс между положительными и отрицательными сторонами конкуренции иначе будет экономический «коллапс»[4].

Так конкуренция поддерживает баланс среди конкурирующих фирм. Одни приходят на рынок с новой продукцией или услугой, другие уходят, а на место ушедших приходят новые которые стараются добиться успеха и завоевать рынок[4]. А чтобы завоевать рынок и быть впереди фирмы соперника необходимо постоянно улучшать работу, развиваться, внедрять достижения НТП в производственный процесс или оказываемые услуги при этом не упускать из виду конкурентов, следя за их работой [3].

Экономический кризис в России заставил многие фирмы изменить свою стратегию развития и в целом свою деятельность. Те, кто не выдержал конкуренции ушли с рынка, остались только самые «проверенные» и «целеустремленные» в своей деятельности фирмы различной организационно-правовой формы от крупных до малых фирм[5].

Изменение конкуренции в отраслях 2018-2020 годах рассмотрим на рисунке 2 [2].

Рисунок 2 - Изменение конкуренции в отраслях 2018-2020 годах и реализация маркетинга[2] [9]

Банковский сектор отмечает невысокий уровень конкуренции, так как ЦБ РФ в 2018 году отозвал лицензии более чем у 200 банков, также снизился прирост розничного кредитования во всех. Строительство отказалось от стратегии выжидания и расширило оказываемые строительные услуги, поэтому конкуренция на данном рынке в 2020 году не замедлится. Многие строительные фирмы придерживаются стратегии минимизации цен в своей деятельности. АПК стал привлекательным для инвестиций и развития, так как после ответных мер на санкции, введены в эксплуатацию новые агропромышленные производства практически во всех 85 субъектах Российской Федерации и это поспособствовало увеличению конкуренции в данной отрасли и приток инвестиций.


Проблемы, которые тормозят развитие конкуренции как катализатора российской экономики:

- тарифная дискриминация;

- картелизация конкурентных сфер экономической деятельности;

- монополизация рынка;

- ограничение конкуренции органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Результаты развития конкуренции как катализатора развития экономики в отдельных отраслях (сферах):[8]

- увеличение уровня товарности основных видов продукции;

- препятствование возникновению картелей;

- стимулирование создания новых хозяйствующих субъектов (ориентация на малый бизнес).

Принципы управления маркетингом в современных условиях представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Принципы управления маркетингом

Маркетинг - это система мер по изучению вопросов, тесно связанных с процессом реализации продукции, исследованием продукта; анализом объема товарооборота предприятия; изучением рынка, форм и каналов товародвижения; конкурентоспособности товара; исследованием мотивов поведения покупателя, рекламной деятельностью; разработкой эффективных способов продвижения товаров.

Подсистемы маркетинга представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 – Подсистемы маркетинга

Функции маркетинга можно разделить на четыре группы:[4]

- аналитические;

- производственные;

- распределительно-сбытовые;

Концепция маркетинга – новый подход в организации предпринимательской деятельности. Данная концепция утверждает о том, что залогом достижения целей любой организации является определение нужд, а так же потребностей целевых рынков. В концепции маркетинга объектом являются клиенты организации с их нуждами и потребностями. Изучение поставщиков, посредников, конкурентов, а так же окружающих условий позволяет выявить возможности предприятия для достижения его основных целей.

Управление маркетингом может осуществляться при пяти подходах:[14]

—совершенствование производства

—совершенствование товара;

—интенсификация коммерческих усилий;

—маркетинговая концепция;

—социально-этичный маркетинг.

Таким образом, важнейшей задачей маркетинговой деятельности является определение на базе многовариантного анализа, осуществляемого с использованием компьютерных программ, того или тех видов продукции, которые смогут фирме обеспечивать самый высокий уровень прибыли, и через планирование ориентация производства на выпуск именно этих видов продукции.


Эволюцию процесса маркетинга рассмотрим в пункте 1.2 курсовой работы.

1.2 Эволюция процесса маркетинга на предприятии

Маркетинг – непрерывный процесс организации, планирования и управления в области оперативного и стратегического поведения фирмы, нацеленный на удовлетворение нужд и потребностей покупателей и получение благодаря этому запланированной прибыли [1].

Маркетинг занимал определенное место в процессе продвижения продукта на рынок. Базисные бизнес-процессы многих организаций, которые существовали раньше, часто называют «традиционный взгляд на процесс маркетинга» [2]. Все бизнес-процессы такого рода производства можно разделить на две категории: изготовление продукта и реализация продукта.

В этап «изготовление продукта» входят процессы снабжения и производства [3]. Среди основных примеров работ на данном этапе можно выделить: проектирование продукции, поиск поставщиков, закупка сырья, производство продукции.

В этап «реализация продукта» входят процессы коммуникативного маркетинга и сбыта. Главная задача данного этапа является выстраивание коммуникационной стратегии. Основными инструментами продвижения является реклама, работа с лидерами мнений. Среди основных примеров работ на этапе сбыта можно выделить: определение цены, распределение, продажа [4].

Концепции маркетинга рассмотрим на рисунке (рисунок 5).

Рисунок 5 - Концепции маркетинга

Современное производство невозможно представить без системы маркетинга. Сейчас маркетинг охватывает все процессы в организации. Такой подход принято называть «современный взгляд на процесс маркетинга» [5]. Он начинается еще до момента начала производственных процессов. В его первую часть входят работы по стратегическому маркетингу. В основу работы на данном этапе входит работа с потребителями [6].

Этап «воплощение ценности» представляет собой «традиционный взгляд на процесс маркетинга» и включает в себя все задачи, которые реализуют основные бизнес-процессы в организации снабжение, производство, коммуникативный маркетинг, сбыт.

Этап «передача ценности» заключается в привлечении новых потребителей путем продолжения рекламирования ценностей товара, а также дополнительной рекламы от уже постоянных потребителей [12]. В таком случаи потребители становятся лидерами мнения для будущих потенциальных клиентов.