Файл: Формы государственного устройства (ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 272

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В большинстве федераций вопросы политического значения разрешаются центральными органами власти, а социальные вопросы (здравоохранение, образование, жилье и др.) передаются субъектам федерации. При этом в юридической литературе отмечается, что полномочия субъектов РФ в социальной сфере финансируются со стороны Федерации неравномерно [16].

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г. N 5-П по делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2019 года N 122-ФЗ в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы перераспределение полномочий между Федерацией и ее субъектами не может повлечь снижение достигнутого уровня социальных гарантий, предоставляемых гражданам. Например, если муниципальное образование производит расходы на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, то в случае недостаточности средств местного бюджета данные расходы покрываются за счет средств вышестоящих бюджетов в субсидиарном порядке.

Во многом от его успешного развития российского федерализма зависит результат преобразований в экономической, социальной, государственно-политической сферах российского общества, а также насколько эффективно организована реализация государственной власти в РФ и субъектах РФ, насколько учитываются интересы населения, определяющим образом зависит благосостояние граждан и судьба всей России [17].

Выделим основные проблемы российского федерализма:

-Во-первых, особо острой для Российской Федерации является проблема фактических социально-экономических асимметрий субъектов РФ: соответствующие различия не только аномальны, но и, несмотря на многолетнюю практику федерального «выравнивания», не обнаруживают признаков сокращения. Действительно не в проценты а «в разы» различаются субъекты РФ по доходам населения, и прочим базовым условиям жизнеобеспечения. Межрегиональная асимметрия напрямую не зависит от территориальной удаленности сравниваемых субъектов РФ.

Политика «выравнивания» как идеология государственного воздействия на параметры функционирования отдельных регионов используется в различных масштабах и в отношении разных групп таких параметров. В России «выравнивание» осуществляется, преимущественно селективно, применительно к отдельным территориям, а на общегосударственном уровне - в аспекте «бюджетной обеспеченности» населения, т.е. по важному, но вовсе не определяющему параметру социальной стабильности.


Поэтому нельзя не сказать о том, что российское государство является не симметричной федерацией с ассиметричными элементами, а постепенно становится полностью ассиметричным, и в этом заключена огромная проблема, на наш взгляд. И даже конституционное равноправие субъектов тут помочь не может.

Во-вторых, можно отметить следующую проблему российского федерализма - так называемая «русская» проблема. С точки зрения ее воздействия на федерализм, можно отметить следующие ее проявления: ухудшение общего психологического самочувствия русских, ослабление их традиционной межэтнической толерантности и усиление проявлений ксенофобии, а также опасность использования подобных настроений экстремистскими националистическими группами.

В-третьих, невозможно не обратить внимание на следующую проблему - использование западных моделей построения федерализма. Вредоносной для российской цивилизации является и внедренная в российскую правовую действительность модель федерализма западного происхождения.

В литературе признается, что при построении федеральной модели России «готовые рецепты» черпались из западных источников, но сам федерализм утверждался как некая альтернатива западной государственности и отражение некоей самобытности России, идеи федерализма в ней имеют совершенно иной смысл.

Получается, что федерализм в Европе – модель новой интеграции, а в России – модель дезинтеграции, уничтожения суверенитета. Именно поэтому российский федерализм как одна из теорий государственного строительства принципиально отличен от федерализма европейского, хотя и пользуется его терминами и аргументами.

Таким образом, можно сделать определенные выводы о том, что перечисленные и охарактеризованные проблемы - это далеко не весь перечень проблем современного российского федерализма. Но учитывая ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в нашей стране, особо яркой, на наш взгляд, стоит проблема так называемого «русского федерализма». Отсутствие толерантных настроений постепенно проникает к нам через все сферы общественной жизни – СМИ, систему образования, духовно-культурную сферу, политические партии, различные общественные объединения и т.д. Население страны становится нетерпимее к жителям многих субъектов нашего государства, высмеиваем их национальные особенности, культуру, а порой и относимся враждебно, разжигая конфликты и межнациональную рознь. Разумеется, все перечисленное лишь верхушка айсберга, сама проблема скрыта гораздо глубже, и здесь стоит уже задача государства попытаться урегулировать эту ситуацию не методами принуждения, а методами убеждения, искоренив шовинистическую пропаганду.


Также хотелось бы обратить внимание на уровень правовой безграмотности у нас в стране. К сожалению, множество жителей даже не знают отличие федерализма от федерации. Хотя, бесспорно, одно без другого существовать не могло и не может.

Однако хотелось бы верить, политические деятели смогут осуществить избранную государством политику и донести её в народ, так как согласно Конституции Российской Федерации «единственным источником власти является ее многонациональный народ».

3. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

3.1. Конфедерация

В рамках государственного устройства конфедерацию рассматривают в этих случаях, если речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств [18].

Ф. Эмарока дает понятие конфедерации, которое сложилось в западноевропейской науке. Автор отмечает, что с XIX века образования, создаваемые для достижения общих целей стали называться конфедерациями. Конфедерация представляет собой «ассоциацию двух и более суверенных государств, в которых суверенитет членов сохраняется» [19]. Автор также отмечает следующее, что к конфедерациям следует относить все виды объединений государств: унии, альянсы, союзы и т. д. Другими словами все то, что объединяется в термин «международные организации».

