Файл: Руководство. Стили руководства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 291

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях становления рыночной экономики особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого предприятия.

Организации, добивающиеся успеха, имеют более эффективное руководство. Умение руководить - это прирожденное свойство человека, которое развивается в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт, анализируя сторонний опыт. Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей. Стиль руководства формируется под воздействием традиций внутри организации, требований со стороны высшего руководства и под влиянием личных качеств руководителя.

Чтобы правильно управлять людьми в организации, руководителю необходимо выбрать определенный вид поведения в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленной цели, другими словами ему надо выбрать стиль руководства организации. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Следовательно, предметом проводимого исследования в данной работе являются стили руководства. Данные понятия очень важны для каждой организации, так как умение управлять людьми отражается на всей деятельности предприятия. Руководитель, правильно спланировав деятельность организации и выбрав определенную тактику работы с персоналом, сможет обеспечить высокую производительность труда, а также достичь высоких положительных результатов.

Тема данной работы имеет особую актуальность в настоящее время, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными. Объектом исследования выступают руководитель и подчиненные. Предметом исследования, повторюсь, станут стили руководства. Целью данной работы является анализ классификаций стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.

Исходя из указанной темы курсовой работы, его основными задачами являются:

-  анализ понятия и сущности лидерства;


-  характеристики стилей руководства;

- проведение анализа полученных знаний;

- сделать выводы по формированию эффективного стиля руководства;

В процессе работы использовались различные пособия и материалы.

Глава 1. Управление и руководство

Управление — это процесс перевода системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздей­ствия на объект управления с целью изменения его состояния. Руководство представляет собой ведущую, направляющую, организующую и регулирующую управленческую деятельность руководителя как субъекта управления. Таким образом, поня­тие «управление» шире понятия «руководство», т.е. руковод­ство можно рассматривать как составную часть управления. При этом мы должны принять во внимание, что термины «управление» и «руководство» достаточно близко соприкасают­ся по смыслу и различаются только функциональным уровнем.[[1] с.4] Руководство — это не только наука и искус­ство, но и огромное поле предметной практической деятель­ности (в прямом смысле — руководства). Организаторские способности, научные управленческие знания сами по себе не стоят ничего, если не уметь их использовать в интересах дела на практике. Грамотное руководство — есть искусство приме­нения руководителем на практике законов и закономерностей науки управления, принципов, функций и методов управлен­ческого процесса для достижения возглавляемым коллективом поставленных целей и задач [[2] с.6].

Такой подход к пониманию руководства предопределяет и основные направления его совершенствования: улучшение под­бора руководителей; повышение эффективности использова­ния руководящих кадров путем управления их движением (рас­становка, ротация — выдвижение на вышестоящие должности, увольнение и т.д.); создание и совершенствование инфра­структуры деятельности руководителей; развитие системы непрерывного профессионального образования руководящих кадров и другое.

Руководитель является главным звеном в системе управле­ния. Труд руководителя многофункционален и носит комплекс­ный характер. Единство воли и действий руководителя обес­печивает ритмичность и слаженность работы больших групп различных по подготовке, опыту и личным качествам людей. [[3] с.160].


В теории и практике управления различаются три вида ру­ководства.

Общее руководство осуществляемое по отношению ко всему коллективу в целом или направленное на решение вопро­сов, имеющих общий характер, в том числе: осуществляемое совместно, имеющее коллегиальный характер; неконкретное, отвлеченное, далекое от содержания насущных задач.

Линейное руководство осуществляемое вышестоя­щим руководителем через нижестоящих, т. е. строго по верти­кали организационной структуры управления.

Функциональное руководство функциональными участ­ками деятельности, осуществляемое специализированным вы­полнением определенных функций управления. [[4] с.160].

1.1. Руководитель

Руководитель должностное лицо, имеющее в своем распоряжении коллектив сотрудников, наделенное правами и полномочиями по принятию решений, касающихся объекта руководства и подчиненного ему коллектива.

Руководитель несет юридическую ответственность перед назначившей (утвердившей) его инстанцией; располагает стро­го нормированными санкциями по отношению к подчиненным; представляет возглавляемый коллектив в вышестоящих инстан­циях, других организациях.

В составе руководителей в организации выделяют началь­ников органов (подразделений) и их заместителей. В зависи­мости от уровня управления все руководители делятся на: ру­ководителей низшего, среднего, верхнего и высшего уровня. [[5] с.169].

Руководитель по сравнению с другими сотрудниками обла­дает большей организационной свободой и самостоятель­ностью. Однако эта самостоятельность руководителя не бес­предельна. Он ограничен в своих действиях существующим законодательством, условиями созданной системы, личными взаимоотношениями с вышестоящими начальниками и даже своими подчиненными. Но и эти ограничения оставляют до­статочный простор для инициативы и творчества при осущест­влении должностных обязанностей.