Несмотря на то, что конфедерация исторически является едва ли не самой первой формой объединения государств, взгляды авторов, которые занимались ее изучения, разнятся и довольно сильно. Думается, что в причины расхождения взглядов во мнении кроется, во-первых, от подхода, который использовался при характеристике конфедерации. Подходы могут быть государственно-правовым или международно-правовым. Во-вторых, от тех взглядов, которые господствовали в тот или иной промежуток времени. Несмотря на споры, на современном этапе в учебной и научной литературе утвердилось мнение, которое определяет конфедерацию как союз государств.

На основании этого можно сделать вывод, что это форма межгосударственного объединения, а не форма государственного устройства, хотя такое смешение понятий ещё встречается в литературе [20]. При этом, конфедерация является международно-правовым образованием с наличием черт государственности, что видно при рассмотрении ее признаков.


Невозможно не согласиться с Ю. А. Тихомировым, который в качестве основных черт конфедерации называет договорную основу ее образования, свободу выхода, отсутствие первичного суверенитета объединения [21].

Наряду с этими признаками конфедерации можно назвать также право свободного выхода из конфедерации и право отказа в признании или отказа в применении актов союзной власти. Органы конфедераций, которые принимают нормативно-правовые акты, которые чаще всего носят рекомендательный характер. Такие акты приобретают общеобязательное значение после того, как их одобрят члены конфедерации.

Исходя, из вышесказанного можно сделать вывод, что конфедеративная форма межгосударственного устройства представляет собой объединение государств. Объединение государств происходит, как правило, на договорной основе, с целью достижения экономических, политических, социальных и др. целей. Цели объединения государств могут носить как временный или постоянный характер. В конфедерации создаются органы управлении, которые необходимы для того чтобы достигнуть поставленных целей. Данные органы управления имеют право издавать нормативные акты, а также принимать управленческие решения.

Признаки, которые обычно выделяют, в литературе обоснованно считаются универсальными. Такими признаками является отсутствие общих законодательных, судебных, исполнительных органов, отсутствие своей конституции, единого гражданства, единой армии, денежной системы, а также налоговой системы. Но в настоящее время представленные признаки не находят подтверждения на практике.

Так, например, в Европейском Союзе, который имеет конфедеративные элементы, в дополнение к национальному введено гражданство ЕС. Что касается ближайшего будущего, то планируется создание валютно-финансовой системы, а также общей обороны.

Безусловно, невозможно не отметить, что столь высокая степень интеграции различных государств во многом способствует сближению конфедерации и федерации. Введение гражданства, которые закреплено Маастрихтским договором, правомерно назвать беспрецедентным шагом в истории, как института гражданства, так и межгосударственных структур[22]. Настоящая тенденция нашла свое место и при создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь. Глава II, прописанная в Договоре о создании Союзного государства полностью посвящена вопросу единого гражданства. Согласно ст. 14 договора закрепляется то, что граждане государств участников одновременно являются гражданами Союзного государства [23].


Конфедерация, которым удалось сохранить суверенитет практически в полном объеме, в истории встречались сравнительно редко. Конфедерацией до 1918 г была Австро-Венгрия, Швеция и Норвегия до 1905 г. Соединенные Штаты Америки с 1781 по 1789 г., Швейцария в период с 1815 по 1848 г. Что касается попыток создания конфедераций, то они предпринимались в различных регионах мира и в XX столетии. Одной из них была Сенегамбия, которой удалось объединить в 1982 г. два государства — Гамбию и Сенегал — в конфедеративный союз. Просуществовала конфедерация недолго и распалась через несколько лет. Аналогичная ситуация постигла Объединенную Арабскую Республику в 1961 . Данная конфедерация, была создана Египтом и Сирией в 1958 г.

На основе опыта конфедераций можно предположить, что эта форма государственного устройства ведет к полному распаду союза, либо является переходной, либо к федеративной форме государственного устройства. Зачастую совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, под воздействием разных причин она теряет равновесие, необходимое для ее сохранения[24].

На основании представленного материала анализа литературы можно выделить характерные черты, которые характеризуют конфедеративную форму государственного устройства

1. Конфедерация образуется на основе соответствующих договоров. Первая общенациональная конституция США была договорной. Для ее ратификации требовалось согласие всех американских штатов.

2. Субъекты, которые образуют конфедерацию, имеют право свободно из нее выйти. Что касается попытки сецессии в федерации, то это расценивается как мятеж, выход из состава конфедерации означает только расторжение договорной связи с союзом.

3. Суверенитет в конфедерации принадлежит государствам, входящим в ее состав. Ни одни решения не обладают силой, если это не согласованно с субъектами конфедерации. Конфедерации лишены суверенной власти над своей территорией и населением, поскольку суверенитет конфедераций не признается и международным правом. поскольку Международные договоры с конфедерациями заключались, главным образом, для решения вопросов войны и мира, а также носили ограниченный характер.

4. Предметы ведения конфедерации включают в себя небольшой круг вопросов. В первую очередь основу составляют вопросы войны и мира, внешней политики, формирования единой армии, общей системы коммуникаций, разрешения споров между субъектами конфедерации. Расширение вопросов, как правило, возможно только после согласия всех государств, которые входят в состав конфедерации.