Руководитель — это не только должность. Подчиненные в руководителе воспринимают, прежде всего, человека, который является или не является лидером в своем коллективе. Важно умение руководителя подчинять себе других людей, не подав­ляя их волю. Руководитель должен быть сдержанным в про­явлении властных полномочий, мудрым в профессиональной и житейской ситуации. [[6] с.169].


Руководитель и подчиненный образуют в системе управле­ния простейшую организационную группу. В ее рамках:

  • руководитель имеет право устанавливать и поддержи­
    вать образцы поведения второго, приказывать, требовать, доби­
    ваться и контролировать исполнение своих распоряжений;
  • подчиненный обязан добросовестно их исполнять, но
    может и критиковать при необходимости действия руководи­
    теля, обжаловать их в зависимости от ведомственного дисцип­
    линарного порядка. [[7] с.170].
  • В системе «руководитель —подчиненный» основным содер­жанием является управленческое общение. [[8] с.172].

В деятельности подразделений любой организации присутствуют три обяза­тельные функции управленческого общения, характеризую­щие взаимосвязь отношений в этой первичной социальной иерархии:

* распорядительной информации подчиненному;

* получение обратной информации (реагирование) от под­
чиненного;

* выдача оценочной информации о действиях подчиненного. [[9] с.171].

Многое в отношениях руководитель — подчиненный фор­мирует продуманная и налаженная система поощрений. Вни­мательное отношение руководителя к подчиненным выражает­ся в его умении даже в мелочах найти возможность для благо­дарности в адрес сотрудника, высказанной лично, в присутст­вии коллег на совещании и т.д.

1.2. Стили руководства

Стиль (от лат. stylus — стержень для письма) — представ­ляет собой совокупность приемов, форм и методов осущест­вления какой-либо работы, деятельности, поведения. В теории организации управления этот термин используется для обозначения стиля руководства, стиля организаторской дея­тельности руководителя, культуры управления и т.п. [[10] с.200].

В стиле руководства проявляются все важнейшие качества личности руководителя: его социальная направленность; цен­ностные ориентации (степень ориентации на интересы общес­тва и своего коллектива в целом, отношение к труду, к подчи­ненным как товарищам по коллективу; требовательность к себе, самовзыскательность и пр.); моральные и волевые качест­ва, способность воздействовать, влиять на коллектив в нуж­ном направлении, использовать продуктивные возможности коллектива и т.д. [[11] с.201].


Родоначальник учения о стилях руководства известный психолог К. Левин выделил три стиля — авторитарный, демократический и анархический.

Авторитарный (от фр. autoritaire — властный), или во­левой, автократический (от лат. auctoritas — власть),— стиль руководства, в основе которого лежит абсолютизация принципа единоначалия и полное отрицание коллективных (коллегиальных, кооперативных) решений. Данный стиль ха­рактеризуется стремлением руководителя полагаться исклю­чительно на формальный авторитет должности, на принужде­ние. Руководитель принимает решения сам, без учета мнений коллектива. Все связи замыкает на себя, не терпит возраже­ний, требует пунктуального, преимущественно беспрекослов­ного, выполнения его решений. Он навязывает свое мнение подчиненным (и даже собранию коллектива, президиуму Фобрания), включает его в решения собрания, которые обяза­тельны для исполнения подчиненными. Такой руководитель чрезмерно увлекается взысканиями. При авторитарном стиле руководства принцип единонача­лия гипертрофирован, возведен в абсолют. Как результат — малая общая эффективность деятельности коллектива, неудов­летворенность работой его членов, тем более что подобному стилю руководства нередко сопутствует жесткость руководите­ля, а порой и произвол.

Демократический (коллегиальный, коллективный) стиль — руководство, основанное на учете мнений (а в меру возможности — и желаний) руководимых, на широком при­влечении сотрудников подразделения (организации) к процес­су выработки и принятия решений. Стиль отличается наибо­лее полным использованием коллективных форм обсуждения, согласования, контроля, коллегиального решения всех сущест­венных вопросов. При реализации такого стиля широко учитывается мнение коллектива, опытных специалистов. Но речь не идет ни о за­игрывании с подчиненными, ни о мелкой опеке или о пустой говорильне с ними. Вопрос заключается в деловом участии коллектива в принятии только принципиально важных реше­ний. Если же все руководство коллективом построить исклю­чительно на демократическом стиле, то проявятся его сущест­венные недостатки: этот стиль менее мобилен, менее динами­чен, менее оперативен.

Смешанный — это гибкий стиль, «поворачивающийся» той или другой стороной в зависимости от конкретной обста­новки. Он включает в себя сильные стороны двух предыду­щих, как, впрочем, и их возможные «издержки». С точки зрения того, как руководителем осуществляется организация выполнения решений, мобилизация коллектива на решение производственных задач и контроль за их выпол­нением, могут быть выделены следующие стили: административный, либеральный и стиль чуткой требовательности.